Крутицкое подворье ремонт 2021

Москвич

Крутицкое подворье начали белить — но зачем?

В группе «Москва — та!» в фейсбуке появились свежие фотографии текущей реставрации (она идет уже несколько лет). Подпись: «Крутицкое подворье начали белить».

Уже многие годы Крутицкое подворье, уникальный памятник XVII-XIX века (на территории есть поздние постройки), узнается по красному кирпичу. Не зря на дворце крутицких митрополитов висит табличка, напоминающая о кропотливой реставрации в советские годы: «Великому реставратору радетелю русской культуры П. Д. Барановскому». Именно под его руководством более тридцати лет восстанавливали подлинный облик Крутицкого подворья.

«Барановский реставрировал подворье и, если бы предусматривался белый цвет, то так и сделали бы. Но весь ансамбль из красного кирпича с белокаменными узорами. Как можно тут что-то белить? Кому в голову пришло?», — задаются вопросом в группе «Архнадзор».

Не добавляют ясности и некоторые архивные фотографии: на кадрах 1882-1900-х годов Успенский собор на Крутицах действительно белого цвета. Неужто здесь история как с Бабаевской фабрикой, которую решили покрасить в исторический зеленый цвет?

Нет, красный кирпич, который и был изначально, останется — все согласовано с Мосгорнаследием. Работы идут на пристройке к Успенскому собору — приделе Сергия Радонежского. Так как пристройка относится к более позднему времени, ее восстанавливают в соответствии с тем, как было исторически.

Так что сначала белая обмазка, потом покраска в терракотовый цвет — при реставрации Петра Барановского все делали точно так же.

Источник

Председатель ФХУ ознакомился с ходом работ по реставрации храмов Андреевского монастыря и Крутицкого подворья

18 декабря 2020 года в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон и наместник обители епископ Дмитровский Феофилакт провели рабочее совещание по вопросам реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Андреевский монастырь — церковь Воскресения в Пленницах, 1689-1703 гг.», расположенного по адресу: г. Москва, Андреевская наб., д. 2, стр. 1.

В выездном совещании приняли участие заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления архимандрит Герасим (Шевцов), директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Александр Троицкий, другие ответственные лица.

Реставрационные работы финансируются в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы.

В 2020 году проводились работы по реставрации интерьеров подвала и полуподвала (подклета) храма Воскресения Христова в Пленницах. Выполнялись работы по устройству полов с частичной заменой напольного покрытия, реставрация кирпичной кладки стен и сводов с последующей отделкой, воссоздание и установка столярных оконных и дверных заполнений.

Председатель Финансово-хозяйственного управления и наместник обители проинспектировали ход реставрационных работ, которые близки к завершению, высказали свои замечания.

Ранее, в 2019 году, по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы была произведена реставрация интерьеров основного храма и галереи, реставрация завершения храма (главка, крест, подкрестное яблоко, конус), воссоздание окон четверика и алтарной части. Епископ Парамон также оценил выполненные работы.

В тот же день на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крутицкого подворья, XVII-XVII вв., архитекторы XVII в. О.Д. Старцев, Л. Ковалев» епископ Парамон и настоятель подворья епископ Истринский Серафим провели рабочее совещание по вопросам реставрации этого памятника церковной архитектуры.

В выездном совещании приняли участие: архимандрит Герасим (Шевцов); помощник настоятеля подворья протоиерей Сергий Шастин; помощник настоятеля по реставрационным работам по Успенскому собору В.Н. Дегтерев; главный инженер ООО «СтройГрад» А.В. Лотоцкий; начальник ПТО — ООО «РСК «Гефест» Ю.М. Калистова (по Крутицкому надвратному терему); начальник участка ООО «РСК «Гефест» А.Н. Хадускин; ректор, профессор Российской академии живописи, ваяниях и зодчества И.И. Глазунов; руководитель проекта ООО «Центррегионстрой» А.Б. Прозова; художник-реставратор, монументалист ООО «Центррегионстрой» Д.С. Хохлова; начальник отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Е.Г. Инасаридзе; архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Н.А. Васильева; представители подворья и подрядных организаций, другие ответственные лица.

Кураторы побывали в Успенском соборе, зашли в верхний храм, поднялись на леса у стен Крутицкого надвратного терема. Леса закрыты контуром, утеплены и отапливаются, чтобы можно было реставрировать изразцы в зимний период.

В ходе выездного совещания участники обсудили вопросы и проблемы, связанные с реставрационными работами на объектах подворья.

Крутицкое Патриаршее подворье — исторический архитектурный памятник, ведущий свою историю с 1272 года. Именно тогда благоверный князь Даниил Московский, сын благоверного великого князя Александра Невского, основал здесь мужской монастырь. Крутицкий архиерейский дом служил резиденцией Крутицких митрополитов — местоблюстителей Патриаршего престола.

В настоящее время за счет средств федерального бюджета проводятся ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе и надвратном тереме, разрабатывается проектная документация для дальнейшей реставрации храма Воскресения Словущего с Никольским приделом и домовой крестовой церкви епископов Сарских и Подонских, 1498 г., XVII в.

Собор Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней входит в ансамбль памятников архитектуры Крутицкого архиерейского дома. По государственному контракту 2019-2021 гг. в Успенском соборе реставраторы ООО «Стройград» выполняют работы по устройству отсечной гидроизоляции, реставрации и воссозданию кровли и стропильной системы апсид, реставрации фасадов южного придела и северной обходной галереи, частичной реставрации фасадов, воссозданию входного северного крыльца, реставрации кирпичной кладки барабанов главок. Помимо этих работ, запланирована дальнейшая реставрация собора.

Финансирование реставрационных работ на этом объекте из федерального бюджета осуществляется с 2015 года. В 2015 году специалисты Реставрационно-строительной компании «Архитектурное наследие» разработали проект реставрации собора с западным крыльцом, включая проект инженерного оборудования. В 2017 году ООО «Межрегионреставрация» проведены ремонтно-реставрационные работы по отсечной гидроизоляции фундаментов, замене кровли над южным приделом и над притвором церкви, по реставрации подпольной части нижнего придела (Петропавловский храм). В 2018 году ООО «Промпроект» была выполнена частичная реставрации фасадов церкви, воссоздание и реставрация оконных и дверных блоков, работы по реставрации белокаменных полов (с частичной заменой) в Петропавловском храме, также в нем были заменены окна. В 2019 году ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» доработана проектная документация по реставрации монументальной живописи.

«Крутицкий надвратный терем. Стена-переход» (1681-1694) — уникальный памятник русского зодчества, предназначен для прохода священнослужителей из соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Митрополичьи палаты и в храм Воскресения Словущего.

В 2019-2020 гг. специалисты Реставрационно-строительной компании «Гефест» выполнили реставрационные работы по керамическим изразцам на галерее, противоаварийные работы на фресках Святых врат. В настоящее время подрядчики ведут работы по усилению фундамента и стен, замене перекрытия второго этажа, замене изношенной черепичной кровли, по реставрации белокаменных колонн, устройству водостока с кровли, обустройству отмостки. Работы планируется завершить в 2021 году. По государственному контракту 2020-2021 гг. ООО «ЦентРегионСтрой» также выполняет работы по реставрации керамических изразцов и реставрации живописи.

Реставрация объекта за счет средств федерального бюджета осуществляется с 2013 года. В 2013 году специалистами ООО «РСК «Архитектурное наследие» была разработана научно-проектная документация для дальнейшей реставрации объекта культурного наследия. В 2017-2018 гг. мастера ООО «Домострой» отреставрировали поверхности из белого камня (цоколь и декоративные элементы), кирпичные поверхности (стены, колонны и декоративные элементы), выполнили работы по реставрации штукатурки, воссозданию металлических ворот и калитки методом кузнечной ковки, провели расчистку и тонировку мест утрат красочного слоя части художественных керамических изразцов, а также работы по воссозданию деревянных дверных заполнений. В 2018 году ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» в рамках государственного контракта доработало актуальные проектные решения, были проведены комплексные научные исследования, разработаны рабочие чертежи, методика по воссозданию живописи. В 2018 году АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» продолжило работы по реставрации керамических изразцов с воссозданием и обжигом недостающих деталей.

По материалам сайта Финансово-хозяйственного управления

Московская городская епархия

Читайте также:  Ремонт компрессора для отбойных молотков

Источник

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Темы в материале

Поделиться

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Согласован проект реставрации Воскресенской крестовой и домовой церкви с Никольским приделом в центре столицы, сообщил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Храм расположен на ул. Крутицкая, д. 17, стр. 2 в Таганском районе столицы. Это объект культурного наследия федерального значения, который входит в ансамбль Крутицкого Подворья, XV-XVII вв.

Проект реставрации предполагает масштабный комплекс работ по фасадам и интерьерам церкви.

«Воскресенский храм в Крутицком подворье – уникальный памятник сразу нескольких эпох: XV век сохранился в уровне белокаменного подвала, XVI век – в уровне подклета, к XVII веку относится верхний этаж, а к XVIII веку – окна ризницы и усыпальница епископа Иллариона. Облик церкви вобрал в себя элементы четырех строительных периодов, поэтому для прихожан сохранят возможность видеть фрагменты подлинной кирпичной кладки разных времен. Все работы пройдут под контролем Мосгорнаследия», – сказал А. Емельянов.

По его словам, основная цель – провести реставрационно-консервационные работы, направленные на сохранение памятника, и приспособить здание для современного использования.

Проект предполагает замену ржавых кровель, раскрытие и реставрацию белокаменных окон подвала, кирпичной и белокаменной кладки фасадов, крылец.

Специалисты разберут деревянный тамбур, искажающий исторический облик памятника, и ликвидируют намокание восточной стены храма.

В каждом помещении запланированы работы по интерьерам. В подвале выполнят гидроизоляцию стен и столбов, раскрытие заложенных окон, реставрацию белокаменной кладки, сводов, стен и столбов.

Реставраторы уберут лестницу, загромождающую проход, и восстановят над ним цилиндрический свод из кирпича. В склепе Иллариона отреставрируют и установят в нишу на южной стене плиту-эпитафию.

На первом этаже (подклет) уложат полы, изготовленные по историческим образцам, на южной стене раскроют заложенное окно, все стены, столбы и своды расчистят от загрязнений.

По фотографиям 1900 года восстановят и разместят на южной и северной стенах четыре памятные доски о захоронении здесь епископов Евфимия, Симона, Досифея и митрополита Геласия.

На втором этаже в помещении церкви отреставрируют пол, заменят все двери, чтобы максимально приблизить их облик к историческим образцам. Стены, своды и откосы расчистят и побелят.

Помимо этого, все деревянные элементы будут зачищены и пропитаны антисептиками, металлические элементы очистят от ржавчины и покроют антикоррозийным составом.

«Памятник после реставрации планируется использовать по первоначальному назначению. Наверху будет домовая церковь на 50-60 человек. На первом этаже, в помещении казны, расположится постоянная экспозиция, посвященная истории Крутицкого подворья, совмещенная с местом проведения духовных бесед, собраний, чаепитий на 15-20 мест. В северной и западной галереях – продолжение экспозиции истории Крутиц с входом в усыпальницу архиереев. В белокаменном подвале ХV века разместят археологические находки, надгробные плиты, архитектурные детали убранства зданий, керамику, изразцы, найденные на территории Крутиц», – отметил А. Емельянов.

Читайте также:  Kit diy лбп сборка ремонт

Напомним, ранее храм был кафедральным собором. Об этом свидетельствует наличие в нем усыпальницы Крутицких архиереев с их захоронениями начиная с 1499 года.

В 1516 году Епископ Досифей в старом белокаменном подвале «заложил камену церковь Успения Святыя Богородицы на Крутицах» с подклетом, Никольским приделом и архиерейской усыпальницей под ним.

Информационная служба портала Стройкомплекса

Источник

Крутицкое подворье

Крутицкое подворье – древнейшее сооружение из сохранившихся в центральной части Москвы; оно пережило самые драматичные периоды российской истории. Монгольское иго и Смутное время, войны и революции, годы Советской власти и новая Россия – главные вехи, определившие создание подворья и его состояние в разные эпохи. Исторический памятник известен немногим; посетившие святыню обретают незабываемые впечатления.

Здесь расположены пятиглавый Успенский собор с колокольней, уникальный изразцовый терем (охраняемый ЮНЕСКО) над парадным входом, крытая галерея между зданиями.

Палаты митрополита с парадной лестницей – еще один замечательный объект. Еще несколько палат имели различное назначение.

Крутицкое подворье — древнейший период

История появления подворья относится к периоду владычества Золотой Орды – времени безоговорочного подчинения Московского и других русских княжеств монгольским завоевателям. Разбив княжеские войска на реке Калке в 1223 году, к 1242 году монголы прекратили военные действия, не вмешивались во внутренние дела и довольствовались собираемой данью и подношениями князей. Покориться ханам были вынуждены такие выдающиеся личности, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

Ханы Золотой Орды, захватив в рабство множество русских людей, тем не менее лояльно относились к верованиям нашего народа. В столице монголов Сарае (в нынешней Астраханской области) официально была создана православная епархия; разрешения добился в 1261 году Александр Невский; подношения ханам он возил регулярно, в итоге был отравлен в одном из визитов. Князь Даниил Московский подарил епархии землю под строительство подворья на круче берега реки Москвы, в 1272 году был освящен первый храм – Петра и Павла.

Кирпич в эти времена уже был известен на Руси, однако использовался сначала без обжига и не имел достаточной прочности и долговечности. Это обстоятельство, а также разрушения при военных конфликтах привели к тому, что до современности строения подворья дошли в исполнении уже XV – XVI веков. Именно тогда Крутицкое подворье обрело состояние, в котором его можно видеть в наши дни.

Расположение подворья вблизи главных сухопутных дорог и водной артерии было благоприятным для процветания. Теряющая могущество Орда позволила епископу Сарскому и Донскому Вассиану перенести официальную резиденцию в Крутицкое подворье; титул его отныне стал – епископ Крутицкий. Длительное время крутицкие владыки были помощниками митрополита русской церкви; после обретения независимости от Константинополя и учреждения сана Патриарха они сами получили сан митрополитов.

На сооружение московского Кремля, уже после избавления Руси от монгольского ига, был приглашен архитектор из Италии Фиораванти, построивший в первую очередь фабрику по производству обожженного кирпича в 1475 году. Происходило это в царствование Ивана III, к тому времени уже не просто великого князя Московского, а Государя всея Руси.

Стены из такого материала имели отличный внешний вид и не нуждались в оштукатуривании; каменных дел мастера искусно обрабатывали кирпичи, отделывая здания фигурными деталями.

Сохранившиеся сооружения Крутицкого подворья

Резиденция митрополитов – Патриаршие палаты выстроены на месте первоначального варианта Успенского собора при митрополите Павле, во второй половине XVII века. Двухэтажное здание оборудовано для входа парадной лестницей в покои владыки, а на первом этаже расположены хозяйственные помещения.

Ступени сооружены из блоков натурального камня; мощные колонны, арочные перекрытия и своды – кирпичные, сложенные на известковом растворе. Солидность сооружения смягчается переменным сечением колонн, то квадратных, то круглых; выступы и переходы разнообразят облик входной группы. Поднявшись по лестнице можем осмотреть внутренне убранство храма.

В то же самое время, что и резиденция митрополитов, построен и новый Успенский собор – главное здание Крутицкого подворья. Пятиглавый православный храм увенчан куполами с блистающими крестами на них; один из малых куполов башенки при входе оборудован флюгером, показывающим направление ветра.

Парадная лестница особенно эффектно выглядит при осмотре сбоку – можно охватить взглядом масштаб и основательность сооружения. Пролеты снизу поддерживаются опорными полуарками, арки перекрывают широкие проемы между оголовками колонн. Арки, но уже декоративные, украшают и верхнюю часть основного четырехугольного корпуса здания храма.

Внешняя сторона древнего здания и вход в подворье находятся на городской улице с жилыми домами; среди них остались обитаемые до сих пор жилища постройки XIX века. Подворье выгодно отличается от более поздней застройки разнообразием архитектурных форм и нестандартной отделкой. Дыханием старины веет вблизи оригинальных зданий.

Покрытый рубероидом дощатый помост – не исторический объект, это укрытие фундаментов второго парадного крыльца. Сохранение опор свидетельствует о намерениях по его восстановлению.

Наиболее примечательным в ансамбле Крутицкого подворья является изразцовый терем, возвышающийся вторым этажом над входными воротами. Плитки, покрытые с лицевой стороны рисунками и защищенные стекловидным покрытием – глазурью известны со времен древнего Египта и Вавилона. Долговечность и износостойкость изразцы приобретали в процессе обжига. Ко времени строительства сохранившихся зданий подворья такие изделия появились и на Руси; именно они были первыми образцами кафельной плитки – одного из наиболее распространенных ныне отделочных материалов.

Терем соединен с митрополичьими палатами высокой стеной; на уровне второго этажа оборудована крытая проходная галерея между названными зданиями. Таким же переходом терем соединяется с собором; образуется единый ансамбль, для перемещения по зданиям разного назначения не нужно было выходить из них.

Читайте также:  Где проводится технический ремонт сизод

Изразцами покрыт фасад терема со стороны внутреннего двора; бирюзовый оттенок смотрится особенно выразительно на фоне красного кирпича остальных строений ансамбля. В древней Руси терема строились с давних времен, сначала из дерева; обычно они были местом проживания женской половины боярских семейств. Большие окна и возвышенное расположение делали терема пригодными для рукоделия из-за хорошей освещенности, даже называли их светелками либо светлицами.

Впрочем, и основной строительный материал сооружений Крутицкого подворья – красный кирпич выглядит достаточно интересно. Красиво уложенный и дополнительно обработанный умелыми мастерами, он позволял создавать настоящие шедевры.

Украшения оконных проемов, детали опорных и декоративных колонн требовали кропотливого труда; теперь плодами творчества могут любоваться многие поколения.

Реставрация Крутицкого подворья

Однако за время, прошедшее со времен создания подворья, не могло оставить сооружения в первозданном виде. Износ неизбежно искажал их облик, повреждения были весьма значительными. Реставрационные работы в 50-х годах прошлого века позволили воссоздать прежнее состояние; руководил работами известный специалист Барановский, мемориальная доска в его честь установлена на стене проходной галереи. Работа над подворьем на протяжении десятков лет достойна увековечения.

От основания Крутицкого подворья до масштабной реконструкции прошло около трех веков; вместе с Русью оно было свидетелем значимых исторических событий. Монгольское иго, могущество и ослабление Золотой Орды не закончилось с победой на Куликовом поле в 1382 году. Почти столетие прошло до стояния на реке Угре, закончившегося отходом монголов и полным освобождением Руси.

Эти события Крутицы переживали в деревянном обличье, каменные сооружения построены в конце XVII века, их мы и можем увидеть.

Крутицкое подворье в позднейшие времена

Подворье видело ополченцев Минина и Пожарского, готовящихся к походу на захваченную иноземцами столицу в Смутное время. Далее обитель пережила взлеты и падения; упразднение патриаршества и власть церковного Синода привели к снижению ее статуса. В конце XVIII века была упразднена епархия, митрополиты понизились саном до архиереев. Резиденция была ликвидирована, собор стал приходской церковью; остальные сооружения были переданы военному ведомству.

Здесь размещались солдатские казармы, находилось командование гарнизона города Москвы. Пожар 1812 года значительно повредил все здания подворья; командующий гарнизоном приказал разобрать храм для постройки из кирпича конюшен для лошадей воинских частей. Только вмешательство императора Александра I предотвратило разрушение исторической реликвии. Так сохранились и установленные в кладке поминальные таблички, и другие раритеты.

В XIX веке восстановлением подворья занимались несколько архитекторов, в том числе Тон – создатель храма Христа Спасителя. Некоторые работы производились, но в целом в новое столетие историческая обитель вошла в плачевном состоянии. При большевиках здесь размещалось общежитие столичного военного округа и ряд других учреждений. Положительным моментом была деятельность уже упомянутого Барановского, буквально воскресившего памятник для потомков.

Современное состояние Крутицкого подворья

Работа коллектива Барановского продолжалась с 1950 по 1984 год и имела замечательные результаты. Обновлены купола и кресты, большие работы проведены по восстановлению внутреннего убранства храма и прочих сооружений. Мудрым было решение не менять внешний облик штукатуркой и окраской; кирпичные стены выглядят естественно и величественно.

Не портят картину оставленные без вмешательства реставраторов небольшие участки кирпичной кладки, выкрошившиеся от времени.

Экскурсанты могут оценить степень износа одного из самых прочных строительных материалов, да и работу по восстановлению Крутицкого подворья и ее масштабы.

Передача подворья в лоно церкви, начало регулярных богослужений в Успенском соборе наполнило жизнью старинные постройки. Любознательные посетители и верующие прихожане не мешают друг другу, как и во всех известных религиозных сооружениях по всему миру. Предстоит еще одно благое дело – восстановление колокольного боя. Величественная конструкция ажурной шатровой колокольни привлечет еще большее внимание и почитание, будучи оснащенной колоколами.

Вновь обретенная патриаршая резиденция выполняет не только функции действующего храма и музейного объекта. Здесь расположено по решению Патриарха подразделение церковной администрации РПЦ, занятое работой с молодежью. Соседство совершенно не мешает ни туристам, ни молящимся.

Пять куполов Успенского собора символизируют Спасителя и четверых святителей. Черный цвет медному покрытию придан искусственно; это цвет монашества. Реставраторы использовали такую окраску в память существования на подворье обители монахов в ранний период.

Напротив древнего храма располагаются обитаемые одноэтажные дома. Говорят, что в одном из них проживает нынешний настоятель Успенского собора. Строения также признаны историческими памятниками и находятся под государственной защитой.

На территории Крутицкого подворья существуют памятники событиям Смутного времени. К 400-летию подвига ополченцев Минина и Пожарского здесь в 2012 году был установлен каменный памятный крест поминального назначения. Окончание Смуты является ныне государственным праздником России – днем народного единства.

Есть в подворье и второй памятник этим событиям – мемориальный камень с благодарственным текстом памяти погибшим воинам. Он установлен православной церковью России на месте подготовки воинства ополчения к сражению за Московский Кремль, внешне кажется старше креста, но установлены они одновременно.

Покидая Крутицкое подворье, большинство посетителей оборачиваются, чтобы еще раз взглянуть на замечательный памятник истории. Охрана государства и церковное попечение сохранят его для многих поколений россиян и гостей нашей страны.

Замечательная достопримечательность российской столицы ждет новых желающих ощутить атмосферу далеких веков. Продолжение реставрационных работ сулит появление новых деталей старинного подворья, способных сделать посещение еще более интересным и познавательным.

Источник

Оцените статью