Кто осуществляет ремонт муниципальных унитарных предприятий

Содержание
  1. Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
  2. Бюджетный учет
  3. Кто осуществляет ремонт муниципальных унитарных предприятий
  4. Организация является унитарным предприятием, гарантирующей организацией по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории городского поселения. Оказание дополнительных услуг не указано в уставе унитарного предприятия в качестве одного из видов осуществляемой им деятельности. Однако в нем содержится положение о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не поименованные в его уставе, но соответствующие целям его деятельности. Имеет ли право такая организация на основании возмездных договоров по смете осуществлять деятельность по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме (в тарифах непосредственно эта деятельность не заложена, тарифы на дополнительные услуги конкретно по такому виду деятельности отсутствуют)? Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие осуществлять дополнительную деятельность и брать за это плату по смете, если отсутствуют утвержденные тарифы?

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на ремонт водопроводной сети, переданной в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, должно осуществлять данное предприятие. Вместе с тем муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена субсидия из местного бюджета в соответствии со ст. 78 БК РФ в целях ремонта находящегося в собственности муниципального образования имущества. Возможность предоставления такой субсидии должна быть предусмотрена решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Обоснование вывода:
Права собственника в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному или муниципальному унитарному предприятию, определены положениями ст.ст. 113, 295 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Выполнение работ по содержанию и ремонту такого имущества к числу указанных правомочий собственника не относится. Соответственно, муниципальное унитарное предприятие обязано самостоятельно осуществлять ремонт полученного на праве хозяйственного управления имущества (смотрите, в частности, Апелляционное определение СК по административным делам Архангельского областного суда от 30.11.2015 по делу N 33-6343/2015).
В то же время бюджетное законодательство РФ предусматривает возможность предоставления из местного бюджета субсидии муниципальному унитарному предприятию. Такие субсидии могут быть предоставлены унитарным предприятиям в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии таким юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные (муниципальные) правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны устанавливать в том числе категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Анализ нормативных актов различных публично-правовых образований показывает, что практика субсидирования муниципальных унитарных предприятий распространена достаточно широко, при этом субсидии могут быть предоставлены на различные цели:
— на финансовое оздоровление (предупреждение банкротства)*(1);
— на содержание, модернизацию, капитальный ремонт и восстановление муниципального имущества*(2);
— в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ по ремонту и содержанию объектов коммунального хозяйства*(3), а также в связи с выполнением мероприятий в области коммунального хозяйства*(4);
— на осуществление различных мероприятий, связанных с содержанием муниципального имущества*(5);
— на возмещение затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией имущества, находящегося в муниципальной собственности*(6) и др.
Таким образом, расходы на ремонт водопроводной сети, переданной в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, должно осуществлять данное предприятие. Вместе с тем муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена субсидия в соответствии со ст. 78 БК РФ в целях ремонта находящегося в собственности муниципального образования имущества. Возможность предоставления такой субсидии должна быть предусмотрена решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Читайте также:  Обязательные работы по текущему ремонту

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

29 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Постановление администрации муниципального образования «Славский городской округ» Калининградской области от 14.07.2017 N 1677 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям на погашение кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы и (или) финансовое обеспечение (возмещение) стоимости мероприятий по подготовке к отопительному сезону за счет средств бюджета муниципального образования «Славский городской округ»; постановление Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 08.10.2013 N 4002 «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям муниципального образования город-курорт Анапа из бюджета муниципального образования город-курорт Анапа».
*(2) Постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 23.08.2016 N 811 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Светловский городской округ» муниципальным унитарным предприятиям муниципального образования «Светловский городской округ» на содержание, модернизацию, капитальный ремонт и восстановление муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий».
*(3) Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 07.05.2015 N 1399 «О порядке предоставления из бюджета города Дзержинска субсидий муниципальным унитарным предприятиям, в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ по ремонту и содержанию объектов водоканализационного хозяйства»; постановление администрации Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области от 01.04.2016 N 126 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Родионово-Несветайского сельского поселения в части возмещения затрат по ремонту и содержанию водопроводной сети муниципальным унитарным предприятиям Родионово-Несветайского сельского поселения, осуществляющим деятельность по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении».
*(4) Постановление администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области от 18.10.2016 N 209 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям».
*(5) Решение Совета Савинского муниципального района Ивановской области от 24.07.2014 N 26-р «О порядке предоставления субсидий из бюджета Савинского муниципального района муниципальным унитарным предприятиям, расположенным на территории Савинского района».
*(6) Постановление администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от 25.04.2014 N 405 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям Нязепетровского муниципального района».

Читайте также:  Для слюсаря по ремонту автомобілів

Источник

Кто осуществляет ремонт муниципальных унитарных предприятий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является унитарным предприятием, гарантирующей организацией по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории городского поселения. Оказание дополнительных услуг не указано в уставе унитарного предприятия в качестве одного из видов осуществляемой им деятельности. Однако в нем содержится положение о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не поименованные в его уставе, но соответствующие целям его деятельности.
Имеет ли право такая организация на основании возмездных договоров по смете осуществлять деятельность по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме (в тарифах непосредственно эта деятельность не заложена, тарифы на дополнительные услуги конкретно по такому виду деятельности отсутствуют)?
Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие осуществлять дополнительную деятельность и брать за это плату по смете, если отсутствуют утвержденные тарифы?

Прежде всего отметим, что муниципальное унитарное предприятие (далее также — МУП, предприятие) является коммерческой организацией, однако его правоспособность, в отличие от других видов коммерческих организаций, является ограниченной: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 113 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)). При этом п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать указание не только на цели и предмет, но и на виды его деятельности.
Приведенные нормы позволяют прийти к выводу о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в его уставе. Иными словами, их перечень не может быть открытым. Данный вывод находит свое отражение и в иных нормативных актах. Так, в частности, п. 2.2 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденного приказом МЭРТ РФ от 25.08.2005 N 205, содержит указание на то, что предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные данным Уставом. Аналогичные положения содержатся также в п. 2.2 Формы примерного устава государственного унитарного предприятия Краснодарского края, утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.09.2004 N 571. Помимо этого, с подобным толкованием указанных выше норм соглашается и судебная практика (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 18АП-11780/16).
Таким образом, мы полагаем, что указанное в вопросе МУП не вправе осуществлять какие-либо виды деятельности кроме тех, что прямо названы в его уставе. Тем не менее необходимо также принимать во внимание, что окончательный ответ на вопрос о том, охватывается ли деятельность по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем в многоквартирных домах теми целями и видами деятельности, которые уже поименованы в уставе МУП, может быть дан только по итогам правового анализа данного устава.
В то же время хотим обратить Ваше внимание на то, что наделение унитарного предприятия статусом гарантирующей организации в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» само по себе не названо в законодательстве в качестве основания для запрета данному предприятию заниматься иными видами деятельности, выходящими за рамки функций гарантирующей организации, предусмотренных вышеназванным Законом. Следовательно, при наличии в уставе МУП соответствующих положений осуществление дополнительной деятельности, указанной в вопросе, ему не запрещено.
В свою очередь, деятельность унитарного предприятия, как и любой коммерческой организации, направлена на извлечение прибыли. При этом согласно общим положениям п. 1 ст. 2 и ст. 421 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, понуждение к заключению которого не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Причем предоставление органам местного самоуправления полномочия устанавливать тарифы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) МУП (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), означает, по сути, предоставление таким органам лишь права осуществлять соответствующее регулирование, которым они могут воспользоваться по своему усмотрению.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в тех случаях, когда цены (тарифы, ставки) на какие-либо работы или услуги, выполняемые или оказываемые МУП, не устанавливаются и не регулируются государственными органами или органами местного самоуправления, МУП может самостоятельно согласовать с контрагентом цену таких работ (услуг) в договоре, в том числе составив для определения и детализации этой цены смету.

Читайте также:  Ремонт фотоаппарат canon 600d

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью