- Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?
- Чем занимается такая НКО?
- Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации
- Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД
- Региональный оператор
- Специальный счет
- Кому подчиняется?
- Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?
- Досудебное разбирательство
- Куда жаловаться?
- Необходимые документы и доказательства
- Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?
- Как подать в суд?
- Исковое заявление
- Сроки рассмотрения
- Госпошлина и прочие финансовые траты
- На каком основании могут отказать и что тогда делать?
- 9. Контроль за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности, обеспечение публичности результатов такого контроля
Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?
Фонд капитального ремонта, это не только деньги, которые жильцы собрали для проведения восстановительных работ в своем доме. Под этим термином также понимают и некоммерческую организацию, которая создана конкретно для управления и распоряжения данными финансами.
Капитальный ремонт рано или поздно необходим каждому многоквартирному дому. Поэтому всем собственникам рекомендуется заранее изучить вопрос образования Фонда капремонта и взаимодействия с таковым.
Чем занимается такая НКО?
Фонд капитального ремонта – это некоммерческие организации, которые функционируют отдельно в каждом регионе и являются официально зарегистрированными. Именно эта организация занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в конкретном доме.
Полностью под термином Фонд капитального ремонта понимается вся денежная масса, которая собрана на банковском счету собственниками квартир. Доступ к этим средствам имеют представители ТСЖ и ЖСК. При этом Управляющая компания не имеет права помогать создавать жильцам Фонд капремонта.
Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации
В первую очередь это ст. 170 ЖК РФ, где дано само понятие Фонда капитального ремонта. В 2012 году после принятия Федерального закона 25.12.2012 № 271-ФЗ, Жилищный кодекс был пополнен 9 разделом, в котором подробно указывается все подробности существования Фонда и его формирования.
Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД
Собственники квартир сами могут выбрать вариант формирования Фонда капремонта МКД. Всего есть 2 законных варианта, каждый из которых имеет ряд достоинств и недостатков.
Региональный оператор
Поскольку организация определена как некоммерческая, она создана исключительно для выполнения определенных функций, а не для получения прибыли. Это означает, что все взносы, которые жильцы платят на капитальный ремонт, должны идти в денежную массу, которая будет потрачена четко по обозначенным целям.
Многие собственники считают минусом такой организации тот факт, что деньги идут в копилку не конкретного дома, а всего города и на момент, когда именно данному дому необходимо будет восстановление, накопленных средств может не оказаться. Но организация устанавливает ориентировочные сроки каждого дома и планирование ремонта в своем доме жильцы могут проследить на официальном сайте регионального Фонда Капремонта. Подробно о том, как узнать по адресу, когда планируется капитальный ремонт, читайте в этой статье.
Специальный счет
Если собственники на общем собрании выбрали специальный счет в качестве способа формирования Фонда капремонта, то им придется определить следующие нюансы:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
- кто будет являться владельцем специального счета;
- конкретную кредитную организацию, где спецсчет будет открыт.
При этом кредитная организация должна отвечать определенным правилам. Специалисты советуют выбирать второй способ формирования Фонда капремонта для домов, где ремонт был проведен недавно или новостройкам. Значительное количество времени, которое есть в запасе, поможет накопить собственникам достаточное количество денежных средств на восстановительные работы в будущем.
Кому подчиняется?
Фонд капитального ремонта МКД является самостоятельным органом Исполнительной власти. Подчиняется он Правительству РФ, а на региональном уровне – соответствующему Департаменту. Например, в Москве, это Департамент Капитального ремонта.
Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?
Больше о том, что подразумевает под собой капитальный ремонт и каких видов бывает, читайте тут.
Если у собственников протекла крыша по вине подрядчиков, которые делали в доме ремонт, то выплату всех ущербов, штрафов и компенсаций осуществляет Фонд капитального ремонта. Подробно о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома мы рассказывали здесь.
Если он не сделает это в добровольном порядке, то собственники могут смело идти в суд. Но на первом этапе лучше начать решение вопроса с досудебных разбирательств.
Досудебное разбирательство
Если в доме проведены работы, качество которых собственников не устраивает, то им необходимо в первую очередь выяснить, были ли эти работы капитальным ремонтом. Затем можно подавать жалобы в определенные инстанции.
Куда жаловаться?
Если ответственной организацией за проведением ремонта считается Региональный оператор, то в первую очередь жаловаться нужно ему. Если реакции нет, затем идут следующие организации в порядке обращения:
- Государственная Жилищная инспекция.
- Роспотребнадзор.
- Прокуратура.
Только затем можно идти в суд.
Необходимые документы и доказательства
В первую очередь необходимо составить претензию на некачественный ремонт или его полное отсутствие. В качестве доказательств можно использовать:
- фотографии недоделок или мест, требующих срочного восстановления;
- акты независимых экспертов;
- письменные показания других жильцов;
- видеоматериалы.
Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?
Неважно, в какую организацию составляется претензия. Шаблон примерно одинаков:
- в «шапке» обращения необходимо написать кому адресована претензия;
- контактные данные заявителя;
- название документа «Жалоба»;
- подробный текст с описанием проблемы, здесь важно как можно больше доказательств и деталей;
- просьба об устранении проблемы или проведении проверки (зависит от того, куда обращена жалоба);
- дата и подпись заявителя;
- список документов, прилагающихся к жалобе, в том числе и доказательных.
Жалобу можно подать лично, с помощью заказного письма через почту, а также через Интернет на официальном сайте организации, куда обращена жалоба. Срок реагирования на жалобу – 30 дней с момента подачи заявления. Если реакции нет – можно смело обращаться в следующую инстанцию вплоть до суда.
Как подать в суд?
Если досудебные разбирательства не принесли успеха, то собственники квартир имеют полное право обратиться с исковым заявлением в суд.
Исковое заявление
Иск должен содержать следующую информацию:
- Указать свои Ф. И. О, а также уточнить, что истец является собственником квартиры по определенному адресу.
- Указать, что нарушены права потребителя. В таком случае необходимо будет доказать, что денежные средства на оплату фонда капитального ремонта вносились регулярно.
- Подробно описать проблему, привести доказательства вины Фонда капремонта.
- Выставить требования по возмещению материального, морального и физического вреда от действия или бездействия регионального оператора.
Сроки рассмотрения
Общий срок рассмотрения дела в суде не должен превышать 2 месяца. Это указано в Гражданско-процессулаьном кодексе ст. 157. За это время представители суда должны рассмотреть заявление и вынести решение. Если истца это решение не устраивает, он может обратиться в высшие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда.
Госпошлина и прочие финансовые траты
Подавать в суд это не только хлопотное дело, но и финансово затратное. Но в данном случае речь идет о делах по защите прав потребителя. Если сумма иска о защите прав потребителя меньше 1 млн рублей, то госпошлина не оплачивается в соответсвии с ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ.
На каком основании могут отказать и что тогда делать?
Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.
Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.
Источник
9. Контроль за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности, обеспечение публичности результатов такого контроля
9. Контроль за работой регионального оператора
в части организации проведения им капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах, а также в части
финансового контроля деятельности, обеспечение
публичности результатов такого контроля
9.1. При установлении нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка контроля за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности и определении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям, субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать, что в соответствии:
с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением региональным оператором обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, относится к государственному жилищному надзору, осуществляемому органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493;
с частью 3 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за использованием региональным оператором средств регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований осуществляют органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
с пунктом 1 части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
с пунктом 8 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса контроль за целевым расходованием региональным оператором денежных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, уплачиваемых на счет (счета) регионального оператора, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется в соответствии с порядком осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определяющим также порядок осуществления контроля за целевым расходованием и обеспечением сохранности средств на специальных счетах.
9.2. В целях усиления контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям субъектам Российской Федерации рекомендуется возложить контроль за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности регионального оператора, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта (далее в настоящем разделе Методических рекомендаций — уполномоченный орган).
9.3. Субъектам Российской Федерации при установлении нормативным правовым актом порядка контроля деятельности регионального оператора рекомендуется определить:
полномочия уполномоченного органа по контролю за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора;
порядок координации действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими проверок деятельности регионального оператора;
порядок информационного обмена между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля.
9.4. В отношении контроля уполномоченным органом работы регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах рекомендуется определить осуществление контроля за:
выполнением региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, фонды капитального ремонта которых формируются на счете (счетах) регионального оператора, в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, краткосрочным планом ее реализации;
полнотой и своевременностью осуществления региональным оператором действий, обеспечивающих реализацию региональной программы капитального ремонта;
соответствием указанных действий регионального оператора требованиям, установленным федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
9.5. В части финансового контроля деятельности регионального оператора, осуществляемого уполномоченным органом, рекомендуется определить осуществление контроля за соблюдением установленных требований к:
размеру предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;
обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора в отношении объема средств, расходуемых региональным оператором на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, из средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде;
порядку и условиям размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора;
порядку и срокам перечисления денежных средств в размере фонда капитального ремонта на специальный счет;
своевременности и полноте расчетов регионального оператора по договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
9.6. В целях обеспечения осуществления уполномоченным органом контроля за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора, рекомендуется установить ежеквартальное предоставление региональным оператором отчетов в электронном виде, установив уполномоченным органом сроки и форму их предоставления.
9.7. Решение о проведении плановой проверки рекомендуется принимать уполномоченным органом и направлять региональному оператору в сроки, определенные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 8 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации. К решению о проведении проверки рекомендуется прилагать программу проведения проверки, содержащую перечень вопросов, являющихся предметом проверки, информацию о составе лиц, уполномоченных на проведение проверки, и сроках проведения проверки.
9.8. Внеплановые проверки могут проводиться на основании заявлений, поступивших из правоохранительных органов, или решения попечительского совета, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9.9. По результатам проверки рекомендуется оформлять письменный акт проверки, в котором целесообразно отражать вопросы, являющиеся предметом проверки, выявленные нарушения, предложения о мерах, которые должны быть приняты в целях устранения и предотвращения нарушений, в том числе в части привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
9.10. Рекомендуется позицию регионального оператора по акту проверки направлять в уполномоченный орган в сроки, определенные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 8 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации и исчисляемого со дня рассмотрения акта проверки.
9.11. В целях обеспечения публичности результатов контроля деятельности регионального оператора субъектам Российской Федерации рекомендуется установить нормативным правовым актом требования к составлению и опубликованию на официальном сайте в сети Интернет уполномоченного органа годового отчета о результатах контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и финансового контроля деятельности регионального оператора в пределах предоставленных уполномоченному органу полномочий по контролю.
9.12. Помимо размещения годового отчета регионального оператора, в соответствии со статьей 187 Жилищного кодекса Российской Федерации, рекомендуется предусматривать дополнительные требования о раскрытии информации о деятельности регионального оператора, в том числе размещение на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечение открытого доступа любому заинтересованному лицу к:
любого рода отчетам, подготавливаемым региональным оператором в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы капитального ремонта многоквартирных домов или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
информации о решениях, принимаемых попечительским советом и правлением регионального оператора;
информации о результатах проверок деятельности регионального оператора.
9.13. Субъектам Российской Федерации в целях обеспечения соответствия деятельности региональных операторов установленным требованиям рекомендуется:
при утверждении сметы расходов на содержание регионального оператора и оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора учитывать необходимость формирования в штатном расписании регионального оператора подразделения по обеспечению внутреннего контроля;
обеспечить создание и внедрение региональными операторами системы внутреннего контроля;
установить периодичность рассмотрения отчетов по внутреннему контролю на заседаниях попечительского совета регионального оператора не реже одного раза в год.
9.14. Субъектам Российской Федерации рекомендуется установить периодичность рассмотрения отчетов о деятельности регионального оператора на заседаниях высших исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год. При рассмотрении соответствующих отчетов рекомендуется привлекать представителей уполномоченного органа, других государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью регионального оператора и проводивших за отчетный период соответствующие проверки, а также представителей общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих общественный жилищный контроль.
Источник