Кузовной ремонт страховых авто

Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки «развода» автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2021 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: «Извольте доплатить!»

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. «Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. » — говорят представители сервиса.

«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Читайте также:  Машины ремонт тнвд дизель

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2021 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

Источник

Автобизнес / Колонка AkzoNobel

Кузовной ремонт по ОСАГО может быть прибыльным

Российские страховщики бьют тревогу: многие автосервисы отказываются ремонтировать автомобили в рамках нового закона о натуральном возмещении по ОСАГО. Реформа, пролоббированная участниками страхового рынка, испытывает проблемы. Своим опытом работы в направлении ремонтов по ОСАГО делится руководитель технического центра «Волин» Ольга Селезнева

Главная причина сложившейся ситуации с ремонтом по ОСАГО – это заниженная стоимость запчастей в справочнике, предложенном Российским союзом автостраховщиков (РСА) по Единой методике, утвержденной Центробанком.

Новый закон о приоритетном ремонте транспортных средств, пострадавших в ДТП, предусматривает отказ в большинстве случаев от денежных выплат при возмещении убытка. Натуральное ОСАГО должно сократить убыточность «автогражданки», которую страховые компании связывают в первую очередь с активизацией недобросовестных юристов-посредников, которые отсуживают у страховых компаний большие суммы. Это делает направление для страховщиков нерентабельным.

Чтобы направить автовладельца на ремонт, страховая компания должна заключить со станцией техобслуживания договор на определенных условиях. При ремонте автосервису нужно использовать только новые запчасти (обратное допускается, но лишь по договоренности с автовладельцем), а находиться он должен не дальше 50 километров от места ДТП или места проживания пострадавшего. Если в аварию попал автомобиль не старше двух лет, страховщик обязан отправить его в сервис официального дилера.

Техцентр «Волин» предлагает клиенту в такой ситуации свой подход. В малярно-кузовном подразделении работают штатные независимые эксперты по оценке ущерба от ДТП. Это дает право специалистам оценить ущерб с точки зрения восстановления кузова, не пропуская важных нюансов.

Если отсутствуют скрытые повреждения, оценка ущерба независимым экспертом производится по акту осмотра страховой компании. В случае скрытых повреждений представителям страховой компании отправляют уведомление о назначении повторного осмотра. При повторном визите независимый эксперт осматривает автомобиль с представителем страховщика. Как правило, проблем с обсуждением норматива ремонта нет. Несогласие возникает в вопросе стоимости запчастей, которые подлежат замене. Цены справочника Единой методики существенно (а иногда в разы) ниже реальных рыночных цен.

В таком случае за основу берется среднерыночная стоимость оспариваемой детали и предоставляется страховой компании. При отказе в выплате или компенсации ремонта клиент обращается в суд.

Тесное сотрудничество с нашим партнером, компанией «Акзо Нобель Автопокрытия», позволяет на регулярной основе повышать квалификацию сотрудников МКЦ. Прохождение тренингов «Натуральное возмещение по ОСАГО», «Активные продажи для мастеров-приемщиков», проведенных нашим партнером, позволяет соблюдать законность во взаимоотношениях между клиентом, страховой компанией и техцентром, а также расширить средний чек и повысить загрузку МКЦ.

Кроме того, в конце 2016 года ТЦ «Волин» стал участником программы пятилетней гарантии AkzoNobel. Это дополнительный аргумент для автовладельцев сделать свой выбор в пользу нашего техцентра. Для страховых компаний в связи с изменениями в законе об ОСАГО важно подтверждение высокого качества ремонта и соблюдение технологий. Эту уверенность как раз и дает программа пятилетней гарантии на ремонтное лакокрасочное покрытие от AkzoNobel.

Читайте также:  Какие существуют виды ремонта пожарных автомобилей существуют

Около года назад мы ввели программу автоматизированного учета и списания материалов Report Manager Pro от AkzoNobel. Она позволяет отслеживать фактический расход всех материалов в реальном времени, существенно снизить затраты и увеличить рентабельность. Большой ценностью работы с компанией «Акзо Нобель Автопокрытия» считаю возможность выполнять квалифицированный ремонт по восстановлению кузова профессионально при небольшой цене.

Несмотря на все трудности, с которыми сталкиваемся в процессе согласования цен на ремонт со страховыми компаниями, мы видим, что в этой области можно и нужно работать. Ремонты по ОСАГО позволяют нам получать прибыль. Также это стало хорошим инструментом для поиска новых клиентов и дозагрузки цеха. И, что самое важное, мы имеем возможность предлагать нашим клиентам высококачественный сервис.

Материал опубликован на правах информационного партнерства

Источник

Инструкция: как отремонтировать машину по ОСАГО

Даже небольшое ДТП — это стресс для водителя. И он не заканчивается после оформления протокола. Дальше нужно обращаться в страховую за компенсацией ущерба по ОСАГО. Рассказываем, как рассчитывается стоимость ремонта, сколько он занимает времени и что делать, если вы не согласны с расчётами.

Как оформить ДТП и обратиться в страховую компанию

Первое, что нужно сделать при аварии — оформить ДТП по европротоколу или через сотрудников ГИБДД, вызванных на место происшествия, и обменяться данными со вторым водителем.

В итоге, по словам директора по развитию страхового бизнеса Сравни.ру Александра Крайника, у вас на руках должны быть:

контакты второго водителя, с участием которого произошло ДТП;

страховой полис и наименование страховой компании второго участника;

европротокол или документ от ГИБДД.

Дальше вы должны известить о ДТП свою страховую компанию и подать такой пакет документов:

заявление о страховом возмещении (пример всегда есть на сайте страховой);

заполненное извещение о ДТП (его заполняют на месте ДТП);

паспорт собственника машины или доверенность;

свидетельство о регистрации автомобиля;

страховой полис ОСАГО (если полис электронный, то ничего не нужно);

постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии (если ДТП оформлено не по европротоколу).

Единый образец заявления о страховом возмещении можно скачать здесь .

Сколько времени это займёт

«После того как все документы собраны и поданы в страховую компанию, она должна в течение 20 дней выдать вам направление на ремонт или принять решение о денежной выплате, — уточняет Александр Крайник. — После выбора способа возмещения (ремонт или деньги) у страховщика будет ещё 30 дней на организацию всего процесса. То есть подбор станции ремонта и длительность ремонта по закону не должны превышать 30 дней, равно как и зачисление денег на ваш счёт».

Таким образом, весь процесс с момента обращения в страховую и до завершения ремонта по закону не должен занять более 50 рабочих дней.

У нас произошла авария, в результате которой у машины пострадало несколько деталей. Каско нет. После наступления страхового случая мы обратились в страховую компанию, они примерно неделю-две рассматривали нашу ситуацию, а затем озвучили нам сумму компенсации, которую готовы выплатить. Страховая предложила нам деньги, но мы ещё неделю подумали и решили, что будем ремонтировать авто по ОСАГО, и они не стали возражать.

Машина 2013 года. Мы обратились в автосервис, который выбирали из списка страховой компании. Там оценщик зафиксировал повреждения, притом обнаружил ещё и скрытые. Информацию обо всём этом снова отправили в страховую компанию. Понадобилось ждать от них ответа ещё 7–10 дней. После положительного решения сервис смог начать закупать для нас детали. Нам сказали, что так как машина не новая, сервис будет искать б/у детали за 49% от стоимости, и это может занять много времени.

Детали закупали 2–3 недели, было не так просто их найти, чтобы уложиться в сумму страхового возмещения. После того как все детали были найдены, мы отогнали машину на ремонт. Там выяснилось, что одна из купленных деталей для ремонта не подходит. Искали новую ещё около двух недель. Сам ремонт занял около недели. Автомобиль отремонтировали хорошо, отлично подобрали цвет двери, никаких претензий к качеству ремонта у нас нет.

Решение ситуации заняло у нас примерно три месяца, но обычно всё быстрее. Мы сами сначала думали, будем ли брать компенсацию или ремонтировать, потом нам привезли не ту деталь и пришлось ждать замены. Машина была готова в конце декабря, но в праздники было неудобно её забирать. В общем, просто так сложилось. А вообще, мне кажется, что в среднем такая ситуация занимает не больше месяца.

Ремонт или деньги

С 2020 года пострадавший больше не может выбирать, что лучше — взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно или направить её на ремонт за счёт страховой. Это решение принимает страховая компания.

«При оформлении заявления на урегулирование клиент может указать, что просит направить автомобиль на ремонт. Но только страховая компания решит, отправлять его в ремонт или выплатить убыток деньгами. Если машине менее двух лет, то страховая компания обязана отправить её на ремонт к официальному дилеру, — поясняет Александр Крайник. — По моему опыту, если машина старая, то нужно просить ремонт, если машина новая, то лучше просить денежное возмещение».

По словам технического директора сети автосалонов Fresh Auto Максима Рязанова, обычно страховые компании заключают договор с организациями, которые занимаются ремонтом и восстановлением автомобилей. К ним и отправляют машины, пострадавшие в ДТП.

Читайте также:  Образец заполнения дефектной ведомости для ремонта автомобиля

«Для владельца авто это не очень выгодная схема: он не может самостоятельно выбрать СТО, контролировать процесс ремонтных работ, а также не может самостоятельно привлечь СТО к ответственности за некачественный ремонт», — говорит Максим Рязанов.

По закону сервис, который выберет страховая компания, должен располагаться не дальше 50 км от дома автовладельца или от места аварии. Если страховщик не может это обеспечить, он должен произвести денежную выплату. А если клиент вдруг получит направление на ремонт за 500 км, он может обратиться к страховому омбудсмену с жалобой.

Чаще всего страховая выбирает ремонт и только в исключительных случаях выплачивает денежное возмещение. По словам руководителя пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анны Уткиной, к исключениям можно отнести ситуации, когда:

машина после ДТП не подлежит восстановлению;

потерпевший водитель получил тяжкий вред здоровью, стал инвалидом или погиб (а также если он имел инвалидность до аварии);

автомобиль старше 6 лет (некоторые СТО, с которыми работают страховые компании, просто отказываются брать на ремонт авто с пробегом более 6–10 лет);

все предложенные страховой СТО находятся дальше 50 километров от места регистрации пострадавшего в ДТП автомобилиста;

цена ремонта составляет более 400 тысяч ₽.

В остальных случаях страховые компании настаивают на ремонте, который будет производиться их сервисными партнёрами.

«В любом случае нелишним будет проверить наличие лицензии у СТО, выполняющей страховой ремонт, и минимальные гарантии на ремонтные работы», — советует Анна Уткина.

Можно ли оспорить решение страховой компании

Оспорить решение можно только через суд. «Единой судебной практики по этому вопросу нет, так что кто-то выигрывает суды, если его автомобиль отправили или не отправили в ремонт, а кто-то их проигрывает», — делится Александр Крайник.

Как рассчитывается размер ущерба

Размер ущерба рассчитывают оценщики на партнёрском СТО. « У автомобиля часто могут быть обнаружены скрытые дефекты, и на них владельцу нужно самому обязательно заострять внимание оценщиков при осмотре. Обычно страховые компании сами оплачивают сбор-разбор автомобиля на партнёрском СТО. Разбор даёт возможность снять, например, бампер и описать повреждения под ним. Такой осмотр будет наиболее полным, а расчёт стоимости ущерба — максимально соответствовать стоимости ремонта », — рассказывает руководитель направления кузовного ремонта FIT SERVICE Владимир Штуккерт .

Максимальная страховая выплата при ущербе автомобилю составляет 400 000 ₽, за вред здоровью и жизни — 500 000 ₽. Расходы свыше этих сумм автовладелец должен будет покрыть из личных средств. Выплаты могут суммироваться (например, если водитель разбил машину потерпевшего и нанёс тяжкий вред его здоровью или произошёл летальный исход, он должен будет заплатить 400 000 ₽ + 500 000 ₽ = 900 000 ₽).

В России действует единая методика, по которой производится осмотр повреждённого автомобиля и расчёт убытка. Итоговая сумма складывается из стоимости работы и стоимости новых запчастей для ремонта из специального справочника Российского союза автостраховщиков (РСА).

« По закону при ремонте по ОСАГО СТО должны использовать только новые детали, причём неважно, оригинальная ли это запчасть от производителя или её дубликат. Поэтому при подсчёте берут самую низкую стоимость новых запчастей, которые продаются в регионе », — добавляет Владимир Штуккерт.

По его словам, владелец авто всегда может проверить верность расчёта на сайте РСА по номеру детали. « Однако здесь может быть погрешность до 10%, суды считают её допустимой. Разница в расчётах может возникать потому, что по кузовным ремонтам, например, нет чётких нормативов », — объясняет Владимир Штуккерт .

Что делать, если вы не согласны с размером выплаты

Бывает, что разница между реальной стоимостью ремонта и той выплатой, которую вам готовы начислить в страховой, составляет несколько десятков тысяч рублей.

«Представим: реальная стоимость восстановительного ремонта составляет 100 тысяч ₽, — приводит пример Александр Крайник. — А по единой методике расчёта выплаты по ОСАГО она составит 90 тысяч ₽. Дальше начинается магия: страховая может не вписать какие-нибудь скрытые повреждения и предложить клиенту к выплате 50–60 тысяч ₽. Если он подпишет документы, то потеряет 40–50 тысяч ₽, которые ему придётся доплатить из своего кармана».

Эксперт советует не подписывать документы — согласия на выплаты, а попробовать договориться со страховой. Если это не помогло и суммы расчётной выплаты (калькуляции ремонта) всё равно не хватает, то нужно потребовать от компании направить машину в сервис для проведения полноценного ремонта за её счёт.

заказать независимую экспертизу (она будет стоить около 7–10 тысяч ₽);

подать в страховую досудебную претензию, приложив результаты экспертизы;

при отказе выплачивать эту сумму — подать в суд.

Такой же порядок действий, если вас направили на ремонт, а сервис просит доплатить, потому что страховая не покрывает всю стоимость ремонта, говорит Александр Крайник.

« Иногда доплатить за восстановительный ремонт просит и сама страховая компания. Но по закону, если стоимость ремонта не превышает установленной страховой суммы по полису ОСАГО в размере 400 тысяч ₽, ничего доплачивать не нужно», — предупреждает эксперт.

Минимальный гарантийный срок на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, составляет 12 месяцев, на остальные виды работ — 6 месяцев. Если в этот период что-то выходит из строя, вы вправе требовать повторного ремонта по гарантии.

Источник

Оцените статью