Лабораторные работы по дисциплине ремонт автомобилей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Ремонт автомобилей»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УССУРИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению лабораторных и практических работ
по дисциплине: «Ремонт автомобилей»

для специальностей:
190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
110301 Механизация сельского хозяйства;
очной и заочной формы обучения

Автор:
Подолько Н.М.: — преподаватель технических дисциплин
Уссурийского аграрного техникума.

Рецензенты:
Колвач А.Н. – преподаватель высшей категории специальных дисциплин ДВТК;
Мошкович Д.В. – преподаватель высшей категории технических дисциплин, зав. кабинетом «Ремонт машин» УАТ.

Аннотация:
методические рекомендации для выполнения лабораторных,
практических работ содержат инструкционно — технологические карты, методические указания к выполнению, а так же примеры выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине — «Ремонт автомобилей» специальность 190604, и дисциплине —
«Техническое обслуживание и ремонт машин», специальность 110306.

Методические указания предназначены для преподавателей, студентов средних учебных заведений преподающих и изучающих данные дисциплины.

1. Общие положения выполнения лабораторно-практических работ. 5
1.1. Требования к студенту при выполнении ЛПР. 5
1.2. Правила выполнения лабораторно-практических работ. 5
1.3. Последовательность выполнения работ. 5
1.4. Оформление отчета. 6

2. Методическое обеспечение выполнения ЛПР. 8
2.1. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 8
2.2. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 9
2.3. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Диагностика технического состояния цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя». 11
2.4. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Диагностика технического состояния цилиндропоршневой
группы автомобильного двигателя». 12
2.5. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Ремонт электрооборудования автомобилей». 14
2.6. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Ремонт электрооборудования автомобилей». 15
2.7. Инструкционно — технологическая карта на выполнение ЛР:
«Проверка и испытание генераторов переменного тока». 17
2.8. Методические указания к выполнению лабораторной работы:
«Проверка и испытание генераторов переменного тока»..18
2.9. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
лабораторной работы: «Диагностика, испытания и регулировки узлов,
агрегатов топливной системы дизельных ДВС».20
2.10. Методические указания к выполнению лабораторной работы:
«Диагностика, испытания и регулировки узлов, агрегатов топливной
системы дизельных ДВС»..21

3. Приложения. 22
3.1. Образец выполнения титульного листа отчета по ЛПР.23
3.2. Пример выполнения практической работы: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 24
3.3. Пример выполнения ПР: «Диагностика технического состояния
цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя». 27
3.4. Пример выполнения практической работы: «Ремонт
электрооборудования автомобилей». 30
3.5. Пример выполнения лабораторной работы: «Проверка и испытание генераторов переменного тока». 33

3.6. Пример выполнения ЛР: «Диагностика, испытания и регулировки
узлов, агрегатов топливной системы дизельных ДВС». 36

Качественная подготовка специалистов не возможна без хорошо организованного, налаженного, продуманного, отлаженного практического обучения. Обучения – обучающего посредством практических действий – производству, в процессе которого, учащиеся закрепляют, пополняя полученные теоретические знания, приобретают основные практические умения и навыки своей будущей производственной работы, уменьшая тем самым адаптационный период перевоплощения учащегося – потребителя в специалиста производственника – производителя. От качества практического обучения в большей степени зависит востребованность, практическая пригодность, нужность, ценность выпускаемых специалистов – руководителей рабочих профессий, будущих профессионалов своего дела, который должен: — сам уметь работать, — показать, как надо работать, — как организовать и выполнять работу. Научить хорошо знать дело, самостоятельно делать дело, правильно, быстро организовать и верно, красиво исполнять – это основные задачи практического обучения, которые складываются из комплекса используемых в учебных заведениях различных форм практического обучения: — и в первую очередь, изначально комплектуются при выполнении лабораторных работ (ЛР), и практических занятий (ПЗ). Практическая пригодность, востребованность специалистов среднего звена, в том числе и техников – производственников, руководителей рабочих профессий полностью зависит от качества практического обучения учащихся средних специальных учебных заведений. В связи с этим, в системе общей подготовки специалистов среднего звена, основное, основополагающее место должно занимать практическое обучение студентов своей будущей профессии.

При ведении практических, лабораторных занятий:
лучшие результаты достигаются при использовании:
— звеньевой системы коллективного изучения: (Во время вводного инструктажа, преподаватель объясняет всему звену основные положения, которые студент должен: знать, уметь, приобрести рабочие навыки на данном рабочем месте и переходит к следующему звену; далее студенты сами, объясняя, дополняя, уточняя друг друга, уясняют суть задания);
— выборочного опроса: (При готовности звена, причем как быстро зависит только от изучивших, преподаватель выборочно опрашивает, выявляет знания у самого слабого студента); и
— равнозначность оценки знаний всего коллектива звена: (выставляет всему звену оценку отвечающего).
При несогласии студентов с оценкой их знаний, звено продолжает готовиться дальше, но следующая попытка ответа теперь будет только после еще не ответивших звеньев: — заставляет трудиться всех студентов звена над проблемой – подтянуть незнающих до уровня знающих (++).

1. Общие положения выполнения лабораторно-практических работ (ЛПР)

1.1 Требования к студенту при выполнении ЛПР

Перед выполнением практических работ студент должен

Читайте также:  Каско как происходит ремонт автомобиля

знать:
1. Теоретический материал пройденных дисциплин:
«Техническое черчение», «Информатика», «Инженерная графика», «Компьютерная графика», «Стандартизация»; «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; «Охрана труда».
2. Теоретический материал разделов дисциплины «Ремонт автомобилей»:
1) «Дефектация деталей ремонтируемых узлов и агрегатов автомобиля»;
2) «Диагностика узлов и агрегатов автомобиля»;
3) «Ремонт системы питания дизельных двигателей»;
4) «Неисправности электрооборудования автомобилей, способы их выявления, ремонта и испытаний»;
5) «Основные правила техники безопасности при выполнении ремонтных работ»;

уметь:
1. Пользоваться измерительным инструментом, диагностическими приборами и оборудованием;
2. Работать на ПЭВМ.

1.2. Правила выполнения практических работ:
1. Изучить методические указания перед началом выполнения работы;
2. Уяснить правильность и последовательность выполнения работы;
До начала выполнения практической части работы, изучить, строго соблюдать правила охраны труда (технику безопасности и производственную санитарию) на данном рабочем месте.
3. При выполнении работы основные показатели заносить в отчет;
4. После окончания работы привести в порядок рабочее место

1.3. Последовательность выполнения работы:

1. Выполнить эскиз используемого оборудования;
2. Описать его устройство, назначение, принцип действия;
3. Описать последовательность выполнения работы;
4. Записать основные параметры выполненной работы;
5. Сделать выводы по работе.

1.4. Оформление отчета

Лабораторно-практические работы по дисциплине «Ремонт автомобилей» оформляются согласно ГОСТ 7.32-81. Текстовая часть ЛПР выполняются на писчей бумаге формата А4 (210 х 297 мм.) в соответствии с ГОСТ 2.105-89 к текстовым документам. Оформление должно соответствовать установленным требованиям (ГОСТ 2.105-95).
Текстовые документы могут выполняться:
рукописным способом (ГОСТ 2.304-81) с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко, фиолетовой или черной пастой разборчиво и аккуратно на одной стороне листа;
с применением печатающих и графических устройств вывода из ПЭВМ (ГОСТ 2.004-88). Сокращение слов должно производиться по ГОСТу.
Все листы должны иметь рамку; рамка: левое – 20 мм., правое, верхнее, нижнее – 5мм.;
расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк не менее 3 мм;
расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм;
все листы «Отчета», начиная с «Содержания» нумеруются;
каждая работа начинается с нового листа;
название раздела (заголовка) записывается прописными буквами (высота букв 5 мм). Номер раздела указывается арабской цифрой с точкой (высота цифры 3,5 мм). После названия раздела (заголовка) точка не ставится. Перенос слов в заголовке не допускается. Подразделы нумеруются арабскими цифрами состоящими из номера раздела и подраздела разделенные точкой. Заголовки не подчеркиваются. Текстовую часть раздела или его подразделов начинают с абзацным отступом, равным 15-17 мм. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 – 4 интервалам, т.е. пропускают одну строчку;
при ссылке в тексте на источник следует приводить его номер из списка использованной литературы в квадратных скобках (9(, например: — в работе (9( приведено где «9» — порядковый номер литературного источника по списку литературы.
Выполнять иллюстрации следует карандашом, либо с применением графических устройств ПЭВМ, а так же черной пастой или тушью;
все иллюстрации в тексте (схемы, графики, технические рисунки) именуются рисунками и имеют единую сквозную или по разделам нумерацию. Например: Рисунок – 1., Рисунок — 4.1.
таблицы, схемы, рисунки и фотографии должны иметь сквозную нумерацию, например: Таблица 1.2., Рисунок — 1.;
Таблицы — в правом верхнем углу таблицы над заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. При переносе части таблицы на другую страницу помещают надпись «Продолжение таблицы» указывая ее номер;
Титульный лист является первым листом отчета и заполняется по форме приведенной в приложении.
Пояснительная записка должна быть сброшюрована в твёрдые корочки (в пластиковый скоросшиватель, например).

Зачет студент получает при условии выполнения им всех практических, лабораторных работ предусмотренных программой по дисциплине:
«Ремонт автомобилей».

Источник

ТЕТРАДЬ лабораторных работ по предмету: «Техническое обслуживание автомобильного транспорта»

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С.Солнцева»

лабораторных работ по предмету:

«Техническое обслуживание автомобильного транспорта»

Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»

Волков Александр Викторович, Почетный автотранспортник РФ, преподаватель специальных дисциплин ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»

Рассмотрено на заседании ПЦК специальных УТВЕРЖДАЮ

дисциплин по специальности 23.02.03 Зам. директора по УР

Протокол № ___ от «___»______20 г. __________В.М.Сажнева

Председатель ПЦК _________Чернецов Д.А. «_____»________2016г.

I . Техническое обслуживание агрегатов

Определение технического состояния двигателя

Техническое обслуживание газораспределительного механизма

Техническое обслуживание системы охлаждения

Техническое обслуживание системы смазки

Прибор «Карат-4» для диагностирования и регулировки карбюраторов

Многокомплектный анализатор автомобильных выбросов «Автотест-01.04»

Проверка технического состояния топливных насосов карбюраторных двигателей

Проверка пропускной способности жиклеров

Проверка и регулировка датчика ограничителя максимальных чисел оборотов коленчатого вала двигателя

II . Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя

Проверка и регулировка форсунок дизельных двигателей

Читайте также:  Автомобиль ремонта средств связи

Устройство стенда СДТА-2

Проверка ТНВД дизельной аппаратуры

III . Техническое обслуживание приборов электрооборудования

Проверка и установка зажигания на двигателе

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей

Проверка контактно-транзисторной системы зажигания

Проверка и очистка свечей зажигания

Техническое обслуживание сцепления и его привода

Техническое обслуживание главной передачи задних мостов

IV . Техническое обслуживание ходовой части

Проверка и регулировка углов установки передних колес и шкворней

Устройство и работа прибора ИСЛ-М (измерителя суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств)

Техническое обслуживание тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ВАЗ-2109

Монтаж и демонтаж шин

Промывка инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля в ультразвуковой ванне

Диагностика и тестирование инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля

V . Техническое обслуживание механизмов управления

Регулировка тормозов с гидравлическим приводом.

Регулировка тормозов с пневматическим приводом.

Смена тормозной жидкости и регулировка ручного тормоза

Регулировка рулевого управления

Балансировка колес легкового автомобиля

Проверка светопропускной способности стекол автомобилей прибором «Тоник»

Областью профессиональной деятельности выпускников является организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

— технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

-первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

В результате изучения профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта обучающийся должен:

— иметь практический опыт разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля; технического контроля эксплуатируемого транспорта; осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей.

-уметь разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта; осуществлять технический контроль автотранспорта; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач; анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

-знать устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта; базовые схемы включения элементов электрооборудования; свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов; правила оформления технической и отчетной документации; классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятия и управление им; правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Организация работы по подготовке студентов к лабораторным занятиям

1.1 Преподавателем, ведущим дисциплину, в начале семестра в соответствии

с рабочей учебной программой дисциплины доводится до студентов перечень лабораторных работ, последовательность их выполнения, рекомендуемые учебно-методические пособия, руководства и др.

1.2 По каждой лабораторной работе преподавателем разрабатываются методические указания по их проведению.

1.3 При подготовке к лабораторным работам студент пользуется рекомендованными учебниками и учебными пособиями, методическим руководством к лабораторным работам, инструкциями, а также специальными указаниями по особенностям выполнения отдельных пунктов лабораторных работ.

1.4 Основной объем сведений, необходимых для глубокого понимания лабораторной работы и ее самостоятельного выполнения, содержится в методическом руководстве к лабораторной работе. Для лабораторных работ в методическое руководство включается раздел по правилам безопасного поведения при выполнении лабораторной работы.

1.5 Контрольные вопросы к лабораторной работе охватывают наиболее важные проблемы ее теоретической и практической части.

1.6 Подготовка к лабораторным работам осуществляется студентами самостоятельно. В процессе этой подготовки студент должен усвоить теоретический материал, относящийся к данной лабораторной работе; изучить и ясно представлять себе содержание и порядок выполнения лабораторной работы; знать принципы действия и правила работы с оборудованием, измерительными приборами, методы измерений, особенности конструкции лабораторной установки и правила безопасного поведения при выполнении лабораторной работы, знать ответы на приведенные в методическом руководстве контрольные вопросы, а также выполнить необходимый по заданию преподавателя объем предварительных

Читайте также:  Подкатной лежак для ремонта авто своими руками

расчетов, заготовить необходимые таблицы и рисунки.

2. Организация и проведение лабораторных занятий

2.1 Лабораторные работы проводятся в составе подгруппы.

2.2 В начале занятия в лаборатории преподаватель знакомит студентов с лабораторными установками, измерительной аппаратурой, правилами поведения в лаборатории, проводит инструктаж студентов по правилам безопасного поведения при работе в данной лаборатории и оформляет журнал по технике безопасности, в котором каждый студент ставит свою подпись в подтверждение прохождения инструктажа. Во время этого занятия

преподаватель организует из студентов бригады по 2-4 человека в каждой,

знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы, правилами оформления отчета по работе, оформляет страницу проведения лабораторных работ в учебном журнале.

2.3 Во время теоретических занятий проводится обсуждение особенностей

всего лабораторного практикума и конкретных лабораторных работ, разбираются возможные трудности и типовые ошибки при выполнении отдельных работ. В случае если график теоретического курса отстает от графика выполнения лабораторных работ, в результате чего теоретические разделы, относящиеся к лабораторным работам, оказываются к этому времени еще не рассмотренными на теоретических занятиях, преподаватель разъясняет всей группе наиболее важные теоретические вопросы. Во время теоретических занятий также проводится контроль готовности студентов (индивидуально или в составе бригады) к выполнению ближайшей по времени лабораторной работы и для защиты ранее выполненной работы (индивидуально или в составе бригады). Контроль проводится в устной, письменной форме или с использованием соответствующей программы на компьютере.

2.4 Выполнение лабораторной работы производится в течение занятия в составе подгруппы, если иное не предусмотрено данным лабораторным практикумом. При этом все предусмотренные заданием работы выполняются студентами самостоятельно. При появлении затруднений или сомнений в исправности оборудования студенты обращаются за помощью к преподавателю, ведущему данный лабораторный практикум.

В процессе выполнения лабораторных работ студент обязан:

— строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;

— строго соблюдать порядок проведения практической части лабораторной работы, описанный в методических указаниях к ней;

— согласовывать с преподавателем собранную схему измерений, включение и выключение приборов;

— работать с приборами в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

— вести необходимые записи в отчете по лабораторной работе или в рабочих

2.5 О всех выявленных неисправностях в работе используемого оборудования при

выполнении лабораторных работ преподаватель делает пометку в соответствующем журнале. Журнал учета неисправностей лабораторного оборудования оформляется в соответствии с правилами, принятыми на цикловой комиссии.

2.6 После выполнения лабораторных работ студенты предъявляют преподавателю результаты экспериментов, которые должны быть внесены в заготовку отчета в виде схем, таблиц и графиков, иных записей, рекомендованных методическими указаниями по выполнению лабораторной работы оформляется отчет.

2.7 Отработка невыполненных или пропущенных работ должна проводиться под руководством преподавателя, ведущего плановые занятия, или преподавателем, назначенным председателем цикловой комиссии, по специальному расписанию дополнительных занятий по лабораторным работам.

2.8 Студентам, не выполнившим лабораторные работы по уважительным причинам, в порядке исключения преподавателем может быть разрешено выполнение лабораторных работ в течение семестра, например, с другой группой. При пропуске лабораторного занятия или невыполнении лабораторной работы без уважительной причины — условия допуска к выполнению пропущенной работы и ее проведение — те же, что и при проведении плановых занятий. Защита по таким работам проводится преподавателем, ведущим плановые занятия, или другим преподавателем, назначенным председателем ПЦК.

2.9 Преподаватель фиксирует в учебном журнале даты выполнения и защиты

всех лабораторных работ.

3. Оформление и защита лабораторных работ

3.1 Отчет по выполненной лабораторной работе оформляется каждым студентом индивидуально и оформляется в соответствии с образцом, принятым на цикловой комиссии. По усмотрению цикловой комиссии, отчет может представляться как в бумажном, так и в электронном виде.

3.2 Отчет по лабораторной работе содержит конкретные выводы, в которых в соответствии с поставленными целями дается оценка полученных результатов, сравнение их с теоретическими положениями, ожидаемыми результатами и т. д., проводится анализ причин, по которым цели лабораторной работы были достигнуты, возможно, не в полном объеме.

3.4 Защита лабораторной работы проводится по каждой работе в отдельности в виде индивидуального собеседования с каждым студентом (или бригадой из 2-4 студентов) по теоретической и практической части выполненной работы, а также по данным и результатам оформленного отчета. Ответы на поставленные вопросы студент дает в устной или письменной форме, возможно с использованием программированных заданий на компьютере.

3.3 Оценки за выполнение лабораторных работ могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

3.4 Преподаватель проверяет отчет студента о выполненной лабораторной работе и делает отметку в журнале учебных занятий в соответствии с правилами ведения журнала.

3.5 На последней лабораторной работе преподаватель выставляет зачет в зачетной книжке успеваемости студента при условии, если студент выполнил и защитил лабораторные работы в полном объеме.

3.6 Преподаватель организует защиту лабораторных работ по мере их выполнения.

Источник

Оцените статью