Лабораторные работы по технологии ремонта машин
Методические указания для лабораторной работы по дисциплине «Ремонт машин и оборудования» по теме: Дефектация и комплектация при ремонте машин
Лабораторная работа по теме: «Дефектация и комплектация при ремонте машин»
1. Введение.
О работоспособности машины судят по ее техническим данным: производительности, мощности двигателя и т. д. Отклонение любого из них от номинального значения свидетельствует о той или иной неисправности.
Многие важные технические показатели зависят от характера соединений деталей. Всякое нарушение посадки обусловлено изменениями в размерах и форме деталей.
2. Методика проведения работы.
– описать понятие дефектации;
— основные требования, предъявляемые к дефектации деталей;
— основные причины, вызывающие дефекты деталей (износы, механические повреждения деталей, химико-тепловые повреждения);
— пользуясь методическими рекомендациями, а так же плакатами и деталями машин описать весь комплекс способов и методов определения технического состояния деталей (магнитно-порошковый метод, пневматический способ, гидравлический способ, капиллярные методы и ультразвуковая дефектоскопия);
— изучить контроль пространственной геометрии корпусных деталей, измерительный инструмент и приспособления;
— описать комплектование деталей и сборочных единиц (способы подбора деталей в комплекты: простой, селективный и смешанный).
3. Цель работы: изучить технологию дефектации и комплектования деталей сельскохозяйственных машин и описать их основные положения.
4. Задачи работы:
– описать понятие дефектации;
— основные требования, предъявляемые к дефектации деталей;
— основные причины, вызывающие дефекты деталей;
— пользуясь методическими рекомендациями, а так же плакатами и деталями машин описать весь комплекс способов и методов определения технического состояния деталей;
— изучить контроль пространственной геометрии корпусных деталей, измерительный инструмент и приспособления;
— описать комплектование деталей и сборочных единиц.
5. Оборудование, приборы, инструмент:
– методические рекомендации и плакаты;
6. Проведение работы.
7. Вопросы для самоконтроля:
1. Какова сущность дефектации?
2. Охарактеризуйте основные термины, используемые при дефектации?
3. Названия основных размеров, характеризующих деталь при ее дефектации?
4. Перечислите основные причины, вызывающие дефекты деталей?
5. Назовите основные способы и методы обнаружения дефектов деталей?
6. Назовите основные измерительные инструменты, используемые при дефектации?
7. Какие виды работ выполняют в комплектовочном отделении?
8. Какие вы знаете три способа подбора деталей в комплекты?
8. Список рекомендуемой литературы:
Основная
1. Технология ремонта машин и оборудования под редакцией И. С. Левитского. М. Колос 1975 — 375 с.
2. Таратуга А. М., Сверчков Н. А. Прогрессивные методы ремонта машин. Мн., Ураджай, 1986 – 376 с.
Дополнительная
1. Ремонт машин / О. Т. Сідашенко, О. А. Науменко та інш. – К.: Урожай, 1994 – 400 с.
2. Ремонт машин / Под ред. Тельнова Н. Ф. – М.: Агропромиздат, 1992.
3. Практикум з ремонту машин. О. І. Сідашенко та інш. К.: Урожай, 1995.
По указанию кафедры
а. Научно-технические и научно-производственные журналы.
б. Заводские руководства.
в. Информационные издания и научные отчёты.
Составители:
Кувшинов А. А. – к. т.н., доцент кафедры механизации, энергетики и технического сервиса
Соболевский И. В. – к. т.н., доцент кафедры механизации, энергетики и технического сервиса
Куклин В. А. – ассистент кафедры механизации, энергетики и технического сервиса
Источник
Технология ремонта машин
министерство образования и науки Российской Федерации
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА МАШИН
Дефектация блока цилиндров автомобиля ВАЗ 2103
по курсу «Технология ремонта машин»
для студентов V курса, обучающихся по специальности 10304 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» направления 110300 «Агроинженерия»
Юргинского технологического института (филиала)
Томского политехнического университета
2013
УДК 629.3.08
Технология ремонта машин: методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Технология ремонта машин» для студентов V курса, обучающихся по специальности 110304 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» направления 110300 «Агроинженерия» / сост. , ; Юргинский технологический институт. – Юрга: Изд-во Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета, 2013. – 16 с.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы
к изданию методическим семинаром кафедры
Агроинженерия ЮТИ ТПУ
Зав. кафедрой АИ
кандидат техн. наук,
учебно-методической комиссии ____________
Кандидат технических наук,
доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ
© Составление. ФГБОУ ВПО НИ ТПУ Юргинский технологический институт (филиал), 2013
© , , составление, 2013
Цель работы
Закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации блока цилиндров, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использования средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера работ, выполняемых дефектовщиком.
Оборудование, приборы и инструменты:
1. Лабораторный стол.
2. Штангенциркуль ШЦ-П-250-0,05 (ГОСТ 166-80).
3. Микрометр рычажный МР-100 (ГОСТ 4381-80).
4. Индикаторный нутромер НИ 80-100 ГОСТ 868-82).
5. Линейка, карандаш.
Последовательность выполнения работы:
1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.
2. Изучить оборудование и оснастку. Уяснить правила пользования инструментом и правила техники безопасности. Подготовить инструмент к работе.
3. Осмотреть блок цилиндров. Установить наличие выбракованных признаков, а при их отсутствии – места расположения и характер трещин, отколов, рисок, царапин, выработки и других видимых дефектов. Результаты записать в отчет.
4. Замерить отверстие под поршень. С помощью индикаторного нутромера замерить диаметр отверстия в поясах 1,2,3,4 (рис. 1) и взаимно перпендикулярных плоскостях (А–А и Б–Б). Результаты записать в отчет.
5. Определить нецилиндричность (овальность, ΔОВ, и конусообразность, ΔКОН), мм. ΔОВ = D(А – А) – D(Б – Б), ΔКОН = Dmax – Dmin.
Для каждого отверстия под поршень получить три значения овальности и два – конусообразности и занести их в отчет.
6. Назначить категорию ремонтных размеров и выбрать ближайшее большее значение DPP> DP, где DPP – категорийный ремонтный размер. Результаты записать в отчет.
7. Сделать заключение. Назначить технологические операции для устранения дефектов деталей, направляемых «в ремонт».
8. Сдача отчета и защита результатов работы. Предъявить преподавателю заполненный бланк отчета, при этом студент должен уметь объяснить (при необходимости обосновать) выполненные расчеты и принятые технологические решения, знать основные характеристики оборудования, оснастки, инструмента, применявшихся при выполнении лабораторной работы.
Общие сведения
Двигатель ВАЗ 2103
Блок цилиндров отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0.07 мм. Диаметры цилиндров каждого класса следующие, мм: Диаметр цилиндра двигателей ВАЗ 2103: 76,000-76,010 76,010-76,020 76,020-76,030 76,030-76,040 76,040-76,050.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемые, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски. В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается стало — алюминиевое полукольцо, а сзади – металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06 – 0,26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель заднего сальника. В крышку и держатель установлены самоподжимные сальники. В левой части блока установлен валик привода вспомогательных агрегатов. В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминевые втулки. Головка цилиндров общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В головку запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов. В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. Для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между втулкой и стержнем клапана применены металлорезиновые маслоотражательные колпачки. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом.
Вид и характер дефектов. Способы их устранения
В процессе работы двигателя на блок цилиндров воздействуют силы трения, внутренние напряжения в металле, вибрация, агрессивность среды и др. Все это приводит к износам, нарушениям качества поверхности (задиры, риски, коррозия), механическим повреждениям (трещины, отколы) и отклонениям расположения (непараллельность, неперпендикулярность и др.).
Износы, механические и коррозионные повреждения устраняются обработкой деталей под ремонтные размеры (РР) или постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД), заваркой в среде аргона, а также синтетическими материалами. Деформации различного характера устраняются слесарно-механической обработкой.
Ремонт блока цилиндров
После тщательной очистки блока цилиндров осмотрите его. Не допускается наличие трещин в опорах (постелях) коленчатого вала, где проходят масляные каналы. С помощью плиты или линейкой, установленной по диагонали, проверьте плоскость разъема блока с головкой цилиндров. Неплоскостность должна быть в пределах 0,1 мм (устраняется шлифованием на плоскошлифовальном станке).
Измерение износа цилиндров рекомендуют выполнять нутромером (рис. 1).
Нутромер – измерительное средство для определения внутренних линейных размеров (отверстий, пазов и т. п.), устанавливаемое при измерениях на детали (или вводимое в деталь). Измерения производят, как правило, двумя сферическими наконечниками, расположенными под углом 180°. Большинство нутромеров имеют устройства для установки (центрирования) линии измерения в направлении контролируемого размера, а также дополнительные механизмы для передачи перемещений от измерительных наконечников на отсчётное устройство.
Состоит он из двух частей: измерительного устройства и индикатора часового типа (индикаторной головки). На «часах» две шкалы: одна (большая) с ценой деления 0,01 мм, а полный оборот стрелки составляет один миллиметр. Вторая шкала (маленькая) показывает число оборотов большой стрелки, то есть миллиметры. Ход стержня головки – 10 мм. Чтобы увеличить диапазон измеряемых размеров до 100 мм и более, к нутромеру прилагаются регулируемые стержни и ключ, которым стержни закручивают на место.
Перед тем, как работать с нутромером, его следует настроить. Например, вам понадобилось узнать зазор между поршнем и цилиндром. Для этого измерьте микрометром поршень, зафиксируйте поворотный цилиндр стопором и закрепите прибор в тисках. Подберите регулируемый стержень подходящей длины, вкрутите его в нутромер и вставьте прибор в микрометр так, чтобы регулируемый и поворотный стержни уперлись в губки микрометра. Поворачивая регулируемый стержень, добейтесь, чтобы большая стрелка приблизилась к нулю, и зафиксируйте контргайкой. Точно установите индикатор на ноль — поворачивая его шкалу. Покачайте нутромер в губках микрометра, чтобы убедиться: стрелка при максимальном отклонении останавливается именно на нуле. Понадобится – подкорректируйте настройку шкалы. Затем вставьте прибор в цилиндр двигателя и, покачивая, определите, на сколько делений стрелка не дойдёт до нуля. Их количество и есть зазор между цилиндром и поршнем в сотых долях миллиметра.
.
Рис. 1. Измерение цилиндров нутромером:
1 – нутромер; 2 – калибр; 3 – блок цилиндров
Рис. 2. Схема измерения цилиндра
А, Б – направление измерений; 1,2,3,4 – номера поясов измерений
Диаметр цилиндра измеряется в четырех поясах на расстоянии 6, 15, 45 и 80 мм от верхней плоскости блока цилиндров во взаимно перпендикулярных направлениях (рис. 2).
Цилиндры имеют «бочкообразный» износ. Причина – боковые усилия на зеркало цилиндра при рабочем ходе и сжатии. Исправить это можно расточкой и гильзованием цилиндра.
Расточку проводят при пробеге 150 – 300 тыс. км. При износе цилиндров 0,3 мм и более начинается прогрессирующий износ шеек коленчатого вала.
Известно, что при износах цилиндров 0,25 – 0,30 мм поршневые кольца требуют очень длительного срока приработки, до наступления которой двигатель не развивает полной мощности из-за чрезмерного пропуска газов и снижения компрессии в цилиндрах. Кроме того, длительная работа двигателя в условиях пропуска газов сопряжена сама по себе с усиленным износом всех его деталей.
При износе цилиндров до 0,15 мм их достаточно только отхонинговать. Если износ более 0,15 мм, – необходимо растачивание.
Итак, после замера максимального износа определите ремонтный размер. Как правило, после одной замены колец при пробеге 250 – 300 тыс. км потребуется 1-й ремонтный размер (Таблица 1). Приобретите поршни нужного размера и обработку цилиндров проведите под каждый из них индивидуально (на днищах поршней нанесите риски: первый цилиндр – одна, второй – две и т. д.).
Источник