Лабораторная работа по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Индивидуальная работа студентов при выполнении лабораторных и практических работ
Главной целью лабораторной работы является привитие практических навыков, закрепление теории на практике. Существует крылатое выражение «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».
Индивидуальная работа со студентом во время проведения лабораторного или практического занятия ограничена рамками по времени. Поэтому обязателен входной контроль в виде тестов или фронтальных вопросов по данной теме. Предпочтительнее тесты так как осуществляется 100-процентный охват и экономится время. Далее инструкционная карта. Именно такая карта позволяет иметь предварительное представление о проводимой работе, особенностях эксперимента, замеров или опыта.
Очень важно наблюдать и за студентами. Условно можно разделить их на три группы. Студенты из первой группы стремятся активно участвовать, работать с приборами, инструментами, второй группе присуща некоторая пассивность, но при во влечении в практическую деятельность не отказываются, третья группа – наотрез отказываются работать с оборудованием, предпочитая наблюдать со стороны.
В качестве примера хочу привести лабораторную работу по устройству кривошипно-шатунного механизма. В первую очередь – эффективная наглядность. Обязательным обеспечением плакатов являются натуральные образцы, то есть детали. Даже простой практический контакт с деталями прививает студенту подсознательный интерес к выбранной профессии. Заполнение отчета по лабораторной работе — обязательно, именно это позволяет выполнить 100-процентный охват студентов. Таким образом получается работа со всеми, а также выполняется и работа в частности. Особенно эффективным я считаю для заполнения отчетов применение рабочих тетрадей. К сожалению таких тетрадей именно для лабораторных работ мы пока не имеем, и поэтому в этом году планирую поготовку такого пособия для лабораторных работ по предмету «Устройство автомобилей».
И в заключении о итоговой части лабораторных занятий. Можно ставить оценку или зачет. Я предпочитаю форму зачета, поскольку это психологически разгружает студентов неуверенных в своих знаниях. При итоговом контроле в первую очередь и более пристрастно опрашиваю студентов относящихся к третьей группе о которых говорилось выше. Тут хочу привести собственный афоризм: «Уровень педагога можно оценить не по количеству отличников, а по тому результату которого добился от слабых учащихся».
Шығыс Қазақстан облыстық әкімшілігі Білім басқармасы
«Семейский колледж №2» ҚММ
Пән аты: « Автомобильдерге техникалық қызмет көрсету ».
Сабақ тақырыбы: «Карбюраторлы қозғауыштың КШМ-е атқарылатын ТК және АЖ жұмыстары».
Білімдік: теориялық білімді іс жүзінде қорыту.
Дамытушылық: тәжірибелік дағдыларды дамыту.
Тәрбиелік: техникалық қауіпсіздік ережелерін орындау.
Пән аралық байланысы: Автомобиль құрылысы
Сабақтың түрі: № 1 зертханалық-тәжірибелік сабақ.
Көрнекілік : қозғалтқыш, компрессометр.
Источник
ТЕТРАДЬ лабораторных работ по предмету: «Техническое обслуживание автомобильного транспорта»
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С.Солнцева»
лабораторных работ по предмету:
«Техническое обслуживание автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»
Волков Александр Викторович, Почетный автотранспортник РФ, преподаватель специальных дисциплин ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»
Рассмотрено на заседании ПЦК специальных УТВЕРЖДАЮ
дисциплин по специальности 23.02.03 Зам. директора по УР
Протокол № ___ от «___»______20 г. __________В.М.Сажнева
Председатель ПЦК _________Чернецов Д.А. «_____»________2016г.
I . Техническое обслуживание агрегатов
Определение технического состояния двигателя
Техническое обслуживание газораспределительного механизма
Техническое обслуживание системы охлаждения
Техническое обслуживание системы смазки
Прибор «Карат-4» для диагностирования и регулировки карбюраторов
Многокомплектный анализатор автомобильных выбросов «Автотест-01.04»
Проверка технического состояния топливных насосов карбюраторных двигателей
Проверка пропускной способности жиклеров
Проверка и регулировка датчика ограничителя максимальных чисел оборотов коленчатого вала двигателя
II . Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя
Проверка и регулировка форсунок дизельных двигателей
Устройство стенда СДТА-2
Проверка ТНВД дизельной аппаратуры
III . Техническое обслуживание приборов электрооборудования
Проверка и установка зажигания на двигателе
Проверка технического состояния аккумуляторных батарей
Проверка контактно-транзисторной системы зажигания
Проверка и очистка свечей зажигания
Техническое обслуживание сцепления и его привода
Техническое обслуживание главной передачи задних мостов
IV . Техническое обслуживание ходовой части
Проверка и регулировка углов установки передних колес и шкворней
Устройство и работа прибора ИСЛ-М (измерителя суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств)
Техническое обслуживание тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ВАЗ-2109
Монтаж и демонтаж шин
Промывка инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля в ультразвуковой ванне
Диагностика и тестирование инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля
V . Техническое обслуживание механизмов управления
Регулировка тормозов с гидравлическим приводом.
Регулировка тормозов с пневматическим приводом.
Смена тормозной жидкости и регулировка ручного тормоза
Регулировка рулевого управления
Балансировка колес легкового автомобиля
Проверка светопропускной способности стекол автомобилей прибором «Тоник»
Областью профессиональной деятельности выпускников является организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
-первичные трудовые коллективы.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
В результате изучения профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта обучающийся должен:
— иметь практический опыт разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля; технического контроля эксплуатируемого транспорта; осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей.
-уметь разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта; осуществлять технический контроль автотранспорта; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач; анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;
-знать устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта; базовые схемы включения элементов электрооборудования; свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов; правила оформления технической и отчетной документации; классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятия и управление им; правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
Организация работы по подготовке студентов к лабораторным занятиям
1.1 Преподавателем, ведущим дисциплину, в начале семестра в соответствии
с рабочей учебной программой дисциплины доводится до студентов перечень лабораторных работ, последовательность их выполнения, рекомендуемые учебно-методические пособия, руководства и др.
1.2 По каждой лабораторной работе преподавателем разрабатываются методические указания по их проведению.
1.3 При подготовке к лабораторным работам студент пользуется рекомендованными учебниками и учебными пособиями, методическим руководством к лабораторным работам, инструкциями, а также специальными указаниями по особенностям выполнения отдельных пунктов лабораторных работ.
1.4 Основной объем сведений, необходимых для глубокого понимания лабораторной работы и ее самостоятельного выполнения, содержится в методическом руководстве к лабораторной работе. Для лабораторных работ в методическое руководство включается раздел по правилам безопасного поведения при выполнении лабораторной работы.
1.5 Контрольные вопросы к лабораторной работе охватывают наиболее важные проблемы ее теоретической и практической части.
1.6 Подготовка к лабораторным работам осуществляется студентами самостоятельно. В процессе этой подготовки студент должен усвоить теоретический материал, относящийся к данной лабораторной работе; изучить и ясно представлять себе содержание и порядок выполнения лабораторной работы; знать принципы действия и правила работы с оборудованием, измерительными приборами, методы измерений, особенности конструкции лабораторной установки и правила безопасного поведения при выполнении лабораторной работы, знать ответы на приведенные в методическом руководстве контрольные вопросы, а также выполнить необходимый по заданию преподавателя объем предварительных
расчетов, заготовить необходимые таблицы и рисунки.
2. Организация и проведение лабораторных занятий
2.1 Лабораторные работы проводятся в составе подгруппы.
2.2 В начале занятия в лаборатории преподаватель знакомит студентов с лабораторными установками, измерительной аппаратурой, правилами поведения в лаборатории, проводит инструктаж студентов по правилам безопасного поведения при работе в данной лаборатории и оформляет журнал по технике безопасности, в котором каждый студент ставит свою подпись в подтверждение прохождения инструктажа. Во время этого занятия
преподаватель организует из студентов бригады по 2-4 человека в каждой,
знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы, правилами оформления отчета по работе, оформляет страницу проведения лабораторных работ в учебном журнале.
2.3 Во время теоретических занятий проводится обсуждение особенностей
всего лабораторного практикума и конкретных лабораторных работ, разбираются возможные трудности и типовые ошибки при выполнении отдельных работ. В случае если график теоретического курса отстает от графика выполнения лабораторных работ, в результате чего теоретические разделы, относящиеся к лабораторным работам, оказываются к этому времени еще не рассмотренными на теоретических занятиях, преподаватель разъясняет всей группе наиболее важные теоретические вопросы. Во время теоретических занятий также проводится контроль готовности студентов (индивидуально или в составе бригады) к выполнению ближайшей по времени лабораторной работы и для защиты ранее выполненной работы (индивидуально или в составе бригады). Контроль проводится в устной, письменной форме или с использованием соответствующей программы на компьютере.
2.4 Выполнение лабораторной работы производится в течение занятия в составе подгруппы, если иное не предусмотрено данным лабораторным практикумом. При этом все предусмотренные заданием работы выполняются студентами самостоятельно. При появлении затруднений или сомнений в исправности оборудования студенты обращаются за помощью к преподавателю, ведущему данный лабораторный практикум.
В процессе выполнения лабораторных работ студент обязан:
— строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;
— строго соблюдать порядок проведения практической части лабораторной работы, описанный в методических указаниях к ней;
— согласовывать с преподавателем собранную схему измерений, включение и выключение приборов;
— работать с приборами в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
— вести необходимые записи в отчете по лабораторной работе или в рабочих
2.5 О всех выявленных неисправностях в работе используемого оборудования при
выполнении лабораторных работ преподаватель делает пометку в соответствующем журнале. Журнал учета неисправностей лабораторного оборудования оформляется в соответствии с правилами, принятыми на цикловой комиссии.
2.6 После выполнения лабораторных работ студенты предъявляют преподавателю результаты экспериментов, которые должны быть внесены в заготовку отчета в виде схем, таблиц и графиков, иных записей, рекомендованных методическими указаниями по выполнению лабораторной работы оформляется отчет.
2.7 Отработка невыполненных или пропущенных работ должна проводиться под руководством преподавателя, ведущего плановые занятия, или преподавателем, назначенным председателем цикловой комиссии, по специальному расписанию дополнительных занятий по лабораторным работам.
2.8 Студентам, не выполнившим лабораторные работы по уважительным причинам, в порядке исключения преподавателем может быть разрешено выполнение лабораторных работ в течение семестра, например, с другой группой. При пропуске лабораторного занятия или невыполнении лабораторной работы без уважительной причины — условия допуска к выполнению пропущенной работы и ее проведение — те же, что и при проведении плановых занятий. Защита по таким работам проводится преподавателем, ведущим плановые занятия, или другим преподавателем, назначенным председателем ПЦК.
2.9 Преподаватель фиксирует в учебном журнале даты выполнения и защиты
всех лабораторных работ.
3. Оформление и защита лабораторных работ
3.1 Отчет по выполненной лабораторной работе оформляется каждым студентом индивидуально и оформляется в соответствии с образцом, принятым на цикловой комиссии. По усмотрению цикловой комиссии, отчет может представляться как в бумажном, так и в электронном виде.
3.2 Отчет по лабораторной работе содержит конкретные выводы, в которых в соответствии с поставленными целями дается оценка полученных результатов, сравнение их с теоретическими положениями, ожидаемыми результатами и т. д., проводится анализ причин, по которым цели лабораторной работы были достигнуты, возможно, не в полном объеме.
3.4 Защита лабораторной работы проводится по каждой работе в отдельности в виде индивидуального собеседования с каждым студентом (или бригадой из 2-4 студентов) по теоретической и практической части выполненной работы, а также по данным и результатам оформленного отчета. Ответы на поставленные вопросы студент дает в устной или письменной форме, возможно с использованием программированных заданий на компьютере.
3.3 Оценки за выполнение лабораторных работ могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
3.4 Преподаватель проверяет отчет студента о выполненной лабораторной работе и делает отметку в журнале учебных занятий в соответствии с правилами ведения журнала.
3.5 На последней лабораторной работе преподаватель выставляет зачет в зачетной книжке успеваемости студента при условии, если студент выполнил и защитил лабораторные работы в полном объеме.
3.6 Преподаватель организует защиту лабораторных работ по мере их выполнения.
Источник