- Норвежский эксперт прокомментировал ситуацию с поломкой двигателя ледокола «Арктика»
- Поломка гребного электродвигателя на правом валу атомного ледокола «Арктика» – это не самый худший вариант событий. Об этом говорится в публикации норвежского издания High North News, перевод которой эксклюзивно для своих читателей представляет «ПолитРоссия».
- Атомный ледокол может быть сдан с неисправным двигателем
- Как на ледоколе «Арктика» вышел из строя гребной электродвигатель
- Почему «Арктика» подождет с запуском реактора
- Неисправный агрегат могут заменить в доке в Кронштадте
- 37 миллиардов рублей
- Почему ледокол «Арктика» может быть сдан с неисправным двигателем
- «Ъ»: двигатель на ледоколе «Арктика» признан не подлежащим восстановлению
- Атомный ледокол не прошел швартовых испытаний
- 37 миллиардов рублей
- Почему «Арктика» подождет с запуском реактора
- Как строительство «Арктики» не уложилось в сроки
Норвежский эксперт прокомментировал ситуацию с поломкой двигателя ледокола «Арктика»
Поломка гребного электродвигателя на правом валу атомного ледокола «Арктика» – это не самый худший вариант событий. Об этом говорится в публикации норвежского издания High North News, перевод которой эксклюзивно для своих читателей представляет «ПолитРоссия».
Обозреватель норвежского издания Мальте Хамперт напоминает, что новейший и самый мощный атомный ледокол России «Арктика» в прошлом получил повреждение двигателя правого борта, что ставит под сомнение запланированную дату ввода судна в эксплуатацию в мае 2020 года. Однако после швартовки и первых морских испытаний сейчас рассматриваются несколько вариантов поставки своего нового флагманского ледокола заказчику.
«Наиболее вероятным сценарием представляется ввод в эксплуатацию судна с пониженной выходной мощностью до проведения масштабных ремонтных работ в 2021 году», – считает обозреватель High North News.
Мальте Хамперт отмечает, что судно продолжало швартовку и ходовые испытания, успешно запустив ядерные реакторы и паровые турбины. Неисправный двигатель будет затем заменен во время длительного пребывания в сухом доке в Кронштадте в 2021 году. Эксперты говорят, что сложная замена, вероятно, займет несколько месяцев и может включать в себя вырезание отверстия в правой стороне ледокола.
Эксперты изначально опасались, что корабль не сможет получить необходимую выходную мощность из-за неисправного двигателя. Однако даже с уменьшенной производительностью судно должно все еще быть достаточно мощным для продвинутых ходовых испытаний и возможного дежурства вдоль СМП уже этим летом.
«На самом деле, с выходом 40-50 МВт он все еще будет выстраиваться в ряд среди самых мощных ледоколов в деятельности», – говорится в публикации норвежского издания.
Хамперт отмечает, что точная причина повреждения будет известна только после демонтажа силового двигателя в следующем году. Эксперты отмечают, что верфь захочет внимательно оценить ущерб и принять меры предосторожности, чтобы избежать подобных проблем в будущем, поскольку еще четыре судна того же типа будут следовать к 2027 году.
Строительство «Арктики», ведущего судна в составе флота из пяти запланированных новых атомных ледоколов, столкнулось с постоянными задержками. Объединенная судостроительная корпорация получила контракт на строительство в 2012 году для сдачи в эксплуатацию в 2017 году. Однако технические проблемы, в том числе связанные со строительством отечественной паровой турбины, привели к трехлетней задержке.
С последней неудачей и остановкой строительства в преддверии пандемии Covid-19 «Росатомфлот» теперь рассчитывает получить судно в конце мая. Предполагается, что ледокол будет эксплуатироваться в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на мелководье Енисейского лимана и Обской губы.
Ледокол имеет изменяемую осадку, что позволяет ему работать в более глубоких водах Северного Ледовитого океана, а также перемещаться по мелководным прибрежным районам и рекам. Ядерно-турбоэлектрический двигатель вырабатывает более 81 000 лошадиных сил, что почти в два раза больше, чем планируемый новый американский ледокол.
«Такая мощь позволяет им пробивать до трех метров льда и путешествовать по большей части СМП круглый год», – отмечается в публикации норвежского издания.
Источник
Атомный ледокол может быть сдан с неисправным двигателем
По данным “Ъ”, один из гребных электродвигателей на проходящем испытания атомном ледоколе «Арктика» после поломки 4 февраля признан не подлежащим восстановлению. Это значит, что ледокол, видимо, придется ставить в док для замены двигателя, которая может занять не менее полугода. По данным “Ъ”, «Росатом», чтобы избежать длительного простоя судна, рассматривает вариант принять его с неисправным двигателем под обязательства верфи провести ремонт. Тогда мощность «Арктики» временно снизится на треть, до 40 МВт.
Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который сломался в начале февраля в ходе швартовых испытаний, видимо, не удастся восстановить, рассказали источники “Ъ”. Это подтверждает и краткая справка, подготовленная по итогам заседания расширенной комиссии от 14 февраля (копия есть у “Ъ”). Так, представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ, входит в «Русэлпром») заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено четыре фазы из шести), говорится в документе. Представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, входит в Крыловский ГНЦ), которые занимались разработкой системы электродвижения, считают, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя. Однако в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винят скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД. Окончательная причина должна быть названа комиссией 20 февраля.
На ледоколе «Арктика» три гребных вала, на каждом установлены два двигателя по 10 МВт. Из строя вышел один из них. Два двигателя на среднем валу были успешно испытаны, прежде чем 4 февраля произошел инцидент с ГЭД на правом валу (см. “Ъ” от 10 февраля).
Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов 13 февраля прямо не ответил на вопрос “Ъ”, действительно ли починка двигателя на борту невозможна. Он лишь подчеркнул, что «Арктика» — «это научно-исследовательская работа, головной пароход, такого в мире не существовало». «Ничего катастрофического не произошло. Можно сделать на борту определенные работы, можно сделать в доке определенные работы, у нас все технологические ходы записаны: мы понимаем, что мы будем делать в случае A, B, C»,— заверил господин Рахманов. Он добавил, что пока не видит рисков переноса сроков передачи ледокола, намеченной на май. В «Росатоме», «Русэлпроме» и Крыловском ГНЦ до выводов комиссии тему не комментируют.
Как на ледоколе «Арктика» вышел из строя гребной электродвигатель
По мнению источника “Ъ” в отрасли, если причиной случившегося стал скачок напряжения, это ставит под вопрос корректность проектирования систем. Скачки напряжения регулярно происходят при эксплуатации, тем более в суровых арктических условиях, отмечает он, и для их компенсации ставятся частотные преобразователи и предохранители. Другой собеседник “Ъ” подчеркивает, что предохранители есть, но не спасли ГЭД.
Один из источников “Ъ” отмечает, что окончательно от надежд восстановить ГЭД, не разрезая корпус, еще не отказались, специально для этого подключены дополнительные эксперты. Но другой собеседник утверждает, что повреждения четырех фаз из шести — весьма существенные: «Скорее всего, бессмысленно говорить о восстановлении, нужно менять двигатель с учетом, что корпус ГЭД не съемный, нельзя его вскрыть и поставить заплатку».
В любом случае, замена ГЭД потребует значительного времени, собеседники “Ъ” говорят о 6-18 месяцах.
Почему «Арктика» подождет с запуском реактора
Впрочем, ряд источников “Ъ” не исключает, что «Росатом» может принять ледокол и с неисправным правым ГЭД. Такое решение потребует и снижения нагрузки с левого винта, то есть мощность временно составит 40 МВт. Возможно, будет найден юридический компромисс, и ледокол примут под обязательства устранения неисправности в будущем, отмечает один из собеседников “Ъ”,— в противном случае «Арктика» будет стоять год у стенки. По словам источников “Ъ”, сейчас на ледоколе, несмотря на поломку, продолжается программа испытаний.
Источник
Неисправный агрегат могут заменить в доке в Кронштадте
Как стало известно “Ъ”, гребной электродвигатель на атомном ледоколе «Арктика» не подлежит восстановлению, его планируется заменить в доке в Кронштадте в 2021 году. Правительство прорабатывает различные варианты сдачи ледокола, который должен быть передан заказчику не позже мая 2020 года. Не исключена его сдача в «опытную эксплуатацию» с потерей мощности с 60 МВт до 50 МВт. Сейчас судно продолжает испытания — запущена система электродвижения, реакторы и паровая система,— но сроки их завершения будут сдвинуты из-за нерабочей недели.
Как стало известно “Ъ”, 25 марта на атомном ледоколе «Арктика» была запущена система электродвижения. Были подключены «все два с половиной» гребных электродвигателя (ГЭД), рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. О частичном выходе из строя правого ГЭД на швартовых испытаниях “Ъ” сообщал 10 февраля и 19 февраля. Несмотря на это, было принято решение продолжать швартовые и ходовые испытания, и к настоящему моменту на ледоколе успешно запущены реакторы и паровая система. Работы планировалось завершить до конца марта, после чего отправить «Арктику» на ледовые испытания. Но, по словам источников “Ъ”, теперь эти сроки невозможно соблюсти из-за указа президента о нерабочей неделе. В итоге, по мнению собеседников, будет объявлен форс-мажор, а работы придется сдвинуть на апрель.
37 миллиардов рублей
составляет стоимость атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт
Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе заключен в 2012 году. Стоимость — 37 млрд руб. Изначально «Арктику» планировали сдать в 2017 году, но сроки неоднократно переносились. По последним данным, ледокол должен был быть передан заказчику до конца мая, после ледовых испытаний.
В ОСК “Ъ” сообщили, что корпорация неукоснительно следует распоряжениям президента и правительства. С учетом непрерывного характера части работ на ледоколе «Арктика», прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности, будет задействован минимальный персонал, поясняют в ОСК. «На судне осталось завершить ряд пусконаладочных работ, строительные работы выполнены в полном объеме. Проблемные вопросы в ходе пусконаладки, конечно, возникают, но предприятие с ними справляется. Далее атомоходу предстоит завершить ходовые испытания»,— поясняют в корпорации.
Комиссия допустила эксплуатацию ледокола с ограничением мощности до 50 МВт, рассказывают собеседники “Ъ”. Собеседник “Ъ” в отрасли уточняет: хотя фактическая мощность исправных двигателей составит 50 МВт, на практике она может сократиться до 40 МВт из-за невозможности полностью задействовать левый ГЭД.
Почему ледокол «Арктика» может быть сдан с неисправным двигателем
Точные причины аварии, по мнению комиссии, можно установить только после разборки двигателя. По словам источников “Ъ”, в качестве непосредственной причины аварии рассматривается пробой изоляции обмоток статора и лавинообразное развитие их повреждений. Причиной пробоя могло стать перенапряжение в первых витках катушек обмотки в сочетании с локальными повреждениями изоляции, а также ошибка монтажа при подключении или изготовлении электродвигателя, а именно ошибочное подключение однофазной обмотки одной из двух звезд статора (нарушены подключения начала и конца обмотки).
Наиболее вероятный — ледокол будет сдан в этом году в так называемую опытную эксплуатацию с ограниченной мощностью. Но это решение должно быть принято на уровне правительства, говорят они. В ОСК также подтверждают, что переговоры по условиям сдачи ледокола в опытную эксплуатацию продолжаются. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова и «Росатоме» тему не комментировали. В Минпромторге на запрос “Ъ” не ответили.
Через год, по данным “Ъ”, предполагается замена неисправного двигателя, для чего «Арктику» нужно поставить в док. Среди наиболее вероятных вариантов — док Кронштадтского морского завода (входит в ОСК). Другой вариант — модернизированный док на 35 СРЗ в Мурманске, но там пока продолжаются работы, отмечают источники “Ъ”. В ОСК также подтверждают, что правый ГЭД возможно заменить в доке на Кронштадтском заводе в 2021 году — по предварительным оценкам, модернизация дока для этого не потребуется. Срок обозначен с учетом времени, необходимого для изготовления нового электродвигателя, заключили в ОСК.
Источник
«Ъ»: двигатель на ледоколе «Арктика» признан не подлежащим восстановлению
МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который вышел из строя в ходе швартовых испытаний, восстановить невозможно. Об этом в среду сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли.
По информации издания, представители Ленинградского электромашиностроительного завода в ходе заседания расширенной комиссии заявили, что восстановить работоспособность носовой обмотки двигателя, где повреждено четыре фазы из шести, не представляется возможным, а в поломке виноват скачок напряжения. В свою очередь, представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии отметили, что силовая установка вышла из строя в результате брака при изготовлении.
Отмечается, что в случае невозможности неисправности ГЭД, для его замены необходимо разрезать корпус, что существенно повлияет на сроки сдачи судна. Однако собеседник издания подчеркнул, что окончательно от идеи ремонта двигателя на борту без вскрытия корпуса не отказались.
В свою очередь, глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что не видит рисков переноса срока сдачи ледокола, который намечен на май 2020 года.
Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на Балтзаводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) был заключен в 2012 году. Ледокол должен был быть сдан в конце 2017 года. Однако сроки несколько раз переносились и теперь передача планируется после ледовых испытаний в мае 2020 года.
Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков. Всего в рамках концепции развития атомного ледокольного флота госкорпорации «Росатом» предполагается строительство пяти ледоколов проекта 22220. В настоящее время испытания проходит головной ледокол проекта 22220 «Арктика».
Источник
Атомный ледокол не прошел швартовых испытаний
Срок сдачи головного атомного ледокола «Арктика» вновь поставлен под вопрос. Как выяснил “Ъ”, при швартовых испытаниях из-за короткого замыкания вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Причины поломки и рекомендации по восстановлению двигателя должна определить комиссия Балтзавода к 20 февраля. Если потребуется замена двигателя, это может серьезно повлиять на срок сдачи «Арктики», запланированный на начало лета.
Как стало известно “Ъ”, на головном атомном ледоколе «Арктика» мощностью 60 МВт вышел из строя гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу. Как следует из соответствующего акта (копия есть у “Ъ”), 4 февраля во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче напряжения от преобразователя частоты на правый ГЭД сработала защита и произошло аварийное отключение преобразователя частоты. Выявлено замыкание на корпус носовой статорной обмотки ГЭД, обмотка была повреждена. В соответствии с приказом гендиректора завода Алексея Кадилова, создана комиссия во главе с главным строителем кораблей Кириллом Мядзютой, которая должна установить причины инцидента с ГЭД и дать рекомендации по восстановлению к 20 февраля.
37 миллиардов рублей
составила стоимость атомного ледокола «Арктика»
Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе заключен в 2012 году. Деньги на ледокол — 37 млрд руб.— выделил бюджет. «Арктика» должна была быть сдана в конце 2017 года, но летом 2017 года указом президента РФ сроки были перенесены на май 2019 года. Затем сроки сдачи были сдвинуты еще минимум на год, и передача ледокола планировалась после ледовых испытаний в мае 2020 года (см. “Ъ” от 10 сентября 2018 года).
Помимо «Арктики», Балтзавод должен построить еще четыре серийных ЛК-60.
12 декабря «Арктика» вышла на ходовые испытания на дизель-генераторе, вопреки обычному порядку. Алексей Кадилов объяснял это большим числом переделок при строительстве штатной энергоустановки (см. “Ъ” от 9 декабря 2019 года). Замглавы «Росатома», глава дирекции «Севморпути» Вячеслав Рукша в интервью “Ъ” говорил, что энергетический пуск планируется провести в феврале, в середине марта завершить ходовые испытания по скоростным режимам, а в апреле перейти в Мурманск на ледовые испытания.
В ОСК сообщили “Ъ”, что по итогам инцидента с правым ГЭД работает специальная комиссия, какие-либо выводы делать преждевременно. В Минпромторге подтвердили, что решение по ситуации будет принято по результатам работы комиссии. В «Росатоме» запрос “Ъ” переадресовали в ОСК. В «Русэлпроме» не предоставили комментарий.
Почему «Арктика» подождет с запуском реактора
На ледоколе ЛК-60 три валовых линии. По словам собеседника “Ъ”, на проходивших испытаниях был успешно испытан средний вал. После этого приступили к проверке правого вала, которая завершилась этим инцидентом. Источники “Ъ” признаются, что «ситуация непростая». Основная задача сейчас — понять первопричину поломки, а также, по возможности, исправить повреждения двигателя на самом судне. Иначе, чтобы извлечь ГЭД, придется резать корпус и размонтировать оборудование, что займет значительное время, поясняет собеседник “Ъ”. Худший из возможных вариантов — неучтенные системные ошибки в проекте ГЭД, требующие корректировок, говорит другой источник “Ъ”. Цикл изготовления нового ГЭД — как минимум год.
На сайте «Русэлпрома» указано, что компания поставляет оборудование — два генератора с системами управления возбуждением и три гребных электродвигателя — на каждый из трех ледоколов ЛК-60. «Высокая перегрузочная способность ГЭД позволит обеспечить бесперебойное функционирование ледокола в условиях меняющейся ледовой обстановки. Каждый из ГЭД обладает мощностью в 20 МВт и весит около 300 тонн»,— отмечается на сайте «Русэлпрома».
Как строительство «Арктики» не уложилось в сроки
Источник “Ъ” в судостроительной отрасли отмечает, что с неработающим ГЭД никто ледокол не примет. По его мнению, в лучшем случае «Арктика» будет сдана в сентябре. Другие собеседники затрудняются сказать, будет ли сдвинут срок сдачи ледокола. Впрочем, «Росатом» продлил срок службы действующих атомных ледоколов, что смягчает проблему ледокольного обеспечения новых проектов в Арктике. Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что в 2020–2023 годах объем вывоза грузов по Севморпути будет сравнительно стабильным, а рост грузопотока в несколько раз начнется в 2024–2025 годах (проекты «Арктик СПГ 2», Пайяхское месторождение и месторождения Ванкорского кластера). На полное устранение недостатков оборудования серии ледоколов «Арктика», заключает господин Григорьев, отводится, таким образом, три года.
Источник