Литература по ремонту баяна
Когда клапана чисты — займемся лайкой. Если она не пересохшая, не слишком сбитая и вытертая (поверхность кожи, которая прилегает к деке, должны быть мягкой и ворсистой) — ее можно сохранить для последующей наклейки на клапана. С нее также следует удалить остатки клея и уплотнителя. Стоит отметить, что «стирать» лайку ни в коем случае нельзя! Если загрязнения не слишком сильные – ее можно легко почистить грубой щеткой, а с тыльной (кожаной) стороны протереть спиртом. В случае, когда лайка слишком грязная и сбитая, ее можно легко реанимировать, тем самым, подняв ворсу и сделав ее более мягкой. Для этого следует развести столовый уксус из расчета: на 1 л теплой воды – 50 – 100г уксуса. В воду можно добавить каплю жидкого моющего средства, заложить туда лайковые квадратики и отставить на 10 – 15 мин, после чего на протяжении 2 – 5 минут (в зависимости от степени загрязнения) закрытую емкость следует интенсивно трясти, затем – выполоскать в теплой воде лайку. Сушить ее нужно под прессом, разложенную на махровом полотенце и накрытую оным. Время просушки моет быть различным, но оно не должно быть меньше получаса.
После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.
Далее следует настройка компрессии — самый трудоемкий процесс, не считая настройки голосов.
Здесь требуется следить за несколькими факторами, а именно: одинаковая высота кнопок над грифом, одинаковый угол подъема клапана над декой и параллельность плоскости клапана над оной. В принципе, для различных систем способ настройки один — гнуть сошки. Делать это нужно предельно аккуратно, не допуская перегибов и переломов рычагов, в противном случае, рычаг придется менять.
Первое, что нужно сделать перед настройкой — убедится в том, что все клапана в закрытом положении находятся по центру окна. Далее, выставив один из клапанов по центру окна, следует выровнять и остальные. Если конструкция сошки такая, как на фото, сделать это можно мощной линейкой, сдвинув все сразу клапана до нужной отметки, или делать это поочередно для каждого. Кроме того, для удобства установки клапанов, сначала нужно установить те, которые находятся ближе к грифу, а затем уж и крайние.
Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.
После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.
Владлен, по поводу ремонта клапанов — все то же самое, как я уже писал, а вот механика.
1. Снимаете крышку басов и, желательно, переднюю панель клавиатуры с отверстиями под кнопки (если та снимается).
2. Аккуратно снимаете заемный механизм с рамой. Он прикручен саморезами (или болтами, если крепление металлическое) к лонжеронам на деке. Ни в коем случае не разбирайте его, если в том нет прямой необходимости (иначе собирать Вам его будет долго).
3. Выполняете все пункты по ремонту и обслуживанию клапанов.
4. Подгибаете клапанные сошки (рычаги) так ,чтоб клапана плотно прилегали к деке (они имеют пружины, так что заемный механизм при настройке компрессии не нужен)
5. Аккуратно собираете заем обратно. Ставите рычажки клапанов аккордов на ступеньки аккордной машинки.
6. Закрываете крышку.
7. Играете! 🙂
П.С. Если что-то будет не ясно — спрашивайте, не стесняйтесь 😉
Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.
Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.
ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.
Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
Планки приклеены специальной мастикой.
Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:
• Пчелиный воск
Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
• Скипидар (в хоз. магазине)
• Льняное масло (продается в аптеке)
• Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)
Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.
Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.
Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.
Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.
После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.
Источник
Гармони, баяны, аккордеоны
В книге описано конструктивное устройство всех узлов гармоней, баянов, аккордеонов. Изложены технологические процессы их производства. В отдельных главах даны методические указания по дипломному и промышленному проектированию, а также сведения по оформлению технической документации.
Первое издание книги вышло в 1964 г. В настоящем издании представлены музыкальные инструменты новых марок.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся техникумов, а также рекомендуется инженерно-техническим работникам предприятий, изготовляющих язычковые музыкальные инструменты.
Гармони, баяны, аккордеоны
Н.Г. Розенфельд, М.Д. Иванов
«Легкая индустрия», 1974г.
(DjVu, 5 Мб)
По общепринятым принципам классификации музыкальные инструменты делятся на группы по источнику звука, на подгруппы — по способу (или механизму) звукоизвлечения и на виды (для уточнения положения в подгруппе) — по дополнительному признаку обычно конструктивного порядка.
Музыкальные инструменты, в которых звук возникает в результате колебания упругого язычка, образуют группу язычковых и делятся на подгруппы: пневматические (губная гармоника, китайский шэн), пневматические-клавишные (гармонь, баян, аккордеон, концертина, фисгармония), щипковые (варган, музыкальная шкатулка), ударные (флексатон).
В губной гармонике язычки приводятся в колебание вдуванием струи воздуха и всасыванием струи воздуха исполнителем.
Язычки гармони, баяна, аккордеона, концертины и фисгармонии приводятся в колебание струей воздуха, нагнетаемой ручными, ножными или механизированными мехами и направляемой по специальным каналам или при помощи клавиш или кнопок, соединенных с рычажно-клапанным механизмом.
Язычок варгана приводится в колебание при защипывании его пальцами. В музыкальной шкатулке язычки приводятся в колебание при задевании их штифтами вращающегося валика.
Язычок флексатона изгибается пальцами исполнителя, при этом одновременно по нему ударяют укрепленные на нем шарики.
В настоящей книге рассматривается только подгруппа пневматических-клавишных инструментов и главным образом те из них, которые получили наибольшее распространение в СССР: гармонь, баян, аккордеон. Эти инструменты дали возможность широкому кругу людей приобщиться к музыке, впервые ознакомиться с русскими классическими и народными музыкальными произведениями и способствовали общему развитию музыкальной культуры в самых широких кругах советского народа.
В начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны готовят квалифицированных исполнителей по классам баяна и аккордеона. Достаточно упомянуть, что в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и в Ленинградской консерватории имеются классы баяна.
Гармони, баяны, аккордеоны, предназначенные для сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений, входят в различного рода оркестры и почти всегда в состав оркестров народных музыкальных инструментов; они способствуют развитию хорового искусства, являясь аккомпанирующими инструментами, и благодаря своей портативности повсеместно широко используются.
Губные гармоники широкое распространение имеют за рубежом. В нашей стране в настоящее время их используют главным образом в качестве детской музыкальной игрушки.
Из истории возникновения язычковых инструментов. Прототипом современных язычковых музыкальных инструментов считают издавна известный в Китае шэн, в котором источником звука являются металлические проскакивающие язычки. Резонаторные бамбуковые трубки вставлены в чашеобразный резервуар с патрубком для вдувания воздуха. От количества и размеров трубок с язычками зависит диапазон шэна, т. е. его звуковой объем между самым низким и самым высоким звуками.
Появление гармони в России относится к первой половине XVIII в. Совершенствование «венки» (венской диатонической гармони) русскими мастерами началось в 1-й четверти XIX в. и привело к созданию наиболее распространенной к тому времени двухрядной гармони с «русским» и «немецким» строем. Высота извлекаемого звука при нажатии одной какой-нибудь клавиши (кнопки) зависела от направления движения меха, т. е. при сжиме или разжиме меха одна и та же клавиша вызывала звуки различной высоты. Разновидности гармоней, созданных в то время мастерами в России, приобрели названия по месту их изобретения или изготовления (тульская, саратовская, татарская, касимовка, ливенская, череповецкая и др.). Многие из этих гармоней были приспособлены к музыкальному складу русских, татарских, марийских и других народных песен.
В результате дальнейшего совершенствования русские мастера создали двухрядную диатоническую гармонь «хромку», которая отличается от венской тем, что высота звука не зависит от направления движения меха. Далее читайте в книге…
Раздел первый
Конструкция язычковых музыкальных инструментов
Глава I. Общее конструктивное устройство
§ 1. Принцип извлечения звуков
§ 2. Современные типы гармоней, баянов и аккордеонов
§ 3. Конструктивные элементы язычковых инструментов
§ 4. Методы расчета и конструирования
Глава II. Голосовые планки.
§ 1. Расчет и конструирование
§ 2. Определение размеров язычков
§ 3. Расчет рамок
§ 4. Конструктивные элементы голосовых планок
Глава III. Входные камеры
§ 1. Назначение, устройство и конструктивные особенности
§ 2. Расчет и конструирование
Глава IV. Корпус и деки
§ 1. Корпус
§ 2. Деки
§ 3. Определение габаритных размеров входных камер дек, корпусов и грифов язычковых музыкальных инструментов
Глава V. Клавишные механизмы
§ 1. Правый клавишный механизм
§ 2. Левый клавишный механизм
§ 3. Переключатель регистров
§ 4. Особенности расчета и конструирования клавишных механизмов
§ 5. Определение статического сопротивления клавиатуры
§ 6. Унификация клавишных механизмов
Глава VI. Мех
§ 1. Назначение и устройство. Расчет объема меховой камеры.
§ 2. Механизированная подача воздуха, применяемая в некоторых язычковых музыкальных инструментах
Глава VII. Футляры и арматура язычковых музыкальных инструментов.
Глава VIII. Устройства для адаптирования и усиления звука
Глава IX. Конструктивные особенности язычковых музыкальных инструментов зарубежных фирм
Раздел второй
Технология производства язычковых музыкальных инструментов
Глава I. Изготовление голосовых планок
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления рамок и язычков
§ 3. Штамповочно-заготовительные операции
§ 4. Шлифование и штамповка язычков.
§ 5. Приклепка язычков к рамкам
§ 6. Предварительная настройка
§ 7. Установка язычков
§ 8. Комплектация и упаковка голосовых планок
§ 9. Цеховой контроль качества продукции
Глава II. Изготовление металлических деталей механизмов и арматуры.
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления металлических деталей механизмов и арматуры
§ 3. Штамповочно-заготовительные операции
§ 4. Сварочно-сборочные операции
§ 5. Отделка металлических деталей.
§ 6. Нанесение металлических защитно-декоративных покрытий.
§ 7. Неметаллические защитно-декоративные и защитные покрытия
§ 8. Цеховой контроль качества продукции
Глава III. Изготовление деталей из пластических масс
Глава IV. Изготовление деревянных деталей, сборка и отделка корпуса, грифа и входных камер
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления деталей корпуса, грифа и входных камер
§ 3. Схема технологического процесса
§ 4. Клеильно-сборочные операции
§ 5. Отделочные операции.
Глава V. Сборочные операции
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Сборка клавишных и регистровых механизмов
§ 3. Изготовление и сборка меха
§ 4. Монтаж и окончательная настройка голосовых планок
§ 5. Окончательная сборка и регулировка
Раздел третий
Основы проектирования предприятий язычковых музыкальных инструментов
Глава I. Промышленное проектирование
§ 1. Задачи проектирования.
§ 2. Стадии проектирования.
Глава II. Дипломное проектирование.
§ 1. Содержание дипломного проекта
§ 2. Краткие методические указания по разработке отдельных частей дипломного проекта
Приложения.
Указатель литературы.
Источник