- Салют-М, Спутник (лодочные моторы)
- Характеристики моторов «Салют-М» и «Спутник»
- О моторе «Салют»
- О моторах «Салют-М» и «Спутник»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-М»
- Фотографии лодочного мотора «Спутник»
- Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео
- Документация
- Информация о моторе
- Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
- Модернизация подвесного лодочного мотора «Салют/Спутник»
- Общий вид переделанного лодочного мотора «Салют»
Салют-М, Спутник (лодочные моторы)
Характеристики моторов «Салют-М» и «Спутник»
Мощность на коленвалу, л.с. | 2 |
Мощность на гребном валу, л.с. | 1.87 |
Количество тактов | 2 |
Рабочий объём, см 3 | 45 |
Количество цилиндров | 1 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Ход поршня, мм | 40 |
Степень сжатия (геометрическая) | 7.8 |
Продувка цилиндра | петлевая |
Управление всасыванием | золотниковое, дисковое |
Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето) | по часовой стрелке |
Зажигание | от маховичного магнето МС-1 |
Свеча зажигания | А-10НТ ГОСТ 2043—74 |
Карбюратор | поплавковый |
Топливо | бензин автомобильный А-72 ГОСТ 2084 — 73 с добавлением 4-6% масла АКП-10 или АСП-10 ГОСТ 1862—63 |
Подача топлива | самотеком |
Смазка двигателя | топливная смесь |
Смазка редуктора | масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79 |
Часовой расход топлива, кг/ч | не более 1,1 |
Фазы газораспределения, выпуск/продувка | 144°/112° |
Емкость топливного бака, л | 2 |
Система управления | румпель |
Тип запуска | ручной |
Охлаждение | от напора гребного винта, водяное |
Передаточное отношение редуктора | 12:22 |
Диаметр винта, мм | 140 |
Шаг винта, мм | 118 |
Число лопастей винта | 2 |
Рекомендуемая высота транца, мм | 380 |
Габаритные размеры мотора, В/Д/Ш, мм: | 870/570/310 |
Вес, кг | 12 |
Страна производитель | СССР |
Производитель | Московского машиностроительного завода «Салют» |
О моторе «Салют»
В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.
К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.
Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».
Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.
Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.
Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5-2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.
Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.
О моторах «Салют-М» и «Спутник»
В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».
Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.
Некоторые подробности о конструкции моторов и их производстве можно получить из статьи-репортажа с ММЗ «Салют» опубликованной в журнале «Катера и яхты»: «От «Салюта» до «Спутника».
Дальнейшим развитием моторов «Салют-М» и «Спутник» стали пришедшие им на смену модели «Салют-Э» и «Салют-ЭС».
Фотографии лодочного мотора «Салют-М»
Фотографии лодочного мотора «Спутник»
Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео
Мотор «Салют-М»
Мотор «Спутник» на килеватой ПВХ лодке 3,2 метра
Мотор «Спутник» на лодке «Мечта»
Документация
Технические данные мотора «Спутник», комплект поставки
Информация о моторе
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.
Источник
Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
Мое знакомство с подвесными моторами, выпускаемыми Московским машиностроительным ПО «Салют», началось в 1978 г., когда я приобрел 2-сильный «Салют». За несколько лет эксплуатации этого мотора, а также мотора «Спутник», владельцем которого является мой брат, я хорошо познакомился с конструкцией этих моторов и смог внести ряд усовершенствований, улучшивших их качества.
При подготовке к запуску далеко не просто заполнить камеру карбюратора топливной смесью. Трубка, соединяющая топливный краник с карбюратором, располагается не с уклоном в сторону карбюратора, а с подъемом. Вследствие этого в топливопроводе образуется воздушная пробка (она хорошо заметна при прозрачном шланге). Для устранения этого недостатка необходимо поднять топливный кран. Для этого в топливном баке надо подрезать штуцер до высоты 5 мм. Кроме того, необходимо укоротить топливный кран, оставив квадратную часть на длине 17 мм, и укоротить на 5 мм ниппель на корпусе игольчатого клапана. На штуцере бака и на корпусе крана придется нарезать новую резьбу М10Х1 мм. Когда кран будет окончательно завинчиваться в бак. его резьбу полезно смазать клеем БФ-2.
Двигатель мотора «Салют», вероятно, единственный, в котором поршневые кольца не стопорятся в канавках поршня. А это приводит к тому, что замки колец, попадая в окна цилиндра, преждевременно изнашиваются. Замки колец могут расположиться на одной линии, что способствует прорыву газов. И то и другое приводит к уменьшению компрессии, а следовательно, и к потере мощности и ухудшению запуска двигателя. Чтобы устранить этот недостаток, я поставил стопора из миллиметровой проволоки, просверлив для них отверстия в канавках поршня.
В одном из замков кольца круглым надфилем делается углубление, куда и входит выступающий конец стопора. Сверлить отверстия в поршне надо осторожно, чтобы не получилось сквозное отверстие. Рекомендую для этой операции уложить в канавку для кольца прямоугольный брусочек размерами около 1,7X1,7X20 мм с заранее просверленным отверстием ∅1 мм. через которое сверлить отверстие под штифт. Брусочек должен плотно входить в канавку поршня. Перед установкой стопоров советую их смазать клеем БФ-2.
В период запуска двигателя выхлопные газы должны преодолеть столб воды, находящийся в дейдвуде, что затрудняет запуск. Для облегчения запуска рекомендуется полость дейдвудной трубы сообщить с наружным пространством, просверлив по два отверстия ∅7 мм. При работе мотора отверстия закрываются крышкой, фиксируемой надетой на винт МЗХ75 спиральной пружиной. Перед запуском двигателя крышку надо повернуть на 90°, при этом отработавшие газы свободно выходят в атмосферу. Крышку необходимо изогнуть по форме дейдвуда, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Спиральная пружинка делается из стальной проволоки ∅0,35—0,4 мм или подбирается из готовых.
В моторах «Салют» с маховичным магнето МГ-103 не обеспечивалась достаточная величина высокого напряжения на свечах зажигания.
Поэтому мне в своем моторе систему зажигания пришлось переделать, после чего сразу была получена устойчивая искра длиной 8 и больше мм.
С заводской катушки трансформатора я снял обе обмотки и на тот же сердечник намотал новую (и только одну) низковольтную обмотку из 250-260 витков провода ПЭЛ 0,8—0,9 мм.
Начало обмотки припаивается к массе сердечника, а конец присоединяется к винту подвижной части прерывателя. Сюда же подсоединяется и один конец первичной обмотки высоковольтного трансформатора, в качестве которого я использовал самую удобную и недорогую (4 руб.) мотоциклетную индукционную катушку Б-51 на 12 В. Катушка закрепляется своим хомутом сбоку двигателя, а нижний кожух мотора снимается совсем. В результате внесенных несложных усовершенствований мой мотор «Салют» за 7 лет его эксплуатации ни разу не отказывал, а запуск двигателя происходит обычно с первого или второго рывка.
Источник
Модернизация подвесного лодочного мотора «Салют/Спутник»
При переоборудовании своего мотора «Салют» я задался целью получить, может быть, и менее красивый, но зато более легкий и удобный в эксплуатации мотор.
Общий вид переделанного лодочного мотора «Салют»
1 — поворачивающийся хомутик; 2 — кожух; 3 — поддон; 4 — шланг с грушей.
Прежде всего я снял с мотора капот со встроенным топливным бачком, нижний кожух с деталями крепления и ручной стартер. Эта мера и обеспечила снижение веса мотора с 12 кг до 8.
Для подачи топлива из отдельного бачка использованы бензошланг с подкачивающей грушей и диафрагменный бензонасос от мотора «Москва», подсоединенный к картеру при помощи штуцера Ø 4 мм.
Заводской диск пускового устройства, установленный на маховике, отштампован из очень тонкого стального листа, поэтому шнур для запуска часто рвется о его острые края. Конечно, избавиться от этого дефекта можно было бы и другими путями, но я изготовил новый диск большей толщины из дуралюмина.
Диск для запуска
Крепится диск штатной глухой гайкой и от проворачивания стопорится двумя винтами М6, головки которых входят в смотровые окна маховика.
Маховик с пусковым диском закрыл кожухом, изготовленным из алюминия на давильном станке.
Кожух
Можно сделать его и более простым способом — из алюминиевого 3-литрового хозяйственного бидона или обычной кастрюли подходящего диаметра. Кожух крепится к специальному поддону, изготовленному из дуралюмина, и подтягивается накидной защелкой.
Поддон
Для уплотнения на поддон наклеено кольцо из микропористой резины толщиной 3—4 мм. К ушкам картера поддон крепится на четырех стойках.
Стойка для поддона
Кронштейн для бензонасоса может иметь произвольную форму, может быть изготовлен отдельно (и закреплен винтами или заклепками) или заодно с поддоном.
Для улучшения запуска в надводной части дейдвуда просверлены три отверстия диаметром 4 мм. После того, как мотор заработал, отверстия закрываются поворачивающимся хомутиком из жести.
В щель между гребным винтом и редуктором поставлена шайба, выточенная из фторопласта (применимы также капрон и винипласт). Эта шайба препятствует наматыванию водорослей на гребной валик.
Шайба под гребной винт
На своем «Салюте» я сделал систему освещения от магнето, позволяющую питать во время движения шестивольтовую лампочку мощностью 10 вт.
Схема электроосвещения
А — к конденсатору системы зажигания; В — выключатель; Д — диод Д-215; С — конденсатор электролитический 30 мкф, 25 вольт.
Все эти переделки позволили значительно улучшить эксплуатационные качества мотора.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник