- Инструкция по ремонту БП
- Содержание
- Ремонт блока цилиндров двигателя: пошаговая инструкция с описанием, устройство, принцип работы, советы мастеров
- Удаление накипи
- Запланированный ремонт
- Как проводится гильзовка?
- Скрытые неисправности блока
- Ремонт постели распредвала
- Микротрещины
- Восстановление
- Виды дефектов постелей коленвала
- Как проходит процесс расточки блока цилиндров?
- Ремонт блока цилиндров двигателя
- Компоненты мотора
- Неполадки
- Куда обратиться?
- Неисправности после ремонта гбц или замены прокладки
- Машина не заводится
- Двигатель троит
- Двигатель дымит
- После замены клапанов жрет масло
- После замены клапанов нет компрессии
- Основные дефекты и неисправности блока цилиндров двигателя
- Руководство по ремонту
- Замена клапанов ГБЦ
- Замена втулок
- Притирка клапанов
- Причины износа
Инструкция по ремонту БП
Решили отремонтировать сломанный блок — не включайте его сразу в сеть!
Содержание
Начало. Внешний осмотр.
Вскрываем крышку – внимательно делаем внешний осмотр на предмет взорванных:
1. Предохранителя. Иногда предохранители в термоусадочном кембрике. Выход – звонить прибором.
2. Диодов входного выпрямителя (МОСТА).
3. Почерневшие резисторы. Меряем прибором, если нельзя определить номинал визуально. Если нет сомнений по поводу номинала (не звонятся вообще или в ноль), заменяем другими с отклонением + — 5%.
4. Конденсаторов: а.) Вздутие – заметное изменение верхней плоскости конденсатора от ровной поверхности к выпуклой. Приговор – проверка, а лучше сразу замена. б.) Коричневый пух или выделения – вздутие с выделением электролита. Приговор – урна и замена.
5. Ключевых и дежурного транзисторов: Тут посерьезнее. Если транзистор дежурного режима, проверять придется весь узел. Ключевые – меняем и проверяем вокруг обвеску.
6. Появления шоколадного цвета платы, под резисторами, возле ШИМа означает то, что греется резистор питания ШИМ — 22 Ома, от превышения дежурного напряжения и как правило умирает первым именно он. Иногда это означает, что ШИМ тоже мертв. Проверяем, меняем микросхему (читай ниже). Это следствие работы дежурки плюс качество самой ШИМ. После, обязательно проверить детали и работу дежурного режима.
7. Выходных диодных сборок. При сгорании диодной сборки внешние признаки есть не всегда. ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяем их прибором. Если ваш прибор меряет прямое падение на диоде, можно проверять не выпаивая. Падение должно быть от 0,020 до 0,150 (В). Ноль или около того(до 0,005) – выпаиваем и проверяем. Если то же падение – пробит, замена. Если же прибор не имеет такой функции, установите прибор на измерение сопротивления (обычно предел в 20кОм). Тогда в прямом направлении, диод сборки (исправный) будет иметь сопротивление порядка одного — двух килоом, а у обычных диодов порядка трех — шести. В обратном направлении — бесконечность.
Берём тестер и меряем выходное сопротивление по +5В и +12В вольтам — обычно в районе 100-250 ом (то же для -5В и -12В) , +3.3В — около 15-ти Ом.
8. Внимательно (желательно с увеличительным стеклом) осматриваем печатную плату со стороны дорожек. Ищем непропаи, подозрительные потемнения, сопли, отслоения дорожек.
TL494 и ей подобные, КА7500. Про остальные ШИМ будет написано дополнительно. Подаём питание от внешнего источника (от 12В до 20В) на 12-ую ногу ШИМ через резистор 22ома. Не всегда ШИМ питается на прямую от дежурного режима. Может стоять транзистор, который при замыкании PS-ON на землю, подает питание на ШИМ. Проверяйте его. Устанавливаем перемычки: 4-я нога ШИМ(блокировка ШИМ) — на землю, 16-я нога ШИМ (токовая защита) – на землю (если не используется — сидит на земле). Наблюдаем импульсы на 8 и 11 ногах ШИМ и далее на базах ключевых транзисторов. Если нет импульсов на 8 или 11 ногах ШИМ или ШИМ греется – меняем. Если нет импульсов на ключевых — проверяем промежуточный каскад (раскачку) – обычно два С945, два 1N4148 и емкости 1-10 мкф на 50В. Если картинка красивая и на 14-ой ноге +5В (в разумных пределах) – ШИМ и каскад раскачки можно считать живым. Желательно, вместо всяких АНАЛОГОВ ставить TL494 от Texas Instruments, особенно если это KA7500 (сколько добра от них погорело. ).
Проверяем дежурный режим.
Смотрим, что с транзистором и окружающими деталями. Проверяем транзистор. Звоним все диоды. Если надо меняем. Проверяем прибором стабилитрон, стоящий в базовой цепи (цепи затвора) транзистора(выпаиваем), в схемах на биполярных транзисторах номинал от 6В до 6.8В, а на полевых, как правило 18В. Если всё в норме, обращаем внимание на резистор 4,7 Ом — питание трансформатора дежурного режима от +310В (используется как предохранитель, но бывает, что и трансформатор дежурки сгорает) и 150k
450k (оттуда же в базу ключевого транзистора дежурного режима) — смещение на запуск. Высокоомники часто уходят в обрыв, поэтому дежурный режим не пашет и, как следствие, блок не стартует. Меряем сопротивление первичных обмоток дежурного трансформатора — от нуля до трех-семи Ом (ни разу нуля не встречал, только разрыв!). Если сетевая обмотка трансформатора в обрыве (бесконечность) — меняем транс или перематываем. Бывают случаи, когда при нормальном сопротивлении первичной обмотки, трансформатор, оказывается нерабочим — замена. В данном случае такой вывод можно сделать, если вы уверены в исправности всех остальных элементов узла дежурного режима. Проверяется подставлением точно такого транса. Один выход с дежурного транса – на питание ШИМ. Проверяем диод и конденсатор (около 100 мкф на 50В). Второй выход и есть +5В дежурного режима. Меняем электролит в дежурном режиме на НОВЫЙ . Припаиваем параллельно ему неэлектролитический конденсатор
150нф-680нф (важная доработка для предотвращения быстрого высыхания электролита в дежурке). Отпаиваем резистор ведущий на питание ШИМ.
ВАЖНО! Перед включением в сеть.
Далее, для уверенности, берём лампочку от 40 до 100 Ватт впаиваем вместо предохранителя. Если плата вынута из блока, проверьте, нет ли под ней металлических предметов любого рода. Ни в коем случае НЕ ЛЕЗЬТЕ РУКАМИ в плату и НЕ ДОТРАГИВАЙТЕСЬ до радиаторов во время работы блока, а после выключения подождите около минуты, пока конденсаторы разрядятся. Далее, на выход +5VSB (фиолетовый) вешаем нагрузку — лампочку на 6.3 Вольта (0.3 Ампера), и включаем в сеть. Если дежурка в порядке (+5В) и на питание ШИМ напряжение не более 27 Вольт, запаиваем обратно резистор, для замера напряжения подключаем прибор на выход сигнала PG (серый) и снова включаем блок в сеть. Замыкаем PS-ON (зеленый) на землю, и вешаем вольтметр на PG (серый). Есть напряжение от +3.5 до +5 Вольт – хорошо. Начинаем проверять блок под нагрузкой.
Проверка под нагрузкой.
Измеряем напряжение дежурного источника, вначале на лампочку, а потом на ток до 2-х ампер. Если напряжение дежурки не просаживается, включаем БП, замыкая PS-ON (зеленый) на землю, измеряем напряжения на всех выходах БП и на силовых конденсаторах при 30-50% нагрузке, кратковременно. Если все напряжения в допуске, собираем блок в корпус и проверяем БП при, практически, полной нагрузке. Смотрим пульсации.
После ремонта, особенно при жалобах на нестабильную работу, минут 10
15 мерять разделение напряжений на «половинных» конденсаторах (лучше с 40%-ой нагрузкой) — часто один «высыхает» или резисторы (параллельные им, роль которых разряжать и выравнивать) «увеличиваются» — вот и глючим. Разброс в сопротивлении выравнивающих резисторов должен быть не более 5-7%. Емкость конденсаторов должна составлять минимум 90% от номинала. Так же желательно проверить выходные емкости по каналам +3.3В, +5В, +12В на предмет высыхания (см. выше), а при возможности и желании усовершенствовать блок питания, заменяйте их на 2200 мкф или лучше на 3300 мкф от проверенных производителей. Выходные диодные сборки по каналам +3.3В, +5В смело меняйте на более мощные(типа STPS4045). Если по каналу +12В вы заметили два спаянных диода, то ЖЕЛАТЕЛЬНО поменять их на диодную сборку типа MBR20100 (20А 100В). Если не найдете на сто вольт — не страшно, но ставить необходимо минимум 80В (MBR2080). Заменить электролиты 1.0 мкф х 50В в цепях базы мощных транзисторов на 4.7-10.0 мкф х 50В. Можете отрегулировать выходные напряжения на нагрузке. При отсутствии подстроечного резистора это делается резисторными делителями, которые установлены от 1-й ноги ШИМа к выходам +5В, +12В и +3.3В (после замены трансформатора или диодных сборок ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить и выставить выходные напряжения).
Источник
Ремонт блока цилиндров двигателя: пошаговая инструкция с описанием, устройство, принцип работы, советы мастеров
Удаление накипи
Накипь в водяной рубашке ухудшает охлаждение двигателя, вызывает его перегрев и потерю мощности. Для удаления накипи все круглые отверстия водяной рубашки закрывают деревянными пробками, а к фасонным отверстиям привертывают пластины с резиновыми прокладками. Затем в рубашку заливают раствор следующего состава:
- Каустическая сода: 50 г.
- Керосин: 10 г.
- Вода: 1 л.
Через 6—8 час. раствор выпускают и рубашку промывают водой.
Блоки с алюминиевыми головками (автомобилей М-20 «Победа», ГАЗ-51) промывают 3%-ннм раствором соляной кислоты, который заливают на 30—40 мин.; после этого раствор выпускают и рубашку цилиндров промывают чистой водой.
Запланированный ремонт
Столь важный элемент всего двигателя в лице ГБЦ нуждается в квалифицированной диагностике с привлечением опытных мастеров и соответствующего оборудования. Во избежание непреднамеренных повреждений браться за работу следует людям, прекрасно знающим свое дело.
Все видимые дефекты можно выявить визуально в ходе осмотра снятой узла. Хорошо заметные такие поломки:
- износ седел;
- раковины от коррозии;
- обломанные шпильки;
- трещины.
Если же владелец личного транспортного средства чувствует, что ему не хватает каких-либо навыков, умений или просто испытывает опасения, то оптимальный вариант — обратиться в ближайший автосервис.
Как проводится гильзовка?
Гильзовка цилиндра двигателя – это достаточно сложная процедура. Она требует не только специального оборудования, но и высокой квалификации специалиста и наличия у него большого опыта выполнения таких операций. Решение о замене гильзы принимается по результатам специальной диагностики, которая проводится при помощи специального аппарата – нутрометра.
Если блок цилиндра изначально гильзованный (как правило, при этом используется «мокрая» гильза), такой вид ремонта подразумевает замену гильзы на готовую ремонтную.
Если речь идет об установке «сухой» гильзы в негильзованный блок, то это более сложное мероприятие. Один из его возможных вариантов – это горячее гильзование.
Сначала производится расточка цилиндра
При этом чрезвычайно важно обеспечить правильную геометрическую форму и соблюдение точности всех размеров посадочного гнезда. Затем блок цилиндров нагревается, а гильза, наоборот, охлаждается в жидком азоте
Проводится ее обработка средством, препятствующим появлению конденсата. После этого втулка занимает свое место в посадочном гнезде.
Описанный способ гильзовки считается одним из самых лучших. Он позволяет достичь высокого качества установки, а именно плотной посадки и необходимого натяга в месте соприкосновения гильзы с блоком.
Если рассматривать ситуацию, когда блок изготовлен из алюминия и не подлежит расточке, гильза устанавливается методом запрессовки.
Скрытые неисправности блока
Есть ряд повреждений, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом. Если вы их не найдете, это значит, что после ремонта блока, спустя 10 тысяч километров, вы можете столкнуться и с другими проблемами двигателя, которые быстро выведут его из строя.
1. Деформация. Данная неисправность, чаще всего, происходит по вине автомобильных конструкторов, которые не провели специальные мероприятия по снятию внутреннего напряжения чугуна. Чтобы исправить данный дефект, необходимо нагреть двигатель до специальной температуры и сразу же произвести механическую обработку.
Помимо этого, деформация блока цилиндров может произойти из-за неравномерного, по всему объему, нагрева блока, что также происходит по вине производителя.
2. Трещины в блоке. Такая проблема достаточно распространенная и узнать о ней очень трудно, так как данные трещины невидимы не вооруженным глазом. Трещина в блоке может возникнуть при перепадах температур (например, если вылить холодную воду на горячий двигатель) или при замерзании и расширении воды внутри блока.
В последнем случае, обнаружить трещину очень легко, так как она будет иметь большие размеры, и дальнейшая эксплуатация двигателя станет невозможной. После этого, блок ремонту не подлежит и его необходимо заменить целым аналогом.
Если вы случайно испортили резьбу отверстий для болтов и шпилек, то восстановить их трудоспособность не составит труда. Для этого просверлите отверстие и избавьтесь от старой резьбы. После этого, с помощью метчика нарежьте новую резьбу и подгоните другую шпильку.
Как видите, на теории ремонт блока цилиндров выглядит легко и просто, однако, там есть некоторые мелкие проблемы, которые подлежат ремонту только на специальном оборудовании. Если вы не имеете таких приспособлений, то лучше отвезти деталь к опытному мастеру.
Ремонт постели распредвала
Восстановление постели распредвала своими силами, как уже говорилось, сводится к тому, что вы определяете неисправность и снимаете постель. Затем вы везёте её в мастерскую, где существует специальный станок, на котором можно провести расточку или хонингование постели распредвала. Станки для восстановления постели распредвала относятся к разряду постельно-расточных.
Желательно для консультации и подготовки везти и ГБЦ. Это связано с тем, что перед ремонтом постели ГБЦ потребует специальной обработки – напыления алюминиево-цинкового порошка.
Восстановление постели распредвала проводится одним из двух способов: расточка или хонингование. Саму технологию вам вряд ли будет интересно знать. Специалист, работающий на данном станке, доводит поверхность постели до требуемых параметров.
При этом вам скажут, возможен ли ремонт постели распредвала, или проще и эффективней будет произвести замену постели на новую.
Микротрещины
Все производители допускают образования трещин, что не следует воспринимать как неисправность, поскольку размеры ее очень малы и сами они неглубокие. Даже дизельные моторы, где промеж клапанов имеется трещина, допускаются к эксплуатации.
Отыскать все трещины даже для опытных мотористов становится непростой задачей. Однако имеются такие места, где обнаружение микротрещин в ГБЦ не составит труда:
- промеж клапанов;
- в пространстве, что между клапаном и свечой зажигания;
- от клапана в направлении форкамеры (актуально для дизельных моторов);
- ниже направляющей клапана.
Проверка ГБЦ напредмет трещин проводится опрессовкой — иными словами нужно закрыть все имеющиеся отверстия, опустить головку в ванную с водой и дать воздуха на каналы. С тех мест, где есть трещинки, пойдут пузырьки.
Восстановление
Ремонт трещин возможен только сваркой и никак иначе. Никакой клеящий состав не заделает дефект, как бы того не хотелось, ведь при нагревании трещина увеличивается. Иными словами устранить неисправность можно только тем же материалом, как и ГБЦ с теми же температурными параметрами. То есть сварка, и только сварка!
Для устранения трещин подходит газовая горелка вместе с присадочным материалом. Однако аргонно-дуговая сварка (TIG) обладает высокой эффективностью. Масса соединяется с головкой, а сама дуга горит в среде аргона, которую образуют вольфрамовый электрод и металлическая поверхность. В качестве присадочного материала используется алюминиевая проволока.
По завершению «операции» шов хорошо зачищается, после чего узел опрессовывается. Если проблем больше нет, поверхность (та, что соприкасается с блоком двигателя через прокладку) равняется (фрезеруется) для достижения идеально ровного состояния.
Виды дефектов постелей коленвала
На коленчатом вале часто встречается дефект цилиндрических поверхностей (элипсность) – для обнаружения дефекта следует измерять форму поперечного сечения и сравнить с номинальными размерами. При замерах обнаруживается, что в направлении, совпадающем с направлением перемещения поршней, происходит увеличение диаметров всех отверстий в сравнении с номинальным значением. Деформации подвергаются коренные крышки.
Износ постелей коленчатого вала мы рассматриваем на примере двигателя с чугунным блоком. У двигателей с блоками цилиндров из других более легких сплавов после аналогичного пробега в 300 тысяч километров наблюдается другая картина. В таком случае обычно отверстия постелей увеличиваются в размерах, что приводит к их эллипсности. Для определения отклонений мы делаем замеры в плоскости разъема опоры и такие же замеры перпендикулярно ей, после чего получаем разность диаметров, которая равна до 0,05 мм.
Причиной эллипсности постелей коленвала может быть нарушение нормальной смазки коренных подшипников. Нарушение смазки приводит к повышению температуры в месте контакта шейки коленвала и вкладыша, в последствие нагревается и постель коленвала. Вследствие ослабления элементов опор вала (болтов, крышек), наблюдается нарушение геометрии отверстия.
Повышение температуры сопровождается расплавлением антфрикционного слоя, что может привести к прихвату вкладыша. Прихват вкладыша (проворачивание вкладыша) вызывает сильный износ опорных поверхностей. Как следствие одна из опор, с худшими условиями смазки, получает сильные повреждения.
Как проходит процесс расточки блока цилиндров?
Для проведения любых ремонтных работ с двигателем необходима его полная разборка.
Сначала специалист должен установить степень износа цилиндра и только после этого принимать решение о его проточке. Существует специальная система оценки, сводящаяся к проверке двух параметров элемента. Во-первых, это изменение первоначальных размеров верхнего поршневого кольца в верхней мертвой точке. Оно не должно превышать пяти сотых миллиметра. Во-вторых, оценивается изменение размера в точке соединения стенки цилиндра и юбки поршня. Его значение должно быть менее трех сотых миллиметра.
Если измерения подтверждают необходимость проточки. Блок крепится на специальном станке для проведения дальнейших работ. После проточки мастер приступает к финишной обработке стенок детали. Необходимо удалить все неровности, чтобы кольца и стенки быстрее притерлись друг к другу.
Под новые размеры приобретаются все запасные части, которые можно заказать на месте, – кольца, поршни. Производится их установка и сборка двигателя. Завершается ремонт проверкой работы узла в разных режимах.
В ходе работ по расточке цилиндров чрезвычайно важна высокая квалификация специалиста, их проводящего, а также точность оборудования. Кроме того, большое значение имеет чистота рабочих поверхностей.
В «Мегус-сервисе» работают специально обученные профессионалы с большим опытом проведения таких операций. Они способны обеспечить самое высокое качество ремонта двигателя, в том числе благодаря применению современного оборудования и расходных материалов первого класса.
Ремонт блока цилиндров двигателя
Ремонт блока цилиндров двигателя автомобиля – это масштабная процедура в рамках капитального восстановления силовой установки. Так как блок является основной частью ДВС, его срок службы соответствует сроку жизни всего агрегата. Поэтому при обнаружении глобальных неисправностей нередко принимается решение об установке другого мотора, поскольку цена такой операции ниже, чем стоимость мероприятий по починке. Однако, детали подержанного мотора, конечно же, будут иметь определенную выработку. А так как точно определить остаточный ресурс механизма невозможно, остается надеяться на то. Что Вы выбрали порядочных и ответственных поставщиков. В этом отношении ремонт имеет преимущество, поскольку Вы можете быть уверенным, что установлены новые элементы.
Компоненты мотора
Силовой агрегат автомобиля состоит из нескольких частей, которые работают в непосредственном сопряжении друг с другом. Сверху располагается навесное оборудование, затем клапанная крышка, ниже – головка блока, сам блок и картер с поддоном. Блок является основой всей конструкции и размещает в корпусе коленчатый вал – наиболее нагруженный элемент всего ДВС, занимающийся преобразованием энергии, полученной от сжигания топлива, в крутящий момент. Также конструкция имеет в своем составе цилиндры, внутри которых работает поршневая группа.
Так как блок испытывает серьезные термические нагрузки, внутри располагаются специальные каналы, по которым циркулирует антифриз, охлаждая механизм. Имеются здесь и магистрали для масла, чтобы обеспечить снабжение подвижных деталей ДВС. Отметим, что ремонтные работы, связанные с элементами конструкции мотора, очень сложны, поскольку предполагают дефектовку агрегата.
Неполадки
Ремонт блока цилиндров двигателя авто требует тщательной диагностики, по результатам которой опытный специалист может наметить план восстановительных процедур. Причинами появления неполадок могут стать как естественный износ, так и человеческий фактор, то есть, сверхнагрузки, некачественное и несвоевременное обслуживание. Халатное отношение к любой технике ведет к ее преждевременному выходу из строя. Также очень опасны масляное голодание и перегрев.
Рассмотрим встречающиеся неисправности:
- Трещины в блоке
- Задиры на стенках цилиндров
- Обрыв шатуна
- Деформация блока
- Обрыв клапана
Сложность восстановления зависит от конструктивных особенностей мотора. Также важен металл, из которого выполнен блок.
Куда обратиться?
Поручите ремонт блока цилиндров двигателя опытным сервисменам. Это не та категория восстановительных работ, на которых можно экономить. Ошибки при выполнении операций приведут у невозможности эксплуатировать агрегат, а месте с тем и автомобиль. Рассмотрите вариант поездки в «Кволити Моторс», техцентр, расположенный в Москве. Это позволит быть уверенным в том, что с Вашим автомобилем работают высококвалифицированные специалисты.
Неисправности после ремонта гбц или замены прокладки
Машина не заводится
В случае отсутствия запуска машины после замены прокладки необходимо проверить наличие искры на свечах зажигания, давление топлива в рампе. Убедиться в отсутствии подсоса воздуха через штуцер на ресивере, предназначенный для трубки вакуумного усилителя тормозов.
Двигатель троит
Также, как и при капитальном ремонте головки, замена
прокладки ГБЦ сопряжена с снятием головки и, соответственно,
разъединением с датчиков разъемов, снятием высоковольтных проводов, трубок,
подключаемых к впускному коллектору (ресиверу) от вакуумного усилителя
тормозов, адсорбера, регулятора давления топлива.
Если двигатель троит после монтажа ГБЦ необходимо проверить все
электрические соединения и наличие подсоса воздуха, а также тепловые зазоры клапанов ГРМ. Реабилитация
после замены клапанов обычно длится на протяжении 500 км пробега, но
возможны случаи, когда после первого запуска необходимо корректировать тепловые
зазоры.
Неисправность, связанная с троением двигателя после ремонта может носить и временный характер, так как свечи зажигания могут быть мокрыми и после нескольких запусков, благодаря продувке и прокалке двигатель начинает работать ровно.
Двигатель дымит
После замены прокладки двигатель с увеличением температуры дымит. Такая ситуация является вполне нормальной. Сливается тосол, при разборке на поверхность двигателя попадает моторное масло и в процессе нагрева двигателя все эти жидкости испаряются, вызывая задымление.
После замены клапанов жрет масло
Заменили маслосъемные колпачки без снятия ГБЦ. Возможно установлены дефектные маслосъемные колпачки или произошло их повреждение во время запрессовки неисправной оправкой.
После замены клапанов нет компрессии
После замены клапанов рекомендуется прогреть ДВС и произвести измерение компрессии. В случае выявления низкой компрессии в одном или нескольких цилиндрах проверить и отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Если нет компрессии во всех цилиндрах, и она равна нулю, то необходимо снять ГБЦ с целью ревизии целостности деталей газораспределительного механизма и при необходимости произвести комплексный ремонт двигателя.
Основные дефекты и неисправности блока цилиндров двигателя
Начнем с того, что существует два вида блоков цилиндров:
- чугунные БЦ;
- блоки из алюминиевых сплавов;
Как правило, блоки из чугуна дополнительно упрочнены при помощи графита, а облегченные изделия из алюминия делают гильзованными (в блок вставляется гильза из чугуна). Также существуют алюминиевые блоки цилиндров без гильз. В состав сплава включен кремний, который значительно упрочняет блок.
Что касается гильзованных блоков, гильзы бывают «мокрыми» и «сухими». В первом случае охлаждающая жидкость напрямую контактирует с гильзой, тогда как во втором гильза плотно запрессована в тело блока во время изготовления.
Так или иначе, каждое решение имеет свои плюсы и минусы, а также в процессе эксплуатации возникают различные повреждения и дефекты блока цилиндров или дефекты гильз блока (в зависимости от типа БЦ).
Ремонт блока цилиндров необходимо начинать с установления причины неисправностей и дефектовки. Зачастую основной проблемой на моторах с большим пробегом является износ поверхности цилиндра или гильзы. На поверхности (зеркале) цилиндра появляются задиры, могут образоваться трещины, раковины и т.д.
Также нередко возникает износ цилиндров по направлению оси коленвала. Как правило, к повреждениям цилиндров на «свежем» моторе приводит перегрев двигателя или гидроудар, а также снижение уровня или значительная потеря свойств моторного масла.
Реже причиной дефектов блока становится неожиданное разрушение поршневых колец и другие непредвиденные поломки. Еще добавим, что в БЦ часто происходит деформация постели подшипников коленвала и т.п.
- Что касается износа поверхностей цилиндров, в этом случае такой износ зачастую является «естественным», то есть становится результатом эксплуатации двигателя в нормальных рабочих режимах. Сам ремонт цилиндров в этом случае зачастую предполагает расточку и хонингование цилиндра (нанесение хона). Это позволяет убрать эллипсность цилиндра, удалить царапины и задиры на зеркале.
- Более сложным случаем можно считать обрыв шатуна,
так как повреждения обычно более серьезные. Также причиной возникновения дефектов блока является и обрыв клапана, разрушение седла клапана и т.д. Результат — задиры на поверхности цилиндра и другие повреждения. Также в списке частых неисправностей следует выделить трещины блока или гильзы. - Еще добавим, что существуют так называемые «скрытые» проблемы, то есть определить дефекты визуально в рамках поверхностного осмотра может быть затруднительно. При этом неквалифицированный ремонт, который ограничен банальной заменой изношенных частей, все равно приведет к тому, что двигатель потребуется разбирать повторно через несколько сотен или тыс. километров пробега.
К указанным «скрытым» дефектам, прежде всего, следует отнести деформацию блока цилиндров. Зачастую такая деформация является следствием нарушения технологии в процессе изготовления блока. Простыми словами, если в блоке не снять внутреннее напряжение, возникнет деформация.
Кстати, данная проблема больше присуща блокам из чугуна. Также к деформации блока (как чугунного, так и алюминиевого) может привести перегрев двигателя или его неравномерный нагрев во время эксплуатации.
Руководство по ремонту
Любое руководство по ремонту данного узла подразумевает его демонтаж и установку. Если вы не знаете, как снять ГБЦ, то может более подробно почитать об этом . Обо всех остальных способах ремонта вы можете узнать ниже.
Замена клапанов ГБЦ
Процедура рассухаривания и замены клапанов по статистике чаще всего проводится на старых отечественных авто и иномарках. Но она является актуально и для более новых машин как российского, так и зарубежного производства. Для этого вы должны знать, как минимум, как происходит снятие и установка головки блока цилиндров. Чтобы заняться рассухариванием, следует купить специальный прибор, который так и называется — рассухариватель. Он может иметь разную конструкцию для определенной модели машины.
Если рассухаривателя у вас нет, то можно воспользоваться обычной металлической трубкой. Диаметр трубы должен составлять около 2 см. Под клапан следует подставить опору в камере сгорания. Головку БЦ поставьте на пол. Затем подставьте трубку на верхнюю часть клапана, ударьте по ней молотком. Ударив несколько раз, так называемые сухари рассыпятся и освободят пружинку. Пружинки демонтируются, после чего вынимаются сами клапаны. Их замена и установка происходит в обратной последовательности.
Замена втулок
Замена втулок осуществляется в том случае, когда эти элементы отработали свой ресурс эксплуатации. Для демонтажа следует использовать специальную оправку. Втулки без проблем демонтируются, мы рекомендуем покупать новые втулки диаметром на 0.05 см больше родных.
Для установки новых втулок вам потребуется:
- оправка для установки;
- смазка (можно использовать обычное моторное масло);
- молоток.
ГБЦ устанавливается на подставку, а втулки смазываются смазкой. ГБЦ желательно нагреть до 100 градусов, для этого можно использовать электрическую плитку. Чтобы втулки еще легче вошли, можно поместить их на тридцать минут в морозильную камеру (до того, как смазать маслом). Когда все втулке заменены, нужно подождать какое-то время, пока головка остынет. Необходимо, чтобы клапаны не болтались, но и не заедали, в противном случае ремонт ГБЦ будет бесполезным.
Притирка клапанов
Если вы уже знаете, как осуществляется снятие и установка головки блока цилиндров, то завершающим этапом ремонта будет притирка клапанов и проверка герметичности прокладки. После замены данных элементов их притирка делается с той целью, чтобы эти элементы наиболее плотно прилегали к седлам.
Вам необходимо будет приобрести притирочную пасту, затем этим веществом нужно обработать клапан со всех сторон. После этого клапан устанавливается в головку.
Затем клапан необходимо будет вращать, для этого можно воспользоваться одним из наиболее актуальных методов.
- Первый метод — дедовский. Можно использовать кусочек шланга, который должен подходить под диаметр клапана. Шланг зажимается между ладонями и вращается сначала в одну, потом в другую сторону, поочередно. Такой метод является не особо удобным, ведь он был актуален не менее 30 лет назад.
- Современный метод. Чтобы облегчить этот процесс, можно использовать специальное приспособление для притирки элемента, продается в любом автомобильном магазине. Таким образом притереть клапан будет гораздо легче.
Чтобы понять, что клапан достаточно притерся, необходимо оценить визуально поверхность места установки и торцевой части клапана. Она должна быть матовой и непрерывной.
Что касается герметичности ГБЦ, то после замены прокладки этому моменту также следует уделить внимание. Герметичность проверяется путем залива керосина или топлива во впускной и выпускной коллекторы
Если все сделано качественно, то в течении 5-7 минут из под клапанов ГБЦ не будет вытекать жидкость, это является показателем.
Причины износа
Когда топливо сгорает в камере сгорания, газы попадают в канавки поршневых колец и сильно отжимают их к зеркалу цилиндра. Сила давления по мере того, как поршень движется вниз, становится меньше. Поэтому цилиндры изнашиваются в верхней части больше, чем в нижней. Что касается смазки, то в верхней части цилиндров она хуже из-за воздействия высоких температур. Сила, которая действует на поршень в двигателе при его рабочем ходе, делится на две важные составляющие.
Первая часть этой силы направлена вдоль шатунов. Вторая часть направлена перпендикулярно оси цилиндров. Она прижимает поршни к левой стороне стенки. Когда сжатие передается от коленвала к шатуну, то сила также разлагается на две части – одна работает вдоль шатунов и сжимает топливную смесь, а вторая жмет поршень к правой стенке цилиндров. Боковые силы работают также на тактах впуска и выпуска, однако в значительно меньшей мере.
В результате действия боковых сил цилиндры имеют износ в плоскости работы шатуна и получается овальность. Значительнее износ левой стенки, так как боковая сила при рабочих ходах поршней самая высокая.
Кроме образования овальности, воздействие боковых сил также вызывает конусность. По мере того как поршень движется вниз, воздействие боковых сил уменьшается.
Задиры на стенках цилиндра образуются из-за перегревов, масляного голодания, загрязненности масла, недостаточных зазоров между стенками цилиндра и поршнем, плохо закрепленных поршневых пальцев, по причинам поломки поршневых колец. То, насколько сильно изношен цилиндр, можно определить при помощи индикатора или нутромера.
Источник