Маршрутные карты ремонта электродвигателей

Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,5 – 1,5 кВт

Предлагаю пример технологической карты текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,4 кВ мощностью 0,5 – 1,5 кВт.

Меры безопасности.

Электродвигатель должен быть обесточен, отключен АВ, установлено заземление, вывешены плакаты. На вводные концы кабеля электродвигателя наложить переносное заземление. Место работ оградить. Работать с применением СИЗ. Работать поверенными приборами и испытанным электроинструментом и приспособлениями.

Состав бригады.

Электромонтер по ремонту электрооборудования с не ниже 3 гр. по электробезопасности. Электромонтер по ремонту электрооборудования с 3 гр. по электробезопасности.

Инструмент.

Ключи гаечные 6 – 32 мм – 1 комплект.

Напильники – 1 комплект.

Набор головок – 1 набор.

Щетка по металлу – 1 шт.

Нож монтерский – 1 шт.

Набор отверток – 1 комплект.

Отвертка слесарная – 1 шт.

Плашки 4 – 16 мм – 1 комплект.

Метчики 4 – 16 мм – 1 комплект.

Набор сверл 3 – 16 мм – 1 комплект.

Монтировка – 1 шт.

Плоскогубцы – 1 шт.

Кисть плоская – 2 шт.

Щётка-смётка – 1 шт.

Приспособления, приборы, механизмы, защитные средства.

Микроомметр – 1 шт.

Мегомметр 500 В -1 шт.

Уровень микрометрический – 1 шт.

Паяльный инструмент – 1 шт.

Набор щупов – 1 комплект.

Штангенциркуль – 1 шт.

Защитные каски – индивидуально.

Указатель напряжения (380в).

Рукавицы – 2 пары.

Защитные очки – 2 шт.

Материалы и запасные части.

Припой ПОС – 0,02 кг

Припой медно-фосфорный – 0,02 кг

Герметик – прокладка маслостойкий – 50 мл

Стеклолента – 0,150 кг

Лак электроизоляционный – 0,4 кг

Бумага наждачная – 0,5 м

Материалы обтирочные – 0,5 кг

Лента ПХВ – 0,05 кг

Канифоль – 0,005 кг

Лента киперная – 0,5 м

Смазка ЦИАТИМ – 221 – 0,3 кг

Уайт-спирит – 0,3 л

Последовательность операций.

№ п/п Наименование и содержание работ Оборудование и приспособления Технические требования
1 Наружный осмотр электрической машины, в том числе систем
управления, защиты, вентиляции и охлаждения.
Соответствие техническим паспортам по эксплуатации и электрическим схемам.
2 Визуальная проверка состояния заземляющего проводника;
проверка состояния контура заземления.
Молоток, лопата Отсутствие антикорозийного покрытия, ослабление крепления, механические повреждения не допускаются.
3 Проверка на отсутствие посторонних шумов. Посторонние шумы не допускаются.
4 Чистка доступных частей от загрязнения и пыли. Уайт спирит, ветошь, щётка по металлу, щётка-смётка.
5 Осмотр элементов соединения двигателя с приводимым механизмом. Трещины по швам, разрывы, перекосы, ослабления резьбовых соединений не допускаются.
6 Проверка подсоединения и надежности уплотнения подводимых
кабелей, технического состояния и герметичности вводных коробок и
муфт уплотненного ввода;
проверка состояния уплотнителей, поверхностей и деталей, обеспечивающих взрывозащиту;
взрывонепроницаемость вводов кабелей и проводов.
Набор слесарных щупов №1 Набор инструментов набор отвёрток Набор головок. Шероховатость рабочей поверхности Rd не более 1,25 мкм.
7 Проверка крепления электропривода к раме (задвижке). Набор инструментов. Набор головок. Ослабления крепления не допускаются.
8 Осмотр состояния пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА). Набор инструментов. Набор отвёрток.
9 Продувка статора и ротора сжатым воздухом. Компрессор.
10 Проверка сопротивления изоляции обмоток;
при необходимости сушка.
Мегомметр напряжением 500В. Сопротивление изоляции не должно быть менее 0,5 МОм.
11 Проверка сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность. Набор слесарных щупов №1. Набор инструментов, набор отвёрток. Набор головок, герметик. Величины зазоров указаны в руководстве по эксплуатации.
12 Проверка наличия смазки в подшипниках электродвигателя, (при наличии пресс маслёнки пополнение). Смазка ЦИАТИМ – 221, шприц для запрессовки смазки.
13 Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений. Набор инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. Перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются.
14 Ревизия узлов автоматических выключателей. Набор инструментов. Набор отвёрток.
15 Проверка наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при необходимости восстановление. Кисть, краска (табличка). Отсутствие маркировки и надписей не допускаются.

Дополнительно, возможно указать в таблице трудоемкость, трудозатраты, и другую, необходимую информацию, применимо к вашим условиям.

Источник

Технология ремонта электродвигателя

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Объем и характер ремонтных работ определяют в результате внешнего осмотра машины, в процессе предремонтных испытаний и разборки, а также после осмотра и испытаний отдельных частей.

Перед осмотром машину очищают от грязи и пыли, продувают сжатым воздухом ее наружную поверхность, обмотки, контактные кольца, коллектор и другие доступные части. При осмотре проверяют комплектность (наличие у машины всех основных частей и деталей): корпус, подшипниковые щиты и крышки, колодки зажимов, выводные концы и др.

В ремонт принимают, как правило, комплектные машины, т. е. такие, у которых имеются все сборочные единицы и детали. Не принимают в ремонт электрические машины малой и средней мощности, если у них разбит корпус или подшипниковый щит, отбито более двух лап машины со значительными повреждениями механических частей, которые невозможно устранить силами ремонтного цеха или предприятия. Восстановление таких машин требует значительных затрат, превышающих стоимость новой машины.

В тех случаях, когда машина имеет исправную механическую часть и может быть отремонтирована без перемотки перед разборкой, проводят предремонтные испытания на холостом ходу в течение 30 мин. Перед включением электродвигателя в сеть проверяют свободный ход ротора, наличие смазки в подшипниках, измеряют сопротивление и испытывают электрическую прочность изоляции.

Во время предремонтных испытаний на холостом ходу измеряют токи в фазах трехфазных двигателей, вибрации, проверяют состояние механической части машины, нагрев подшипников, работу щеточно-коллекторного аппарата и выполняют ряд других операций. Увеличение тока холостого хода сверх максимально допустимых значений может свидетельствовать о ряде дефектов: увеличении воздушного зазора, осевом смещении ротора относительно статора, слабой прессовке сердечника, уменьшенном числе витков обмотки в результате ошибки при предыдущем ремонте.

После разборки части машины, подлежащие ремонту, промывают и испытывают, определяют объем и содержание ремонтных работ для каждой из них и оформляют дефектационную карту. На ее основе составляют маршрутную технологическую карту ремонта.

Работы по выявлению неисправностей и повреждений перед ремонтом называют дефектацией.

В ремонтном цехе могут отсутствовать необходимые для ремонта данные машин старых конструкций. При подготовке к ремонту таких машин

снимают необходимые эскизы и схемы, в дефектацнонную карту записывают все сведения, без которых не могут быть восстановлены обмотки и другие части машины: число и размеры проводов в пазу, тип и шаг обмотки, число пазов, вылеты лобовых частей и др.

РАЗБОРКА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Проведение подготовительных работ:

1. Ремонтируемый электродвигатель протереть от грязи и пыли, продуть обдувочной камере сжатым воздухом.

2. Закрепить бирку с ремонтным номером электродвигателя, подлежащего разборке на комплектовочнном боксе. В процессе разборки в этот бокс складывать все детали и крепеж электродвигателя.

Разборка электродвигателя:

1. Установка электродвигателя на слесарный стол.

2. Открутить винты крепления кожуха вентилятора, и снять его. Снять приспособлением для съема вентилятор с вала.

3. Снять выводные концы электродвигателя.

4. Разобрать клеммную коробку и снять борно.

5. Открутить винты крепления подшипниковых крышек, и снять их.

6. Открутить болты крепления подшипниковых щитов к статору.

7. Удалить задний подшипниковый щит.

8. Используя приспособление для вывода ротора, вывести передний подшипниковый щит из статора, не допуская задевания ротора за обмотки статора.

9. Передний подшипниковый щит снять с ротора и выпрессовать подшипники.

После окончания разборки ремонтируемого электродвигателя ротор и статор обдувают, а детали находящиеся в комплектовочном боксе отправляют в мойку.

ВНИМАНИЕ: Узлы электродвигателя прошедшие дефектировку очищают от грязи и пыли и укладывают в комплектовочный бокс, закрепив на них бирку с ремонтным номером разбираемого асинхронного электродвигателя.

Обязательно проводят измерение зазоров между статором и ротором электродвигателя.

Воздушный зазор измеряют с двух противоположных торцов электродвигателя калибровочным щупом, который вводится через специальные или наблюдательные люки в торцевых щитах. С каждой стороны измерения производят в четырех точках, смещенных одна относительно другой на 90°. Зазор определяют как среднее арифметическое всех замеров.

В асинхронных двигателях нормируется также неравномерность зазора, которая определяется как отношение значения зазора в данной точке к его среднему значению. Отклонение не должно превышать 10%.

Увеличение зазора ремонтируемого двигателя больше заводских показателей на 25 и больше процентов для односкоростных электродвигателей, и больше 15 процентов для многоскоростных двигателей приводит К ИЗМЕНЕНИЮ МОЩНОСТИ И ТОКА ХОЛОСТОГО ХОДА:

превышении зазора между статором и ротором, мощность электродвигателя после ремонта будет ниже заводских паспортных параметров мощности на 0,3%. на каждый процент превышения.

превышение зазора между статором и ротором на каждый процент ведет к увеличению тока холостого хода на 0,6%.

Процесс удаления неисправных обмоток электродвигателя.

1.Установка ремонтируемого статора или ротора на токарный станок.

2.Обрезание лобовых частей обмотки статора (ротора) со стороны соединения катушек.

3.Поместить статор или ротор в тупиковую электропечь, для розогрева обмотки при температуре 250. 300 °С в течение 30. 40 мин.

4.Когда статор или ротора остынет до температуры 80. 90°С установливают держатель активной стали и удаляют по частям обмотку из пазов с помощью приспособления для выемки обмоток.

5.Очистка пазов статора или ротора специальным стальным скребком для чистки от остатков старой изоляции. Отправка статора или ротора на продувку.

Намотка статорных секций:

Закрепляют соответствующий шаблон на намоточном станке для намотки катушек.Закрепить провод на первой ступеньке шаблона и намотать вручную начало катушки. Намотать катушку.

Сделать переход на другую ступень шаблона. Намотать катушку. Данные операции повторить до завершения намотки секции.

Перевязать каждую катушку в двух местах по разъему шаблона отходами провода. В случае обрыва провода допускается одна пайка на шаблон с выводом ее на лобовую часть с изоляцией хлорвиниловой трубкой.

Снять шаблон с катушкой со станка, вынуть катушку, перевязать ее в одном месте и уложить в тару.

Замерить сопротивление и проверить вес катушки.

УКЛАДКА ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК.

ПОДГОТОВКА СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Продуть статор сжатым воздухом. Тщательно проверить состояние пазов; при обнаружении заусениц произвести их опиловку.

Заложить в пазы электродвигателя пазовые коробочки, обеспечив их одинаковые вылеты.

Оправить заложенные пазовые коробочки оправкой и установить статор на специальную подставку.

УКЛАДКА КАТУШЕК СТАТОРА.

Взять комплект секций на электродвигатель и положить слева от подставки.

Взять одну группу фазы и развязать нитки, связывающие группу.

Первую секцию согнуть. Секцию сгибать так, чтобы части секции, вкладываемые в пазы» были параллельны. Вязки сдвинуть на лобовые части.

В первый паз вставить одну сторону секции, заправляя проводники ножом, оправкой, изготовленным из твердых пород дерева или текстолита, эбонита и т. д. Первым пазом считается паз (если смотреть слева), лежащий напротив кармана или места выхода из статора выводных концов. Закрепить секции пазовой крышкой.

Обжать секцию в пазу гладилкой и заклинить клином.

В зависимости от шага по пазам отсчитать необходимый паз и вставить в него вторую сторону секции, повторяя операции по укладке первой стороны.

Уложить в том же порядке остальные катушки секции.

Согласно схеме обмотки уложить остальные секции.

Установить шаблон для формовки лобовых частей в расточку статора и оправкой отформовать лобовую часть. Вставить лобовые межфазные прокладки.

Повернуть электродвигатель другой стороной, повторить процесс формовки лобовой части. Вставить лобовые межфазные прокладки.

Статор установить вертикально, расправить концы секций и надеть на них поливинилхлоридные или линоксиновые трубки.

На концы секций в местах межкатушечных соединений надеть поливинилхлоридные или линоксиновые трубки по одной на каждое.

Зачистить места сварки от изоляции и соединить катушки.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВЫВОДОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Места соединений сварить при помощи сварочного трансформатора. Концы обмотки свариваются на стыковом аппарате. Для этого к зачищенным и скрученным вместе проводам прикладывают металлический электрод. В данном случае используют плоскогубцы, к которым присоединен один провод от сварочного трансформатора. Ручки плоскогубцев изолированы. К концу скрутки прикладывают угольный электрод. Возникшая дуга оплавляет провода и сваривает, их.

Зачистить место сварки, отогнуть скрутку и надвинуть трубку.

Надвинуть линоксиновую (поливинилхлоридную) трубку большего диаметра на отогнутую скрутку с выводным концом так, чтобы каждый ее конец находил на трубку меньшего диаметра не меньше чем на 10 мм.

Уложить выводные концы, направив их к карману или месту вывода, а затем связать в пучок.

БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Забандажировать лобовую часть хлопчатобумажным шнур-чулком или стеклошнур-чулком, прошивая обмотку возле каждого паза. Шнур завязать узлом у первого паза.

Повернуть статор и забандажировать вторую лобовую часть.

Установить статор в приспособление для опрессовки. Выводные концы заправить в соответствующую прорезь. Опрессовать лобовую часть. Повернуть статор и опрессовать вторую лобовую часть.

После опрессовки произвести перетяжку бандажа. Развязать крепление шнур-чулка, выбрать слабину, образовавшуюся при опрессовке и завязать узлом заново.

При изготовлении приспособления для опрессовки лобовых частей статор; необходимо учитывать, что после опрессовки обмотки лобовых частей немного пружинят, увеличивая размер на 2. 3 мм. Кроме того, необходимо также учитывать увеличение размера лобовых частей обмотки на 2. 3 мм после пропитки и сушки.

Установить шаблон для оправки лобовых частей и оправить последние с обеих сторон статора.

Произвести контроль обмотки на контрольном стенде.

Отправить статор на пропитку и сушку.

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ МЕТОДЫ ПРОПИТКИ ОБМОТОК РЕМОНТИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.

Назначение пропитки обмотки электродвигателя. В процессе изготовления и после укладки в пазы статоров, роторов и якорей обмотки электродвигателей пропитываются лаками или компаундами с последующей сушкой.

В результате пропитки и сушки улучшаются следующие свойства электрической изоляции:

1) повышается нагревостойкость;

2) улучшается теплопроводность обмоток за счет уменьшения воздушных прослоек между проводниками и стенками паза сердечника;

3) повышается влагостойкость изоляции, особенно волокнистой, за счет уменьшения гигроскопичности в результате заполнения пор и создания лаковой пленки, препятствующей проникновению влаги внутрь обмотки;

4) повышается электрическая прочность изоляции, так как электрическая прочность пропиточных материалов выше электрической прочности воздуха, находящегося между волокнами не пропитанных материалов;

5) повышается механическая прочность изоляции, так как пропитанная обмотка имеет хорошо сцементированные витки, плотна и прочно сидящие в пазах сердечников. Благодаря этому предотвращается перемещение проводников в результате вибрации и связанное с этим повреждение изоляции от истирания.

Наружные поверхности обмоток после сушки окрашивают покровными эмалями и лаками. Образующаяся в результате этого твердая и гладкая пленка толщиной 50 — 60 мкм хорошо защищает изоляцию от влаги, смазочных масел и скапливания пыли.

Основные методы пропитки обмоток электродвигателей.

Для пропитки обмоток пользуются следующими методами:

1) погружением в лак;

2) на стендах с нижней подачей лака;

3) струйным поливом;

5) вакуумно-нагнетательным способом.

Выбирают метод пропитки в зависимости от типа лака и конструкции обмоток.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СБОРКИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Общая сборка машин переменного тока включает: монтаж подшипников, ввод ротора в статор, запрессовку подшипниковых щитов, измерение воздушных зазоров. Ввод ротора осуществляется теми же приспособлениями, которые применяют при разборке. Большого внимания и опыта эта операция требует при сборке крупных машин, так как даже легкое прикосновение массивного ротора может привести к значительному повреждению обмоток и сердечников.

Последовательность сборки и ее трудоемкость в первую очередь определяются сложностью конструкции электрической машины.

Сборка асинхронных двигателей с короткозамкнутый ротором:

Вначале подготовляют к сборке ротор, насаживая на вал шарикоподшипники. Если у подшипниковых опор есть внутренние крышки, сначала их надевают на вал, заполняя уплотнительные канавки смазкой. Подшипники закрепляют на валу стопорным кольцом или гайкой, если это предусмотрено конструкцией машины. Роликовые подшипники разделяются на две части: внутреннее кольцо вместе с роликами насаживают на вал, наружное устанавливают в щит.

После ввода ротора в статор в подшипники закладывают консистентную смазку, щиты надевают на подшипники и вдвигают в корпус центрирующими поясками, закрепляя болтами. Все болты первоначально ввертывают на несколько ниток, затем, поочередно затягивая их в диаметрально противоположных точках, запрессовывают щит в корпус.

После сборки проверяют легкость вращения ротора и производят обкатку на холостом ходу, проверяя подшипники на нагрев и шум. Затем двигатель отправляют на испытательную станцию.

Источник

Читайте также:  Ремонт катушек зажигания хендай
Оцените статью