Машины, механизмы и приспособления, применяемые при капитальном ремонте трубопровода
4.7.1 Общие сведения
При капитальном ремонте трубопровода применяют специальные машины и механизмы.
Применение подъемно-транспортных мапшн и механизмов описано в разделе 11 части 1 настоящего документа.
При разработке траншей применяются экскаваторы продольного и поперечного копания, оборудованные ковшом «обратная лопата» или драглайном. Для засьшки траншей используются бульдозеры.
Для подкапывания трубопровода, очистки его, нанесения изоляции применяются специализированные машины.
Таблица 4.4 – Технические характеристики машин МПТ
№ п/п | Основные параметры | МПТ-530М | МПТ-720М | МПТ-1020М | МПТ-1220М | МПТ-1420 |
Диаметр трубопровода, мм | 720/820 | |||||
Глубина подкопа, мм | ||||||
Производительность в грунте I — IV категории, м/ч | ПО | ПО | ПО | ПО | ||
Диаметр ротора, мм | ||||||
Расстояние между осями роторов, мм | ||||||
Общая установленная мощность, кВт | ||||||
Масса, кг | ||||||
Высота, мм | ||||||
Ширина (без пульта управления со свернутыми роторами), мм | ||||||
Длина, мм |
4.7.2 Машины подкапывающие
4.7.2.1 Машина подкапывающая МПТ
Машина подкапывающая (употребляют также термин подкопочная) предназначена для разработки и удаления грунта из-под ремонтируемого трубопровода диаметром от 530 до 1420 мм предварительно вскрытого сверху и с боков. Технические характеристики машин МПТ приведены в таблице 4.4, ее общий вид показан на рисунке 4.5.
Рисунок 4.5 – Общий вид машин МПТ
4.7.2.2 Машина, подкапывающая автоматизированная МПА
Машина, подкапывающая автоматизированная предназначена для разработки и удаления грунта из-под ремонтируемого трубопровода диаметром от 720 до 1220 мм., предварительно вскрытого с верху и с боков. Технические характеристики машин МПА приведены в таблице 4.5, ее общий вид показан на рисунке 4.6
Рисунок 4.6 – Общий вид машин МПА
Таблица 4.5 – Технические характеристики машин МПА
№ п/п | Основные параметры | МПА 820 | МПА 1020 |
Диаметр трубопровода, мм | 720/820 | 1020/1220 | |
Глубина подкопа, мм | |||
Производительность в грунте категории I, м/ч | |||
Общая установочная мощность, кВт | |||
Масса, кг | |||
Длина, мм | |||
Ширина (без пульта управления, со сведенными роторами), мм | |||
Высота, мм |
4.7.3 Очистные машины
4.7.3.1 Машины очистные ОМГ
Предназначены для подготовки наружной поверхности МТ под новые изоляционные покрытия, в том числе и полимерные, при капитальном ремонте с заменой изоляции и ремонте с заменой труб
В процессе работы машины резцами и щетками очищают наружную поверхность трубопровода от грязи, старых битумных и полимерных покрытий и ржавчины и могут монтироваться на условно бесконечном трубопроводе. Управление осуществляется с бровки траншеи при помощи пульта управления, смонтированного на телескопической штанге.
Машина может быть поставлена в различных исполнениях:
— с поджимным ходовым механизмом (для работы в горных условиях с уклоном трубопровода до 35°);
— без поджимного механизма (для работы на равнинной местности с уклоном трубопровода до 8°);
— с комплектом ЗИП по усмотрению заказчика.
Технические характеристики машин ОМГ приведены в таблице 4.6, ее общий вид показан на рисунке 4.7.
Таблица 4.6 – Технические характеристики машин ОМГ
№ п/п | Основные параметры | ОМГ-530 | ОМГ-820М | ОМГ-1220М |
Диаметр ремонтируемого трубопровода, мм | 377; 426; 530 | 630; 720; 820 | 1020;1220 | |
Суммарная мощность, кВт | ||||
Частота вращения венцов рабочих органов, об/мин | ||||
Максимальная скорость передвижения машины по трубе, м/ч | ||||
Число рабочих органов, шт. | .2 | |||
Число рабочих инструментов на рабочем органе, шт | резцов | |||
щеток | ||||
Габаритные размеры (без пульта управления), мм | длина | |||
ширина | ||||
высота | ||||
Масса, кг | ||||
Степень очистки по ВСН 008-88 |
Рисунок 4.7 – Общий вид машин ОМГ
4.7.3.2 Машины очистные электрические ОМ
Машины очистные электрические предназначены для очистки наружной поверхности трубопроводов диаметром 530; 720; 820; 1020; 1220 мм от старых изоляционных покрытий на битумной основе, покрытий из полимерных лент и коррозии при ремонте и строительстве трубопроводов. Технические характеристики машин ОМГ приведены в таблице 4.7 , ее общий вид показан на рисунке 4.8.
Таблица 4.7 – Технические характеристики машин ОМ
№ п/п | Основные параметры | ОМ-530Э | ом- 720Э /820Э | ом- 720Э | ОМ-820Э | ом- 1020Э/ 1220Э | ом- 1020Э | ОМ- 1220Э |
Диаметр трубопровода, мм | 720/820 | 1020/ 1220 | ||||||
Скорость перемещения по трубопроводу, м/ч | 70; 90; | 66; 82; ПО; 138 | 61;105;115; 200 | |||||
Максимальный угол преодолеваемого подъема (с подвижными колесами) | 20° | 30° | 30° | |||||
Тип очистительного инструмента | В комплект инструмента любой машины входит 4 ряда резцов (левые, правые), ряд щеток (дисковые). По отдельному заказу поставляется инструмент для очистки трубы от коррозии — 3 ряда плоских (торцевых) щеток | |||||||
Частота вращения ротора, мин- 1 | ||||||||
Масса, кг | ||||||||
Высота, мм | ||||||||
Ширина, мм | ||||||||
Длина, мм |
Рисунок 4.8 – Общий вид машин ОМ
4.7.4 Машины для изоляционных работ
4.7.4.1 Машина грунтовочная МГ (изоляционно-грунтовочная МИГ)
Машина применяется для очистки наружной поверхности трубы от пыли и грязи вращающимися щетками и для грунтовки трубопроводов праймером при их ремонте.
При установке шпуледержателей серии ШИМ машина может использоваться для изоляции трубопроводов полимерной пленкой и работать как изоляционно-грунтовочная (МИГ).
В составе комплекса машин для изоляции трубопроводов используется при капитальном ремонте по замене изоляционного покрытия на действующем трубопроводе в условиях траншеи.
Машина может быть использована при строительстве трубопроводов.
Технические характеристики машин МГ приведены в таблице 4.8, ее общий вид показан на рисунке 4.9.
Таблица 4.8 – Технические характеристики машин МГ
№ п/п | Основные параметры | МГ-530 | МГ-820 | МГ-1020 |
Диаметр трубопровода, мм | 720, 820 | 1020, 1220 | ||
Длина, мм | ||||
Ширина, мм | ||||
Масса сухая, кг | ||||
Угол подъема, преодолеваемый машиной при движении по трубопроводу | 15° | 15° | 15° | |
Максимальная потребляемая мощность, кВт | 7,0 | 9,0 | 9,7 | |
Мощность, кВт | 380/50 | 380/50 | 380/50 | |
Цепь управления, В | ||||
Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 | У | У | У | |
Категория размещения по ГОСТ 15150 | ||||
Эксплуатация при температуре | от минус 25 °С до 40 | э с |
Рисунок 4.9 – Общий вид машин ОМ
4.7.4.2 Машина изоляционная асмольно-битумная МИАБ
Машина предназначена для нанесения пластичного изоляционного материала (мастики на основе битумов) на наружную поверхность трубы методом экструдирования, с одновременным нанесением защитной пленки, при ремонте трубопроводов.
В составе комплекса машин для изоляции трубопроводов горячим мастичным материалом. Используется при капитальном ремонте по замене изоляционного покрытия на действующем трубопроводе в условиях траншеи.
Машина может быть использована при строительстве трубопроводов.
Технические характеристики машин МИАБ приведены в таблице 4.9, ее общий вид показан на рисунке 4.10.
Таблица 4.9 – Технические характеристики машин МИАБ
Источник
Машины механизмы применяемые при ремонте
Глава 4
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ УСТРОЙСТВА
Подъемно-транспортные средства, применяемые при ремонте промышленного оборудования — часть 1
При ремонте оборудования выполнение многих работ связано с подъемом и перемещением тяжелых деталей, сборочных единиц (узлов) и даже машин в сборе, поэтому применение подъемнотранспортных средств необходимо. К подъемно-транспортному оборудованию относятся специальные устройства, с помощью которых производят подъем и перемещение тяжелых деталей, узлов оборудования и других грузов. Слесарям-ремонтникам во время работы часто приходится поднимать такие детали и узлы и транспортировать их в разных направлениях и на разные расстояния. Использование указанных устройств намного ускоряет и облегчает выполнение ремонта. Грузоподъемные устройства могут быть с ручным, механическим или каким-либо другим приводом.
Номенклатура грузоподъемных механизмов и машин весьма обширна. Их можно разделить на три основные группы:
устройства для перемещения грузов в горизонтальном направлении — лебедки, транспортеры и конвейеры, тельферные тележки и т.п.;
устройства для перемещения грузов в вертикальном направлении — домкраты, подъемники, блоки, лебедки;
устройства для вертикального и горизонтального перемещений грузов — тали, краны, тельферы.
Блок (рис. 23, а, слева) — это вращающийся на оси диск, по ободу которого сделан желоб для каната или цепи. Ось блока укреплена в отверстиях вилкообразной скобы, называемой обоймой. Обойма может быть подвижной, т.е. опускающейся и поднимающейся вместе с блоком, и неподвижной (соответственно этому и сам блок называют подвижным или неподвижным).
Груз поднимают с помощью перекинутого через блок каната. Если скорость вертикального перемещения груза менее важна, чем экономия в силе для его подъема, пользуются двумя блоками — подвижным и неподвижным (рис. 23, а, справа). Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока, рхватываемого снизу канатом, один конец которого закреплен на обойме непо-движного блока; второй (свободный) конец каната при подъеме груза тянут вниз. Так как масса груза в данном случае распределяется на две ветви каната, требуемая подъемная сила должна быть равна лишь половине значения веса поднимаемого груза.
Чтобы получить выигрыш в силе более чем в 2 раза, пользуются системами блоков — полиспастами. На рис. 23, б показана система блоков, из которых два подвижных расположены в нижней, общей обойме, служащей для подвешивания груза, а три неподвижных установлены в верхней общей обойме. При применении полиспаста с такой системой блоков требуемая подъемная сила уменьшается в 5 раз, так как масса груза распределяется между пятью канатами.
Тали часто применяют в ремонтных работах, подвешивая их над рабочим местом с помощью треноги. Грузоподъемность талей различна (ее значение указывают в заводском клейме, имеющемся на механизме). Ручная таль может быть или подвешена с помощью верхнего крюка (рис. 23, в), или смонтирована на монорельсе с помощью кошки (рис. 23, г). В последнем случае груз будет перемещаться не только вверх, но и в горизонтальном направлении.
Рис. 23. Подъемные устройства:
а — блоки; б — полиспаст; в, г — подвешенная на крюке и смонтированная на монорельсе таль; д — электротельфер; 1 к 4 — электродвигатели; 2 — кнопочное устройство;
3 — крюк; 5 — кран-балка
Электротельферы получили в ремонтной практике большое распространение. У этих механизмов электродвигатель 7 (рис. 23, д) с фланцевым креплением установлен на тележке, перемещающейся по кран-балке 5 электродвигателем 4. На барабане электротельфера намотан трос, к которому подвешен блок с крюком 3. Электротельфером управляют с пола с помощью подвесного кнопочного устройства 2. Грузоподъемность электротельфера от 2,5 Н до 50 кН.
Весьма распространенным видом подъемно-транспортного оборудования являются краны, перемещающие грузы в вертикальном и горизонтальном направлениях. По своему устройству и характеру передач краны бывают поворотными и мостовыми, а по типу привода — ручными и электрическими.
Источник
3. Основные машины, применяемые при ремонте пути
Определяет общий темп работ в «окно» при капитальном ремонте пути путеукладочный кран УК-25 (рис. 150), укладывающий в путь рельсовые звенья с деревянными или железобетонными шпалами; его используют также для разборки старого пути отдельными звеньями. Производительность крана до 1200 м/ч, обслуживают его 2 чел. Путеукладочные краны УК-25 сокращают затраты труда на укладке и разборке путевой решетки на 45 — 50 чел. дней на каждом километре пути.
Подъемка путевой решетки, сдвижка пути и оправка балластной призмы выполняются электробалластерами (рис. 151). Эта машина, поднимая путевую решетку на высоту до 350 мм, сдвигает ее за один проход на 250 мм. Рабочая скорость ее 1,4 — 4,2 м/с (5—15 км/ч). Электробалластеры сокращают трудовые затраты на 120 — 130 чел. дней на 1 км отремонтированного пути. Для перевозки и механизированной разгрузки балласта с одновременной дозировкой и разравниванием на путевой решетке предназначен хоппер-дозатор. Вместимость его кузова 32,4 м 3 , число вагонов в составе до 20, рабочая скорость 0,8— 1,4 м/с (3 — 5 км/ч), транспортная — как у обычного грузового поезда. Хопперы-дозаторы экономят до 130 чел.-дней на 1 км пути.
Щебнеочистительное устройство на электробалластере очищает щебеночную балластную призму. Нож его подрезает, рыхлит и направляет загрязненный щебеночный балласт на бесконечную сетчатую ленту. Лента, охватывая замкнутым контуром путевую решетку, отсеивает и выбрасывает под воздействием центробежной силы грязь и мелкие фракции через отверстия в сторону от пути, а очищенный щебень снова укладывают в путь. Производительность щебнеочистительного устройства до 2000 м 3 /ч, рабочая скорость машины 0,3 — 0,8 м/с (1—3 км/ч), транспортная — до 14 м/с (50 км/ч), экономия в затратах труда на очистке щебня 500 чел.-дней на 1 км пути. Для очистки загрязненного щебеночного балласта при снятой путевой решетке используют балласто-очистительную машину, которую перемещают два трактора Т-100М. Производительность ее 1000 м 3 /ч.
Рис. 150. Путеукладочный кран УК-25 Рис. 151. Электробалластер ЭЛБ-3
Рис. 152. Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000
Производительность ее 3000 м/ч. Для непрерывной рихтовки пути по заранее составленному графику применяют рихтующее устройство на электробалластере.
Наиболее эффективна комплексная механизация выполняемых на пути работ, включая подготовительные, основные и отделочные. Механизированные производственные базы рационально размещают на протяжении дорог. Они имеют путевое развитие, необходимые производственные здания (механические мастерские, депо путевых машин, гараж, цехи для сборки, разборки и ремонта путевой решетки, складские помещения, диспетчерский пункт), административно-хозяйственные и культурно-бытовые помещения и соответствующие погрузочно-разгрузочные, транспортные средства, звеносборочные и звеноразборочные механизированные и автоматизированные поточные линии.
Глава IX
ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ
1. Основные принципы
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР сооружения и устройства путевого хозяйства должны обеспечивать пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских— 40 м/с (140 км/ч), грузовых — 25 м/с (90 км/ч). На некоторых линиях, например Москва — Ленинград, установлены для пассажирских экспрессов скорости до 56 м/с (200 км/ч). Чтобы поезда могли безопасно следовать с такими скоростями, нужен всегда исправный, надежный железнодорожный путь.
Конструкции верхнего строения пути, земляного полотна, мостов, пересечений и другие должны соответствовать установленным типам и проектам, а чередование и сроки выполнения периодических ремонтов — нормативам. Но и этого недостаточно. Система ведения путевого хозяйства предусматривает еще один важнейший элемент — текущее содержание верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов и других технических средств.
Текущее содержание пути — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых в течение всего гола на всем протяжении пути для обеспечения его постоянной исправности и длительных
сроков службы в периоды между очередными плановыми ремонтами пути: систематический контроль технического состояния всех сооружений и устройств, от которых зависит непрерывность и безопасность движения поездов; изучение особенностей их работы в различных условиях; выявление и устранение появляющихся неисправностей и причин, их вызывающих. Устранять неисправности следует своевременно, пока они еще не представляют угрозы для безопасного движения поездов и не требуют слишком больших усилий для ликвидации. Все такие работы, подразделяемые на планово-предупредительные и неотложные, выполняют бригады рабочих по календарным графикам, которые, составляют по данным тщательных проверок технического состояния пути и сооружений, учитывая местные условия и сезонные особенности.
Планово-предупредительные работы выполняют укрупненные бригады на участках большого протяжения с применением средств механизации; при этом не только ликвидируют расстройства и неисправности пути, но и восстанавливают его однородность и тем отдаляют появление и замедляют развитие новых неисправностей. Так, сплошным уплотнением балласта под шпалами не только устраняют просадки пути, отрясения отдельных шпал, перекосы рельсовых нитей, но и создают однородное основание под рельсовыми опорами, значительно лучше воспринимающее воздействие поездной нагрузки. Сплошная рихтовка устраняет расстройства пути в плане, улучшает взаимодействие его с подвижным составом, предотвращает интенсивные износы подвижного состава и самого пути и др.
Неотложные работы выполняют малые бригады выборочно, на протяжении 6—10 км там, где неисправности таковы, что невозможно отложить их исправление до срока планово-предупредительных работ. Нельзя забывать о том, что неустраненные во время, пусть не многочисленные, но значительные неисправности верхнего строения пути, земляного полотна, моста, переезда и других устройств могут повлечь за собой катастрофические последствия.
К сожалению, труд монтеров пути в малых бригадах рабочих отделений — это в основном труд ручной, тяжелый, мало производительный. Уровень механизации работ на текущем содержании пути всего около 30%, вдвое меньше, чем на ремонте, а затраты труда достигают 70% общих затрат на все путевые работы. Более 50% рабочего времени при этом уходит на многократные развертывания и свертывания незавершенных работ, пропуск поездов по ремонтируемому и соседнему путям. Современные тенденции в совершенствовании системы текущего содержания пути выражаются в расширении номенклатуры и объема планово-предупредительных работ и их комплексной механизации, чтобы свести к минимуму, а возможно и полностью ликвидировать неотложные работы и тяжелый ручной труд.
Разработана серия специализированных машин для текущего содержания пути, позволяющих полностью механизировать все основные планово-предупредительные работы, но промышленность изготовляет пока лишь часть из них: выправочно-подъемочно-рихтовочные (ВПР-1200, ВПРС-500), шпалоподбивочные (ШПМ-0,2), рихтовочные машины Балашенко и некоторые другие. Механизацию текущего содержания пути намечено в первую очередь осуществить на наиболее грузонапряженных линиях, на магистралях, где обращаются высокоскоростные экспрессы, в районах с тяжелыми климатическими условиями, на перевальных участках с большим количеством кривых, где применяется рекуперативное торможение электровозов.
Для планово-предупредительных работ необходимо предусматривать
Рис. 153. Съемная дрезина ТД-5 Рис. 154. Прицеп к дрезине ТД-5
в графиках движения поездов и регулярно предоставлять в светлое время суток технологические „окна» продолжительностью не менее 2 ч. Работников пути к местам работы и обратно, а также материалы и инструменты доставляют на автомашинах, если же вдоль железнодорожной линии нет автомобильных дорог — различногорода дрезинами с прицепами (рис. 153, 154).
Источник