- Реставрация книги в домашних условиях: пошаговый алгоритм действий
- Как восстанавливать поврежденную книгу
- Восстановление обложки
- Что дальше?
- Нужно ли менять старую обложку на новую?
- Подклейка выпадающих листов
- Как почистить испачканные страницы
- Заключение
- Видео: Реставрация книги своими руками. Ремонт книги в домашних условиях
- Проект-мастерская «Книга – лучший друг»
- Основная часть
- Заключение
Реставрация книги в домашних условиях: пошаговый алгоритм действий
Наверняка в каждом доме есть пусть небольшая, но своя библиотека, в которой собраны любимые книги. И читаются они, и перечитываются по многу раз. От этого могут начать выпадать отдельные листы, может повредиться обложка, надорваться корешок, стереться тиснение, запачкаться страницы.
Можно отдать этот том в мастерскую, чтобы там его привели в порядок, но любовно выполненная реставрация книги в домашних условиях даст, без сомнения, хороший результат.
Как восстанавливать поврежденную книгу
Реставрация книг своими руками требует и определенных навыков, и соответствующих инструментов, и материалов, и, самое главное – желания и терпения. Дело это непростое, поэтому профессионалы рекомендуют вначале попрактиковаться на старых брошюрах, не представляющих никакой ценности.
В этих брошюрах можно вклеивать листы, сшивать отдельные брошюры, клеить корешки, твердые обложки, то есть, все то, что предстоит затем проделать с реставрируемым экземпляром. Для реставрации книги в домашних условиях потребуется и соответствующее оборудование для реставрации книг.
Необходимые инструменты для реставрации антикварных книг в домашних условиях
Оборудование это не такое сложное, его можно заменить и подручными средствами, но для получения качественного результата желательно, чтобы оно было. Понадобятся и некоторые материалы для реставрации книг.
Домашнему мастеру для реставрации книг понадобятся:
- клей для реставрации книг – мучной или с добавлением ПВА;
- кисть для клея;
- плотная переплетная (марлевая) лента, желательно в два слоя и простроченная;
- большие острые ножницы;
- небольшая деревянная палочка с закругленными торцами;
- пресс или толстые резинки для фиксации реставрируемых книжек;
- спицы для вязания;
- ватные палочки;
- провощенная бумага.
Восстановление обложки
Реставрация обложки книги выполняется следующим образом. Отрывающуюся обложку следует полностью отделить.
Освободить текстовый блок от обрывков бумаги и нитей. Отрезать кусок переплетной марли, длиной с текстовый блок.
Кистью аккуратно нанести на марлю клей равномерным слоем. Наклеить переплетную ленту на текстовый блок и на переплет.
Для этого нужно взять переплетную ленту за сухие отвороты, и выровнять центральную строчку по любому из краев текстового блока. Далее нужно первый отворот марли, который был ранее смазан клеем, приклеить к первой странице текстового блока, а второй отворот – к переплету.
Восстановление обложки старой книги в домашних условиях
Несколько раз провести по наклеенной марле кусочком пластика для того, чтобы она как можно плотнее прилегала к текстовому блоку. Этим гарантируется ее надежное приклеивание.
После этого нужно дать клею полностью просохнуть. Время высыхания, в зависимости от состава клея, может составлять от нескольких часов до суток.
Проверить, высох клей или нет, можно, попробовав его пальцем. При остатке влаги это будет чувствоваться сразу.
Если клей высох, следует продолжить работу по реставрации переплета книги. На текстовый блок укладывается лист провощенной бумаги.
Придвинуть этот лист вплотную к обрезу переплета. Эта бумага укладывается поверх уже приклеенного отворота марли, но под другой, еще не приклеенный отворот.
Нанести клей на два оставшихся отворота марли. Очень осторожно приподнять обложку, и выровнять корешок по линии марлевой прострочки.
Сильно прижать корешок к прилегающему к нему отвороту ленты. Следить, чтобы отворот был расположен между корешком и текстовым блоком. При раскрывании обложки корешок должен быть плотно прижат к этому отвороту.
Что дальше?
Дальше следует заключительный этап. Переплетную ленту следует наклеить последним свободным отворотом прямо на обложку.
Зажатие старой книги прессом при склеивании страниц
Тщательно разгладить ее, чтобы не было пузырей, чтобы она плотно приклеилась. Закрыть переплет и пластиком поводить по корешку для надежного приклеивания.
Зажать реставрируемый том в закрытом состоянии в прессе или зафиксировать резинками, и оставить сушиться минимум на 12 часов. По истечении этого времени проверить, насколько хорошо просох клей.
Такая нагрузка способствует равномерному приклеиванию, так как отвороты марли очень плотно прижимаются к соединяемым элементам. После высыхания следует освободить том из зажимов или снять резинки. Удалить провощенную бумагу.
Очень осторожно раскрыть обложку и полистать страницы. Эта операция необходима для адаптации отреставрированного тома к новому состоянию.
Нужно ли менять старую обложку на новую?
Если обложка совсем обветшала, то, разумеется, есть смысл ее заменить на новую. И технология реставрации книг такую операцию предусматривает.
Замена обложки на антикварной книге
В специализированных переплетных мастерских эта операция отработана до мельчайших деталей. Реставрация переплета книги своими руками в домашних условиях тоже возможна, но это очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому гораздо проще отреставрировать старую обложку, чем делать самому новую.
Подклейка выпадающих листов
Случается, что со временем от частого употребления начинают выпадать страницы. Чтобы не потерять листы, следует немедленно принять меры, иначе в дальнейшем книга может попросту рассыпаться.
Обязательно следует приобрести клей для реставрации старых книг. Этот клей должен быть бескислотным, потому что клей, в составе которого имеется кислота, может повредить как сами листы, так и корешок.
Это особенно опасно для достаточно ветхих фолиантов. Отделить секцию с выпадающими листами.
Сами листы аккуратно сложить в стороне, предварительно убедившись в правильной нумерации страниц. На внутреннюю сторону переплета нанести клей равномерным тонким слоем. Затем, раскрыв обложку, нанести немного клея на ту часть переплета, из которой начали выпадать листы.
Плоской деревянной палочкой равномерно распределить этот клей по переплету. Равномерность слоя клея очень важна!
Ремонт выпадающих страниц старинной книги
Проверить еще раз правильность нумерации страниц и вставить их на прежнее место. Выпадавшие листы аккуратно выровнять по отношению к остальным листам так, чтобы верхний и нижний края были абсолютно ровными.
Секцию с выпавшими страницами с усилием прижать к переплету, чтобы страницы были приклеены к нему ровно. Возможно, нужно будет аккуратно подвигать вклеиваемые листы, чтобы подровнять их относительно других.
Делать это нужно быстро, чтобы листы не успели приклеиться неправильно. Затем закрыть книгу и зажать ее резинками или прессом.
Это зафиксирует страницы на период высыхания клея. Просыхание длится не менее суток.
По истечении суток освободить книгу и осторожно ее перелистать. Если какие-то листы будут не закреплены, весь процесс склеивания придется повторить.
Как почистить испачканные страницы
Если книгу часто читают и перечитывают, то со временем она может испачкаться, засалиться. И для придания ей первозданного вида, потребуется реставрация бумаги книги. Перед этой процедурой необходимо определиться с теми частями, которые необходимо почистить.
Профессионалы рекомендуют начинать чистку с корешка, затем очистить желобки, затем саму обложку. Для чистки обложки рекомендуется использовать дезинфицирующие салфетки.
После чистки дать обложке полностью просохнуть. Если том долго стоял на полке и запылился, его следует очистить от пыли.
Чистка испачканных страниц на старой книге
Книгу в мягком переплете нужно бережно встряхнуть. Книгу в твердом переплете можно обдуть несильным потоком воздуха от вентилятора.
Боковые, верхнюю и нижнюю поверхности можно обработать мягкой тряпкой, щеткой. Для удаления карандашных или чернильных отметок следует использовать специальные ластики, предназначенные именно для такого вида работ.
Если есть подозрение, что в книге завелись насекомые, следует завернуть ее в пленку и положить на сутки в морозильник. Книжную полку обязательно продезинфицировать.
Заключение
Если вы хотите самостоятельно выполнить реставрацию антикварных книг, или произвести реставрацию старинной книги в домашних условиях, вам следует вначале обратиться за советом к специалистам, потому что методика восстановления раритетов отличается от методики работы с обычными экземплярами.
Видео: Реставрация книги своими руками. Ремонт книги в домашних условиях
Источник
Проект-мастерская «Книга – лучший друг»
В статье представлен проект, объектом которого является создание детьми мастерской по ремонту книг. С помощью составленных способов ремонта книг дети узнали, почему нельзя выбрасывать порванные книги; научились ремонтировать книги сами и научили других.
Однажды Елена Владимировна прочитала детям стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжки», в котором есть такие строчки: «У Скворцова Гришки жили — были книжки — грязные, лохматые, рваные, горбатые, без конца и без начала, переплеты — как мочала, на листах — каракули. Книжки горько плакали».
Детям стало жалко книжки, хотя они понимали, что они не могут плакать. Здесь автор использовал приём олицетворения — оживил книжки.
А как книгам живётся в группе детей?
Дети внимательно рассмотрели книги в группе и увидели, что в книжном уголке есть порванные книги, и стали думать, что же сними делать?
Ярослав предложил выбросить рваные книги. Но Елена Владимировна сказала, что нельзя книги выбрасывать! Тогда мы решили их отремонтировать!
Цель проекта: Создание мастерской по ремонту книг.
Задачи:
- Узнать, почему нельзя выбрасывать порванные книги.
- Обследовать книжный уголок и выяснить, какие книги требуют ремонта.
- Узнать, как можно отремонтировать книги.
- Отремонтировать книги.
Подготовительный этап:
- Формирование целей, задач проекта.
- Поиск информации, почему нельзя выбрасывать книги.
- Обследование книжного уголка, отбор книг, которые требуют ремонта.
- Поиск информации о ремонте книг, выбор способов ремонта книг.
Основной этап:
- Подбор материалов для ремонта книг в мастерской.
- Ремонт книг.
- Изготовление книжек-малышек «Правила обращения с книгой».
Заключительный этап:
- Презентация проекта.
- Формулировка новой проблемы.
Основная часть
Чтобы узнать, почему нельзя выбрасывать порванные книги, дети обратились к Елене Владимировне, и она рассказала, что, когда была маленькой и рисовала на страницах книги или просто небрежно обращалась с ней, мама говорила: «Никогда не поступай так с книгой! Книги — наши друзья!»
Из книг узнали, что очень давно, в древние времена, когда еще не было книг, люди передавали интересные истории из уст в уста, и таким образом новости распространялись по всему миру. Потом кто-то придумал все это записывать: сначала на камне и застывшей глине, а потом на бумаге.
Записывать и переписывать длинные истории было не так-то просто, и поэтому люди изобрели печатный станок и стали печатать книги. Первым книгопечатником Русского государства стал Иван Федоров. Одна из первых книг, которую он выпустил, была «Азбука». Это одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего один ее экземпляр. Сегодня он хранится в Америке, в Гарвардской библиотеке.
Книга-это плод ума человека, хранительница знаний людей, накопленных веками. Вот причина, по которой книги нужно ценить и нельзя выбрасывать.
А еще мы узнали, что жизнь книги начинается в лесу и проходит длинный путь, прежде, чем попасть в наш книжный уголок.
Сначала лесорубы пилят в тайге деревья, очищают от коры, распиливают, размалывают и варят в огромных котлах. Получается жидкая волокнистая масса. Ее очищают, добавляют мел, чтобы бумага была белой, и по трубам подают в бумагоделательную машину. Из этой машины непрерывной лентой выползает готовая бумага и на вращающемся барабане сматывается в рулоны. Их грузят в вагоны и отправляют в типографии.
Выпустить книгу нелегко. Над ее созданием трудится много людей. Это писатель, издатель, редактор, корректор, художник, наборщик, верстальщик, брошюровщик, оператор, печатник. Вот еще одна причина, почему нельзя выбрасывать книги!
При осмотре книг в группе дети увидели, что в книжном уголке всего 46 книг, 35 книг в хорошем состоянии,11 книг — требуют ремонта.
Предстояло решить следующую задачу: как отремонтировать книги?
Сначала дети решили отправиться в детскую библиотеку, чтобы узнать, как там ремонтируют книги. Работники библиотеки очень радушно встретили и познакомили детей с фондом книг, журналов. Такого количества книг дети ещё никогда не видели!
Библиотекарь рассказала, что книги в библиотеке тоже иногда рвутся из-за плохого обращения читателей с ними. Но в библиотеке книги не ремонтируют, а отправляют в город Екатеринбург, где их реставрируют на специальных станках.
А ещё нам сказали, что книга будет служить дольше, если к ней бережно относиться. И познакомили детей с правилами обращения с книгой:
- Первое — храни книги на полке или в шкафу.
- Второе — бери книгу чистыми руками.
- Третье — читай книгу за столом.
- Четвертое — не читай книгу за едой и лёжа.
- Пятое — не черти, не рисуй на страницах, не делай пометки ручкой.
- Шестое — не загибай страницы, пользуйся закладкой.
- Седьмое — отремонтируй книгу, если она порвалась.
В конце встречи библиотекарь Марина Александровна показала детям, как сделать закладку для книги. Уходить из библиотеки не хотелось, и дети пообещали вернуться сюда вместе с родителями и записаться в читатели.
Затем дети отправились в типографию. Мастер-переплётчик Ярослав Анатольевич рассказал нам, что в типографии по заказу печатают книги, а ремонтом книг не занимаются.
Мы спросили: «А кто вам делает заказы?»
«Жители города. Можете и вы сделать заказ!» — ответил Ярослав Анатольевич и согласился напечатать для нас нашу книжку-самоделку «Птичьи деликатесы».
Но как же можно отремонтировать наши книги? Мы по-прежнему не знали. А где же найти такую информацию?
Информацию о ремонте книг мы продолжили искать в интернете, в книгах, спрашивали у родителей.
И узнали, что существует очень много способов ремонта книг! В зависимости от того, какие дефекты получила книга. Чтобы починить книгу, у которой порвана обложка — один способ, если порвана страница — другой, из книги выпал лист — третий. Существует даже «химчистка книг», для удаления разных пятен со страниц.
Также мы узнали, что для ремонта книг нужно иметь определенный набор материалов, и нам в мастерской понадобится картон, бумага, клей, кисточки, скотч, ткань, марля, бинт, ножницы, линейка, простые карандаши, ластик.
Внимательно рассмотрев свои книги, мы увидели, что у двух книг были оторваны обложки, у шести книг вырваны страницы, а у одной — страница была надорвана, и две книги исписаны карандашом и ручкой.
Родители и воспитатели помогли нам приготовить все необходимое. И когда уже почти все было готово для работы, мама Андрея, увидев нашу мастерскую, сказала, что нельзя при ремонте книг пользоваться скотчем или канцелярским клеем. Канцелярский клей ничего не держит и к тому же, высыхая, превращается в камень. Скотч, конечно, будет держать приклеенные странички, но со временем клей под ним пожелтеет. К тому же его бывает трудно убрать, не повредив бумагу, на которую он был когда-то наклеен, и внешний вид страницы будет безнадежно испорчен. Так что самый правильный вариант — использовать при ремонте книг клейстер.
Что такое клейстер, мы не знали? Мы спросили Гугл, и узнали, что это клей, который готовят из муки и воды.
Мы взяли всё необходимое для работы: кастрюлю, холодную воду, муку — и отправились на кухню детского сада готовить клейстер.
Камилла взяла муку, перемешала с холодной водой, получилась однородная масса без комочков. Вика из миски перелила все в кастрюлю, а Елена Владимировна поставила на огонь, и постоянно помешивая, довели смесь до кипения, сняли ее с огня и остудили.
Клейстер готов. Какой же материал лучше использовать для ремонта: бинт, ткань или писчую бумагу?
Дети наклеили все эти материалы на лист бумаги. После высыхания клея бинт затвердел, края его растрепались. Ткань сильно намокла, долго сохла, клей проявился на поверхности.
А вот бумага писчая подошла идеально для ремонта страниц, потому что она тонкая, края не обрываются, и быстро сохнет.
Итак, все было готово для ремонта книг в нашей мастерской! Сначала решили починить книги с оторванной страницей. Для этого мы использовали полоски бумаги длиной равной длине вырванного листа, шириной 4 сантиметра и нанесли на нее клейстер. Приложили полоску бумаги таким образом, чтобы она охватила не только край вырванной страницы, но и основание следующей страницы. С помощью салфетки плотно её прижали, и положили книгу на несколько часов под пресс, чтобы подклеенные листы не покоробились.
Затем начали приводить в порядок исписанные книги. Аккуратно ластиком стерли все следы от карандаша, но от ручки следы остались! Чтобы удалить их, мы выдавили на них немного лимонного сока, подождали минутку, и обработанное место аккуратно протерли теплой водой с помощью ватного диска. Когда пятно чуть-чуть подсохло, положили книгу под пресс.
А книгу с надорванной страницей чинили при помощи чайного пакетика. Взяли чайный пакетик, порвали его на полоски (а не отрезали), чтобы при высыхании не было видно границ. Намазали полоску клейстером, приклеили на страницу. Книгу положили под пресс.
Осталось отремонтировать книги, у которых оторвалась обложка (переплёт).
Чтобы приклеить обложку, мы взяли картон по цвету. Отрезали полоску, равную длине книги шириной шесть сантиметров, и приклеили на внешнюю сторону обложки. Затем открыли книгу, и отрезали полоску писчей бумаги шириной 4 сантиметра, намазали ее клеем, приложили ее так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись, затем прижали салфеткой. Тоже самое сделали в конце книги. Книгу после этого положили на несколько часов под пресс.
Детям так понравилось ремонтировать книги в группе, что решили отремонтировать свои книги дома вместе с родителями. Когда все книги дома и в группе были отремонтированы, мы решили узнать, а есть ли книги, требующие ремонта, в других группах. Оказалось, что есть. Вечерами, в свободное время, дети помогали их ремонтировать.
Результаты работы, мы записали в таблицу.
Из таблицы видно, что за все время работы по проекту в детском саду было отремонтировано 112 книг.
Больше всего книг (28) было отремонтировано в младших группах «Солнышко» и «Цыплята».
Чтобы научить малышей беречь книги, дети решили сделать для них книжки-малышки «Правила обращения с книгой». Как сделать книжку самим, детей научил работник типографии Ярослав Анатольевич.
1. Нарисовать правила в картинках.
2. Сложить листы в стопочку и соединить их с помощью степлера, то есть сшить.
3. Вырезать и приклеить к книге обложку из картона и поставить на нее пресс.
Когда книга была готова, дети подарили ее малышам.
Дружно с книжками живем, их не пачкаем, не рвем,
Жить без них никак нельзя – книги – лучшие друзья!
Хорошая книга – мой спутник, мой друг.
С тобой интересней бывает досуг.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Заключение
В ходе работы над проектом дети смогли добиться цели и решить все поставленные задачи:
— создали мастерскую «Книжка — лучший друг!»;
— узнали, почему нельзя выбрасывать порванные книги;
— научились ремонтировать книги сами и научили других.
А ещё совместно с родителя дети отремонтировали все книги дома, приняли участие в международной благотворительной акции «Дарите книги с любовью» в центре «Родник», семь ребят записались в библиотеку.
Дети пришли к выводу, что к книге нужно относиться бережно и аккуратно. А если уж случилось ее порвать, то нужно обязательно отремонтировать. Ведь нет на свете чуда удивительнее, чем книга. Книга – лучший друг!
Но у детей возник другой вопрос: как сохранились книги, которым тысячи лет, и какие редкие книги хранятся в книгохранилищах нашей страны?
Источник