Материаловедение слесари поремонту автомобилей 3
Комитет по образованию
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж судостроения и прикладных технологий»
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
СПб ГБПОУ КСиПТ
Протокол №__ от «___»___________201_ г.
Утверждаю
Председатель Педагогического Совета
Директор СПб ГБПОУ КСиПТ
___________ А.Л. Женаев
«____» ____________ 201__г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02.
Материаловедение
Санкт-Петербург 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 «Транспортные средства», по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин».
Организация-разработчик:
СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий».
Разработчики:
Спиридонова Е.А.- преподаватель СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий».
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» «___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодателя: Ходан Е.С. начальник учебного центра ОАО «Адмиралтейские верфи»___________________________________________
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
Приложение 1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины в части освоения профессиональных компетенций
14
Приложение 2. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины в части освоения общих компетенций
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 «Транспортные средства», по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
Программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в программах профессиональной подготовки по профессиям ОК016 94:
ОКПР 19756 Электрогазосварщик,
ОКПР 18511 Слесарь по ремонту автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять свойства материалов;
-применять методы обработки материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по профессии 190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин» и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):
ПК 1.1. Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.
ПК 1.2. Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.
ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часов, в том числе:
— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;
— самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
77
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
51
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
работа с различными источниками информации, выполнение работы по заданным условиям
Итоговая аттестация в форме зачета (выполнение теста)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Роль материалов в современной технике. История развития науки
1
1
Раздел 1.
Металлические материалы
Тема 1.1.
Строение, свойства, производство металлов и сплавов
Содержание учебного материала
14
Основные сведения о строении металлов. Виды кристаллических решеток. Кристаллизация металлов и сплавов. Методы изучения структур металлов. Физические, химические свойства металлов. Механические свойства металлов. Технологические свойства
6
Лабораторные работы
2
№1. «Измерение твёрдости материалов»
Практические занятия
1
№ 1. «Расшифровка марок чугунов, сталей и соотнесение марок с областью применения»
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе заданного источника выписать в тетрадь определения понятий: аллотропия, электропроводность, теплопроводность, жаропрочность, температуры плавления и затвердевания, плотность материала, кислотостойкость
5
Тема 1. 2.
Сплавы железа с углеродом
Содержание учебного материала
14
Общие понятия о сплавах. Диаграммы состояния сплавов. Получение и состав чугуна. Классификация чугунов. Маркировка. Получение и состав стали. Классификация стали. Углеродистые, легированные, конструкционные, инструментальные стали. Маркировка
6
Лабораторные работы
2
№ 2. «Исследование микроструктуры сталей»
Практические занятия
1
№2. «Расшифровка марок чугунов и сталей»
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку сталей с особыми свойствами: износоустойчивые, с высокой магнитной проницаемостью, немагнитные, коррозионно-стойкие.
По данному образцу продолжить составление мнемонической таблица маркировки железоуглеродистых сплавов
5
Тема 1.3.
Термическая и химико-термическая обработка стали и чугуна
Содержание учебного материала
8
Сущность, назначение и виды термической обработки. Структура и свойства стали после термической обработки. Дефекты термообработки, их причины и предупреждение. Химико- термическая обработка стали и её назначение
4
№ 3. «Определение температуры нагрева по диаграмме состояния железоуглеродистых сплавов»
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе заданного источника выписать в тетрадь краткие характеристики (описание по подобию в тетради из аудиторного занятия) процессов ТО и ХТО: искусственное старение, поверхностная закалка, диффузная металлизация, гальванические покрытия. На основе заданного источника выписать определения: закаливаемость и прокаливаемость стали
3
Тема 1.4.
Цветные металлы и сплавы
Содержание учебного материала
12
Медь и её сплавы. Свойства, маркировка, применение. Алюминий и сплавы на его основе. Свойства, маркировка, применение. Антифрикционные сплавы, твёрдые сплавы. Область применения. Тугоплавкие и жаропрочные металлы и сплавы
6
2
Лабораторные работы
1
№ 3. Определение структуры, свойств цветных металлов и сплавов макрометодами
Практические занятия
1
№ 4. «Расшифровка марок цветных металлов и сплавов»
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку специальных бронз, назначение и маркировку припоев и электродов, маркировку твердых сплавов
4
Раздел 2.
Неметаллические материалы
Тема 2.1.
Эксплуатационные автомобильные материалы
Содержание учебного материала
18
2
Автомобильные топлива, масла, смазки. Основные сведения. Технико-экономические требования к бензину. Химико-физические свойства. Марки и область применения бензина. Технико-экономические требования к дизельному топливу Химико-физические свойства. Марки и область применения дизельного топлива. Топливо для газобаллонных автомобилей. Назначение масел. Виды трения. Масла для двигателей и агрегатов трансмиссии. Пластичные смазки и технические жидкости. Назначение
9
Лабораторные работы
2
№ 4. «Комплексная оценка свойств топлив для двигателей», «Определение вязкости, плотности ГСМ»
Практические занятия
1
№ 5. «Расшифровка марок масел, жидкостей»
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя практическая работа: На выбранную марку автомобиля составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов) по использованию эксплуатационных материалов исходя из ассортимента определенных торговых точек.
6
Тема 2.2.
Неметаллические материалы
Содержание учебного материала
6
Пластмассы. Свойства, область применения. Каучуки, резины, клей, полиэтилен, область применения.
2
22
Лабораторные работы
1
№ 5. «Выполнение технологического процесса склеивания автомобильных материалов»
Практические занятия
1
№ 6. «Составление таблицы применения пластмасс в деталях и узлах автомобиля»
Самостоятельная работа обучающихся:
На выбранную марку автомобиля составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов) по использованию склеивающих и вспомогательных материалов
2
Тема 2.3.
Коррозия и способы защиты
Содержание учебного материала
4
Классификация коррозионных процессов. Способы защиты от коррозии
1
2
Практические работы
1
№ 7. «Технологический процесс применения ЛКМ»
Самостоятельная работа обучающихся:
На основе заданного источника составить опорный конспект по вопросу: «Защита металлических материалов и сплавов от коррозии способом гальванического и газотермического напыления». Выписать все виды лакокрасочных материалов
1
Итоговая работа в форме тестирования
1
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины необходима лаборатория материаловедения и возможна при наличии учебного кабинета «Устройства автомобиля».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий;
— комплект деталей, инструментов, приспособлений;
— комплект бланков технологической документации;
— комплект учебно-методической документации;
— наглядные пособия (планшеты по разделам профессионального модуля);
— макеты.
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Моряков О.С. Материаловедение (8-е изд., стер.) учебник, М.: « Академия», 2015.
1. Адаскин А.М. Материаловедение.– М.: « Академия», 2008.–308 с.
2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения.– М.: « Академия», 2009.–256 с.
Заплатин В.Н. Пособие по материаловедению (металлообработка).– М.:
« Академия», 2009.–224 с.
4. Ананьев С.И., Безносов В.Г., Беднарский В.В. Экплуатационные материалы для автомобилей и тракторов.– Ростов н/Д: «Феникс», 2007.384 с.
5. Григорьев П.М., Ростовцев А.А. Технология конструкционных материалов. – М.: «Машиностроение», 1989 г.
6. Колесник П.А. Материаловедение на автомобильном транспорте. – М.: «Транспорт», 1987 г.
7. Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И. Материаловедение для автомехаников. 3-изд., доп. и перераб.Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. 480 с.
Электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.delba-grup.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://metalloobrabotka.su
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
-выбирать материалы для профессиональной деятельности
Практические работы №№ 1-6 .
Лабораторные работы №№ 1-5.
Внеаудиторная самостоятельная работа по решению ситуационных заданий выбора материалов при эксплуатации автомобиля
-определять основные свойства материалов по маркам
Практические работы №№ 1-5.
Лабораторные работы №№ 1-3.
Внеаудиторная самостоятельная работа с различными источниками информации и решению ситуационных заданий выбора материалов при эксплуатации автомобиля
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Практические занятия № 3,7 (Тестовые задания).
Лабораторные работы №№ 1-5.
Внеаудиторная самостоятельная работа с печатными материалами
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов
Практическое занятие № 5-6 (Тестовые задания).
Лабораторные работы №№ 4-5.
Внеаудиторная самостоятельная работа с печатными материалами
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
в части освоения профессиональных компетенций
ПК 1.1. Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5.
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов.
Тема 2.1. Эксплуатационные автомобильные материалы.
Практические занятия №№ 1, 5
ПК 1.2. Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов.
Тема 2.1. Эксплуатационные автомобильные материалы.
Практические занятия №№ 3, 7
ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов.
Тема 2.1. Эксплуатационные автомобильные материалы.
Практические занятия №№ 3, 7
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов.
Тема 2.1. Эксплуатационные автомобильные материалы.
Практические занятия №№ 3, 7
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов
Тема 1. 2. Сплавы железа с углеродом
Тема 2.1. Эксплуатационные автомобильные материалы.
Практические занятия №№ 3, 7
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 5
Практические занятия. № № 1-2, №№ 4-6
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 2.1.Эксплуатационные автомобильные материалы.
Тема 2.2. Неметаллические материалы.
Тема 2.3. Коррозия и способы защиты.
Практическое занятие № 5-7
ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 4
Практические занятия. № № 1-2
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 1.3. Термическая и химико — термическая обработка стали и чугуна.
Тема 1.4. Цветные металлы и сплавы.
Практические занятия №№ 3, 4
ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку
Уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам
Лабораторные работы . № № 1- 4
Практические занятия. № № 1-2
Знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов.
Тема 1. 2. Сплавы железа с углеродом.
Практические занятия №№ 1-2
Приложение 2
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
в части освоения общих компетенций
Название ОК
Технологии формирования ОК и формы и методы контроля результатов обучения (на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-участие в профессиональных конкурсах различного уровня и олимпиадах;
-участие в профессиональных семинарах и конференциях
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
-организация деятельности во время выполнения практических и лабораторных работ
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы
-решение профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления изделий;
-самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
-моделирование конкретных ситуаций
ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
-осуществление поиска необходимой информации в Интернет-ресурсах;
-использование различных источников;
-подготовка рефератов, докладов, сообщений
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-применение оргтехники при подготовке учебных и производственных заданий и их оформление;
-оформление лабораторных работ, рефератов с применением компьютерных технологий
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
-взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
-соблюдение требований деловой культуры
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
-получение приписного свидетельства;
-участие в военно-патриотических мероприятиях
-участие в учебных сборах
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№№ изменений
Номера листов
Основания для внесения изменений
Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Дата внесения изменен.
Источник