- Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
- Частая причина неработоспособности двигателя АИР
- Инструмент на разборку и тестирование
- Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками
- Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?
- Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?
- Ремонт электродвигателя. Механические неисправности двигателя
- Как разобрать электродвигатель
- Ослабление прессовки пакетов
- Если прессовка ослаблена во всем сердечнике.
- Оплавление отдельных участков
- Ремонт вала ротора. Повреждение, искривление и слом
- Ремонт станины и подшипникового щита
- Механический ремонт электрических машин
- Содержание материала
- Организация ремонта электрооборудования
- Структура электроремонтной мастерской
- Неисправности электрических машин
Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.
Частая причина неработоспособности двигателя АИР
Конечно, дефект асинхронного электромотора, полученный в результате повреждения проводников обмотки статора — ситуация сложная. Здесь, как правило, требуется обязательная перемотка обмотки статора, то есть ремонт электродвигателя, который сложно выполнить своими руками в быту.
Нерабочий мотор, по мнению пользователя, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием. Достаточно выполнить определённый ремонт электродвигателя
В таких случаях ремонта электродвигателя, связанного с перемоткой обмоток статора, требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.
Инструмент на разборку и тестирование
Однако здесь (в статье) речь пойдёт о распространённом, так сказать «лёгком» дефекте, который достаточно просто устраняется самостоятельным ремонтом электродвигателя с применением стандартного набора инструмента электрика:
- отвёртка плоская,
- отвертка четырехгранная,
- плоскогубцы,
- тестер электрический (стрелочный прибор),
- молоток слесарный.
Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных моторов показывает: распространённой причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.
Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный электромотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о попытках сделать ремонт электродвигателя.
Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые внутрь коробки заводится электрический кабель
Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками
Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.
Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта электродвигателя точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).
Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электромотора. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО
Прежде чем начинать выполнять ремонт электродвигателя, следует удостовериться лишний раз в наличии КЗ. Здесь поможет электрический тестер — прибор, традиционно применяемый электриками. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва). Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.
Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики конкретного экземпляра мотора. На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.
Ремонт электродвигателя — проверка целостности обмоток, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус. Удобно пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус
Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между показаниями при замерах и не отметился нулевыми показаниями, движок на 90-95% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт электродвигателя в виде перемотки обмоток статора явно исключается.
Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание обмоток статора на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.
Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.
Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?
По сути, существует два вида КЗ (короткого замыкания) на корпусную часть:
- Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
- Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.
Второй вариант как раз и заставляет производить ремонт электродвигателя чаще обычного. Измерительным стрелочным прибором (тестером, мегомметром) такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и статорной обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.
Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт электродвигателя проводится несложной методикой. Для исполнения ремонтных работ потребуется:
- Демонтировать электромотор от места установки.
- Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
- Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
- Демонтировать крышки и вынуть ротор электромотора.
Оставшийся в «чистом» виде статор переносят к расположенной поблизости электрической розетке, размещают на безопасном удалении от бытовых горючих материалов. Рекомендуется приспособить в качестве подставки под статор негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).
Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (в области размещения ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают электролампу включением вилки в розетку.
Ремонт электродвигателя простыми действиями: внутрь освобождённой от ротора статорной части помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки
Технология ремонта электродвигателя своими руками: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами статорной обмотки.
В большинстве случаев, после ремонта электродвигателя таким способом, измерительный прибор уже не фиксирует наличия какой-либо проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100%, применив методику долговременной просушки статорной обмотки. По завершению прогрева статора электромотор мотор собирают, монтируют на рабочем месте, запускают в работу.
Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?
Видео ниже напоминает о неудобствах работы, когда вместо конус-замковой полумуфты используется старый вариант насадки шкивов (крыльчаток) на вал электродвигателя. Попутно рассматривается задача — как снять электродвигатель и крыльчатку вытяжного вентилятора:
Источник
Ремонт электродвигателя. Механические неисправности двигателя
Поломки электрических машин подразделяется на 2 вида: механические и электрические. В этой статье мы разберем основные поломки электродвигателя и то, как их ремонтировать. Основные механические неисправности электрических машин:
- Разрушение сепаратора, колец, шарика или ролика подшипников качения;
- Деформация или поломка вала ротора;
- Образование глубоких выработок (дорожек) на поверхности коллектора и колец;
- ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине;
- Разрыв или сползание проволочных бандажей роторов.
Как разобрать электродвигатель
Естественно, что не все неисправности можно выявить визуально или по шуму. Потребуется разобрать двигатель. Алгоритм разборки двигателя представлен ниже по пунктам.
Последний пункт очистка, потому что при сборке, как правило, лень это делать. Лучше сразу почистить. Сборка двигателя в обратном порядке.
Ослабление прессовки пакетов
Выявляется данная проблема по наличию ржавых пятен на поверхности. Они результат контактной коррозии. Также это может вызывать спецефический шум, иногда вибрацию электрической машины.
Степень прессовки определяется с помощью контрольного ножа с лезвием 0,1-0,2 мм. Нож не должен входить более чем на 1-3 мм. В местах с ослабленной прессовкой достаточно вбить текстолитовые или гетинаксовые уплотняющие клинья. Они заглубляются на 2-3 мм ниже поверхности стали.
Во избежание выпадения клинья покрываются клеящим лаком БФ-2. И на них отгибаются края смежных листов стали. После забивки этот участок покрывается масляно-битумным лаком БТ-99 и производится воздушная сушка.
Распушение торцевых пакетов стали устраняется дополнительной зажимной шайбой с зубцами.
Если прессовка ослаблена во всем сердечнике.
Удаляем нажимные плиты сердечника, удерживаемые сваркой или закладными шпонками. В торце сердечника устанавливаем листы текстолита или асбеста по форме.
Вновь накладываем нажимную шайбу, прессуем сердечник и закрепляем шайбу. Все довольно просто.
Оплавление отдельных участков
Поврежденный участок вырубается так, чтобы не было сплавленных между собой листов. Затем в образовавшуюся щель вливается лак БТ-99, закладываются между листами пластинки из слюды толщиной 0,05 мм и покрываем лаком сверху.
Ремонт вала ротора. Повреждение, искривление и слом
Повреждение посадочных поверхностей исправляется шлифовкой, с последующей электронаплавкой металла и металлизацией.
Если площадь задиров меньше 20%, то шлифовка целесообразна. Если больше, то выполняется переточка вала на меньший диаметр и электронаплавка целого слоя металла.
Переточка вала разрешается на 4-6% от диаметра цилиндрического конца, и до 7-10% диаметра на малонагруженных участках. В ином случае требуется запрессовка нового вала.
Искривление валов регулируется на валоправочном стенде в несколько приемов. А полный слом вала — сваркой и напрессовкой отломленной части. Но лучше купить новый, особенно если ваша квалификация сварщика не на высшем уровне. Это будет дешевле в перспективе.
Ремонт станины и подшипникового щита
Трещины в чугуне завариваются биметаллическим электродом. Предварительно, детали разогреваются в печи до 700-800 градусов, завариваем трещину и даем медленно остыть вместе с печью в течении 1-3 суток. Можно делать и на холодную, но с разогревом результат будет лучше.
Изношенные посадочные поверхности подшипникового щита исправляются четырьмя методами.
- Расточка. Щит растачивается до большего диаметра и запрессовывается в него стальная втулка, которая растачивается до нужного диаметра.
- Метод металлизации (напыление металла).
- Метод наплавки.
Если повреждена резьба, то отверстие также рассверливается. А затем нарезается и ввертывается резьбовая пробка с внутренней резьбой, требуемого диаметра и шага.
Надеюсь данная статья ответила на ваши вопросы. У нас есть статья про Электрические неисправности электродвигателя, такие как обрыв обмотки, межвитковое замыкание и снижение сопротивления.
Источник
Механический ремонт электрических машин
Содержание материала
Организация ремонта электрооборудования
Надежность, бесперебойность и безопасность работ электрооборудования и сетей обеспечивается правильной системой ремонта электрооборудования эксплуатирующей организацией. Такой системой является планово-предупредительный ремонт электрооборудования (ППРЭО), представляющий собой форму организации ремонта, состоящего из комплекса организационно- технических мероприятий, обеспечивающих выполнение технического обслуживания и профилактического ремонта оборудования.
Организация ППРЭО. Система ППРЭО вводится в действие приказом по предприятию, которым устанавливаются обязанности различных цехов и служб, утверждается график ремонта и другие мероприятия. Например, определяются обязанности персонала по уходу за электрооборудованием и межремонтному техническому обслуживанию; обязанности рабочих электроремонтного цеха (ЭРЦ); положение об изготовлении запасных частей; мероприятия по дальнейшему совершенствованию ремонта т.д.
Большое значение имеет инженерная и материальная подготовка ремонта.
Инженерная подготовка должна обеспечить ремонтный персонал необходимой проектно-конструкторской документацией, к которой относятся: технические описания устройства завода- изготовителя (ТО); инструкции по эксплуатации (ИЭ); паспорт на соответствующее устройство; описание технологических процессов ремонта, разрабатываемых, как правило, специализированными научно-исследовательскими и технологическими институтами; технологические карты ремонта, разрабатываемые ремонтными предприятиями или специализированными конструкторско-технологическими бюро.
Технологическая подготовка, входящая в состав инженерной, начинается с организации рабочего места, которое должно быть удобным, хорошо освещенным, безопасным и оснащенным необходимыми приспособлениями, инструментами и технологической документацией.
Для ремонта необходимо подготовить материалы, запчасти и покупные изделия. При этом следует максимально использовать пригодные и неповрежденные детали списанного оборудования.
Все работы планово-предупредительного ремонта электродвигателей подразделяются на текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий и средний ремонты включают такие работы, которые не требуют полной разборки электрооборудования.
Текущий ремонт, электродвигателя заключается, например, в промывке подшипников и смене в них масла, осмотре и устранении неисправностей пускорегулирующей аппаратуры, смене щеток и т.д. Текущие ремонты в большинстве случаев выполняет персонал, обслуживающий электроустановку при отключенном напряжении.
При среднем ремонте тщательно осматривают и чистят оборудование, заменяют изношенные части, осуществляют мероприятия, связанные с регулировкой частей машин, аппаратов и других элементов электроустановки.
Капитальным ремонтом называют работы по замене или восстановлению основных и, как правило, наиболее сложных частей или деталей электродвигателя, например перемотку его роторной или статорной обмотки. Работы по капитальному ремонту выполняет персонал ремонтного цеха предприятия за счет средств, отпускаемых на восстановление изношенного оборудования.
Текущие и средние ремонты проводят чаще, чем капитальные. Работы по текущему, среднему и капитальному ремонту выполняют в строго определенные и заранее установленные сроки.
Структура электроремонтной мастерской
В зависимости от наличия установленного на предприятии электрооборудования организуют электроремонтные мастерские различной производительности. Производственная площадь мастерской определяется количеством машин, проходящих средний и капитальный ремонты, исходя из расчета 1 м 2 на каждую ремонтируемую машину в год.
Электроремонтные работы производят как собственными силами завода, так и силами специализированных подрядных организаций. Силовые трансформаторы мощностью более 1000 кВ А и электродвигатели мощностью более 1000 кВт рекомендуется ремонтировать силами специализированных организаций.
На крупных заводах с большим количеством различных электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры и трансформаторов (силовых, сварочных, измерительных и др.) создают электроремонтные мастерские, где выполняют все виды ремонта.
Технологический процесс ремонта электрооборудования в крупных мастерских обычно осуществляют по поточно-узловым методам, когда поврежденные узлы электрооборудования доставляют одновременно на соответствующие специализированные ремонтные участки (разборочный, промывочный, обмоточный с пропиткой и сушкой, слесарно-механический, сборочный и др.).
Все виды ремонта электрооборудования в электроремонтной мастерской завода выполняют в определенной технологической последовательности, требующей организации специфических для данной мастерской отделений участков и бригад. В этих мастерских, как правило, имеются: складское отделение, отделение разборки, дефектации и промывки поступившего в ремонт электрооборудования, масляное хозяйство, обмоточное отделение, отделение для механической обработки и сборки отремонтированного оборудования, а также испытательная станция.
Складское отделение. Предназначено для хранения поступающего в ремонт и отремонтированного электрооборудования. Для его складирования под навесом выполняют площадку в виде эстакады на уровне железнодорожной платформы или кузова автомашины. В складском помещении имеются стеллажи для хранения деталей и подъемно-транспортные механизмы для доставки, разгрузки и погрузки тяжелых электромашин и трансформаторов на ремонтные участки.
Отделение разборки и дефектации, примыкает непосредственно к складу и расположено в зоне обслуживания подъемно- транспортных механизмов и может быть общим для электродвигателей и трансформаторов. В зависимости от объема работ общая площадь этого отделения составляет 100—120 м 2 . В помещении осматривают поступившее в ремонт оборудование и определяют опробованием и необходимыми электрическими и механическими замерами характер повреждений. При необходимости разбирают электрооборудование на отдельные узлы, части и детали, которые очищают и промывают. Отделение обеспечивают различными приспособлениями малой механизации, необходимыми для разборки и определения дефектов в ремонтируемых электромашинах: для съема и одевания шкивов, выемки подшипников, определения вибрации и др.
В отделение разборки и дефектации входит моечный участок, который предназначен для мойки частей электрических машин. Помещение мойки пожароопасно (при пользовании керосином и бензином), поэтому его изолируют от соседних участков и снабжают вентиляционной установкой.
Масляное хозяйство. Где сливают неочищенное отработанное масло, восстанавливают его и хранят чистое сухое, размещают обычно рядом с отделением разборки и дефектации. В масляное хозяйство входит электрохимическая лаборатория.
Обмоточное отделение. Состоит из участка восстановления обмоточных проводов: изоляционно-заготовительного участка (изготовление гильз, катушек статоров и трансформаторов, роторных стержней, катушек, различных аппаратов и приборов и др.) и участка намотки роторов и статоров. В зависимости от объема работ площадь обмоточного отделения может занимать 80 — 100 м 2 . На участке восстановления проводов старую изоляцию удаляют отжигом в электропечи, затем промывают, травят и нейтрализуют провода в промывочной ванне. На участке имеются различные приспособления для волочения восстанавливаемых проводов, оплетки и пропитки их изоляционными лаками.
Изоляционно-заготовительный участок обеспечивается следующим оборудованием и приспособлениями: верстаком для раскроя и заготовки изоляции; роликовыми и рычажными ножницами для резки электрокартона и других изоляционных материалов и заготовки пазовой изоляции; приспособлениями для изготовления гильз и изолирования стержней; шаблонами и приспособлениями для рихтовки; намоточным станком для намотки катушек электродвигателей, трансформаторов, контакторов, пускателей, реле; прессом и обкаточными станками для опрессовки гильз, роторных стержней и др.
На участке обмотки роторов и статоров необходимо иметь специальные приспособления: постаменты для статоров крупных машин, поворотные столы для статоров малых электродвигателей и козлы для установки роторов, а также приспособления для пайки и сварки проводов и станок для наложения бандажей роторов. В сборочном отделении должны быть установлены слесарные верстаки с тисками, станок для статической и динамической регулировки роторов и электрическая ванна для нагревания шарикоподшипников, в пропиточно-сушильном отделении — стальные баки для пропитки и сушки обмоток в вакууме и под давлением, а также сушильные камеры и шкафы.
Для среднего ремонта механической части электрооборудования (проточки и шлифовки валов, расточки подшипников, долбежки и фрезеровки канавок, сверловки различных отверстий) в электроремонтной мастерской устанавливают необходимые металлообрабатывающие станки — токарные, фрезерные, строгальные, сверлильные и др.
Участки слесарных, сварочных, кузнечных работ и механической обработки создают в зависимости от объема этих работ с организацией электроремонтной мастерской. Например, при ремонте электромашин и трансформаторов сварочные работы может обеспечить бригада сварщиков с применением переносных аппаратов.
Слесарные работы и механическая обработка составляют незначительную часть ремонта и могут быть выполнены бригадой слесарей на ремонтных участках или в соответствующих производственных цехах. Своевременное и качественное выполнение ремонтных работ в значительной мере зависит от документации. Ведомости дефектов дают полное представление о состоянии электрооборудования и позволяют заранее и точно определить объем и характер предстоящих работ. На основании ведомостей дефектов составляют графики ремонтных работ, в которых указывают их объем и продолжительность.
О выполнении текущего ремонта делают запись в соответствующем журнале и на бланках, в которых указаны типовые работы по ремонту электрооборудования (электродвигателя, силового трансформатора, масляного выключателя). Такая система упрощает оформление документации по ремонту, так как персоналу остается только указать в журнале и на бланке основные данные, относящиеся к отремонтированному оборудованию, отметить перечень выполненных работ и фамилии исполнителей.
Выполнение капитальных ремонтов оформляется специальными актами приемосдаточных ремонтных работ. Акт содержит перечень типовых и обязательных работ при этом виде ремонта. Правильное оформление документации способствует улучшению организации ремонтных работ, позволяет получить необходимое представление о состоянии электрооборудования и на этой основе правильно установить сроки и объемы очередных ремонтов.
Испытательное отделение (заводская электролаборатория) кроме испытания отремонтированного электрооборудования производит ремонт и проверку электроизмерительных приборов, а также профилактические испытания заводского электрооборудования и электросетей с помощью передвижных и стационарных испытательных аппаратов. Испытательное отделение располагают вблизи сборочной площадки, где проводят всесторонние испытания и измерения отремонтированного электрооборудования в соответствии с действующими нормами перед сдачей его эксплуатационной службе.
Неисправности электрических машин
Повреждения электрических машин бывают механические и электрические.
К механическим повреждениям относятся: выплавка баббита в подшипниках скольжения; разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформация вала ротора (якоря); образование глубоких выработок (дорожек) на поверхности коллекторов; ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине, прессовки сердечника ротора (якоря); разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей) и др.
Электрическими повреждениями принято называть: пробой изоляции на корпус; обрыв проводников в обмотке; замыкание между витками обмотки; нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой; недопустимое снижение сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения и др.
В число предремонтных операций по выявлению неисправностей электрических машин входят: измерение сопротивления изоляции обмоток (с целью определения степени ее увлажнения);
испытание электрической прочности изоляции; проверка на холостом ходу машины целости подшипников, величины осевого разбега ротора (якоря), вибрации, правильности прилегания (притертости) щеток к коллектору и контактным кольцам; определение зазоров между вращающимися и неподвижными частями электрической машины, а также контроль состояния крепежных деталей, плотности посадки подшипниковых щитов на заточках станины и отсутствия повреждений (трещин, сколов и др.) у отдельных частей и деталей машины.
Работа по предремонтному выявлению неисправностей и повреждений электрических машин называется дефектацией.
Дефектацию производят внешним осмотром и испытаниями при частичной или полной разборке электрической машины.
Однако такая дефектация не всегда позволяет выявить и точно определить характер и размеры ее повреждений, а вследствие этого нельзя определить и объем предстоящих ремонтных работ. Наиболее полное представление о состоянии и требуемом ремонте электрической машины дает дефектация, производимая после ее разборки.
Все обнаруженные после разборки электрической машины неисправности и повреждения отмечают в дефектационной карте и на их основании составляют маршрутную карту ремонта с указанием работ, подлежащих выполнению по каждой ремонтной единице или по отдельным частям ремонтируемой машины.
В состав основных работ по ремонту электрических машин входят разборка, ремонт обмоток и механической части, сборка и испытания отремонтированных машин.
Источник