Мероприятия позволяющие сократить трудоемкость деповского ремонта вагона повышают
Специалисты Департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» целенаправленно работают над повышением автоматизации и механизации ремонта грузовых вагонов. В комплексе с оснащением эксплуатационных предприятий вагонного хозяйства специализированным оборудованием внедрение новых разработок позволило в 2008 г. снизить трудоемкость ручного труда, повысить качество ремонта и технического обслуживания вагонов, сократить поступление грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР).
Так, в 2008 г в текущий отцепочный ремонт поступило 672035 вагонов принадлежности России, что на 42773 вагона меньше чем за 2007 г. Из общего количества поступивших вагонов в ТОР 79,8 % вагонов находились в собственности ОАО «РЖД» и 20,2 % вагонов принадлежало другим собственникам (с нумерацией на цифру 5).
Внедрение новых разработок, повышение ответственности обслуживающего персонала, связанного с движением поездов, позволят дать положительный результат в работе вагонного хозяйства и в 2009 г.
За 6 месяцев 2009 г, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., поступление вагонов в ТОР снижено практи-
чески по большинству основных неисправностей. В то же время, не удалось добиться снижения или стабилизации случаев захода в ТОР из-за грения буксы (рост на 10 %). Из-за сдвига буксы количество заходов в ТОР сократилось на 49 %, наличия трещин — на 50 %, излома или изгиба крышки буксы — на 63 %.
На рис. 1 показан многоцелевой самоходный технологический комплекс для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава (ООО «ИРТРАНС»). Комплекс предназначен для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава на ПТО, ППВ (в том числе безотцепочного ремонта) в деповских условиях, а также на удалении от специализированных ремонтных пунктов.
Многоцелевой комплекс смонтирован на базе автомобиля повышенной проходимости. Он имеет пассажирский отсек для ремонтной бригады из шести специалистов, грузовой отсек с аппарелью и электролебедкой для погрузки и выгрузки технологического комплекса гидростанции, а также багажник на крыше для запасных частей и инструмента.
Для ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов в грузовом
отсеке размещены: гидростанция с двигателем внутреннего сгорания, обеспечивающая работу сварочного аппарата, статический и динамический гидроинструменты, а также слесарный инструмент, технологическая оснастка, приспособления и необходимые запасные части (рис. 2).
Модульная конструкция комплекса позволяет развернуть оборудование в течение 5 — 7 мин. Это дает возможность оперативно производить техническое обслуживание и ремонт вагонов без отцепки.
Комплекс обеспечивает проведение следующих работ:
— доставку к месту проведения работ ремонтной бригады и запасных частей;
— замену пружинного комплекса, фрикционных клиньев тележки грузового вагона, прокладки буксового проема и центрирующей балочки;
— правку, поджатие и закрывание крышки люка полувагона;
— подъем груженого вагона для выкатки тележки (для замены колесной пары, боковых рам, надрессорной балки, поглощающего аппарата);
— замену и регулировку скользунов;
— ремонт тормозного оборудования;
— отворачивание и затяжку резьбовых соединений;
— резку металлического профиля, листа;
— слесарный ремонт, зачистные и шлифовальные работы.
На рис. 3 показан мобильный малогабаритный ремонтный комплекс Т1365М (ММРК) — разработчик ПКБ ЦВ ОАО «РЖД».
Мобильный малогабаритный ремонтный комплекс предназначен для выполнения следующих операций:
— передвижения грузового вагона (или сцепа из нескольких вагонов) при ремонте и обслуживании;
— снятия-постановки крышки разгрузочного люка полувагона;
— подъема надрессорной балки для замены пружинного комплекта и фрикционных клиньев;
— подъема вагона под шкворневую балку для замены коробки скользуна;
— подъема автосцепки для замены центрирующей балочки;
— поджатия крышки люка полувагона;
— отворачивания и затяжки болтовых соединений.
ММРК специализирован для работы в междупутье с расстоянием между осями смежных путей не менее 6 м. Снятие или постановка крышки люка может выполняться в междупутье с расстоянием между осями путей не менее 8,5 м.
Комплекс выполнен на базе самоходного транспортного средства (МКСМ-800, ЭШОЗКО или ЭП1616). Он включает в себя сменяемые силовые модули для производства ремонтных работ на вагоне (рис. 4). Эффектообразующие факторы таковы:
— снижение трудозатрат, высвобождение контингента (с двух до одного человека);
сокращение времени обслуживания одного вагона (с 30 до 15 мин). Ориентировочный экономический эффект от применения одного комплекса составит 1 млн. руб. в год.
В 2008 г. в депо поставлено 16 таких комплексов.
На рис. 5 показан мобильный пост гидро- и пневмоинструмента Т 1371.01 (ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»). Он предназначен для выполнения следующих операций при ремонте и обслуживании грузового вагона в условиях ПТО, ППВ:
— подъема надрессорной балки для замены пружинного комплекта и фрикционных клиньев;
— подъема кузова вагона под шкворневую балку для замены коробки скользуна;
— подъема боковой рамы для замены износостойкой прокладки буксового проема;
— подъема автосцепки для замены центрирующей балочки;
— поджатия крышек люков; отворачивания и затяжки болтовых соединений;
— резки и зачистки металла. Данный мобильный пост отличается от аналогов применением гидростанции с приводом от пневмодвигателя. Использование пневмопривода гидростанции имеет следующие преимущества:
— снижение расходов и упрощение обслуживания поста;
— уменьшение уровня шума;
— отсутствие экологически вредных выбросов;
— возможность работы поста в закрытых помещениях.
Учитывая, что при постоянном совершенствовании единого перевозочного процесса предъявляются повышенные требования к качеству ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов, Департамент вагонного хозяйства в 2008 г. продолжил оснащение новым технологическим оборудованием эксплуатационных предприятий вагонного хозяйства. Проходит это в рамках инвестиционных программ ресурсосбережения и развития ПТО.
В 2008 г. внедрено 9 комплексов для ремонта грузовых вагонов. Состоит комплекс из двух модулей:
— для ремонта кузова, который используется на стационаре на специализированных путях ПТО или ППВ;
— для ремонта ходовых частей, который может использоваться как на специализированных путях ПТО, ППВ, так и в любом парке станции, где обеспечена возможность его проезда. Основные функции комплекса:
— правка боковых вертикальных стоек, боковых панелей, торцевых дверей полувагонов, крышек люков, их поджатие и смена;
— поджатие отдельных элементов при сварочных работах на кузове полувагона;
— смена створок дверей, колесных пар, корпуса автосцепки, фрикционных клиньев, пружин в тележках, регулировка зазоров скользунов;
— производство электросварочных работ;
— подъем вагона с одной стороны для осмотра шкворня, узла пятник-подпятник;
— изготовление и резка подводящих трубок и металлических деталей;
— закрепление болтов поддерживающей плиты фрикционных аппаратов;
— зачистка наваров на поверхности катания колеса;
— транспортировка инструмента, приспособлений и запасных частей;
— обеспечение гидроинструмента гидравлическим давлением.
Внедрение аналогичного комплекса на ППВ Входная Западно-Сибирской дороги в 2005 г. позволило сократить время на подготовку вагона с 10 до 7,5 мин на вагон, трудоемкость на 0,004 человека-часа на один вагон, стоимость подготовки одного вагона на 21 руб. и увеличить подготовку вагонов на 15 ед. в сутки. Ориентировочный экономический эффект от внедрения одного комплекса — 2,8 млн. руб. в год.
Специализированных вагоноремонтных машин в 2008 г. поставлено 5 ед. Они предназначены для механизации производства текущего отцепочного ремонта, а также их используют при работах на ППВ с обеспечением безопасности движения и сохранности перевозимых грузов.
Основные функции специализированной машины:
— правка боковых вертикальных стоек, боковых панелей, торцевых дверей полувагонов;
— правка крышек люков, поджатие их и смена;
— поджатие отдельных элементов при сварочных работах на кузове полувагона;
— смена створок дверей, колесных пар, головок автосцепки фрикционных клиньев, пружин в тележках, регулировка зазоров скользунов;
— производство электросварочных и погрузочно-разгрузочных работ;
— подъем вагона с одной стороны для осмотра шкворня, узла пятник-подпятник;
— изготовление и резка подводящих трубок и металлических деталей;
— транспортировка инструмента, приспособлений и запасных частей;
— обеспечение гидроинструмента гидравлическим давлением.
Основные технические характеристики машины:
* производительность при двухсменной работе по 12 ч — 64 вагона в сутки;
* работоспособность при температуре -60. +50 0С;
* средняя наработка на отказ — 5000 ч.
Эффектообразующие факторы — снижение трудозатрат, высвобождение контингента.
На ПТО Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Октябрьской дороги такая вагоноремонтная машина внедрена с декабря 2006 г. Среднее время восстановления кузова одного вагона без использования машины составляло 1 ч 20 мин, после внедрения ВРМ — 40 мин. Ранее на вагоне работали 3 человека, при накоплении опыта использования ВРМ вагон будут обслуживать 2 человека. Ориентировочный экономический эффект от одной машины составит более 2 млн. руб. в год.
На предприятия вагонного хозяйства установка смены поглощающих аппаратов ГПА-02 (рис. 6) поставляется с 2005 г. За 2005 — 2006 гг. в эксплуатационных и ремонтных вагонных депо было внедрено 67 таких установок.
В 2006 г. получен экономический эффект от использования поставленных в 2005 г. установок 8,01 млн. руб. (эффективность мероприятия составила 96,9 %). В 2008 г. в эксплуатационные вагонные депо поставлено еще 40 ед. оборудования.
Установка предназначена для механизации работ при демонтаже автосцепного устройства грузовых вагонов.
♦ сокращение обслуживающего персонала до 1 человека;
♦ сокращение в 2 — 3 раза времени на смену поглощающих аппаратов (фрикционного — не более 3 мин, эла-стомерного — не более 5 мин);
♦ экономия фонда оплаты труда;
Ожидаемый экономический эффект
от одной установки—0,126 млн. руб. в год.
Поставка прессов для правки крышек люков и дверей начата в 2007 г. (16 ед.). В 2008 г. внедрено еще 19 прессов.
Пресс предназначен для восстановления утраченных форм люков и дверей полувагонов, бортов платформ, дверей крытых вагонов и других деталей вагонов. Эффектообразующие факторы — сокращение обслуживающего персонала,времени на проведение работ по правке деталей (без применения пресса время восстановления в эксплуатационном депо с учетом транспортировки составляет порядка трех суток).
Себестоимость восстановления крышки люка на МППВ Входная Западно-Сибирской дороги составляет 179 руб., в ремонтном вагонном депо этой дороги с учетом накладных расходов — 500 руб. Ориентировочный экономический эффект от внедрения пресса — 0,522 млн. руб. в год.
В ПКБ ЦВ разработана мобильная установка монтажа-демонтажа крышек люков полувагонов (рис. 7). Поставка установок на дороги начата в текущем году.
Установка предназначена для снятия, транспортирования и постановки люков грузовых вагонов при обслуживании вагонов на ПТО. Она выполнена в виде передвижного модуля на резиновом ходу, оборудованного пневмо-гидравлической системой, ложементами с гидравлическими наклонами, двумя пневмокранами, двумя гидрораспределителями, кюветами для хранения валиков шплинтонов и инструмента.
— сокращение времени на монтаж-демонтаж люков полувагонов;
Ориентировочный экономический эффект от внедрения одной установки — 0,18 млн. руб. в год.
Комплекс средств малой механизации предназначен для использования работниками ПТО, ППВ при обслуживании и ремонте грузовых вагонов без отцепки от состава. Он позволит обеспечить высокое качество ремонта и обслуживания вагонов, сократить время простоя вагона, исключить необходимые отцепки части вагонов от состава для подачи на специализированные пути.
Применение поста на специализированных путях ПТО позволит затрачивать не более 20 мин при выполнении одной операции без отцепки вагона в пункт ТОР, например, на:
— замену пружинного комплекта — 12 мин;
— замену фрикционных клиньев — 10 мин;
— замену прокладки буксового проема — 10 мин;
— замену коробки скользуна — 12 мин;
— замену центрирующей балочки — 20 мин,
— поджатие, правку крышки люка полувагона — 20 мин;
— перекусывание проволоки и резку гаек — 2 мин.
Комплекс средств малой механизации при обслуживании грузовых вагонов на ПТО, ППВ позволяет высвободить контингент работников, так как включает в себя весь набор инструмента, необходимого для всех видов ремонтных работ на вагоне. При этом снижается трудоемкость работ при обслуживании вагонов:
— по текущему ремонту вагонов на 0,091 нормо-часов (без использования комплекса трудоемкость составляет 0,374, с использованием — 0,283);
— по подготовке вагонов под погрузку на 0,12 нормо-часов (без использования комплекса трудоемкость составляет 0,521, с использованием — 0,401).
Для выполнения операций по смене пружин, фрикционных клиньев тележки необходим только один работник, который при помощи гидравлических домкратов может выполнить эти операции самостоятельно. Гидро- и пневмоинструмент позволяет сократить время различных операций:
Снижаются непроизводительные потери времени на операции по доставке инструмента к месту работ с мест их хранения в среднем на 10 мин в течение часа работы. Связано это с тем, что комплекс мобильный и весь необходимый инструмент расположен на нем.
Ориентировочный экономический эффект от внедрения одной установ-
ки должен составить 0,350 млн. руб. в год.
Кроме этого, разработаны и введены в эксплуатацию опытные образцы новых средств механизации производства работ по техническому обслуживанию грузовых вагонов на ПТО, ППВ и пунктах ТОР.
Многофункциональный самоходный пост гидрофицированного инструмента на резиново-гусеничном ходу повышенной проходимости используется для поджатия отдельных элементов при сварочных работах на кузове полувагона, подъема надрессорных балок для смены фрикционных клиньев и пружин рессорного комплекта тележек, а также подъема автосцепок для замены центрирующих балочек и др.
Автомобильная установка для правки разгрузочных люков путем поджима и холодной деформации несущих элементов полувагонов на ПТО и ППВ.
Мобильное автономное устройство передвижения вагонов, обеспечивающее высвобождение локомотивной тяги.
В 2008 г. приобретены: комплексы ремонта грузовых вагонов (9 ед.), состоящие из двух модулей (модуля ремонта кузова, расположенного на стационарных путях ПТО или ППВ, и модуля ремонта ходовых частей, используемого в любом парке станции, где обеспечен его проезд);
специализированные вагоноремонтные машины (22 ед.), расположенные на специализированных путях ПТО и позволяющие максимально механизировать процесс текущего отцепочного ремонта с обеспечением безопасности и сохранности перевозимых грузов;
комплексы средств малой механизации (89 ед.), позволяющие повысить качество выполняемых ремонтных работ, механизировать процесс ремонта и технического обслуживания вагонов;
малогабаритные ремонтные комплексы (29 ед.) для обслуживания всех типов вагонов на ПТО. Данные комплексы изготовлены на базе самоходного транспортного средства, оснащенного навесным специализированным технологическим оборудованием. Они сокращают время и количество персонала при техническом обслуживании грузовых вагонов.
Необходимо отметить, что большая часть технологического оборудования и система АСУ внедрены на ППВ Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский впервые. При этом анализ работы ППВ за указанный период показал эффективность принятых решений.
В этой связи в проект программы ресурсосбережения 2009 г. по вагонному хозяйству было включено оборудование, зарекомендовавшее себя с самой положительной стороны и которое может эффективно использоваться на ППВ, ПТО и пунктах ТОР.
Благодаря организации труда в условиях ввода в эксплуатацию новых основных средств и технологий специалисты Департамента вагонного хозяйства разработали на 2009 г. мероприятия по сокращению численности работников вагонного хозяйства сети дорог.
В последующие годы в рамках Программы ресурсосбережения планируется продолжить дооснащение эксплуатационных предприятий вагонного хозяйства указанным оборудованием и поставить:
2009 г. — 223 ед. технологического оборудования на сумму 530,134 млн. руб.;
2010 г. — 185 ед. технологического оборудования на сумму 570,750 млн. руб.;
2011 г. — 189 ед. технологического оборудования на сумму 649,263 млн. руб.
Внедрение нового технологического оборудования позволит пересмотреть (с учетом изменения технологий) нормы оперативного времени и снизить трудоемкость производственных процессов на пунктах технического обслуживания, подготовки вагонов под погрузку и участках текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
По материалам Департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД»
Часовой пояс GMT +3, время: 10:58 . |