Меры безопасности при ремонте электрооборудования кранов
1. Меры безопасности при обслуживании мостовых кранов
1. Подготовку и проведение всех видов технического обслуживания и ремонта могут осуществлять только работники и специалисты, обученные, аттестованные и имеющие на это право. До начала проведения ремонтных работ указанным работникам должен быть проведен соответствующий инструктаж.
2. Каждый работник, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту мостовых кранов, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с руководством по эксплуатации крана, а так же уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при получении травмы или поражения электрическим током.
3. Вывод крана в ремонт (согласно графика ППР) должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем крана. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде. Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.
4. Мостовые краны при ремонте необходимо останавливать около ремонтной (посадочной) площадки. Это требование исключит возможность нахождения ремонтного персонала на подкрановых путях.
5. После остановки крана на ремонт необходимо с обеих сторон установить упоры. Днем вывешиваются флажки красного цвета, ночью – лампочки красного цвета. Под краном устанавливается ограждение и знак «Проход запрещен. Ведутся ремонтные работы».
6. Зона ремонта должна быть освещена.
7. При проведении газорезных работ необходимо баллоны размещать на расстоянии 10- 15 метров от места проведения работ. «Под рукой» необходимо иметь первичные средства пожаротужения.
8. Инструмент для ремонта должен находиться в специальной сумке. Класть инструмент на механизмы не разрешается.
9. Особое внимание следует уделять обеспечению электробезопасности на площадке, где будут проводиться работы по техническому обслуживанию или ремонту крана. Для предупреждения электротравматизма необходимо:
— ограждать токоведущие части электроустановок, а так же места присоединения проводов к механизмам крана, трансформаторам и другим электроприборам;
— поручать монтаж временных электрических сетей только квалифицированным электромонтерам;
— допускать монтажные и ремонтные работы на токоведущих частях только при отключенном напряжении крана с вывеской предупредительных табличек «Не включать — работают люди!» на источники электрической энергии, подающие напряжение на участки, где ведутся работы (или рубильник);
— применять переносные светильники с напряжение 12 В с защитной металлической сеткой и с проводом в резиновом рукаве;
— применять соответствующие средства индивидуальной защиты;
— вместе с электропитанием крана мостового отключать питание у всего дополнительного и навесного оборудования — такого, как таль или тельфер.
— перед каждым применением диэлектрических перчаток необходим их внешний осмотр. При обнаружении прокола или пореза — их применять нельзя. Надежно заземлять электроустановки, монтажные электрические механизмы, а так же конструкции, с которых выполняются работы.
2. С какой периодичностью проводиться осмотр рельсового пути?
209. Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее при необходимости).
210. Проверка состояния рельсового пути включает:
— плановую или внеочередную проверку состояния.
211. Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
212. Осмотр состояния рельсовых путей после каждых 24 смен работы проводится крановщиком (оператором) под руководством ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
213. Плановая проверка проводится не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу ПС.
214. Результаты осмотров рельсовых путей после каждых 24 смен работы ПС заносятся в вахтенные журналы крановщика (оператора) всех ПС, установленных на одном рельсовом пути, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии. Результаты проведенных плановых и внеочередных проверок состояния рельсовых путей оформляются актами (хранятся с паспортами ПС).
3. Меры безопасности при эксплуатации двух кранов на одном крановом пути.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
— механизмов передвижения мостовых, козловых кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых или консольных кранов, работающих на одном крановом пути, тормозной путь может быть уменьшен до 500 мм . Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.
Указанные ограничители должны проверяться с установленной периодичностью.
Источник
Охрана Труда
Техника безопасности при ремонте кранового электрооборудования
При обслуживании и ремонте кранового электрооборудования следует строго руководствоваться Правилами технической эксплуатации, Правилами техники безопасности, Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин Госгортехнадзора и инструкциями. Основным вопросом техники безопасности является электробезопасность в электроустановках (электрических кранах, электроталях и т. п.). Поражение электрическим током зависит не только от электрической системы, питающей кран, но и от ряда процессов, происходящих в теле человека при действии электрического тока. Минимальная сила тока, раздражающее действие которого ощущается человеком, называется пороговым ощутимым током и зависит от рода тока, состояния человека, способа включения человека в электрическую сеть и других факторов. Для тока промышленной частоты (50 Гц), представляющего наибольший интерес для энергетиков, средняя сила порогового ощутимого тока составляет около 1 мА.
Если ток, протекающий через тело человека, превышает пороговый ощутимый ток, то он вызывает более сильную реакцию организма. При силе тока 3—5 мА раздражающее действие ощущается кистью руки, при силе тока 6—10 мА мышцы руки уже непроизвольно сокращаются и возникает чувство сильной боли. При дальнейшем увеличении силы тока в мышцах возникают судороги и человек теряет способность контролировать действие руки, в частности он не может самостоятельно освободиться от зажатого в руке проводника. Соответствующая минимальная сила тока называется пороговым неотпускающим током. Для различных людей сила этого тока также подчиняется нормальному закону распределения.
На рис. 8.19 приведены зависимости пороговых ощутимого 1 и неощутимого 2 токов от частоты (цифры на кривых указывают процент людей, подвергнутых испытанию, для которых справедлива соответствующая кривая). Эти зависимости приведены на основании публикации Международной электротехнической комиссии (МЭК) № 479.
На частотах выше 100 кГц действие тока переходит в чисто тепловое. При протекании через тело человека постоянного тока сила порогового ощутимого тока в несколько раз выше, чем при частоте 50 Гц, и ощущается как жжение. Если электрический ток протекает через корпус человека, то он воздействует на органы дыхания и кровообращения. При силе тока 25—50 мА частотой 50 Гц возникает сильное сокращение дыхательных мышц грудной клетки, в результате чего может наступить смерть от удушья. Вероятность поражения органов дыхания в значительной степени зависит от длительности протекания тока.
Токи промышленной частоты силой выше 50 мА представляют опасность и для сердца. Они могут вызвать фибрилляцию желудочков сердца, т. е. возникновение хаотического сокращения, при этом нарушается насосная функция сердца и прекращается кровообращение. Опасность возникновения фибрилляции сердца в значительной степени определяется силой тока и временем его действия. При уменьшении времени действия тока на организм человека, как и его силы, вероятность возникновения фибрилляции уменьшается.
Кроме рассмотренных реакций организма, электрический ток может вызвать паралич сердца и дыхательного центра, повреждение нервной системы и ожоги.
Для защиты людей от поражения электрическим током в соответствии с Правилами устройства электроустановок должна быть применена любая из следующих защитных мер: заземление, зануление, защитное отключение, применение малого напряжения и разделяющих трансформаторов, выравнивание потенциалов, двойная изоляция. Перечисленные меры не являются универсальными, но представляют собой важную составляющую защиты от поражения током при правильном их использовании на кранах.
Заземлением называют преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Заземление служит для превращения замыкания на корпус в замыкание на землю для снижения напряжения на корпус относительно земли до безопасного значения, при этом используют защитные свойства снижения сопротивления изоляции относительно земли той фазы, которой коснулся человек. Следует отметить, что заземление более эффективно обеспечивает безопасность в сети с изолированным нулевым проводом.
Занулением называют соединение частей электроустановки с так называемой цепью нулевого потенциала или с корпусом изолированного от земли объекта. При замыкании на корпус зануление создает цепь однофазного короткого замыкания, в результате чего срабатывает максимальная токовая защита и установка отключается от сети. Зануление снижает напряжение прикосновения, ограничивает опасность поражения человека током при замыкании на корпус.
Защитное отключение называют быстродействующей защитой, обеспечивающей автоматическое отключение электроустановки (двигателей, электромагнитов и др.) при возникновении опасности поражения током. Защитное отключение обеспечивает безопасность тем, что ограничивает время протекания тока через тело человека.
Малым напряжением называют номинальное напряжение не более 42 В, применяемое в электроустановках для обеспечения электробезопасности. Малые напряжения применяют для питания переносных ламп в любых помещениях, а также вне помещений, Кроме того, они применяются в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных цепях управления кранов, электроталей и других грузоподъемных машин.
Разделяющими трансформаторами называют трансформаторы, предназначенные для отделения приемника энергии от первичной электрической сети и сети заземления (зануления). Разделяющий трансформатор используют, как правило, для питания отдельных электропотребителей при эксплуатации их в особо опасных условиях. При двухфазном прикосновении, естественно, разделяющий трансформатор не обеспечивает безопасности.
Выравнивание потенциала — метод снижения напряжения прикосновения и шага между точками электрической цепи, к которым возможно одновременное прикосновение или на которых может одновременно стоять человек. Выравнивание потенциала осуществляется электрическим соединением металлических конструкций крана.
Двойной изоляцией электроприемника называют совокупность защитной и рабочей (дополнительной) изоляции, при которой доступные прикосновению части электроприемника не приобретают опасного потенциала при повреждении рабочей или защитной изоляции (например, краны 6 тройной изоляцией, обслуживающие электролизные ванны).
Основными причинами возникновения условий поражения человека током являются:
1) случайное прикосновение человека к токоведущим частям электроустановки;
2) возникновение аварийных режимов в электроустановках;
3) невыполнение требований ПУЭ;
4) нарушение требований правил эксплуатации электроустановок.
При соблюдении защитных мер во время монтажа электрооборудования крана и выполнении правил инструкций по эксплуатации резко снижаются случаи поражения человека током.
В кабине управления, являющейся рабочим местом крановщика, не должно быть электрических аппаратов или проводников, не имеющих надежного (сплошного) ограждения в виде изоляционных или металлических заземленных оболочек, полностью исключающих всякую возможность прикосновения к токоведущим частям. Дополнительным мероприятием по повышению безопасности управления является ограничение напряжения органов управления напряжением 380 В переменного тока. Это означает, что при напряжениях главной цепи 500 В необходимо цепи управления питать через трансформатор 500/200 В, а также исключить применение силовых кулачковых контроллеров. Помимо контроллеров управления в кабине устанавливают также защитную панель. Этот аппарат является полностью закрытым и его дверь должна быть заперта на замок. Все остальное электрооборудование находится на мостах кранов или в специальных аппаратных помещениях; и в том и в другом случае доступ к ним возможен только при снятии напряжения с главной цепи (через блокировки люков и дверей). Остающийся под напряжением участок главных троллеев и главных токоприемников должен быть надежно огражден от случайного прикосновения с моста крана.
Для обеспечения безопасности обслуживания электрических машин, установленных на кранах, ПУЭ регламентированы расстояния между корпусами машин и другими частями оборудования. Проходы для обслуживания электрических машин должны быть не менее 1 м в свету с отдельными местными сужениями не менее 0,6 м; в противоположной стороне от прохода расстояние от корпуса электрической машины до другого оборудования должно быть не менее 0,3 м. Открытые двигатели и аппараты, а также реостаты и резисторы всех типов должны устанавливаться не ближе 1,5 м от сгораемых конструкций зданий. Корпуса электрических машин, металлические кожухи и шкафы электрической аппаратуры, трубы, в которых проложены кабели, должны быть надежно соединены с металлическими конструкциями грузоподъемного сооружения. В свою очередь грузоподъемное сооружение должно быть надежно заземлено с сопротивлением, соответствующим требованиям ПУЭ. Заземляющее соединение металлических частей электрооборудования с конструкциями механизма выполняют с помощью специальных заземляющих болтов размером М6; для небольших аппаратов управления (выключателей, командо-контроллеров), а также ящиков сопротивлений заземление допускается выполнять через залуженную площадку под крепежные болты металлического кожуха. Если аппарат имеет пластмассовый кожух, должна быть полностью исключена возможность попадания напряжения на его наружные металлические части (болты крепления, фирменные таблички, приводные рукоятки), т. е. открытые металлические детали не должны сообщаться с внутренней частью аппарата.
К внутренним частям комплектных устройств, подлежащих заземлению, относятся: металлические конструкции, рельсы и другие узлы, связанные с креплением аппаратуры, вторичные обмотки измерительных трансформаторов.
Заземлению не подлежат: аппаратура, установленная внутри комплектных устройств; корпуса электроизмерительных приборов и реле; электроприемники с двойной изоляцией; съемные или открывающиеся части заземленных кожухов. Сечение голых заземляющих медных проводников должно быть не менее 4 мм 2 .
Правильная эксплуатация кранового электрооборудования — основа надежной и безаварийной работы крана. При правильной эксплуатации не должны допускаться режимы более тяжелые, чем те, на которые рассчитаны двигатели, тормозные магниты, сопротивления и прочая аппаратура, а периодические осмотры электрооборудования перед приемом смены и подробные ревизии должны производиться крановщиком совместно с обслуживающим кран электромонтером не реже одного раза в декаду. Результаты осмотров и ревизий записывают в книгу, находящуюся на кране. Осмотр проводят в определенной последовательности. Сначала осматривают электрооборудование машинного помещения или кабин, где размещена аппаратура, затем непосредственно двигатели и аппаратуру и, наконец, электрооборудование в кабине управления. После этого следует опробовать механизмы в действии перед нормальной работой, проверить действие конечных и аварийных выключателей и т. п. Посторонние и необученные лица в машинное помещение, кабины, к устройствам защиты и электроаппаратуре, а тем более к управлению краном, не допускаются.
Все электрооборудование должно включаться лишь в той последовательности, которая указана в схемах и инструкциях. При смене предохранителей недопустимо применять вместо калиброванных плавких вставок отдельных проволок, «жучков» и т. д.
Для обеспечения надежной работы кранового электрооборудования следует выполнять график ремонтных работ. Необходимость мелкого и внеочередного ремонтов устанавливают во время периодических осмотров. Тогда же устраняют мелкие неисправности, чистят и, если нужно, налаживают электрооборудование в соответствии с инструкциями по эксплуатации двигателей, пускорегулирующей аппаратуры и вспомогательного электрооборудования крана. Результаты выполненной работы (ремонтов) записывают в шнуровой книге. Важным звеном при осмотрах и ремонте является изоляция, которая требует тщательной проверки и периодического контроля.
Источник