Меры безопасности при ремонте крановых путей
1. Меры безопасности при обслуживании мостовых кранов
1. Подготовку и проведение всех видов технического обслуживания и ремонта могут осуществлять только работники и специалисты, обученные, аттестованные и имеющие на это право. До начала проведения ремонтных работ указанным работникам должен быть проведен соответствующий инструктаж.
2. Каждый работник, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту мостовых кранов, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с руководством по эксплуатации крана, а так же уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при получении травмы или поражения электрическим током.
3. Вывод крана в ремонт (согласно графика ППР) должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем крана. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде. Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.
4. Мостовые краны при ремонте необходимо останавливать около ремонтной (посадочной) площадки. Это требование исключит возможность нахождения ремонтного персонала на подкрановых путях.
5. После остановки крана на ремонт необходимо с обеих сторон установить упоры. Днем вывешиваются флажки красного цвета, ночью – лампочки красного цвета. Под краном устанавливается ограждение и знак «Проход запрещен. Ведутся ремонтные работы».
6. Зона ремонта должна быть освещена.
7. При проведении газорезных работ необходимо баллоны размещать на расстоянии 10- 15 метров от места проведения работ. «Под рукой» необходимо иметь первичные средства пожаротужения.
8. Инструмент для ремонта должен находиться в специальной сумке. Класть инструмент на механизмы не разрешается.
9. Особое внимание следует уделять обеспечению электробезопасности на площадке, где будут проводиться работы по техническому обслуживанию или ремонту крана. Для предупреждения электротравматизма необходимо:
— ограждать токоведущие части электроустановок, а так же места присоединения проводов к механизмам крана, трансформаторам и другим электроприборам;
— поручать монтаж временных электрических сетей только квалифицированным электромонтерам;
— допускать монтажные и ремонтные работы на токоведущих частях только при отключенном напряжении крана с вывеской предупредительных табличек «Не включать — работают люди!» на источники электрической энергии, подающие напряжение на участки, где ведутся работы (или рубильник);
— применять переносные светильники с напряжение 12 В с защитной металлической сеткой и с проводом в резиновом рукаве;
— применять соответствующие средства индивидуальной защиты;
— вместе с электропитанием крана мостового отключать питание у всего дополнительного и навесного оборудования — такого, как таль или тельфер.
— перед каждым применением диэлектрических перчаток необходим их внешний осмотр. При обнаружении прокола или пореза — их применять нельзя. Надежно заземлять электроустановки, монтажные электрические механизмы, а так же конструкции, с которых выполняются работы.
2. С какой периодичностью проводиться осмотр рельсового пути?
209. Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее при необходимости).
210. Проверка состояния рельсового пути включает:
— плановую или внеочередную проверку состояния.
211. Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
212. Осмотр состояния рельсовых путей после каждых 24 смен работы проводится крановщиком (оператором) под руководством ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
213. Плановая проверка проводится не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу ПС.
214. Результаты осмотров рельсовых путей после каждых 24 смен работы ПС заносятся в вахтенные журналы крановщика (оператора) всех ПС, установленных на одном рельсовом пути, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии. Результаты проведенных плановых и внеочередных проверок состояния рельсовых путей оформляются актами (хранятся с паспортами ПС).
3. Меры безопасности при эксплуатации двух кранов на одном крановом пути.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
— механизмов передвижения мостовых, козловых кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых или консольных кранов, работающих на одном крановом пути, тормозной путь может быть уменьшен до 500 мм . Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.
Указанные ограничители должны проверяться с установленной периодичностью.
Источник
Инструкция по охране труда № ИОТ 600-89-14 по устройству и содержанию крановых
путей и мерах безопасности при выполнении этих работ
Публичное акционерное общество
«Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича»
И Н С Т Р У К Ц И Я
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
по устройству и содержанию крановых путей и мерах безопасности при выполнении этих работ
«Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича»
ПАО «ММК им. Ильича»
№ ____ от «___» _________ 20___ г.
И Н С Т Р У К Ц И Я
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
по устройству и содержанию крановых путей и мерах безопасности при выполнении этих работ
Общие положения
Настоящая инструкция разработана на основании НПАОП 0.00-5.07-94 «Типовая инструкцией для лиц, ответственных за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии» и в соответствии с НПАОП 0.00-1.01-07 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (далее — Правила). Настоящая инструкция устанавливает порядок и процедуру осмотра крановых путей грузоподъёмных машин всех типов (кроме железнодорожных). Выполнение инструкции является обязательным для лиц, участвующих в любых работах на подкрановом пути (осмотры, освидетельствования, нивелировки, ремонты и т. д.). В настоящей инструкции используются следующие специальные термины и определения:
- рельсовый крановый путь — устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъёмных машин на рельсовом ходу; надземный рельсовый крановый путь — рельсовый крановый путь, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним; наземный рельсовый крановый путь — рельсовый крановый путь, опирающийся на подрельсовые опоры, балластный слой и (или) другие элементы, передающие крановые нагрузки на грунт земляного полотна; подкрановые строительные конструкции — строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузок и обеспечения пространственной жёсткости и устойчивости каркаса.
Устройство и эксплуатация р ельсовых путей должн ы осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на проектные работы. Лица, принимающие участие в устройстве и содержании крановых путей. Ответственность за содержание в исправном состоянии путей грузоподъёмных кранов возлагается на работника, ответственного за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, назначенного на эту должность в соответствие с инструкцией «Для лиц, ответственных за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии» (ИОТ № 000-16). Кроме него лицами, участвующими в осмотре и содержании крановых путей являются: машинист грузоподъёмного крана, передвигающегося по наземным крановым путям; работники, проводящие нивелировку крановых путей или их осмотр с целью составления проектно-конструкторской документации; а также работники, привлекаемые к ремонту или очистке кранового пути. Периодичность осмотра Осмотр технического состояния и положения элементов кранового пути проводится работником, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, не реже, чем один раз в 20-24 смены. Количество плановых осмотров определяется типом и назначением крановых путей, а также условиями эксплуатации установленной на них грузоподъёмной машины и может быть ограничено техническим состоянием крановых путей, либо экономическими факторами. Период между повторными осмотрами для крановых путей устанавливается по результатам предыдущего осмотра и при исправном (или восстановленном до исправного) состоянии крановых путей принимается по графику периодических осмотров кранов и крановых путей, разработанному работником, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, с учётом подпункта 1.6.1. настоящей Инструкции. Внеочередной осмотр крановых путей проводится вне зависимости от срока ранее проведённого осмотра в следующих случаях:
- по требованию органов Госгортехнадзора или лица, осуществляющего надзор за содержанием ГПМ в исправном состоянии, при обнаружении признаков дефектов, угрожающих безопасной эксплуатации; после землетрясений, наводнений, пожаров и после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т. д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также, повлёкших за собой изменение свойств и параметров конструкций; при замечаниях машиниста крана.
Машинисты грузоподъёмных кранов, передвигающихся наземными путями, должны производить осмотр кранового пути перед каждой сменой. Проверка состояния кранового пути и соответствия его требованиям настоящих Правил с проведением измерения отклонений элементов кранового пути от проектного положения в плане и по высоте проводится во время технического освидетельствования крана (не реже одного раза в 12 месяцев). Другие сроки проверки могут быть установлены проектно-конструкторской документацией на подкрановый путь, однако, они не могут превышать вышеуказанный срок. Осмотр крановых путей включает выполнение следующих видов работ: Проверка наличия и состояния эксплуатационной документации. Проверка организации технического обслуживания крановых путей требованиям Правил, ГОСТам и другой нормативной документации (Приложение 1); Поэлементный осмотр крановых путей, включающий оценку фактического состояния (Приложение 2):
- отклонений элементов крановых путей от проектного положения в плане и профиле; выборочное измерение упругого проседания рельсов кранового пути под колёсами крана; направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъёмной машины; стыковых и промежуточных соединений (скреплений); элементов, передающих нагрузку от направляющих и промежуточных соединений на грунтовое основание (балок, ферм, колонн, фундаментов и т. д.); путевого оборудования (тупиков, ограничителей передвижения, ограждений, предупредительных знаков и т. п.); элементов заземления крановых путей; несущих конструкций электроподвода (лоток, троллеи и т. д.); проходных галерей и элементов обеспечения безопасности обслуживающего персонала; состояние элементов верхнего строения рельсового пути и водоотвода.
Крановые рельсы должны быть надёжно соединены на стыках (свариванием, привариванием перемычек достаточного сечения, привариванием к металлическим подкрановым балкам) для создания непрерывного электрического контура. Если на кране применяется заземление, рельсы должны быть соответственно заземлены. В случае установки крана под открытым небом рельсы должны быть соединены между собой и заземлены, в этих случаях для заземления рельс необходимо оборудовать не менее двух заземлителей, присоединённых к рельсам в разных местах.
Требования безопасности перед началом работы
К осмотру и обслуживанию крановых путей могут допускаться лица не моложе 18 лет, обученные с выдачей удостоверений соответствующим основным профессиям, предусматривающим такие работы, и не имеющие медицинских противопоказаний к выполнению работ на высоте (при осмотре и обслуживании путей надземных грузоподъёмных кранов и машин). Работник, ответственный за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии должен подготовить к осмотру участок крановых путей, подлежащий обследованию, свободный на время проведения обследования от перемещения грузоподъёмных машин (в соответствие с требованиями раздела 2 настоящей инструкции). Основными опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ осмотру и обслуживанию крановых путей являются:
- падение работника или предметов; движущиеся механизмы в зоне работ; пожарная опасность; действие электрического тока; повышенный уровень загазованности или запылённости воздуха; шум; неудовлетворительные климатические условия.
Указанные факторы могут привести к несчастному случаю или заболеванию.
Выходы на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов, находящихся в работе, должны быть заперты. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других работников на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кранов для проведения ремонтных или любых других работ проводится по наряду-допуску, выданному в соответствие с «Положением обеспечения безопасности работ повышенной опасности, выполняемых по нарядам-допускам» (П № 4.5.1-02-11), в порядке, предусмотренном инструкцией «Требования безопасности при выводе грузоподъёмного оборудования в ремонт и вводу его в работу после ремонта» (ИОТ № 000-85). О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале машинисты кранов всех смен пролёта, цеха, где производится работа, машинисты кранов смежных пролётов, а также другие работники (при необходимости).
Требования безопасности во время работы
Осмотр и обслуживание крановых путей должны выполняться при обесточенном кране, а такие работы со стороны расположения главных троллеев — после их отключения. Отключение грузоподъёмного крана и его троллеев от источников энергии должно осуществляться в соответствие с Положением «Блокировка — маркировка — проверка оборудования (БМП)» (П № 4.5.1-01-11). Перед выполнением работ на грузоподъёмном кране, независимо от выдачи наряда-допуска, необходимо провести действия по Стандарту «Анализ безопасного выполнения работ», утверждённому Приказом № 000 от 25.03.11 г. При осмотре крановых путей следует руководствоваться требованиями безопасности, изложенными в инструкциях «По общим требованиям правил безопасности для работников комбината» (ИОТ № 000-19-10), «Для рабочих, участвующих в ремонте грузоподъёмных кранов и подкрановых сооружений» (ИОТ № 000-55), «Организация безопасности работ на высоте» (ИОТ № 000-76) «Требования безопасности при выводе грузоподъёмного оборудования в ремонт и вводу его в работу после ремонта» (ИОТ № 000-85). Выполнение требований инструкции по охране труда по основной профессии при осмотре крановых путей является обязательным. Запрещается выполнять работы по осмотру крановых путей на открытом воздухе в грозу, снегопад, гололёд, туман, сильный дождь, в тёмное время суток, а также при ветре более 10 м/с.
Требования безопасности по окончании работы
Результаты обследования крановых путей работником, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии оформляются в виде записи в Журнал осмотра крановых путей (Приложение 3 ). Машинисты грузоподъёмных кранов, передвигающихся наземными путями, делают запись о результатах осмотра кранового пути в начале смены в вахтенном журнале. Оформление результатов осмотра работниками, проводящими нивелировку крановых путей или их осмотр с целью составления проектно-конструкторской документации оговаривается соответствующими должностными и производственно-техническими инструкциями.
Требования безопасности в аварийной ситуации
В случае возникновения аварийной ситуации следует немедленно прекратить работы, покинуть опасную зону самому и предупредить работающих рядом об этой необходимости; сообщить о случившемся ответственному лицу. В случае получения травмы следует, прекратив работу, обратиться в медпункт (в случае возможности самостоятельно выполнить это) и сообщить о случившемся руководителю или инженеру по ОТ. В случае получения травмы работающим рядом принять меры к: оказанию пострадавшему медпомощи с одновременным оповещением медицинских работников; сохранению места происшествия (если это не угрожает жизни или здоровью работающих и не приведёт к более тяжёлым последствиям); недопущению подобных случаев; кроме этого следует сообщить о случившемся ответственному лицу. При возникновении пожара следует сообщить в пожарную часть или диспетчеру и принять меры к устранению возгорания подручными средствами.
Ответственность за нарушение инструкции
Лица, выполняющие работы по устройству и содержанию крановых путей, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины.
Начальник управления ОТ и ПБ
Начальник юридического управления
Зарегистрировано в УОТ и ПБ
Нормативная документация по устройству и эксплуатации
Источник