Меры пожарной безопасности при ремонте автомобиля

Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля

1. Во время обслуживания аккумуляторной батареи нельзя курить и применять открытый огонь. Для защиты от ожогов кислоты и вредного влияния свинца работать в аккумуляторной мастерской надо в защитных очках, резиновых перчатках, в резиновом переднике и в галошах или в резиновых сапогах.

2. При включении батареи на зарядку, аккумуляторную батарею следует располагать на специальных стендах и надежно закреплять наконечники проводов на выводных клеммах батареи во избежание их отсоединения, что может вызвать искрение и взрыв гремучего газа выделяющего в конце зарядки.

3. Для предупреждения скопления газов и повышения давления внутри корпуса при зарядке аккумуляторной батареи необходимо открыть пробки.

4. В производственных помещениях, где производится техническое обслуживание, и ремонт автомобилей существует система пожарной безопасности, которая состоит из автоматических средств тушения пожаров (сплинкерная система) и ручных средств (пожарные краны, шланги, бранзбойты, огнетушители, химические порошки, песок, и др.) на территории от всего персонала требуется безукоризненное исполнение всех правил пожарной безопасности: курить только в отведенных местах, запрещать пользоваться открытым огнем, бензином для мойки деталей: особое внимание необходимо обращать на хранение легковоспламеняющихся материалов чистоту помещений и исправность электроприборов, а также производства сварочных, медницких, и молярных работ.

5. Пожары можно тушить веществами которые способствуют понижения температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода воздуха (песок, огнетушительная пена)однако водой нельзя тушить горящие жидкости плотность которых меньше плотности воды, потому что эти жидкости всплывают и продолжают гореть.

Список используемой литературы

1. Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. — Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 1993. — 70 стр.

2. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 239 стр.

3.Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. — М.: Высшая школа, 1995. — 304 стр.

4.Многокрасочный альбом А. Вершигора, А. П. Игнатов, Н. В. Новокшенов и др. — Изд-во «Третий Рим», 1996. — 90 стр.

5. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1991. — 413 стр.

6. Шестопалов С. К., Шестопалов К. С. Легковые автомобили. — М.: Транспорт, 1995. — 240 стр

Источник

Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Территории автотранспортных предприятий должны быть ограждены сплошным прочным забором, в котором устроены специальные пожарные проезды и выезды (ворота).

Для каждой стоянки автомобилей должен быть разработан и утвержден руководством плац расстановки и эвакуации автомобилей в случае пожара с описанием порядка и очередности эвакуации, В этом плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в меж­сменное время, в выходные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

На площадках открытого хранения автомобилей при количестве их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами автомобилей должен быть не менее 20 м. Разрывы до производствен­ных зданий принимаются равными от 15 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий, а до зданий, где проводят техническое обслуживание автомобилей, – не менее 10 м. Между автомобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2 м. Если стоянка автомобилей организована в закрытом помещении, то оно должно быть оборудовано в соответствии с противопожарными нормами.

Заливные горловины топливных баков автомобилей должны быть закрыты. При наличии течи в топливном баке ставить автомобиль на стоянку до слива топлива не разрешается.

На открытых стоянках автомобили необходимо размещать так, чтобы между ними оставались разрывы, обеспечивающие их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и прицепы, ожидающие ремонта или списания, хранят отдельно, изолированно от исправных автомобилей. Автомобили-цистерны, перевозящие легко­воспламеняющиеся вещества, хранят только отдельно от других автомобилей (в отдельном наземном здании).

Территорию стоянки нельзя загромождать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. Против запасных ворот должны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.

На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнем и хранить горючие и легковоспла­меняющиеся материалы. Нельзя разогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки дизельных двигателей и другие узлы автомобилей открытым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.

Читайте также:  Гарантийный ремонт автомобилей с пробегом

В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользо­ваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяль­ными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые автомобили.

Заправлять автомобили топливом можно только на специально оборудованных заправочных пунктах. При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров рекомендуется очищать площадки стоянок от сухой травы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу шириной в 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесоразработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей.

Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесоразработок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок, автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сгораемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.

Противопожарная безопасность требует создания на производстве специальных мест для курения. Их рекомендуют делать на видных местах, оборудуют урной для окурков, средствами пожаротушения. В таких местах должно быть объявление «Место для курения» или «Курить только здесь». Во всех других помещениях должны быть повешены объявления типа «Не курить!»

Для создания повышенной пожаробезопасности ванны с легко воспламенящимися веществами для мойки деталей желательно располагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запирать. Детали после мойки легко воспламенящимися веществами следует просушивать и протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Частой причиной пожара в производственном помещении является неправильное и не по назначению применение бензина и керосина, например, стирка спецодеж­ды в бензине. Спецодежду следует очищать только в специальных химчистках или прачечных.

Нельзя применять жидкое топливо и керосин для отмывания полов и стен помещений и канав, так как при этом образуется большое количество легковоспламеняющихся паров.

Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся, в ТО-2, а также в длительном (более одной рабочей смены) ремонте, следует отключить.

Промасленные обтирочные материалы и промасленная грязная спецодежда способны при определенных условиях самовозгораться. Поэтому эти материалы собирают в стальные ящики с плотными крыш­ками, а в конце смены выносят из помещения и либо уничтожают вместе с другими отходами, либо вывозят на специальные свалки и сжигают. Спецодежда между сменами должна храниться в расправ­ленном виде, а главное, ее надо своевременно очищать.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуатация электропотребителей.

Необходимо следить за тем, чтобы отдельным группам кабелей не было произвольно (т. е. без проекта) присоединено больше электро­потребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в элек­трических щитах произойдет перегрев и разрушение изоляции, возникнет короткое замыкание и как следствий его – пожар.

У телефонов на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов пожарных команд.

Цистерны и баки для хранения жидкого топлива должны быть оборудованы огневыми предохранителями и заземлены.

Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны

  • выключить двигатель автомобиля
  • заземлить цистерну или бак цепочкой через автомобиль
  • проверить плотность соединения сливного шланга с цистерной и с приемным патрубком
  • если на станции есть гравийный предохранитель, то следует открыть краник предохранителя на его перепускной трубе
  • все подтекания немедленно устранить, а пролитое топливо засыпать песком и удалить

Для хранения каждого вида жидкостей в металлической таре массой более 30 т выделяют помещение с несгораемыми глухими стенами. Меньшее количество жидкостей можно хранить в общих помещениях. Тару следует хранить отдельно.

Крышки люков на резервуарах снабжают прокладками, исключаю­щими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны.

Нельзя закрывать отверстия металлических бочек деревянными пробками или тряпками, вынимать или отвинчивать пробки металли­ческими предметами, перекатывать бочки при помощи стальных ломов, от которых могут возникнуть искры.

Читайте также:  Кейс инструментов для ремонта автомобиля

На складах легковоспламеняющихся к горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них воспрещается выполнять работы, связанные с применением открытого огня.

Все наливные, спускные, вентиляционные отверстия баков и цистерн для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть снабжены взрывобезопасными сетками. Цистерны должны иметь устройства для заземления во время наполнения и слива.

Автомобили, перевозящие эти грузы, снабжают двумя огнетуши­телями ОП-5, песком и лопатой.

Легковоспламеняющиеся материалы должны выдаваться со складов в производство в количествах, удовлетворяющих суточную по­требность в них. На местах потребления их хранят в специально обо­рудованных запирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняю­щиеся жидкости следует немедленно посыпать песком и убирать из помещения.

Источник

3.2 Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля

На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.

Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается.

Во избежание искрообразования при переливании бензина к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.

Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.

Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообрабатывающие работы должны производиться только в специально отведенных помещениях.

Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.

Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ёмкость необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.

Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять инструмент, не дающий искру.

Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления из них остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер безопасности, исключающих возможность загорания или взрыва.

Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются.

. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.

Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно — вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

3.3 Техника безопасности для слесаря ремонтника

Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы слесаря-ремонтника при обслуживании оборудования обогатительной фабрики.

К самостоятельной работе в качестве слесаря-ремонтника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение по профессии;

предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;

вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;

первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.

Слесарь-ремонтник, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.

Слесарь-ремонтник обязан проходить:

периодические медицинские осмотры — ежегодно;

повторный инструктаж по безопасности труда — не реже одного раза в квартал;

обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, — один раз в год;

внеплановый и целевой инструктаж — по мере необходимости.

Слесарь-ремонтник с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.

Слесарь-ремонтник обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по железнодорожным путям и автодорогам; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.

Читайте также:  Ремонт автомобиля кия спортейдж

Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «Стоп».

В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ.

В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать другие, случайные источники не допускается.

Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).

При обслуживании и ремонте оборудования имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны с содержанием в пыли волокон асбеста; повышенная температура поверхности оборудования и материалов; повышенный уровень шума; повышенный уровень общей вибрации; возможность поражения электрическим током при приближении к открытым токоведущим частям оборудования.

Администрация предприятия должна обеспечивать слесаря-ремонтника средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный пылезащитный — 1 комплект на год;

ботинки кожаные — 1 пара на год;

рукавицы брезентовые — 6 пар на год;

каска защитная — 1 шт. на 2 года;

респиратор — до износа;

очки защитные — до износа;

вкладыши противошумные — до износа.

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепляющей прокладке — 1 шт. на 2 года;

брюки на утепляющей прокладке — 1 шт. на 2 года;

валенки — 1 пара на 2,5 года.

При наличии нескольких видов равноэффективных респираторов работники могут пользоваться правом выбора респиратора, наиболее приемлемого для них с точки зрения защиты и комфорта.

Слесарь-ремонтник без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.

соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

соблюдать меры предосторожности при проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами и другими опасными в пожаро- и взрывоопасном отношении веществами, материалами и оборудованием;

знать месторасположение главного и запасных выходов из цехов фабрики и пути эвакуации из зоны возникновения пожара или аварии;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Использовать первичные средства пожаротушения, немеханизированный пожарный инструмент и инвентарь для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

Сбор использованных обтирочных материалов должен производиться в специальные металлические ящики с закрывающимися крышками.

Ящики с использованным обтирочным материалом должны очищаться по мере их наполнения, но не реже одного раза в смену.

Слесарь-ремонтник должен иметь элементарное представление об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе на обслуживаемом участке электрооборудовании, установке; знать правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.

Запрещается прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования и оголенным проводам, производить самовольное исправление или подключение электропроводки, устанавливать или заменять электролампы, а также вешать одежду и класть какие-либо предметы на провода, изоляторы, выключатели, розетки, посты управления и другую коммутационную аппаратуру.

О случаях травмирования и всех неисправностях в работе механизмов, оборудования, нарушениях требований безопасности, ухудшении условий труда, возникновении чрезвычайных ситуаций слесарь-ремонтник должен сообщить мастеру (механику) смены и принять профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную безопасность.

При заболевании, отравлении или несчастном случае слесарь-ремонтник должен немедленно прекратить работу, известить об этом мастера (начальника) смены и обратиться за медицинской помощью.

При несчастном случае с другими работниками необходимо: оказать пострадавшему первую помощь, соблюдая меры собственной безопасности; по возможности сохранить обстановку случая и о случившемся доложить мастеру (начальнику) смены.

В процессе работы слесарь-ремонтник обязан соблюдать правила личной гигиены: обеспыливать спецодежду; мыть руки с мылом перед приемом пищи; следить за чистотой рабочего места, спецодежды и средств индивидуальной защиты.

По мере загрязнения или износа спецодежда слесаря-ремонтника должна подвергаться химчистке, стирке или ремонту за счет средств предприятия.

Не допускается обработка и стирка загрязненной спецодежды на дому самими работниками, а также применение для этой цели взрыво- и пожароопасных веществ.

За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, слесарь-ремонтник несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Источник

Оцените статью