Систематизация методов расчета при oцeнкe машин и оборудования
Андрианов Ю.В., к.т.н., НИИАТ
ЮдинА.В., к.э.н., НИИАТ
В оценочной деятельности износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате машиной или оборудованием своих потребительских свойств. При оценке машин и оборудования, как правило, выделяют два вида износа — физический износ и моральный износ.
Физический износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования вызванная снижением их работоспособности в результате постепенной потери ими своих естественных (физических, химических, биологических и т.п.) свойств в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или влияния внешних неблагоприятных факторов (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).
Моральный износ машин и оборудования — частичная утрата стоимости машин и оборудования в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми.
В настоящей статье авторами сделана попытка обобщить существующие методы оценки износа машин и оборудования, а также представлены методы расчета износа машин и оборудования, разработанные авторами на основе исследования и обработки большого объема исходной информации о стоимости машин и оборудования.
Физический износ машин и оборудования может определяться следующими методами:
— метод эффективного возраста;
— метод эффективного остаточного ресурса;
— расчетный метод с учетом возраста и нормативного срока службы до списания;
— расчетный метод с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов;
— расчетный метод с учетом возраста и остаточного ресурса;
— метод экспертизы состояния;
— метод амортизационных отчислений;
— метод поэлементного расчета.
Метод эффективного возраста применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный возраст объекта оценки:
Иф 0 (Тэф / Тн) * 100%, (1)
Тэф — эффективный возраст объекта оценки на дату оценки, лет;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.
Метод эффективного остаточного ресурса применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный остаточный ресурс объекта оценки:
Иф= [(Тн — Тэф ост ) / Тн] * 100%, (2)
Тэф ост — эффективный остаточный ресурс объекта оценки на дату оценки, лет.
В случае если нормативно-технической документацией установлен срок службы объекта оценки до списания и не предусмотрено проведение капитальных ремонтов объекта оценки, применяется метод расчета износа с учетом возраста и нормативного срока службы до списания:
где: е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;
Тф — фактический срок службы объекта оценки, лет;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.
При отсутствии информации о нормативном сроке службы до списания значение нормативного срока службы Тн может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1).
Метод определения физического износа с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов применяется к объектам оценки, для которых технической документацией предусмотрено проведение плановых капитальных ремонтов. Износ определяется по формуле:
где: а — постоянная величина, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта, %;
k — число капитальных ремонтов, проведенных до даты оценки;
е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;
Tk — фактический срок службы объекта оценки на дату оценки с момента проведения последнего капитального ремонта;
Тн кр — нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта;
Как правило, постоянная величина а, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта можно принять равной 20%.
Нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта определяется по данным нормативно-технической документации на объект оценки. При отсутствии таких данных, значение нормативного срока службы может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Метод расчета физического износа на основании данных о возрасте и остаточном ресурсе объекта оценки применяется в случае, когда отсутствуют данные о нормативном сроке службы объекта оценки до списания, но возможно с использованием инструментальной диагностики или экспертным методом определить остаточный ресурс, срок службы объекта оценки:
Иф = [Тф / (Тф + Тост)] * 100%, (5)
При определении физического износа методом экспертизы состояния физический износ объекта оценки рассчитывается по формуле:
Ифi — оценка износа i-го эксперта;
ai — весомость мнения i-го эксперта;
n — число экспертов.
Весомость мнений экспертов определяется из условия i=1∑ n ai = 1
В таблице 1 представлена шкала экспертных оценок для определения износа при обследовании физического состояния машин.
Таблица 1. Справочная таблица для оценки физического износа
Вид | Состояние объекта оценки — Описание | Диапазон износа Иф, % |
Новое | Новый, установленный и неиспользованный объект в отличном состоянии | 0 ÷ 5 |
Очень хорошее | Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта | 10 ÷ 15 |
Хорошее | Объект находится в эксплуатации, однако пребывает в отличном состоянии за счет своевременного технического обслуживания и ремонта | 20 ÷ 35 |
Удовлетворительное | Объект находится в продолжительной эксплуатации, может использоваться, однако требует текущего ремонта | 40 ÷ 60 |
Плохое | Объект находится в продолжительной эксплуатации, значительно изношен и требует капитального ремонта | 65 ÷ 80 |
Состояние лома | Объект не подлежит ремонту для восстановления своих функций и может быть продан лишь на разукомплектацию или лом | 85 ÷ 95 |
Метод амортизационных отчислений может применяться в случае оценки объекта, находящегося в собственности юридического лица, для которого отсутствуют данные о нормативном сроке службы:
Nam — норма амортизационных отчислений в % за год.
Норма амортизационных отчислений рассчитывается в соответствии с действующими на момент нормами расчета амортизационных отчислений для группы основных средств, к которой относится объект оценки.
Метод поэлементного расчета физического износа применяется для сложных, состоящих из отдельных блоков, систем, агрегатов, объектов оценки, таких как производственные линии или аппаратные комплексы. В соответствии с данным методом выделяется ограниченное число, как правило, до 10 основных элементов (блоков, систем, агрегатов) объекта оценки, суммарная стоимость которых составляет до 90% его общей стоимости. Затем рассчитывается физический износ и стоимость в новом состоянии каждого из указанных агрегатов, а также общий физический износ и стоимость в новом состоянии невыделенной части комплектующих объекта оценки. На основании указанных предварительных расчетов определяется общий физический износ объекта оценки:
Иф = i=1∑ m λi Ифi + λост Иф ост , (8)
m — число выделенных основных элементов объекта оценки;
λi — стоимостной вестовой коэффициент для i-го основного элемента;
Ифi — физический износ i-го основного элемента на дату оценки,
λост — стоимостной вссовой коэффициент для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки;
Иф ост — физический износ оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки на дату оценки, %.
Стоимостной весовой коэффициент для i-го основного элемента равен:
λi = Ci эл / Соб, (9)
Ci эл — стоимость в новом состоянии i-го основного элемента объекта оценки в месте оценки на дату оценки, руб.;
Соб — общая стоимость объекта оценки в новом состоянии в месте оценки на дату оценки, руб.
Физический износ i-го основного элемента объекта оценки определяется по формулам (1)-(7).
Cтоимостной весовой коэффициент λост для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки равен:
λост = (Соб — i=1∑ m Ci эл ) / Соб, (10)
Сумма стоимостных весовых коэффициентов λi и λост должна быть равна единице.
Физический износ Иф ост оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки определяется методом экспертизы состояния по общему состоянию объекта оценки.
Моральный износ машин и оборудования определяется следующим образом:
Им1 — моральный износ в результате производства фондов такой же производительности, но с меньшими затратами, на дату оценки %;
Им2 — моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене, на дату оцени, %.
Моральный износ в результате производства машин и оборудования такой же производительности, но с меньшими затратами, определяется по формуле:
So — полная себестоимость объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.
Sнов — себестоимость точного функционального аналога объекта оценки выпускаемого на дату оценки с меньшими затратами, на дату оценки в месте оценки руб.
Моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене определяется по формуле:
Co — стоимость в новом состоянии объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.;
Сo нов — стоимость в новом состоянии точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, на дату оценки в месте оценки, руб.;
П — годовая производительность объекта оценки, изделий в год;
П нов — годовая производительность точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, изделий в год;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки, годы;
Тн нов — нормативный срок службы точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, годы.
Источник
Метод учета восстановления машины после капитальных ремонтов
Метод основан на очевидном представлении о снижении потребительских свойств ПС машин и оборудования при эксплуатации из-за возрастания физического износа и их частичном восстановлении после проведения ремонтов вообще и капитального ремонта, в частности. Уровень потребительских свойств машины на разных этапах ее существования можно выразить с помощью некоторого обобщенного относительного показателя ПС, представляющего собой взвешенную аддитивную функцию значений основных технико-экономических показателей Хi машины в момент оценки по отношению к значениям тех же показателей Xio в начале эксплуатации — производительности, точности и др.:
В отличие от предыдущего метода здесь можно учесть сразу несколько показателей машины.
В практической работе оценщик все чаще сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить физический износ машины, которая имеет значительный хронологический возраст и уже прошла один или несколько капитальных ремонтов. Если представить изменение показателя потребительских свойств ПС такой машины за это время, то получится зигзагообразная кривая. Пики на кривой соответствуют капитальным ремонтам, их высота — соответствующим затратам на ремонт, а расстояния между ними — ремонтным циклам Тр (наработкам между двумя капитальными ремонтами).
Произведенные затраты восстанавливают потребительские свойства машины полностью или частично и продлевают общий срок службы машины, о чем делается соответствующая запись в учетных документах на машину.
Обычно для каждого инвентарного объекта на предприятии назначают определенное значение срока Тн полезного использования (срока службы) в пределах интервала, задаваемого амортизационной группой с учетом предполагаемой загрузки. Так как машины и оборудование являются восстанавливаемыми объектами, то предполагается проведение на протяжении их нормативного срока службы нескольких капитальных ремонтов (обычно не более трех). Время между двумя капитальными ремонтами (или от ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта) называют ремонтным циклом. Внутри каждого ремонтного цикла проводят несколько текущих ремонтов и технических осмотров.
В зависимости от рекомендаций производителя машины предприятие при составлении перспективного плана ремонтов оборудования назначает продолжительность Тр ремонтных циклов для всех машин. Средняя величина Тр для легких и средних технологических машин составляет 5–6 лет. Из опыта эксплуатации таких машин можно принять, что за ремонтный цикл их потребительские свойства (ПС) снижаются примерно на 50–60% первоначального уровня, то есть при указанной выше продолжительности ремонтного цикла скорость V снижения потребительских свойств машины составляет 8–10% в год.
Проведение капитальных ремонтов машин, наоборот, повышает их потребительские свойства в среднем на 20–40% первоначального уровня. Причем большие значения диапазона соответствуют более поздним (второму, третьему) капитальным ремонтам. Рост затрат на капитальный ремонт снижает эффективность использования оборудования, что, в конечном счете, приводит к нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации.
Значения срока службы Тн и ремонтного цикла Тр для каждого инвентарного объекта оценщик узнает в процессе идентификации.
Рассмотрим определение физического износа для двух моментов времени в жизни машины:
а) Машина еще не проходила капитальных ремонтов. Предполагается, что закон изменения потребительских свойств машины линейный.
Это обосновывается тем, что на протяжении периода нормальной эксплуатации машины (после завершения времени при работных износов) интенсивность ее физического износа обычно считается постоянной.
Если обозначить потребительские свойства машины в начале эксплуатации и в конце ремонтного цикла, как ПС0 и ПСi соответственно, то снижение дельтаПС потребительских свойств машины за ремонтный цикл можно определить, как:
Воспользуемся введенным выше представлением о скорости V снижения потребительских свойств машины за ремонтный цикл Тр:
В момент оценки эффективный возраст Тэф машины меньше или равен продолжительности ремонтного цикла Тр. Поэтому при известной скорости V снижение потребительских свойств на момент оценки составит:
а сама относительная величина этих свойств будет равна:
Тогда коэффициент физического износа машины с учетом рассчитывается следующим образом:
где показатель степени m — обычно равен 0,5–0,7, а ПСмо — имеет смысл в соответствии с выражением).
Значение Тэф можно определить либо с использованием экспертных шкал, либо по формуле.
б) Машина уже прошла один или несколько капитальных ремонтов. Определение коэффициента физического износа в момент оценки (мо1) отличается от предыдущего случая двумя обстоятельствами: во-первых, значением хронологического Т и эффективного возраста Тпэф, во-вторых, проведенными за это время капитальными ремонтами, которые повысили потребительские свойства машины на величину , суммаi = 1 n-1 (дельтаПСр, i) где дельтаПСр,i — относительный прирост потребительских свойств машины в результате i-го капитального ремонта; n — количество ремонтных циклов; (n – 1) — количество капитальных ремонтов, которым подвергалась машина на момент оценки.
Указанные обстоятельства изменяют формулу для определения относительной величины потребительских свойств машины на момент оценки:
ПС n мо = 1 – V x Т n эф + сумма (дельтаi=1 n-1 ПСp,i)
Теперь эта величина учитывает не только снижение потребительских свойств за больший срок, определяемый значением Т n эф > Тэф, но и их прирост в результате проведенных капитальных ремонтов.
Соответственно изменяется значение коэффициента физического износа машины:
Определение Т n эф = Т n x Кисп осуществляется аналогично предыдущему случаю. Здесь Тn— хронологический возраст машины на момент оценки, Кисп — имеет тот же смысл, что и раньше.
В контрольной работе рассмотрены теоретические и методологические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств. В том числе рассмотрены конкретные подходы, методы, принципы и организационные основы оценки.
Выбор методики оценки движимого имущества зависит от цели оценки и вида определяемой стоимости. Цели оценки стоимости машин и оборудования могут быть различными: страхование имущества предприятия; передача машин и оборудования в аренду; передача и оформление объекта в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия; продажа машин и оборудования; переоценка основных фондов и т.д.
Для определения рыночной или другого вида стоимости машин, оборудования и транспортных средств применяются специальные подходы и методы. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость имущества на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым объектом.
В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход целесообразно применять, например, для технологических линий по производству конкурентоспособной, ликвидной и доходной продукции.
Применительно к вопросам оценки износ означает потерю стоимости объекта в процессе его эксплуатации или длительного хранения, научно-технического прогресса и экономической ситуации в целом. Классификация износов может быть приведена по критерию технической возможности и экономической целесообразности их устранения и по причинам их вызывающим. С точки зрения возможности устранения различают:
— неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-законструктивных особенностей машин и оборудования или целесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают прирост полезности и стоимости соответствующего объекта;
— устранимый износ, который возможно осуществить технически и экономически.
На современном уровне развития науки и техники превалируют экономические причины отнесения износа к неустранимому, так как технически практически при любой стадии износа возможно поддерживать работоспособное состояние машины.
По причине, вызвавшей износ, различают:
— физический износ — обусловлен частичной потерей работоспособного состояния машин и оборудования вследствие их эксплуатации или длительного хранения;
— функциональное устаревание — появляется из-за технического и технологического прогресса;
— внешнее (экономическое) устаревание — появляется из-за внешних причин и приводит к недоиспользованию объектов, т.е. снижению уровня доходов, приносимых ими владельцу.
Способом устранения физического износа является ремонт, а функционального устаревания — модернизация машин и оборудования.
Список используемых источников:
1Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256. Основные положения// СПС КонсультантПлюс.
2 Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255. Основные положения. // СПС КонсультантПлюс.
3 ГОСТ Р 51195.0.02 — 98 Единая система оценки имущества. Термины и определения). // СПС КонсультантПлюс.
4 Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. — М.: Омега — Л, 2008. — 288 с.
Источник