Методические технические работы по ремонту автомобильной техники

Тема 16. Техническое обслуживание автомобильной техники (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Тема 16. Техническое обслуживание автомобильной техники.

Занятие 1. Общие положения по техническому обслуживанию машин. Виды и периодичность технического обслуживания. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании машин. Требования к машине, прошедшей техническое обслуживание. Перечень и основное содержание инструкций и руководств по техническому обслуживанию.

1. Общие положения по техническому обслуживанию машин. Виды и периодичность технического обслуживания.

В Вооруженных Силах РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, (Рис.1.1) которая предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.

Рис.1.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

Подсистема технического обслуживания — это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему.(Рис1.2).

Принципиальным положением этой подсистемы является то, что операции технического обслуживания подразделяются на обязательные, (т. е. выполняемые принудительно в полном объеме строго по плану) и выполняемые по потребности, когда в их выполнении возникает необходимость. К операциям, которые при проведении технического обслуживания выполняются в обязательном порядке относятся: смазочные, контрольно-проверочные, замена деталей, срок службы которых меньше межремонтного ресурса машины.

В то же время выполнение уборочно-моечных, заправочных, крепежных и регулировочных работ, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе технического обслуживания или в результате контрольных осмотров производится при необходимости (по потребности).

Техническим обслуживанием машин называются работы по заправке их горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, уборке, чистке и мойке, смазке, проверке укомплектованности, креплений и исправности, регулировке и устранению обнаруженных неисправностей.

Рис.1.2. Подсистема технического обслуживания

Виды и периодичность технического обслуживания.

Техническое обслуживание является основой эксплуатации и должно обеспечивать: постоянную готовность машин, безопасность движения, установленные межремонтные пробеги, устранение причин, вызывающий преждевременный износ, неисправности и поломки механизмов и агрегатов, минимальный расход эксплуатационных материалов.

Современное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники и должно обеспечивать:

Ÿ постоянную готовность машин к использованию;

Ÿ устранение причин, вызывающих преждевременный износ, стирание, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;

Ÿ надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;

Ÿ минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Эффективность работы машины зависит не только от качества, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если оборудование машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности ряда механизмов могут оказаться весьма низкими, и вся машина будет работать неэффективно.

В зависимости от периодичности и объема выполнения работ установлены следующие виды ТО автомобильной техники:

при обкатке – техническое обслуживание после обкатки (ТО-О);

при использовании – ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), техническое обслуживание в особых условиях (ТО-ОУ);

при кратковременном хранении — техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), регламентированное техническое обслуживание (РТО);

при длительном хранении — техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х), техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание №2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2хПКП), регламентированное техническое обслуживание (РТО);

при транспортировании — техническое обслуживание при транспортировании (ТО-Т).

2. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании машин.

Объем работ по техническому обслуживанию машин при использовании, хранении и транспортировании определяется Наставлением по АТО, инструкциями по эксплуатации машин, Руководством по хранению автомобильной техники. Фактический объем работ по техническому обслуживанию уточняется при проведении контроля технического состояния машины.

Техническое обслуживание после обкатки (ТО-О) предназначено для приведения в готовность к эксплуатации новой или прошедшей средний или капитальный ремонт машины. Оно совмещается с контрольно-техническим осмотром или техническим диагностированием и выполняется в сроки и в объеме, установленными нормативно-технической (эксплуатационной) документацией на машину.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится водителем после окончания работы независимо от пробега машины или отработанных моточасов в тот же день.

ЕТО предназначено для заправки машины эксплуатационными материалами, уборки, чистки и мойки, проверки технического состояния, устранения неисправностей, обнаруженных во время работы или в ходе обслуживания, и для подготовки к выполнению следующего задания.

ЕТО является одним из основных видов обслуживания, от качества которого зависит быстрота вывода машин из парка, безотказность ее в работе, затраты времени и труда на выполнение следующего технического обслуживания.

Читайте также:  Инструкции по ремонту горных велосипедов

Средняя продолжительность ЕТО (без учета уборочно-моечных работ): автомобилей – 1 ч, гусеничных машин – 1,5 ч, четырехосных машин – 2ч.

Трудоемкость ЕТО машин с учетом выполнения регулировоч­ных работ составляет (ч.):

Ÿ КамАЗ-4310 — 1,0 ч.

Ÿ МТ-Т — 3,6 ч. (без учета времени на чистку и мойку).

При ЕТО выполняются работы, предусмотренные к выпол­нению при контрольном осмотре перед выходом из парка и дополнительно:

Ÿ спускается конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы;

Ÿ очищается аккумуляторная батарея, проверяется уровень элек­тролита и крепление батареи;

Ÿ при эксплуатации машин в условиях сильной запыленности меняется масло в воздухоочистителе и промываются фильтрующие элементы;

Ÿ при работе в особо грязных условиях и после преодоления брода смазываются шарнирные соединения рулевых тяг, пальцы передних рессор (ЗИЛ-131, Урал-4320, КамАЗ-5320) и выполня­ются другие работы.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) выполняется в пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) для автомобилей через 1200 – 1800 км, гусеничных тягачей и транспортеров – через 800 – 1000 км, тракторов – через 50 – 60 моточасов работы.

ТО-1 предназначено для детальной проверки технического состояния машины, выявления и устранения неисправностей, обеспечения безотказной работы машины до очередного номерного обслуживания.

ТО-1 включает объем ЕТО и ряд дополнительных операций по смазке, проверке крепления, исправности и укомплектованности механизмов и агрегатов, выполнения необходимых регулировок и устранению обнаруженных неисправностей.

ТО-1 выполняется специалистами ПТОР при обязательном участии водителя обслуживаемой машины, который выполняет работы по указанию начальника ПТОР, а также чистку и мойку машины, крепежные работы.

Средняя трудоемкость ТО-1 (без учета уборочно-моечных работ) составляет: для автомобилей – 6 чел./час, гусеничных машин – 10 чел./час, четырехосных машин – 30 чел./час.

Простой машин на ТО-1: автомобилей – 5 ч, гусеничных машин – 6 ч, четырехосных машин – 15 ч.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) выполняется также в ПТОР для автомобилей через 6000 – 9000 км, гусеничных тягачей и транспортеров через 2400 – 3000 км, тракторов через 200 – 240 моточасов работы.

ТО-2 предназначено для обеспечения безотказной работы агрегатов, узлов и систем машины в пределах установленных норм, снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей путем своевременного проведения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

ТО — 2 включает объем работ, входящих в ТО-1, и ряд дополнительных операций, обеспечивающих обслуживание всех систем, узлов и агрегатов. Этим обслуживанием завершается цикл технического обслуживания машины.

ТО-2 выполняется специалистами ПТОР при участии водителя обслуживаемой машины.

Средняя трудоемкость ТО-2 составляет: для автомобиле без регулировочных работ – 18 чел./час, с полным объемом регулировочных работ – 26 чел./час; для гусеничных машин соответственно 13 и 25 чел./час; для четырехосных машин – 80 чел./час.

Простой машин в ТО-2 планируется из расчета: для автомобилей – 14 ч, гусеничных машин – 12 ч, четырехосных машин – 42 ч.

Сезонное техническое обслуживание (СО) машин проводится для подготовки автомобильной техники к использованию в зимних и летних условиях эксплуатации. Сезонное техническое обслуживание автомобильной техники транспортной и учебной групп эксплуатации совмещается с техническим диагностированием. Порядок и сроки проведения сезонного технического обслуживания и подготовки личного состава объявляются в приказе командующего войсками военного округа (фронта). В соединении (части) издается приказ и разрабатывается план подготовки личного состава, вооружения и техники к зимнему или летнему периоду эксплуатации. План разрабатывается заместителем командира по вооружению совместно со штабом, заместителем командира по тылу, начальниками родов войск и служб и утверждается командиром соединения (части).

Источник

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 689.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике . В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».

Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
  • транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
  • заправка транспортных средств.

В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).

Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта .

В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3 го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

ИНСТРУКЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт

автотранспорта Учебная практика

Профессия: 23.01.03 «Автомеханик »

Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич

Тема урока: «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

Инструкционно -технологическая карта № 1

Технические условия и указания

  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

2.Снять коллектор, прокладки.

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

4. Снять крышку головки блока

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

6. Снять ось коромысла в сборе

7. Вынуть штанги толкателей

8. Извлечь толкатели

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен

Ключ гаечный 13 мм

13. Снять крышку

14. Снять масло отражатель

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

19. Снять крышки с вкладышами

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

23. Зажать в тисках шатун

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

25. Освободить шатун из тисков

26. Зажать в тисках поршень

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную

Инструкционно- технологическая карта № 2

Технические условия и указания

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек

Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130

3. Зашплинтовать гайки

Проволока 1,8 мм, пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.

5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 120 0 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180 0 , а у радиального и осевого расширителя под углом 90 0 к ним и с направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала

Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)

9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80

Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота

11.Установить распределительный вал с шестерней на место

Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам

12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

13.Установить масло отражатель

14.Установить крышку распределительных шестерен на место

15.Завернуть гайки крепления крышки

Ключ гаечный 13 мм

16.Установить прокладки головок цилиндров

Прокладки натереть графитным порошком

17.Установить на место головки цилиндров

18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок

Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90

20.Установить штанги толкателей

21.Установить оси коромысел в сборе

22.Завернуть гайки осей коромысел

Ключ торцовый 17 мм

Инструкционно- технологическая № 3

Технические условия и указания

1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия

Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора

2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания

3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта

Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм

Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм

4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах

Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90 0

5.Установить крышки коромысел

6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел

Ключ гаечный 17 мм

7.Установить прокладки под всасывающий коллектор

8.Установить всасывающий коллектор

9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора

Ключ торцовый 13 мм

Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)

Инструкционно- технологическая карта № 4

Технические условия и указания

1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя

Ключ торцовый 17 мм

3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах

5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах

6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра

7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца

8.Выпрессовать поршневой палец

9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне

10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца

11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров

Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны

12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

13.Установить верхние крышки шатунов

14.Затянуть гайки шатунных болтов

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 90 0 . Зазора в стыке шатуна быть недолжно

Инструкционно- технологическая карта № 5

Технические условия и указания

Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.

1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение

Источник

Читайте также:  Ремонт посудомоечных машин daewoo
Оцените статью