- Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
- ГАРАНТ:
- ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба
- Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
- Методика расчёта стоимости КАСКО
- Как расчитывается КАСКО
- Полная программа страхования
- Частичная программа страхования КАСКО
- Как рассчитать КАСКО
- Формула расчета суммы страховки КАСКО
- Как рассчитывается стоимость КАСКО
- Иные условия КАСКО
Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Приложение
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»
Единая методика
определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
ГАРАНТ:
О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства см. положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П
Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительньгх работ.
** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:
1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;
2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;
3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).
Источник
ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба
lipik / Shutterstock.com |
28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).
Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением «У», не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.
Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).
По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение «У», ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.
Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.
С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).
Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).
Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением «У» законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.
По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).
Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).
Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.
В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.
Источник
Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
Министерство транспорта вроде как намерено до 1 сентября издать приказ, в котором будет заложена единая система оценки ущерба при ДТП. Но страховщики со своей методикой явно подсуетятся раньше.
Нынешнее положение дел напрягает всех. Вот случилось ДТП. Потерпевший обращается в страховую за возмещением по полису ОСАГО. Эксперты страховщиков изо всех сил занижают выплату, предлагая лишь 30–50% от реальной суммы ущерба. Разъярённый автовладелец обращается к автоюристу, тот сумму виртуозно завышает, получает цессию (уступку прав) и подаёт в суд. Результат выгоден этому самому юристу, которому достаётся львиная доля выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины в лучшем случае получает ровно те средства, что нужны на ремонт, но и этому рад. Страховщики же терпят убытки, а суды завалены описанными выше исками. Пат.
Между тем Минтранс, который давным-давно, лет десять назад, должен был разрулить ситуацию, бездействует. По этой причине ношу решили взвалить на себя продавцы полисов ОСАГО — Российский союз автостраховщиков. Эксперты РСА признаются, что их инициатива — не панацея, а лишь попытка сработать на опережение, пробный шар. «Упрёмся — разберёмся», — говорят они, делая шаги по неизведанной дороге. Но, возможно, плоды их трудов можно будет увидеть уже этим летом: страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальный ущерб, побитые машины отремонтируются, судьи облегчённо вздохнут, а ушлые юристы останутся с носом.
В РСА уверены, что выход из положения — это «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства». Проще говоря, это единый для всей России способ расчёта ущерба при автомобильной аварии. Страховщики взяли на себя разработку этой методики, для чего организовали экспертный совет, в который вошли сами, а также Центробанк, Ассоциация по защите прав автострахователей и независимые экспертные организации.
Совет трудится ударно, и собственно методика уже готова. Она состоит из двух частей. Первая часть — правила проведения технической экспертизы, осмотр и фиксация повреждений. Ну, это всё-таки для специалистов. Вторая часть представляет определённый интерес для простых смертных, хотя тоже непростая для изложения и понимания. Речь идёт о наших с вами деньгах, а именно — о ценах на ремонт пострадавшей в ДТП машины. В РСА считают, что расценки можно сделать едиными по всей стране. Смело! Чтобы оценить затею, осмыслите такой факт: в Европе разница в стоимости запчастей у официальных продавцов вряд ли превысит 10%, у нас отклонение дилера от рекомендованной поставщиком цены может составить… ну угадайте… 300–400%!
Для борьбы с этим грабежом в РСА решили создать единый стоимостной справочник, дающий представление о реальной средней цене. В нём будет три раздела: запчасти, нормо-часы и лакокрасочные материалы. Страховщики понимают, что никогда не смогут установить средние цены под конкретный автомобиль, но под марку и модель — да. Планируется, что справочник охватит 50-70 миллионов позиций, 80% брендов и моделей!
Очевидно, что собрать такой колоссальный массив данных вручную, да ещё и с нуля невозможно. Но частично такие справочники, созданные по другой методике, есть и применяются. Например, существует каталог по средней стоимости отечественных автомобилей. И вообще создатели нового справочника всё, что можно взять готовое, охотно берут. Потому что к концу июня их мегабаза, пусть и не в полном объёме, но должна работать — такова позиция Центробанка, который контролирует страховщиков и должен будет дать оценку их работе.
Чтобы собрать данные, РСА разработает техническое задание, проведёт конкурс и на свои деньги наймёт специалистов — речь о некой компании, о сотнях человек. Путей для сбора информации у них много: тут и проведение опросов, полевых исследований, и сложные автоматизированные системы обработки статистических данных. Одним из основных факторов для определения стоимости будет розничная цена. Сборщики соберут данные только у официальных поставщиков и производителей, то есть за китайским неоригиналом на базаре следить никто не станет.
Ценовой справочник будет иметь региональное деление на 12 экономических районов, которые определены Госстандартом в 1998 году. Делить страховые случаи на районы решено исключительно по месту ДТП. Справочник планируется использовать в двух вариантах: массово для экспертов-техников (во встроенных расчётных программах) и для рядовых потребителей в Интернете (можно будет пробить по номеру детали её среднюю цену). Обновлять базу по результатам полномасштабной проверки эксперты РСА намерены раз в полгода. Быстрее пока не получится, но в перспективе ожидается внесение изменений в режиме реального времени.
Весь массив, разделённый на полугодия, отправят храниться в архив на два-три года минимум. Это необходимо в первую очередь судебной экспертизе, ведь расчёт цен и дальше будет производиться на дату ДТП. Сейчас без справочника это происходит непонятно как: страховщик рассчитал, потерпевший подал в суд, года через два происходит судебное заседание, эксперт должен всё посчитать на дату ДТП, а данные ему взять неоткуда. Так что системе судебной экспертизы, которой вскоре грозит реформа (законопроект в Госдуме), тоже очень пригодятся ценовые справочники.
Создатели отдают себе отчёт, что справочники не будут идеальными. Единой методикой установлен предел статистической погрешности в 10%. Страховщики называют эту цифру сложно достижимой, хотя сами недавно подняли планку — было 15%. Если же будет зафиксировано завышение цен, к примеру, на 30%, то страховая компания либо организует, проведёт и оплатит ремонт автомобиля, либо начнётся судебное разбирательство с привлечением к ответственности эксперта-техника (которому сегодня эта кара не грозит).
Судьба единой методики расчёта ущерба при ДТП со всеми справочниками уготована такая. РСА к лету всё в общих чертах разработает, передаст в Центробанк, и если тот одобрит, то инициатива станет законодательной в виде поправок к федеральному закону № 40 об ОСАГО, который и обяжет всех участников процесса использовать методику и справочник. Перечить нововведениям будет себе дороже — придётся проводить собственное исследование и доказывать всем сторонам свою правоту.
Источник
Методика расчёта стоимости КАСКО
Как расчитывается КАСКО
Для расчёта КАСКО, стоит учитывать, что добровольное страхование автомобиля предусматривает все возможные повреждения и риски возникающие с транспортными средствами.
Полная программа страхования
Программа полного страхования автотранспортного средства предполагает защиту автотранспортного средства практически от всех возможных ситуаций, которые могут случиться при владении и эксплуатации автомобиля. В частности, к этим ситуациям можно отнести:
— дорожное транспортное происшествие;
— падение на автотранспортное средство различных предметов;
— ущерб от всевозможных стихийных бедствий (ураган, потоп и т.д.).
Следовательно, чтобы понимать, как рассчитать КАСКО, стоит учитывать, что программа полного страхования автотранспортного средства учитывает все возможные повреждения автотранспортного средства, соответственно и выплаты при возникновении ситуации риска.
Помимо прочего страховая компания предоставляет следующие услуги для своих клиентов:
— выезд страхового специалиста на место, где был зафиксирован факт наступления страхового случая;
— если необходимо заказать эвакуатор, то эта процедура также ложится на плечи страховой компании;
— страховой специалист окажет грамотную юридическую помощь при составлении протокола дорожного транспортного происшествия;
— агент страховой компании проведет все переговоры с органами местного управления;
— ко всему выше перечисленному страховой агент вызовет на место наступления страхового случая такси, которое доставит владельца автомобиля в нужное место;
— если автотранспортное средство нельзя будет эксплуатировать некоторое время, тогда страховая компания предоставит владельцу подменное автотранспортное средство, до полной «реабилитации» автомобиля.
Частичная программа страхования КАСКО
Что же касается частичной программы страхования КАСКО, то само название предполагает страхование автомобиля лишь от некоторых страховых случаев, перечисленных в правилах страхования КАСКО . К примеру, автотранспортное средство не будет страховаться от случаев угона и непосредственного его хищения. В большинстве случаев эта программа предполагает наличие страховки от повреждений, которые можно получить при различных ситуациях.
Не следует удивляться, что первоначально было указано два исключения: хищение автомобиля и его угон. Многие граждане относят эти понятие к одному общему, но это совершенно не так, потому как в Уголовном Кодексе Российской Федерации оба значения разобщены: хищение – это действие, которое нарушает правовые возможности владельца автотранспортного средства, предполагаемые изъятие автомобиля в собственных корыстных целях, а вот понятие угона – это всего лишь завладение автотранспортным средством при нарушении правовых норм страны.
Итак, о программах страхования КАСКО поговорили, теперь необходимо рассказать о факторах, которые и оказывают влияние при расчете суммы КАСКО. В то время как от вида программы страхования зависит базовый тариф.
Единой, универсальной, методики расчета КАСКО у страховых компаний нет. Законом предусмотрено внесение в расчет КАСКО собственных дополнительных моментов, которые по мнению того или иного страховщика должны быть прописаны в страховке.
По этой причине, и цена по страхованию КАСКО у каждой компании значительно различается. Но все-таки существует стандартный набор факторов, которые учитывают все страховые компании , когда рассчитывают сумму страховки.
Как рассчитать КАСКО
Для ясности картины следует сперва оговорить все стандартные факторы от которых зависит сумма предоставленной компанией страховки. По своей сути эти факторы и есть «компоненты», при помощи которых рассчитывают страховку КАСКО.
Самым первым фактором, который оказывает влияние на сумму страховки следует указать год выпуска автомобиля. Далее необходимо указать модель и марку автотранспортного средства. Еще страховые компании запрашивают сведения о комплектации машины и данные о пробеге.
При расчете суммы страховки КАСКО должна быть известна рыночная стоимость автотранспортного средства и количество владельцев, которые могут использовать автомобиль в личных целях. Опыт водителей также важен.
Что касается информации об опыте автовладельца: в расчет будут заложены данные о водителе с самым маленьким опытом вождения. Если клиент по каким-либо причинам умалчивает информацию о таком водителе, то не следует думать, что в страховой компании об этом не узнают. Если с автотранспортным средством что-нибудь случится во время эксплуатации его «чайником», то непрописанный в договоре водитель не получит страховую выплату. Так что такая экономия может повлиять на финансовое положение владельца в дальнейшем.
Формула расчета суммы страховки КАСКО
Итак, сейчас будет рассказано о той самой формуле, по которой страховые компании производят расчет суммы страхового полиса. Следует не забывать, что формулы расчета могут отличаться друг от друга, потому как любая страховая компания имеет права вносить свои изменения.
В качестве примера будет рассмотрена универсальная формула, которая точно будет подходить для расчета примерной суммы автомобильной страховки КАСКО. Представленного расчета должно хватить, для того, чтобы рассчитать общую стоимость автомобильного кредита.
В представленной формуле учитывается базовый коэффициент, устанавливаемый в зависимости от варианта страхования автотранспортного средства. Ко всему прочему будет прописан поправочный коэффициент, который рассчитывается из факторов, которые были перечислены ранее.
Сумма тарифа КАСКО = (Базовый Тариф *Х (год выпуска авто/ износ) * Х(возрастной стаж владельца)* Х (франшизы)*Х (рассрочка)) + (Тариф на хищение * Х(год выпуска автомобиля/ его износ)* Х(противоугонные приборы) * Х(рассрочка))
Зная формулу расчета, можно самостоятельно провести калькуляционный предварительный расчет, но необходимо знать значение всех указанных в формуле компонентов (Х). А уточнить предоставленную информацию можно только в отделении какой-либо страховой организации.
Для того, чтобы облегчить себе жизнь, можно обратиться к калькулятору КАСКО либо посмотреть на официальной страницах интересующих Вас страховых компаний данные о коэффициентах в зависимости от марки, модели, года выпуска автотранспортного средства и т.д. Ниже приведен пример такой таблицы.
Происхождение марки | Тарифы на КАСКО, % |
Китай | |
Франция | |
США | |
Япония | |
Италия | |
Корея | |
Германия | |
Чехия | |
Швеция | |
Англия | |
Всего | 7.57 |
Как рассчитывается стоимость КАСКО
Это самый главный пункт, который влияет на стоимость КАСКО советуем обратить на это особое внимание. Здесь очень много критериев расчета и каждая страховая компания применяет разные коэффициенты, основные мы с вами рассмотрим на этой страничке.
1. Первое что конечно же влияет на стоимость АвтоКАСКО — это стаж вождения чем больше стаж, тем ниже стоимость полиса КАСКО. Ниже указаны основные категории:
2. Второе это возраст половой признак, семейное положение и наличие детей (так же скидка предоставляется при совокупности возраста и стажа как например в ОСАГО ). Некоторые страховщики не берут в учет возраст при расчете учитывается только стаж вождения.
3. Количество лиц, допущенных к управлению.
5. Количество застрахованных автомобилей данным собственником
Страховщик предоставляет скидку за страхование нескольких авто.
6. Форма выплаты страхового возмещения
7. Агрегатная или не агрегатная страховая сумма (более подробно читать здесь )
8. Рассрочка платежа
Страховую премию можно выплачивать как в рассрочку, так и единовременно.
Рассрочка может быть:
— И с поквартальной выплатой.
В основном, если оплата до 3 месяцев повышающий коэффициент не применяется, а за единовременный платеж даже бывает скидочка.
9. Безубыточный переход из другой страховой компании
Некоторые страховщики делают скидку при переходе из другой С.К. при предоставлении оригинала полиса (договора КАСКО)
10. Условии хранения
Здесь два критерия: охраняемая стоянка, и без ограничения по хранению авто
При заключении договора страхования АвтоКаско если вы выбираете применение франшизы то страховая премия будет значительно ниже скидка вычисляется по таблице формуле.
12. Срок страхования
13. Скоринг коэффициент
Оценка возможности будущей убыточности владельца страхового полиса на основании данных из его кредитной истории.
Скоринг для страховых – аналитический инструмент для оценки возможной будущей убыточности владельца страхового полиса КАСКО на основании данных из его кредитной истории. Значение выдается в виде скорингового балла. Значение балла отражает убыточность клиента в течение последующих 12 месяцев. При построении скоринговой модели используется метод линейной регрессии.
Сервис позволяет эффективно решать следующие задачи:
— Принятие решений о сумме страховой премии для различных категорий клиентов;
— Сегментирование страхового портфеля для оценки будущих убытков.
— Скоринг легко встраивается в системы принятия решений в актуарных моделях;
— Стоимость использования сервиса не сопоставима с повышением доходности (около 10% в сегменте КАСКО);
— Модель регулярно совершенствуется и актуализируется.
Особенности скоринга для страховых компаний:
— При построении скоринга используются данные об убыточности клиентов из другиз страховых компаний;
— Наибольшая эффективность достигается при использовании сервиса перед принятием решений о выдаче полиса новым клиентам.
Телематика – это такая сфера информатики, которая обеспечивает информацией при помощи спутниковой связи и приборов телекоммуникационного и принимающего сигналы оборудования, встраиваемого в специализированный диагностический разъем автомобиля, а также размещенного на прием телеинформации для страховщика.
Такой прибор называется – передатчик. Прибор способен через систему GPS и ГЛОНАСС обеспечивать страховую компанию данными о том, насколько часто, застрахованный автомобилист ездит на большой скорости, его манера движения, перестроения, а главное точно определить момент и место наступления страхового события.
По манере вождения будет определяться степень рискованности попадания в аварию или шансы ее избежать. Чем аккуратнее ведет машину водитель, тем надежным он будет в «глазах» страховщика.
А это значит, что на следующий года, у него есть все шансы получить КАСКО со скидкой почти вполовину удешевляющую продукт. Одним словом, чем тише ты будешь ездить в телематическим прибором, тем больше дешевле для тебя обойдется полис.
Таким образом клиент соглашаясь на установку телематики, получается минимальную скидку в этом году. А при продлении полиса уже будет анализироваться, информация полученная за год. И тариф на новый полис может стать либо меньше либо критично выше.
Иные условия КАСКО
Договор АвтоКаско можно заключить не только на год, срок страхования по КАСКО может быть от 3 до 12 месяцев. В основном этот пункт используется для краткосрочного со страхования, например для выезда в дальние поездки и т.д. В любом случае страхование на срок менее года получается дороже (применяется повышающий коэффициент).
По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ
Источник