Методы организации ремонта строительных машин

Методы организации ремонта строительных машин

Под методом ремонта понимают формы организации труда, принятые при ремонтных операциях. В настоящее время наибольшее распространение получили два метода ремонта строительных машин: индивидуальный (необезличенный) и обезличенный.

Для индивидуального метода ремонта характерна установка отремонтированных деталей и сборочных единиц на ту же машину, с которой они были сняты. Следовательно, машина находится в ремонте до тех пор, пока на нее не поставят все снятые и отремонтированные детали.

Такой ремонт выполняется универсальными или специализированными бригадами. В первом случае бригада рабочих проводит как разборочно-сборочные, так и ремонтные работы и должна иметь необходимые приспособления, инструмент и запасные части для восстановления работоспособности всех элементов машины. При этом каждый член бригады участвует в выполнении всего комплекса ремонтных работ, что требует высокой квалификации.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При выполнении ремонта специализированными бригадами разборочно-сборочные работы проводятся одной бригадой, а ремонтные—другими, специализированными по ремонту определенной группы элементов, близких по технологическим и конструктивным признакам. Ремонт проводят на определенных специализированных постах, которые обеспечены приспособлениями, инструментом и запасными частями, необходимыми для ремонта только данной группы элементов. Отремонтированные детали и сборочные единицы возвращаются обратно в разборочно-сборочное отделение и устанавливаются на машину, с которой они были сняты.

Положительной стороной индивидуального метода ремонта является то, что приработавшиеся сопряжения после ремонта сохраняются в паре и впоследствии работают надежно. К недостаткам этого метода относятся длительный простой машины в ремонте и необходимость в больших производственных площадях на ремонтных предприятиях, так как машина все время, которое затрачивается на ремонт или изготовление деталей, находится в цехе.

Индивидуальный метод ремонта применяется в тех случаях, когда машинный парк, обслуживаемый ремонтным предприятием, состоит из машин различных типоразмеров, каждый из которых представлен незначительным числом.

Обезличенный метод ремонта устраняет основной недостаток индивидуального метода—длительный простой машин в ремонте. Сущность этого метода заключается в том, что в процессе разборки и дефектации детали машин одной марки обезличиваются (т. е. теряется принадлежность деталей к определенной машине), а отремонтированные детали комплектуются для сборки обезличенных элементов. Из них затем собирают машины, причем операции подгонки деталей сводятся до минимума.

Обезличенный метод ремонта дает возможность укрупнить партии деталей и сборочных единиц, использовать преимущества серийного производства: специализировать производственные участки, применять высокопроизводительное оборудование и оснастку, механизировать и автоматизировать ремонтные операции, специализировать рабочих на ремонте и сборке определенных элементов. Все это позволяет уменьшить трудоемкость, стоимость и продолжительность ремонта деталей, агрегатов и машины в целом.

Под агрегатом подразумевается отдельная самостоятельная сборочная единица, выполняющая определенные законченные функции в машине. Он должен представлять собой компактную конструкцию, легко снимаемую с рамы машины без нарушения целостности других элементов, иметь устройства для захвата грузоподъемными средствами и обеспечивать удобство транспортировки. Примерами агрегатов машин являются коробки передач, лебедки и т. д.

Сборочная единица выполняет вспомогательные функции. Она может входить в состав агрегата или существовать самостоятельно. Примером сборочных единиц являются муфты сцепления, фрикционы, гусеничные полотна и др.

Разновидностью обезличенного метода ремонта является агрегатный метод. При нем снятые с машины элементы направляют в ремонт, а на нее тут же монтируют другие, заранее отремонтированные или полученные из оборотного фонда. При этом элементы должны ремонтироваться на ремонтных заводах или в хорошо оснащенных мастерских баз механизации, где можно обеспечить соблюдение технических условий на ремонт.

Основными преимуществами агрегатного метода ремонта являются сокращение ремонта машин и повышение вследствие этого коэффициента их использования, а также увеличение пропускной способности ремонтного предприятия.

Основой агрегатного метода ремонта является оборотный фонд.

Технико-экономические показатели данного метода ремонта зависят от правильного определения сроков замены изношенных элементов и нормативного числа элементов оборотного фонда, от качества ремонта элементов, четкости организации ремонтных работ.

Читайте также:  Чем отличается техническое обслуживание от ремонта автомобиля

Ремонт машины агрегатным методом может производиться как на ремонтных предприятиях, так и в условиях эксплуатации. В первом случае машина поступает на ремонтное предприятие и разбирается на элементы, которые направляют в цехи. После ремонта они поступают в оборотный фонд и используются впоследствии для сборки других машин той же марки. Сборку же разобранной машины ведут с помощью оборотного фонда.

В условиях эксплуатации ремонтное предприятие осуществляет только ремонт агрегатов и сборочных единиц, а разборочно-сборочные работы проводят на месте работы машины или на ближайшей базе. Как и в первом случае, отремонтированные элементы поступают в оборотный фонд.

Разновидностью индивидуального метода может быть детальный метод ремонта, при котором заменяют или восстанавливают отдельные детали, вышедшие из строя.

Использование этого метода ведет к увеличению простоев машин в ремонте и числа ремонтов агрегатов, так как их приходится разбирать всякий раз, как только хотя бы одна деталь потребует восстановления.

При методе периодической замены ремонтных комплектов (ПЗРК) совместно заменяют несколько агрегатов. Их объединяют в комплекты и устанавливают периодичность замены. Например, трактор Т-100М расчленен на три комплекта: в первый (К-1) входят опорные катки и натяжные колеса; во второй (К-2) —двигатель, радиаторы, муфты поворота, муфта сцепления, ходовые тележки в сборе; в третий (К-3) — корпус заднего моста с муфтой поворота, муфтой сцепления и коробкой передач, бортовой редуктор, механизмы управления, рессоры и кабина.

Ресурсы ремонтных комплектов устанавливают кратными ресурсу К-1 — наименее стойкому комплекту. Ресурсы комплекта К-1 — 1500 ч, К-2 — 3000 ч, К-3 — 6000 ч. Установлены четыре плановых ремонта: Р-1, Р-2, Р-3 и Р-4. В объем плановых ремонтов входят замена ремонтных комплектов, регулирование и испытание машины в целом. Ремонт Р-1 производится через 1500 ч работы машины и заключается в замене комплекта К-1. Ремонт Р-2 выполняют через 3000 ч работы. При этом заменяют комплекты К-1 и К-2. Ремонт Р-3, при котором заменяют комплект К-1, производят через 4500 ч работы машины, а ремонт Р-4 — через 6000 ч работы. При ремонте Р-4 заменяют все три комплекта (К-1, К-2 и К-3).

При замене комплектов, а не отдельных агрегатов сокращается число ремонтов машин и уменьшаются простои в ремонтах. Для проведения ремонта методом ПЗРК в эксплуатационных организациях должен создаваться оборотный фонд ремонтных комплектов.

Источник

Техническое обслуживание и ремонт строительных машин

Хорошо организованный ремонт и техническое обслуживание машин обеспечивают их исправное состояние и повышают эффективность использования.

В настоящее время принята Единая система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (рис. 13.1).


Рис. 13.1. Система планово-предупредительного ремонта строительных машин

Техническое обслуживание должно обеспечивать поддержание машин в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей, а ремонт—восстановление работоспособности машины.

Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонта должны приниматься в соответствии с документацией заводов — изготовителей машин. Строительные и дорожные машины подвергаются ежесменному и периодическому техническому обслуживанию. Периодические технические обслуживания в зависимости от характера, объема работ и времени выполнения обозначаются № 1, 2 и 3. Чем выше номер, тем больший объем работ должен выполняться. Ежесменное техническое обслуживание включает осмотр, смазку, заправку, проверку, регулировку механизмов, крепление деталей и др. Перечень работ, которые должны выполняться при проведении технических обслуживании, приводится в инструкциях заводов-изготовителей.

В зависимости от характера и объема работ, необходимых для приведения машин в технически исправное состояние, ремонт подразделяют на текущий, при котором производится частичная разборка строительных машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, изменяются отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых); капитальный, при котором машина полностью разбирается, заменяются изношенные агрегаты и узлы.

Текущий ремонт строительных машин в зависимости от их конструкций и условий эксплуатации можно производить двумя способами: индивидуальным и агрегатно-узловым.

Читайте также:  Машина 2112 как ремонт

При индивидуальном способе снимают детали узлов и после ремонта устанавливают их на ту же машину, с которой они были сняты. Недостаток этого способа состоит в том, что машина находится в нерабочем состоянии в течение всего времени, требующегося на ремонт изношенных деталей и узлов.

Наиболее прогрессивным является метод агрегатно-узлового ремонта, обеспечивающий повышение времени работы машины на 15—20%, при котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются заранее отремонтированными или новыми. Метод применим как в заводских, так и в эксплуатационных условиях.

Для проведения технических обслуживании и текущих ремонтов управления механизации должны располагать эксплуатационными базами механизации.

Технические обслуживания и текущие ремонты могут производиться как на местах работы, так и на базах механизации.

Капитальный ремонт сложных строительных машин (экскаваторов, скреперов, бульдозеров, кранов и т. п.) должен производиться, как правило, на специализированных ремонтных заводах. Специализированные заводы капитального ремонта должны обеспечивать потребность в ремонтах машин всего экономического района независимо от ведомственной принадлежности машин.

В целях сокращения простоев машин в ремонте и повышения технического уровня ремонта строительным министерствам и ведомствам установлены задания по уровню централизованного капитального ремонта наиболее массовых строительных машин.

Источник

Методы организации ремонта строительных машин

Система технического обслуживания и ремонта строительных машин

Чтобы строительные машины работали бесперебойно и безотказно на строительных объектах и не вызывали по причине их поломки простои строительных бригад, необходима соответствующая система их планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Эта система представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых периодически в плановом порядке и направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии, обеспечивающем их нормальную производительность и безопасность эксплуатации.
В комплекс организационно-технических мероприятий, предусматриваемых системой планово-предупредительного ремонта (ППР), входят работы по техническому обслуживанию строительных машин и по их ремонту.
Система технического обслуживания строительных машин. Техническое обслуживание (ТО) строительных машин представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа деталей и сопряжений машин, что достигается своевременным проведением регулировочных работ, смазкой машин, выявлением возникших неисправностей, обусловленных эксплуатацией машин, и устранением их.
В соответствии с назначением, объемом и составом предупредительных работ и периодичностью их проведения техническое обслуживание строительных машин подразделяют:
на ежесменное;
периодическое;
сезонное.

Ежесменное техническое обслуживание осуществляется экипажем машины регулярно перед началом смены, во время перерывов в работе и в конце смены по окончании работы. Оно включает в себя:
осмотр, смазку, заправку и опробование машины до начала работы;
осмотр, смазку, в некоторых случаях очистку, крепление деталей и регулировку механизмов в процессе работы в течение смены;
очистку, осмотр, крепление деталей, регулировку механизмов, опробование машин по окончании работы в конце смены.
В зимнее время дополнительно в конце смены у отдельных машин удаляется вода из системы охлаждения двигателя.
Периодическое техническое обслуживание строительных машин проводится после отработки ими количества часов паспортов технической эксплуатации, регламентированного заводами-изготовителями. При проведении периодических ТО выполняются работы, предписанные в паспортах технической эксплуатации машин. К ним относятся осмотр, прочистка, смазка основных узлов машины, опробование их и машины в целом и сверка параметров технического состояния машины с требуемыми согласно техническому паспорту машины. Периодическое ТО производится по плановому графику, как правило, в условиях стационарных мастерских.
Сезонное техническое обслуживание строительных машин состоит в подготовке и обеспечении их работы в зимнее время.

Система ремонта строительных машин. Ремонт строительных машин состоит в осуществлении комплекса технических мероприятий, восстанавливающих их первоначальную работоспособность посредством устранения возникающих неисправностей, восстановления и замены деталей, узлов, агрегатов. В зависимости от назначения, характера и объема ремонтных работ различают ремонт:
текущий;
капитальный.
При текущем ремонте заменяют и восстанавливают отдельные части машин с последующей регулировкой соответствующих узлов и агрегатов. В результате проведения текущего ремонта обеспечивается гарантированная работоспособность машины до проведения очередного ее планового ремонта. Текущий ремонт машин выполняют в стационарных мастерских специальными рабочими — ремонтниками. При необходимости к ремонтной работе могут привлекаться и машинисты ремонтируемых машин.
При капитальном ремонте строительные машины разбираются полностью, изношенные детали, узлы и агрегаты в за-

Читайте также:  Средство для ремонта пластика салона автомобиля

висимости от степени износа ремонтируются или заменяются новыми. После сборки машины производится опробование ее под нагрузкой и необходимое регулирование. В принципе после качественного капитального ремонта должно быть обеспечено полное или близкое к нему восстановление технических параметров и эксплуатационного ресурса строительной машины.
Капитальный ремонт строительных машин осуществляется, как правило, на ремонтных предприятиях. Для осуществления качественного ремонта машин необходима достаточно широкая номенклатура соответствующего оборудования, контрольно-измерительных приборов. Поэтому качество капитального ремонта, проводимого в мастерских машиноэксплуатационных организаций, обеспечить сложнее, а затраты на ремонт выше, так как меньше возможностей полной загрузки оборудования и контрольно-измерительных приборов.
Ремонт строительных машин производится с применением следующих методов: индивидуальный; агрегатный; комплектный.
При индивидуальном методе отремонтированные износившиеся детали и узлы ставятся на машину, с которой они были сняты. Машина в этом случае простаивает, пока ремонтируются ее изношенные детали и узлы.
При агрегатном методе снятые с машин детали и узлы ремонтируются обезличенно, а на ремонтируемую машину ставятся уже отремонтированные детали и узлы из оборотного фонда. Машина в этом случае находится в простое существенно меньше, так как она не ожидает пока ее детали и узлы будут ремонтироваться.
При комплектном методе строительная машина расчленяется на части (комплекты), представляющие собой автономные совокупности агрегатов и узлов. При наработке нормативного ресурса эти комплекты периодически заменяются на капитально отремонтированные. Для этого на ремонтном предприятии должен быть создан оборотный фонд соответствующих комплектов.
Годовые и месячные планы-графики. Техническое обслуживание и ремонт строительных машин проводят в соответствии с разрабатываемыми годовыми и месячными планами-графиками. Исходными данными для составления планов-графиков являются данные о числе часов, отработанных машинами, объеме выполненных ими работ со времени последнего обслуживания и ремонта, а также данные о проведении периодических ТО машин. В годовом плане-графике помимо установления числа проводимых всех видов ремонта и ТО строительных машин определяется потребность в материальных ресурсах и затратах труда на их осуществление.

1. Что такое структура парка строительных машин и какими показателями она характеризуется?
2. Что такое степень физического износа строительных машин и как она определяется?
3. Каким способом рассчитывается потребность в строительных машинах в составе ПОС на строительство комплекса объектов?
4. Как рассчитывается потребность в строительных машинах в составе ППР при возведении отдельных объектов?
5. Как рассчитывается потребность в строительных машинах на сформированную годовую программу работ строительно-монтажной организации?
6. Какие показатели применяются при оценке степени использования строительных машин?
7. Как организуется учет работы строительных машин?
8. Назовите формы организации эксплуатации машин в строительстве.
9. Назовите формы предоставления машин и механизмов строительно-монтажным организациям машинопрокатными базами, управлениями механизации, лизинговыми компаниями.

10. В чем состоит суть аренды и лизинга строительных машин, предоставление их на правах услуг?
11. Что входит в понятия «малая механизация», «строительно-монтажный инструмент», «технологическая оснастка», «организационная оснастка» в строительстве?
12. Что такое нормокомплект строительно-монтажного инструмента?
13. Какие организационные формы эксплуатации средств малой механизации и строительно-монтажного инструмента применяются в строительстве?
14. Раскройте понятия «техническое обслуживание», «текущий ремонт», «капитальный ремонт» строительных машин и другой строительной техники?
15. Как организуется техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт техники и машин в строительстве? Назовите методы ремонта строительных машин.
16. Как рассчитывается плановое число всех видов технического обслуживания, текущего и капитального ремонта по наличному парку строительных машин и как это учитывается при определении потребности в строительных машинах?
17. Раскройте содержание месячных планов-графиков проведения капитального ремонта и технического обслуживания строительных машин.

Источник

Оцените статью