Методы восстановления посадок деталей при ремонте автомобилей
Изношенную деталь восстанавливают под номинальный или ремонтный размер, придают детали правильную геометрическую форму и соответствующие поверхностные свойства или устраняют различные механические повреждения, а иногда и аварийные неисправности.
Для этого используют следующие методы:
-восстановление посадки с применением деталей ремонтных размеров;
-восстановление посадки с применением дополнительных ремонтных деталей;
-восстановление посадки путем — получения начальных размеров наплавкой, металлизацией, электролитическим и химическим наращиванием, покрытием полимерными материалами и т. д.;
устранение различных механических повреждений.
-Восстановление посадки с применением деталей ремонтных размеров заключается в том, что наиболее дорогую и ответственную деталь обрабатывают под ремонтный размер, а сопряженную деталь заменяют новой. Например, при ремонте шеек коленчатого вала их диаметры обрабатывают под ремонтный размер, а вкладыши подбирают новые (ремонтного размера), обеспечивая соответствующий зазор между данными деталями. Таким образом, ремонтный размер — это ближайший размер от номинального, который при обработке изношенной детали обеспечивает требуемую геометрическую форму и шероховатость поверхности.
Различают стандартные, регламентированные и свободные ремонтные размеры.
Стандартные ремонтные размеры применяются для поршней, поршневых колец и пальцев, толкателей, тонкостенных вкладышей. Указанные детали ремонтных размеров изготавливаются автопромышленностью и заводами по производству запасных частей. Ремонтные предприятия производят восстановление сопряженных деталей (блок цилиндров, коленчатые валы и т. д.) в соответствии со стандартными ремонтными размерами рассматриваемых деталей.
Регламентированные ремонтные размеры устанавливаются техническими условиями на ремонт ряда деталей, например на диаметры шеек кулачковых валов и их втулок, клапанов и их направляющих, шкворней и других деталей. Недостатком стандартных и регламентированных ремонтных размеров является то, что в процессе обработки приходится снимать не только дефектный поверхностный слой металла, образовавшийся в результате износа, но и вести дальнейшую обработку до тех пор, пока не будет достигнут ремонтный размер детали. Однако важное преимущество данных размеров заключается в том, что они позволяют заранее иметь готовые детали и осуществлять ремонт методом частичной взаимозаменяемости.
Свободные ремонтные размеры предусматривают обработку деталей до получения правильной геометрической формы и требуемой шероховатости рабочих поверхностей. При ремонте одни и те же детали могут получить различные размеры в зависимости от величины и характера износа. Сопряженная деталь подгоняется к отремонтированной до величины свободного ее размера. В этом случае заранее изготовить детали с окончательными размерами нельзя. Поэтому приходится осуществлять подгонку деталей по месту. В ремонтном производстве восстановление деталей под свободные размеры производится у различного нестандартного оборудования.
Восстановление посадки с применением дополнительных ремонтных деталей широко применяется при восстановлении деталей под ремонтный и особенно под номинальный размер.
Сущность способа состоит в том, что на изношенную поверхность предварительно обработанной детали устанавливают специально изготовленную дополнительную деталь (насадок). Дополнительные детали — насадки — изготавливают в виде различных втулок, гильз, колец, разьбовых ввертышей, зубчатых венцов шестерен и т. д. Этим способом ремонтируют блок цилиндров, гнезда клапанов, посадочные отверстия под подшипники качения в картерах коробок передач, задних мостов, ступицах, корпуса масляных и водяных насосов, отверстия с изношенной резьбой в корпусных деталях и др.
Крепление дополнительной детали чаще всего осуществляют за счет гарантированного натяга выбранной посадки. В отдельных случаях применяют дополнительные крепления в виде приварки в нескольких точках или по всему сечению торцовой поверхности, стопорных винтов или шпилек. Стопорные винты используют для крепления втулок и резьбовых ввертышей.
В условиях ремонтных предприятий сборку дополнительных деталей с ремонтируемой осуществляют обычно под прессом. При этом происходят изменения размеров втулки, которые необходимо учитывать при окончательной обработке ее рабочей поверхности.
Восстановление посадки путем получения номинальных размеров независимо от степени износа возможно различными методами, если прочность детали достаточна и выбранный метод экономически целесообразен. В ремонтном производстве применяются следующие способы: наплавка; металлизация; электролитическое наращивание; давление; покрытие полимерными материалами и др. Опытную проверку проходят плазменная наплавка, сварка трением, наплавка жидким металлом, электрофизические способы сварки (диффузионная, ультразвуковая, лазером и др.).
Источник
Методы восстановления посадки деталей соединений
Характеристика методов ремонта соединений
Изнашивание отдельных соединяемых элементов приводит к нарушению посадки в соединении, проявляющемуся в увеличении зазоров и уменьшении первоначальных натягов [2,4].
Посадку деталей соединений можно восстанавливать тремя методами:
1) без изменения размеров деталей:
— с помощью имеющихся регулировок;
— заменой на запасную часть;
2) применение деталей, восстановленных до номинальных размеров;
3) применение деталей ремонтных размеров и восстановленных способом дополнительных деталей.
При втором методе (применение деталей, восстановленных до номинальных размеров) посадку восстанавливают наращиванием поверхностей, увеличивая размер вала на величину и уменьшая размер отверстия на величину d и добиваясь получения в соединении номинального зазора или натяга (рис. 2.1). При этом методе сохраняются номинальные удельные давления и прочность, не нарушаются другие показатели работы машины.
| Рис. 2.1. Схема соединения деталей, восстановленных до номинальных размеров |
При третьем методе посадка может быть восстановлена уменьшением или увеличением размеров вала и отверстия. В случае восстановления посадки за счет увеличения размеров деталей на вал наносят слой металла или используют новый, увеличенный на величину d вал, а отверстие растачивают на величину a, чтобы после сборки получить номинальный размер r (рис. 2.2).
| Рис. 2.2. Схема соединения деталей, восстановленных методами ремонтных размеров и дополнительных деталей с увеличением диаметров отверстия и вала |
Давления в соединении при этом уменьшаются, что в большинстве случаев приводит к уменьшению износа. Снижается также и прочность детали с отверстием.
При восстановлении посадки за счет уменьшения вала и отверстия — последнее уменьшают, наращивая слой a металла, а размер вала уменьшают снятием слоя d металла, добиваясь получения необходимой посадки (рис. 2.3).
| Рис. 2.3. Схема соединения деталей, восстановленных методами ремонтных размеров и дополнительных деталей с уменьшением диаметров отверстия и вала |
В случае восстановления посадки этим методом уменьшается прочность вала и увеличиваются давления, что приводит к повышенному износу детали. Во время ремонта двигателей по третьему методу применяют детали ремонтных размеров. При этом затрудняется взаимозаменяемость деталей и усложняется снабжение запасными частями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Методы восстановления посадок (регулировкой, перестановкой деталей, метод ремонтных размеров, установкой дополнительных деталей)
В процессе работы машины элементы сопряжений изнашиваются, т.е. изменяются их структурные параметры, к которым относятся: шероховатость поверхности, геометрическая форма, размер поверхности. Совокупность изменений перечисленных параметров приводит к изменению основного структурного параметра сопряжения – посадки, что проявляется в увеличении зазора или уменьшении натяга в соединении. Восстановление посадок в сопряжениях деталей машин осуществляется тремя способами:
1) без изменения размеров деталей;
2) изменением первоначальных размеров:
3) восстановлением первоначальных размеров деталей.
Восстановление посадки без изменения, размеров деталей осуществляется следующими методами: регулировкой зазора, заменой одной из изношенных деталей или перестановкой ее в дополнительную рабочую позицию.
2.1 Метод восстановления посадки регулировкой зазора
Этот метод обычно применяется для легко доступных и малоответственных сопряжений и сводится к перемещению одной или нескольких деталей. В результате восстанавливается первоначальный зазор.
Однако этот способ не обеспечивает восстановления первоначального ресурса сопряжения, так как не устраняются искажение геометрической формы и изменение первоначальной шероховатости.
Регулировку зазора в сопряжениях подшипников, конических пар шестерен, рычажных механизмов в зависимости от их конструктивных особенностей выполняют одним из следующих приемов: удалением или постановкой прокладок; подтягиванием (регулировкой) резьбовых или клиновых соединений; автоматической регулировкой, например, пружиной и т.д.
Например, регулировка зазоров у конических роликовых подшипников производится за счет изменения толщины комплекта прокладок.
Начальный зазор в соединении подшипник–шейка вала восстанавливают уменьшением числа прокладок в стыке между полукольцами. Перемещением разрезной конусной втулки с помощью гайки относительно конусной поверхности внутреннего кольца подшипника восстанавливают исходный натяг в соединении этого кольца с шейкой вала. За счет изменения толщины комплекта прокладок регулируют зазор в зацеплении конических шестерен главных передач ведущих мостов автомобилей.
Нередко конструкцией механизмов предусматривается автоматическое регулирование зазора, например, между тормозными колодками и тормозным барабаном колеса автомобиля. Здесь одна из соединяемых деталей (тормозная колодка) перемещается в сторону компенсации износа по мере его нарастания, поддерживая стабильный зазор. Упрощенный вариант автоматического регулирования зазора – автоматическое поддержание за счет пружины контакта деталей, например щеток и коллектора электрической машины.
Восстановление посадки регулировкой особенно эффективно в соединениях с резко меняющейся, особенно со знакопеременной, нагрузкой, поскольку энергия удара в зависимости от зазора в соединении возрастает по параболе.
Однако в соединениях типа вал – подшипник, рассчитанных на работу в условиях жидкостного трения, при простой регулировке зазора исходная надежность соединения не восстанавливается, поскольку не устраняется искажение геометрической формы работающих поверхностей. Зазор в соединении опять быстро достигает предельного значения. Этим объясняется тот факт, что конструкция соединения шейка коленчатого вала – вкладыш делается нерегулируемой.
2.2 Метод перестановки деталей в другое положение (позицию)
Этот метод основан на использовании симметричного расположения одинаковых по всем параметрам поверхностей, одна из которых всегда, или почти всегда, оказывается нагруженной и поэтому изнашивается, а другая всегда, или почти всегда, работает вхолостую. Например, две эвольвентные поверхности зуба шестерни, две поверхности цевочного зацепления зуба ведущей звездочки привода гусеничного полотна трактора и т. п. Поэтому при ремонте допускаются перестановка справа налево и наоборот пары шестерня – зубчатое колесо конечной передачи гусеничного трактора, перестановка ведущих звездочек гусеничного полотна, и т.п.
Способ эффективен при ремонте втулочно-роликовых цепей. Из-за одностороннего износа валиков и втулок цепь удлиняется в результате увеличения размера между соседними внутренними звеньями. Валики и втулки в пластинах поворачивают на 180 о относительно их прежнего положения для работы неизношенными поверхностями, благодаря чему шаг цепи восстанавливается практически до исходного, хотя при этом приходится полностью разбирать цепь.
Восстановление посадки заменой детали или ее перестановкой в дополнительную рабочую позицию не обеспечивает полного восстановления работоспособности сопряжения, так как в этом случае новая деталь или неизношенная поверхность старой (при перестановке ее в новую позицию) работает в паре с частично изношенной деталью и, следовательно, зазор S будет больше первоначального:
Источник
Методы восстановления посадок деталей при ремонте машин
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ДЕТАЛЕЙ ТРАКТОРОВ
4.1. Методы восстановления посадок
Изнашивание поверхностей и старение материала деталей приводит к нарушению исходной посадки* что проявляется н увеличении зазора в соединениях с ним, или уменьшению натяга в соединениях с натягом. Существуют различные методы восстановления посадок при ремонте машин.
Восстановление посадок регулировкой. В конструкциях некоторых соединений возможна регулировка посадок, например регулировка зазоров у конических роликовых подшипников за счет изменения толщины комплекта прокладок.
Для регулирования зазора в соединении рекомендуют применять натяжные устройства, эксцентриковые механизмы, клиновидные элементы и т. п.
Восстановление посадки регулировкой особенно эффективно в соединениях с резко меняющейся, особенно со знакопеременной, нагрузкой, поскольку энергия удара в зависимости от зазора в соединении возрастает по параболе.
Однако в соединениях типа вал — подшипник, рассчитанных на работу в условиях жидкостного трения, при простой регулировке зазора исходная надежность соединения не восстанавливается, поскольку не устраняется искажение геометрической формы работающих поверхностей. Зазор в соединении быстро достигает предельного значения. Этим объясняется тот факт, что конструкция соединения шейка коленчатого вала — вкладыш делается нерегулируемой.
Перестановка деталей в другую позицию. Данный метод основан на использовании симметричного расположения одинаковых по всем параметрам поверхностей, но одна из них оказывается нагруженной и поэтому изнашивается, а другая работает вхолостую. Например, две эводьвентные поверхности зуба шестерни, две поверхности цевочного зацепления зуба ведущей звездочки привода гусеничного полотна трактора, две одинаковые поверхности полевой доски корпуса плуга и т.п. Поэтому при ремонте допускаются перестановка справа налево и наобо-
1рот пары шестерня — зубчатое колесо конечной передачи гусе-Ё’ничного трактора, перестановка ведущих звездочек гусенично-< го полотна, поворот полевой доски другой стороной.
Метод эффективен при ремонте втул очно-роликовых цепей. Из-за одностороннего износа валиков и втулок цепь удлиняется в результате увеличения размера между соседними внутренними звеньями. Валики и втулки в пластинах поворачивают на 180 ° относительно их прежнего положения для работы неизношенными поверхностями, в результате шаг цепи восстанавливается практически до исходного, хотя при этом приходится полностью разбирать цепь.
Метод ремонтных размеров. Метод основан на комплектовании соединений из деталей, отличающихся размерами соединяемых поверхностей от первоначальных, но обеспечивающих начальный зазор (натяг), равный зазору (натягу) нового со- I 1 единения. Размеры, отличающиеся от первоначальных, называют ремонтными (могут быть свободными или стандартными).
В случае свободных размеров для достижения начального зазора или натяга в соединении поверхности более дорогой детали обычно обрабатывают до удаления искажения геометрической формы и изготовляют для комплектации соединения менее дорогую деталь под этот размер. Например, отверстие под втулку верхней головки шатуна растачивают до получения цилиндрической формы. Изготовляют втулку под полученный свобод-_ный размер с учетом ее посадки с требуемым натягом.
В случае использования стандартного ремонтного размера для достижения начального зазора или натяга в соединении поверхность более дорогой детали обрабатывают не только до выведения следов износа, но и снимают еще некоторый слой материала с целью получения необходимой посадки с заранее изготовленной менее дорогой деталью, имеющей стандартный ремонтный раз-мер. Так обрабатывают шейки коленчатого вала до стандартных ремонтных размеров с целью комплектации их с вкладышами стандартных ремонтных размеров, зеркало гильзы для комплектации с поршнем стандартного ремонтного размера и т.д.
Сборка’соединений со свободными ремонтными размерами всегда связана с подгонкой по месту и ее применяют в случаях, когда важно максимально сохранить материал дорогостоящей детали, а изготовление заменяемой детали не связано с большими технологическими затруднениями и оказывается возможным в условиях индивидуального производства. Заменяемую деталь в этом случае можно заранее подготовить только в качестве полуфабриката.
Преимущество стандартных ремонтных размеров перед свободными состоит в том, что в первом случае есть возможность организовать массовое промышленное производство заменяе-
мых деталей и осуществлять ремонт машин по принципу частичной взаимозаменяемости, что значительно сокращает его продолжительность.
Ремонтные размеры валов и отверстий отличаются от номинальных, как правило, на доли миллиметра, т. е. находятся в одном интервале размеров, поэтому допуски остаются прежними. Требования к макрогеометрии, шероховатости, твердости и износостойкости поверхности не меняются.
Какую деталь нужно заменить и какую восстановить, решают в основном исходя из экономических соображений. Более дорогую деталь почти во всех случаях целесообразно оставить и обработать, а дешевую заменить. Следует заметить, что деталь с несколькими соединяемыми поверхностями может выступать в роли заменяемой или восстанавливаемой. Например, поршень по отношению к гильзе — заменяемая деталь, а по отношению к поршневым кольцам увеличенной толщины — восстанавливаемая. Канавки в поршне протачивают под кольца ремонтного размера по толщине. Отверстие в бобышках также может быть развернуто под палец большей размерной группы.
Стандартные ремонтные размеры широко используют для соединений коленчатый вал — вкладыш, гильза — поршень, поршень — поршневой палец, гильза — поршневое кольцо и др.
Число стандартных ремонтных размеров для соединений одного и того же вида, но для тракторов разных марок неодинаково и зависит от многих факторов: износ деталей, при котором должна быть прекращена эксплуатация соединения; однородность материала детали по глубине от поверхности; точность оборудования и инструмента, применяемого при обработке детали под ремонтный размер и изготовлении заменяемых деталей; конструктивная прочность деталей; ограничения, накладываемые рабочими процессами самих машин, и др.
К недостаткам метода ремонтных размеров относят осложнения в организации ремонта, вызванные ограниченной взаимозаменяемостью; понижение ресурса соединений из-за возрастания удельных нагрузок (например, из-за уменьшения диаметра шейки коленчатого вала и при одновременном увеличении массы поршня ремонтного размера); необходимость переналадки оборудования; затраты на маркировку.
Восстановление посадки соединения постановкой дополнительных деталей. Данный метод — разновидность метода ремонтных размеров. Его применяют при постановке втулок в гнезда под наружные кольца подшипников коренных опор коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238НБ; установке полуколец под вкладыши коренных опор коленчатого вала двигателей и закреплен!™ их штифтами; запрессовке сухих гильз или втулок в гильзы, исчерпавшие ресурс последнего стандартного ремонтного размера; установ-
ке всевозможных дополнительных колец, накладок и т. п. Метод Получает все большее распространение в ремонтной практике, поскольку позволяет «вернуться» при ремонте к номинальным размерам заменяемых деталей со всеми вытекающими отсюда положительными моментами, касающимися условий работы соединений, предусмотренных при конструировании. В связи с этим мож-
|но также говорить об улучшении условий взаимозаменяемости.
4.2. Классификация способов восстановления деталей
Повышение качества ремонта машин при одновременном сни-|жении его себестоимости — главная проблема ремонтного произ-^водства. В структуре себестоимости капитального ремонта машин 160. 70 % затрат приходится на покупку запасных частей, которые ‘даже в условиях рынка остаются дефицитными при росте цен. Основной путь снижения себестоимости ремонта машин — сокращение затрат на запасные части. Частично этого можно до-; биться за «чет бережного и грамотного выполнения разборки •машин и дефектации деталей. Однако главный резерв — восста-, новление и повторное использование изношенных деталей, так как себестоимость восстановления большинства деталей, как правило, не превышает 20. 60% стоимости новой детали. Например, себестоимость восстановления ведущего колеса трактора тягового класса 3 в 2 раза ниже цены нового колеса, себестоимость восстановления поршневого пальца двигателя типа СМД ,’• гидротермической раздачей в 5 раз ниже стоимости нового паль-! ца. Кроме того, восстановление деталей — один из основных пу-, тей экономии материально-сырьевых и энергетических ресурсов, ‘.’решение экологических проблем, так как затраты энергии, металлов и других материалов в 25 —30 раз меньше, чем затраты при изготовлении новых деталей. При переплавке изношенных деталей также безвозвратно теряется до 30 % металла.
В процессе- восстановления деталей можно не только снизить себестоимость ремонта машин, но и во многих случаях повысить в его качество, так как многие из способов восстановления значи-| тельно упрочняют восстанавливаемые поверхности, повышают их износостойкость. В зависимости от физической сущности процессов, технологических и других признаков существующие способы восстановления можно разделить на десять групп (табл. 4.1). При восстановлении деталей способами группы 1 износы поверхностей устраняют слесарной или механической обработкой с изменением их первоначальных размеров. Для получения необходимой посадки применяют соединяемые детали с измененными параметрами или ставят компенсатор износа (кольца, бандажи,
Источник