- Минимальный взнос на капремонт: как устанавливается и кем может быть оспорен
- Первый пример
- Второй пример
- Рекомендации по расчёту минимального размера взноса на капремонт
- Общая потребность в средствах финансирования
- Расчёт размера взноса
- Доступность для жильцов МКД
- Изменения минимального размера взноса
- Собянин подписал постановление о минимальном размере взноса на капремонт в 2021 году
- Рекомендации по расчёту минимального размера взноса на капремонт
- Общая потребность в средствах финансирования
- Расчёт размера взноса
- Доступность для жильцов МКД
- Изменения минимального размера взноса
Минимальный взнос на капремонт: как устанавливается и кем может быть оспорен
Вопрос о взносе на капремонт общего имущества волнует многих собственников квартир. Первый и Второй апелляционные суды общей юрисдикции разбирались с вопросом о правомерности установленного минимального взноса, а также в том, кто может обращаться в суд в случае несогласия с установленным в регионе размером взноса (дела № 66а-5801/2020 и № 66а-1147/2020 соответственно).
Первый пример
Собственники квартир, не согласные с утверждённым Правительством Рязанской области минимальным размером взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, обжаловали постановление в Рязанский областной суд.
Административные истцы обосновывали исковые требования доводами:
• постановление принято с нарушением срока, который установлен Законом Рязанской области;
• постановление противоречит п. 6.2 Методических рекомендаций (Приказ Минстроя РФ от 27 июня 2016 г. № 454/пр), поскольку размер взноса на капитальный ремонт установлен без учёта уровня платёжеспособности населения Рязанской области.
Административное дело было истцами проиграно, и они обратились с апелляционной жалобой в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Вышестоящая инстанция обратила внимание на то, что минимальный размер взноса на капремонт устанавливается региональным нормативным правовым актом в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя РФ (п. 8.1 части 1 статьи 156 ЖК РФ).
При изменении минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту (п. 6.2 Методических рекомендаций).
Суд установил:
• обжалуемое Постановление принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции;
• порядок принятия и опубликования Постановления соблюдён;
• принятие Постановления за пределами установленного Законом Рязанской области срока не нарушает права граждан, поскольку тарифы приняты на будущее время;
• Правительство области предоставило суду документы, которые подтвердили экономическую обоснованность минимальной величины взноса на капремонт.
С учётом всех обстоятельств суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены судебного решения.
Второй пример
Второй апелляционный суд общей юрисдикции рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» из г. Сургута и нескольких граждан — собственников жилых помещений в МКД на определение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Административные истцы — УК и граждане попытались обжаловать Приказ N 2‑нп, который внёс изменения в Приказ 18-нп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского АО — Югры на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» и дополняющий его Приказ N 2‑нп.
Приказ № 2‑нп департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского АО устанавливал более высокий минимальный взнос в многоквартирных жилых домах в панельном исполнении с лифтами, чем в иных многоквартирных домах с лифтами.
В числе доводов административные истцы указывали:
• Приказ не соответствует требованиям ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, пункту 7.2 Методических рекомендаций. По мнению истцов, разница в размере взносов не обеспечивает формирование фонда капремонта в достаточном размере, незаконно уменьшает размер взноса для собственников МКД и ставит в неравное положение истцов как собственников жилых помещений в домах, не оборудованных лифтами, с собственниками, которые проживают в МКД, оборудованных лифтами.
• При расчёте взносов применена недействующая Методика от 07.02.2014 г. № 41/пр.
• Размер минимального взноса на капремонт для домов с наличием лифтов, равный минимальному размеру взносов для домов без лифта, административный ответчик незаконно исключил работы по замене лифтового оборудования из перечня работ, установленного ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
• Придание обратной силы Приказу № 2‑нп обязывает истца — УК, как владельца специального счета МКД, сделать собственникам перерасчет с 01 сентября 2014 г. взносов, что влечет для УК убытки.
Суд автономного округа прекратил производство, посчитав, что административные истцы — и граждане, и УК, не являются субъектами правоотношений, которые регулируются Приказом N 2‑нп. Суд посчитал, что Приказ не подлежит применению к административным истцам и правовых последствий для них не порождает.
Апелляционная инстанция установила, что административные истцы — граждане, не являются собственниками помещений в МКД, для которых установлены оспариваемые минимальные взносы.
В материалах дела нет доказательств, что оспариваемый Приказ нарушает их права.
Второй апелляционный суд общей юрисдикции признал верным определение суда округа в части прекращения дела в отношении истцов — граждан.
Однако с прекращением дела в отношении УК не согласился, поскольку:
• УК — организация, которая осуществляет управление одним из домов, подпадающих под действие Приказа.
• УК — владелец специального счета. На него собственники перечисляют деньги для капремонта общего имущества в МКД.
• Из материалов дела следует, что после издания Приказа в УК обратился собственник с требованием сделать перерасчёт взноса на капремонт.
Поэтому вывод суда о том, что Приказ не порождает для УК обязанности, не нарушает его права и законные интересы, преждевременный и бездоказательный.
Требования административного истца — управляющей компании о признании недействующим Приказа № 2‑нп, подлежат рассмотрению по существу в рамках главы 21 КАС РФ.
Определение суда, как несоответствующее требованиям процессуальных норм, отменено в части требований УК о признании Приказа недействующим.
Источник
Рекомендации по расчёту минимального размера взноса на капремонт
Минстрой России разработал методические указания для определения минимального размера взноса на капремонт. Приказ под номером 454/пр опубликован 27 июня и адресован субъектам РФ.
Чем предлагают руководствоваться при определении размера взноса, разберёмся сегодня.
Минстрой РФ советует рассчитывать размер взноса на капремонт с опорой на три основных принципа:
- учитывать общую потребность в средствах финансирования капремонта;
- делать минимальный размер взноса доступным для жильцов;
- устанавливать такой размер взноса, чтобы финансовых средств хватало для обеспечения региональной программы капитального ремонта.
Общая потребность в средствах финансирования
Приказ рекомендует определять общую потребность по трём параметрам:
- по муниципальным образованиям субъекта РФ;
- учитывая оценочную стоимость капитального ремонта МКД — в ценах года принятия региональной программы капитального ремонта;
- исходя из перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту.
В свою очередь оценочную стоимость предлагается определять как суммарную стоимость всех услуг и работ из перечня минимально необходимых по капитальному ремонту в данном МКД.
При этом нужно учитывать:
- во сколько обойдётся разработка проектной документации;
- цена услуг по строительному контролю;
- необходимо ли неоднократно выполнять отдельные виды услуг и работ по капитальному ремонту в течение срока региональной программы капитального ремонта.
Что касается стоимости услуг и работ по капитальному ремонту, то её лучше всего устанавливать по факту. То есть руководствуясь ценой фактически оказанных услуг/работ для данного МКД за предыдущие 1-3 года.
Расчёт размера взноса
Минстрой РФ рекомендует определять размер минимального взноса, учитывая:
- муниципальные образования субъекта РФ;
- тип МКД;
- удельную стоимость капитального ремонта — рассчитывается в рублях на 1 м² общей площади помещения в МКД на основе оценочной стоимости капитального ремонта МКД;
- срок реализации региональной программы капитального ремонта.
Удельную стоимость Минстрой РФ советует считать путём деления оценочной стоимости капитального ремонта данного типа МКД на суммарную общую площадь помещений в таком МКД. При этом площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД не учитывается.
Таким образом, размер взноса на капитальный ремонт в МКД будет определяться в рублях на 1 м² общей площади помещений в МКД в месяц. Установленный размер взноса может быть постоянным в течение срока действия региональной программы капитального ремонта.
А рассчитать его можно, поделив удельную стоимость капитального ремонта в МКД на общий срок региональной программы.
Желательный срок региональной программы капитального ремонта — 13 лет.
Напомним, что согласно ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса может разграничиваться с учётом типа МКД и стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД.
Поэтому субъекту РФ Минстрой РФ рекомендует оценить целесообразность разделения минимального размера взноса по типам МКД, исходя из различий между значениями необходимого размера взноса для разных типов МКД.
Доступность для жильцов МКД
Важный принцип при утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт — его доступность для простых граждан, жильцов МКД.
В качестве критерия доступности можно использовать долю расходов граждан на оплату жилого помещения и КУ в совместном доходе семьи (в %).
После того, как был установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, предельное значение доли расходов на оплату ЖКУ в общем доходе семьи можно определять с учётом повышения размера платы за КУ.
Изменения минимального размера взноса
Приказ Минстроя РФ рекомендует устанавливать минимальный размер взноса на каждый очередной год реализации региональной программы капремонта. При необходимости его можно изменить, однако учитывая, не поменялись ли:
- платежеспособность населения;
- цена услуг и работ из перечня минимально необходимых по капремонту.
Регионам также указывается на возможность каждые три года (до начала очередного 3-хлетнего плана реализации региональной программы капремонта) проводить переоценку значений необходимого размера взноса.
Кроме того, Минстрой РФ предлагает на официальных сайтах субъектов РФ и в ГИС ЖКХ выкладывать:
- список минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту, на основе стоимости которых рассчитывался минимальный размер взноса;
- смету капремонта, включающую все услуги и работы из переченя минимально необходимых;
- стоимость каждой услуги и работы из перечня минимально необходимых.
Источник
Собянин подписал постановление о минимальном размере взноса на капремонт в 2021 году
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко
Сергей Собянин подписал постановление о минимальном размере взноса на капитальный ремонт в 2021 году. Документ опубликован на портале мэра и правительства Москвы.
«Внести изменение в постановление правительства Москвы «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы», – говорится в документе.
Согласно постановлению, с 1 января 2021 года минимальный взнос на капитальный ремонт составит 19,52 рубля на квадратный метр общей площади помещения в месяц. За выполнением постановления по поручению Собянина должен проследить заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Ранее сенаторы и депутаты от фракции ЛДПР предложили в новых домах отменить взносы за капитальный ремонт в течение первых пяти лет после ввода в эксплуатацию. Данную инициативу поддержал глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
При этом в Минстрое заявили, что подобная инициатива может негативно сказаться на балансе систем субъектов РФ. В министерстве отметили, что в таком случае властям придется принимать дополнительные меры для обеспечения финансирования региональных программ.
Источник
Рекомендации по расчёту минимального размера взноса на капремонт
Минстрой России разработал методические указания для определения минимального размера взноса на капремонт. Приказ под номером 454/пр опубликован 27 июня и адресован субъектам РФ.
Чем предлагают руководствоваться при определении размера взноса, разберёмся сегодня.
Минстрой РФ советует рассчитывать размер взноса на капремонт с опорой на три основных принципа:
- учитывать общую потребность в средствах финансирования капремонта;
- делать минимальный размер взноса доступным для жильцов;
- устанавливать такой размер взноса, чтобы финансовых средств хватало для обеспечения региональной программы капитального ремонта.
Общая потребность в средствах финансирования
Приказ рекомендует определять общую потребность по трём параметрам:
- по муниципальным образованиям субъекта РФ;
- учитывая оценочную стоимость капитального ремонта МКД — в ценах года принятия региональной программы капитального ремонта;
- исходя из перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту.
В свою очередь оценочную стоимость предлагается определять как суммарную стоимость всех услуг и работ из перечня минимально необходимых по капитальному ремонту в данном МКД.
При этом нужно учитывать:
- во сколько обойдётся разработка проектной документации;
- цена услуг по строительному контролю;
- необходимо ли неоднократно выполнять отдельные виды услуг и работ по капитальному ремонту в течение срока региональной программы капитального ремонта.
Что касается стоимости услуг и работ по капитальному ремонту, то её лучше всего устанавливать по факту. То есть руководствуясь ценой фактически оказанных услуг/работ для данного МКД за предыдущие 1-3 года.
Расчёт размера взноса
Минстрой РФ рекомендует определять размер минимального взноса, учитывая:
- муниципальные образования субъекта РФ;
- тип МКД;
- удельную стоимость капитального ремонта — рассчитывается в рублях на 1 м² общей площади помещения в МКД на основе оценочной стоимости капитального ремонта МКД;
- срок реализации региональной программы капитального ремонта.
Удельную стоимость Минстрой РФ советует считать путём деления оценочной стоимости капитального ремонта данного типа МКД на суммарную общую площадь помещений в таком МКД. При этом площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД не учитывается.
Таким образом, размер взноса на капитальный ремонт в МКД будет определяться в рублях на 1 м² общей площади помещений в МКД в месяц. Установленный размер взноса может быть постоянным в течение срока действия региональной программы капитального ремонта.
А рассчитать его можно, поделив удельную стоимость капитального ремонта в МКД на общий срок региональной программы.
Желательный срок региональной программы капитального ремонта — 13 лет.
Напомним, что согласно ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса может разграничиваться с учётом типа МКД и стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД.
Поэтому субъекту РФ Минстрой РФ рекомендует оценить целесообразность разделения минимального размера взноса по типам МКД, исходя из различий между значениями необходимого размера взноса для разных типов МКД.
Доступность для жильцов МКД
Важный принцип при утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт — его доступность для простых граждан, жильцов МКД.
В качестве критерия доступности можно использовать долю расходов граждан на оплату жилого помещения и КУ в совместном доходе семьи (в %).
После того, как был установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, предельное значение доли расходов на оплату ЖКУ в общем доходе семьи можно определять с учётом повышения размера платы за КУ.
Изменения минимального размера взноса
Приказ Минстроя РФ рекомендует устанавливать минимальный размер взноса на каждый очередной год реализации региональной программы капремонта. При необходимости его можно изменить, однако учитывая, не поменялись ли:
- платежеспособность населения;
- цена услуг и работ из перечня минимально необходимых по капремонту.
Регионам также указывается на возможность каждые три года (до начала очередного 3-хлетнего плана реализации региональной программы капремонта) проводить переоценку значений необходимого размера взноса.
Кроме того, Минстрой РФ предлагает на официальных сайтах субъектов РФ и в ГИС ЖКХ выкладывать:
- список минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту, на основе стоимости которых рассчитывался минимальный размер взноса;
- смету капремонта, включающую все услуги и работы из переченя минимально необходимых;
- стоимость каждой услуги и работы из перечня минимально необходимых.
Источник