Минусы ремонта по состоянию
Дискуссию ведут читатели
К.В.ЯВРИЯНЦ, инженер Службы корпоративной информации Северо-Кавказской дороги
Политика экономии финансовых ресурсов напрямую затрагивает локомотивный комплекс сети железных дорог, вынуждая руководителей ОАО «РЖД» искать пути сокращения расходов как на эксплуатацию, так и на ремонт тягового подвижного состава. С этой целью разрабатываются технические и организационные мероприятия, совершенствуется нормативная база. В печатных изданиях, освещающих работу железнодорожного транспорта, все чаще публикуются статьи с предложениями о пересмотре существующего порядка ремонта локомотивов и отказе от системы постановки на ремонт в соответствии с нормами межремонтных пробегов.
В качестве альтернативы плановой системе организации технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава выдвигается проект выполнения ремонта в зависимости от его технического состояния. Основным положениям этого проекта были посвящены публикации в журналах «Железнодорожный транспорт» № 10, 201 б г. и «Локомотив» № 1,2017 г. (авторы статей — канд. техн, наук А.Н. Головаш, канд. экон, наук П.Н. Рубежанский и д-р экон, наук Н.Б. Куршакова, г. Омск). Согласно представленной концепции, переход на систему ремонта по техническому состоянию снизит затраты ОАО «РЖД» и повысит надежность работы локомотивов. Так ли это, попробуем разобраться.
Вопрос первый: исчерпала ли свой ресурс ныне действующая система ремонта локомотивов? Предлагая внедрить систему ремонта по техническому состоянию, авторы этой концепции утверждают, что существующая система планового ремонта локомотивов неэффективна. В подтверждение этому приводятся данные отчета ТО-15 о количестве неплановых ремонтов с пересчетом на 1 млн. км пробега локомотивов. Динамика неутешительная: из года в год наблюдается рост данного показателя. Наибольший скачок зафиксирован в течение последних шести лет — с 17,5 случаев на 1 млн. км пробега в 2009 г до 85,5 в 2015 г.
Как отмечают авторы, после разделения локомотивного комплекса на ремонтный и эксплуатационный блоки качество ремонта ухудшилось. Не стану опровергать это утверждение, но говорить о катастрофическом (в 5 раз) ухудшении ситуации неправомерно. Динамика роста неплановых ремонтов во многом обусловлена «человеческим фактором». Будем откровенны, до разделения локомотивного комплекса начальник депо (не эксплуатационного, не ремонтного, не сервисного, а единого — локомотивного) нес всю ответственность за техническое состояние приписного парка локомотивов. Соответственно, начальник депо принимал все меры для выполнения планового задания по содержанию локомотивов в эксплуатируемом парке — как в реальности, так и в отчетности.
Кроме того, в едином локомотивном комплексе начальник депо стремился сократить количество отцепок тяговых единиц от транзитных поездов, оперативно принимая решения о возможности следования с неисправностями, не угрожающими безопасности движения и сокращая тем самым количество заходов на неплановый ремонт. Сейчас ситуация изменилась кардинально — начальник эксплуатационного депо не отвечает за просчеты и недоработки ремонтников и не заинтересован в искажении статистических данных о неплановых ремонтах. С «человеческим фактором» в данном случае напрямую связан и «фактор информационный».
Следует учесть, что уже упомянутый отчет ТО-15 формировался в ручном режиме работниками технического отдела локомотивно
го депо (сейчас — эксплуатационного локомотивного) и не контролировался данными информационных систем. Однако в настоящее время количество неплановых ремонтов фиксируется информационными системами ОАО «РЖД» в автоматизированном режиме (отчет ТО-34ВЦ), что позволяет проверить достоверность данных отчета ТО-15 и приблизить их к реальности.
Таким образом, приведенные факторы вынуждают относиться к данным о гигантском росте числа неплановых ремонтов с большой осторожностью. Утверждать о катастрофическом ухудшении технического состояния локомотивов и, соответственно, о несостоятельности системы планового их ремонта только на основе данных отчета ТО-15 неправомерно.
Вопрос второй: уменьшатся ли затраты ОАО «РЖД» при отказе от постановки на ремонт по нормам межремонтных пробегов?
Очевидная, казалось бы, истина — снижение количества выполненных ремонтов позволит уменьшить трудозатраты на их выполнение.
Это открывает возможность для сокращения количества работников ремонтных цехов и снижения общих затрат на локомотиворемонтный комплекс. Осталось выяснить, чьи в этом случае экономятся деньги.
В 2014 г. техническое обслуживание (кроме ТО-1) и текущий ремонт локомотивов ОАО «РЖД» были переданы на сервисное обслуживание компаниям «ТМХ-Сервис» и «СТМ-Сервис». Чтобы понять, каким образом формируются затраты ОАО «РЖД» на ремонт, проанализируем основные положения Договора на сервисное обслуживание локомотивов № 285 от 30 апреля 2014 г. между ОАО «РЖД» и компанией «ТМХ-Сервис» (далее — Договор № 285).
В соответствии с положениями раздела 5 Договора № 285, расчет оплаты за сервисное обслуживание производится для двух категорий тягового подвижного состава. К первой категории относятся магистральные локомотивы грузового и пассажирского движения, ко второй — локомотивы (как магистральные, так и маневровые), закрепленные для работы в вывозном, хозяйственном движениях и на специальной маневровой работе. Доминирующее положение в общем количестве локомотивов данной категории занимают маневровые тепловозы.
Общая стоимость сервисного обслуживания локомотивов первой категории (грузовое и пассажирское движение) определяется как произведение ставки обслуживания за 1 км пробега локомотивов, относящихся к данной категории, на общий их пробег за отчетный месяц. Общая стоимость сервисного обслуживания локомотивов второй категории (вывозное, хозяйственное движение и маневровая работа) определяется как произведение стоимости за час нахождения локомотива в эксплуатируемом парке на часы нахождения данной серии в эксплуатируемом парке за отчетный месяц.
В случае невыполнения заданного Договором № 285 параметра коэффициента технической готовности (КТГ), расчетный размер оплаты за сервисное обслуживание умножается на величину, полученную делением фактического КТГ на нормативный. Положения Дополнительного соглашения от 30.12.2016 г. № 2 к Договору № 285, учитывающие стоимость работ по техническим решениям для продления срока службы локомотивов (РПСС-2,3) в данном случае не рассматриваются, так как основные принципы расчета оплаты по километрам пробега или часам эксплуатируемого парка не изменились.
Изложенный порядок расчета оплаты за сервисное обслуживание локомотивов показывает, что расходы ОАО «РЖД» на оплату услуг «ТМХ-Сервис» никак не зависят от количества выполненных ремонтов и технических обслуживаний, но прямо пропорциональны количеству километров пробега (для грузовых и пассажирских локомотивов) или часов нахождения в эксплуатируемом парке (для вывозных, маневровых и хозяйственных локомотивов). Расходы на выполнение ТО и текущих ремонтов ложатся на сервисную компанию. Снижение количества выполненных ремонтов выгодно только сервисным компаниям, но не ОАО «РЖД»
Авторы концепции ремонта по техническому состоянию признают, что существующих средств технического контроля и диагностики оборудования локомотивов совершенно недостаточно для охвата всего локомотивного парка. Применяемые системы не могут контролировать состояние всех узлов локомотива. Сразу возникает вопрос: кто и за чей счет будет разрабатывать, закупать, устанавливать и обслуживать новые системы контроля и диагностики?
Вряд ли сервисные компании захотят возложить эти расходы на себя даже при условии сохранения собственности на приобретаемое оборудование. Договор № 285 предусматривает передачу сервисной компании оборудования, средств измерений и инструментов, находящихся на территории депо сервисного обслуживания.
Очевидно, что все расходы на дополнительные средства технического контроля и диагностики будет нести ОАО «РЖД», а выгоду от их использования (в виде сокращения расходов на ремонт) получит сервисная компания.
Вопрос третий: повысится ли надежность локомотивов при переходе на систему ремонта по техническому состоянию и, соответственно, при увеличении межремонтного пробега? В подтверждение эффективности предлагаемой системы ее авторы сообщают об удачном эксперименте в ремонтном локомотивном депо Московка Западно-Сибирской дороги, где с сентября 2010 г. производится ремонт по техническому состоянию дизель-генера- торных установок тепловозов ТЭМ2.
Делая вывод об эффективности новой системы, авторы не приводят никаких статистических данных о результатах проведенного эксперимента. Достигнуто ли снижение количества неплановых ремонтов, уменьшилось ли среднее время нахождения локомотивов на плановых видах ремонта, сократилось ли количество тяжелых повреждений ДГУ? Нелишними были бы данные о динамике изменения деповского процента неисправных локомотивов, о количестве локомотивов данной серии, находящихся в распоряжении депо и о числе локомотивов, исключенных из инвентарного парка в период проведения эксперимента.
Тот факт, что привлеченные к эксперименту тепловозы сохранили работоспособность, еще не говорит об эффективности предлагаемой системы ремонта. Но если даже результаты эксперимента положительные, то считать их пригодными к применению для всей сети очень рискованно, особенно для магистральных локомотивов. Условия работы ДГУ маневровых тепловозов намного легче, чем грузовых. Маневровые тепловозы, в отличие от грузовых, обслуживаются закрепленными бригадами, мотивированными на сохранение работоспособности локомотива и имеющими возможность обслуживания тепловоза во время технологических перерывов.
Если не принимать в расчет бортовые системы диагностики оборудования, то сама идея о повышении надежности локомотивов при увеличении межремонтных пробегов и, соответственно, при сокращении количества ремонтов выглядела бы полностью абсурдной — получается, ремонт ухудшает надежность локомотива! Но кардинально ли меняет ситуацию применение бортовых систем? При всех достоинствах этих систем очевидно, что охватить контролем все оборудование локомотива они не в состоянии. Если будет внедрена система постановки на ремонт в зависимости от технического состояния контролируемых узлов, то каким образом будет обслуживаться и ремонтироваться остальное (и прежде всего механическое) оборудование локомотивов?
В этой связи целесообразно процитировать описание эксперимента с тепловозами ТЭМ2, приведенное самими авторами новой концепции: «В случае отклонения параметров ДГУ от нормы тепловозу на ближайшем ТО или ТР производится регулировка для восстановления параметров до нормативных значений. Если параметры ДГУ восстановить невозможно, то тепловоз устанавливается на реостатной станции, где с помощью комплексов «КИПАРИС» и АПК «Борт» производится глубокое диагностирование ДГУ и определяется необходимый объем ремонта конкретного узла».
Отсюда следует, что самих плановых ремонтов локомотивов никто не отменял, а применяемая система диагностирования АПК «Борт» выполняла функции консультанта при проведении очередного ТО или ТР. Против подобного применения систем диагностики нет никаких возражений. Но никакая система диагностирования не сможет заменить периодический осмотр, обслуживание и ремонт всех узлов локомотива квалифицированным ремонтным персоналом.
Вопрос четвертый: а каковы риски от применения новой системы ремонта для основных партнеров по содержанию локомотивного парка: сервисных компаний и ОАО «РЖД»? Как собственник, ОАО «РЖД» рискует прежде всего работоспособностью принадлежащих ему локомотивов. Если предлагаемая система ремонта по техническому состоянию окажется неэффективной и произойдет массовый выход из строя дорогостоящего оборудования локомотивов, то убытки в полном объеме лягут только на ОАО «РЖД». Возможный ущерб будет складываться не только из стоимости поврежденного оборудования, но и из убытков от неос- воения предъявляемого объема перевозки грузов из-за нехватки локомотивов.
Надо ли нашему холдингу рисковать своим имуществом и своими доходами ради снижения расходов сервисных компаний? В ‘периоды дефицита локомотивного парка ОАО «РЖД» неоднократно увеличивало нормы межремонтных пробегов, но это была вынужденная мера для обеспечения локомотивами растущего грузопотока. Однако в настоящее время дефицита локомотивной тяги нет. По данным отчета ТО-32ВЦ, в феврале 2017 г. на консервации содержалось 9 % инвентарного и 14,7 % эксплуатируемого парка грузовых электровозов.
По тепловозам картина выглядит еще более благополучной: на консервации находились 20,3 % инвентарного и 37,5 % эксплуатируемого парка грузовых тепловозов. В нынешней ситуации рисковать исправностью собственных локомотивов для ОАО «РЖД» нет никакой необходимости. Не надо только создавать искусственный дефицит парка путем избыточной постановки локомотивов на консервацию.
Теперь о рисках сервисной компании (если таковые есть).
Сокращение количества текущих ремонтов повышает шансы сервисной компании на выполнение установленного договором значения коэффициента технической готовности локомотивов и, как следствие, на получение платы за сервисное обслуживание в полном объеме. При избытке локомотивного парка даже тяжелое повреждение оборудования локомотива не создает для сервисной компании особых проблем — ОАО «РЖД» выведет из консервации другой, а оплата за обслуживание все равно зависит от пробега или времени нахождения в эксплуатируемом парке.
Доказать связь между возникновением неисправности на локомотиве и ростом межремонтного пробега практически невозможно, да и документы, регламентирующие порядок постановки на ремонт, утверждаются руководителями ОАО «РЖД». Авторы концепции ремонта по техническому состоянию выделили в качестве лимитирующего оборудования тяговые двигатели электровозов и дизель-генераторные установки тепловозов. Эти же узлы являются самыми дорогостоящими и работают в самых тяжелых условиях.
Кто будет нести финансовую ответственность при увеличении тяжелых повреждений этих узлов?
Согласно Приложению № 1 к Договору № 285, тяговые двигатели, тяговые генераторы и дизели относятся к Линейному оборудованию. В соответствии с требованиями п. 3.1.18 Договора № 285 оплачивать сервисной компании работы по заводскому ремонту и приобретению Линейного оборудования обязано ОАО «РЖД». И еще по теме: Договором № 285 не оговаривается ответственность сервисной компании за ущерб от задержек поездов из-за неисправностей локомотивов, возникших по причине некачественного сервисного обслуживания.
Вывод из всего сказанного следующий: все видимые риски и дополнительные затраты при внедрении системы ремонта локомотивов по техническому состоянию ложатся только на ОАО «РЖД», а все выгоды от применения этой системы получат только сервисные компании. В условиях профицита локомотивной тяги внедрение этой системы нецелесообразно.
Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 — 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Источник
Часовой пояс GMT +3, время: 15:06 . |