Мониторинг при капитальном ремонте

Мониторинг результатов энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов

Monitoring of Results of Energy Efficient Overhaul of Apartment Buildings

K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (OOO CENEF-XXI), Moscow

Keywords: energy efficient overhaul, thermal energy use, electrical energy use, list of energy saving measures, financial support amount

Energy efficient overhaul of 37 apartment buildings located in six regions of Russia was performed in 2017 with financial support from the state. Let’s use the Kaliningrad region as an example to look at the most common problems and mistakes that were identified during evaluation of economy of public utilities after energy efficient overhaul of building.

В 2017 году при финансовой поддержке государствапроведен энергоэффективный капитальный ремонт 37 многоквартирных домов, расположенных в шести регионах России. Рассмотрим на примере Калининградской области наиболее распространенные проблемы и ошибки, которые были выявлены при оценке экономии коммунальных ресурсов после реализации энергоэффективного капремонта в зданиях.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

К. Б. Борисов, канд. техн. наук, исследователь, Центр энерго­эффективности XXI век (ООО «ЦЭНЭФ-XXI»), Москва

В 2017 году при финансовой поддержке государства проведен энергоэффективный капитальный ремонт 37 многоквартирных домов, расположенных в шести регионах России. Рассмотрим на примере Калининградской области наиболее распространенные проблемы и ошибки, которые были выявлены при оценке экономии коммунальных ресурсов после реализации энергоэффективного капремонта в зданиях.

О предоставлении финансовой поддержки на проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов

Постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 181 был определен целевой показатель экономии расходов на коммунальные ресурсы (ЦПэ), по величине которого определяется размер финансовой поддержки при выполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в составе работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД). Значение ЦПэ определяется по формуле (1) (см. Формулы).
Коммунальными ресурсами, расходы на оплату которых учитываются для цели предоставления финансовой поддержки, являются:

  • Тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение (объем потребления определяется по показаниям общедомового прибора учета).
  • Электрическая энергия на общедомовые нужды (ОДН). Объем потребления определяется по показаниям отдельного прибора учета расхода электроэнергии на ОДН.?При отсутствии отдельного прибора учета расхода электроэнергии на ОДН объем потребления определяется как разность показаний общедомового прибора учета и суммы показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета в МКД.

Основные условия предоставления финансовой поддержки на проведение энергоэффективного капитального ремонта (ЭКР) многоквартирного дома:

  1. МКД не является аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  2. Срок эксплуатации МКД должен быть не менее 5 и не более 60 лет.
  3. Оснащение общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (тепловая энергия, электрическая энергия). При этом расчет платы за коммунальные ресурсы должен осуществляться на основании показаний общедомовых приборов учета непрерывно в течение 12 месяцев, взятых за 3-летний период до даты подачи заявки на предоставление финансовой поддержки для проведения капитального ремонта МКД.
  4. Выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта МКД.
  5. Уменьшение расходов на оплату коммунальных ресурсов после капитального ремонта МКД не менее чем на 10 % (ЦПэ ≥ 10 %).

В 2017 году в рамках реализации постановления Правительства РФ № 18 для цели получения финансовой поддержки был проведен энергоэффективный капитальный ремонт 37 многоквартирных домов, расположенных в шести регионах России: Алтайский край (6 МКД), Воронежская область (2 МКД), Калининградская область (11 МКД), Новосибирская область (9 МКД), Ульяновская область (8 МКД), Хабаровский край (1 МКД). При выполнении ЭКР в этих домах было реализовано 96 энерго­сберегающих мероприятий с применением современных энергоэффективных технологий.

Капитальные затраты на ЭКР составили 110,35 млн руб. Со стороны государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ГК ФСР ЖКХ) в качестве финансовой поддержки энергоэффективного капитального ремонта МКД было направлено 46,68 млн руб.

Читайте также:  Acer liquid metal после ремонта

Экономия тепловой энергии с приведением к сопоставимым климатическим условиям (коррекция на градусо-­сутки базового периода до капитального ремонта) равна 8 380 Гкал, или 16,2 %.

Рассмотрим на примере МКД Калининградской области наиболее распространенные проблемы и ошибки, которые были выявлены при оценке экономии коммунальных ресурсов после реализации ЭКР в зданиях.

Необходимость приведения к сопоставимым климатическим условиям при оценке экономии тепловой энергии

Для тех месяцев отопительного периода, по которым имелись полные и достоверные показания общедомовых приборов учета (как для базового периода, так и для расчетного периода), экономия тепловой энергии определялась по формуле (2). Без приведения к сопоставимым климатическим условиям экономия тепловой энергии на отопление после реализации энергосберегающих мероприятий по отдельным месяцам отопительного периода может быть существенно завышена (табл. 1).

Таблица 1
Экономия тепловой энергии на отопление МКД (Калининград) за отдельные месяцы отопительного периода

Экономия тепловой энергии за отопительный период для всех МКД Калининградской области, где реализован ЭКР, определялась по формуле (2). Полученные значения экономии тепловой энергии по зданиям представлены в табл. 2, из них видно, что для 11 многоквартирных домов расхождение в значениях экономии тепловой энергии за отопительный период с приведением и без приведения к сопоставимым климатическим условиям было равным 1,5–7,1 %. При этом в отдельные месяцы отопительного периода это расхождение возрастало до 18,4–33,5 % (табл. 1).

Низкая достоверность данных о потреблении электрической энергии на ОДН

Для многих МКД данные о потреблении электрической энергии на общедомовые нужды имеют очень низкую достоверность.
Значения объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды зданий характеризуются высокой не­определенностью и изменчивостью, что связано с методикой их расчета. Расход электрической энергии на ОДН чаще всего представляет собой разницу между показаниями общедомового прибора учета и объемом электроэнергии, оплаченным населением по индивидуальным (квартирным) электросчетчикам. Таким образом, получаемые значения напрямую зависят от платежной дисциплины населения, что определяет «скачущую» динамику расхода электрической энергии на ОДН, которая не отражает фактического потребления.

Таблица 2
Экономия тепловой энергии для МКД за отопительный период (октябрь–апрель)

Для многих МКД реальный ежемесячный объем потребления электроэнергии на ОДН за базовый период (до капитального ремонта) не определялся, а оценивался на основе экстраполяции данных всего за 1 месяц, степень достоверности которых также может быть невысокой. В течение расчетного периода (после капитального ремонта) с октября 2017 года по июнь 2018 года для нескольких многоквартирных домов также были зафиксированы недостоверные значения ежемесячного расхода электроэнергии на ОДН 3 .

Таблица 3
Экономия электроэнергии на ОДН после капитального ремонта

Недостоверные данные по потреблению электрической энергии на общедомовые нужды МКД до и после капитального ремонта приводят к тому, что значение экономии электроэнергии на ОДН, которое определяется по формуле (3), будет неверным.

Оценка экономии электрической энергии на ОДН для всех МКД Калининградской области, на которых был реализован энергоэффективный капитальный ремонт, представлена в табл. 3, где плюс обозначает экономию электроэнергии, а минус – ее перерасход.

Для пяти МКД после энергоэффективного капитального ремонта уменьшение потребления электроэнергии на общедомовые нужды составило от 912 до 8 006,4 кВт•ч (15,6–57,9 %). Но мероприятия по сокращению расхода электрической энергии на ОДН при капитальном ремонте этих многоквартирных домов не проводились. Соответственно, правильнее будет сказать, что определена не экономия электроэнергии за счет реализованных энергосберегающих мероприятий, а изменение значений потребления электрической энергии на ОДН по другим причинам.

Для трех МКД после энергоэффективного капитального ремонта зафиксировано увеличение потребления электроэнергии на общедомовые нужды с 584,4 до 24 432 кВт•ч (6,7–161,4 %). Такое увеличение объясняется работой насосного оборудования, которое входит в состав автоматизированных узлов управления системой отопления (АУУ СО), которые были установлены в этих зданиях при реализации ЭКР.

Для трех МКД после энергоэффективного капитального ремонта увеличение потребления электроэнергии на общедомовые нужды составило от 152 629,9 до 338 092,9 кВт•ч (перерасход от 8 до 23 раз). Такое явно завышенное потреб­ление электрической энергии объясняется только недостоверными значениями расхода электроэнергии на ОДН, которые были неправильно зафиксированы в этих зданиях после реализации ЭКР.

О других условиях качественной и достоверной оценки реальной экономии энергии после реализации энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов читайте в следующем номере журнала «Энергосбережение».

Читайте также:  Руководство по ремонту рено логан 2014 года

Источник

Контроль выполнения и качества работ по капитальному ремонту многоквартирного дома

Как проконтролировать качественное проведение работ по капитальному ремонту?

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.

В отличие от контроля за содержанием и текущим ремонтом, в отношении капитального ремонта, наиболее сложного и дорогостоящего вида ремонта, все более урегулировано и законодательно закреплено в многочисленных нормативных актах, особенно в последнее время. Для общего представления об этом прилагается материал «Система контроля за проведением капитального ремонта».

Предмет контроля

Соблюдение сроков, объема и качества проведения работ и оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества.

Нормативная документация, определяющая требования к организации и проведению работ, оказанием услуг по капитальному ремонту

Жилищный кодекс РФ, раздел IX «Организация капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения».

Ведомственные строительные нормы ВСН 42-85(р) «Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий» (утв. приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР 7 мая 1985 г. N 135) (с изменениями от 6 мая 1997 г.).

Документов, регулирующих все и вся в сфере капитального ремонта, масса. Мы останавливаемся только на этих, поскольку основным объектом контроля является соответствие работ/услуг проектной документации и договору подрядчика с заказчиком (региональный оператор, УК, ТСЖ – список закрыт). Доступ к этим материалам является ключевым в организации контроля со стороны собственников.

Параметры в соответствии с нормативной документацией

  • Соблюдение сроков проведения капитального ремонта.
  • Соблюдение объемов проведения капитального ремонта.
  • Соблюдение качества оказания услуг (особое внимание на используемые материалы).

Методы контроля

Контроль со стороны собственников, Совета МКД присутствует на заключительном этапе, участие представителей собственников в окончательной приемке работ в составе комиссии просто обязательно.

В то же время, несмотря на обилие контролирующих структур: организаций, осуществляющих строительный контроль; заказчика (от имени собственников Региональный оператор, УК, или даже муниципалитет); органов государственного жилищного надзора, собственник сталкиваются с тем, что их не уведомляют о проведении промежуточных (этапных) проверок, не знакомят с проектной документацией, не приглашают к участию в выборе подрядчиков. Поэтому «все приходится делать самому». Иными словами, при видимом окончании какого-либо типа работ, приходится приглашать организацию, ответственную за содержание дома – а это УК – и проверять промежуточное качество работ.

Практикуется также «контроль на ввозе». Конечно, наиболее это отработано в ТСЖ, но и Советы МКД также начинают осваивать такую практику. Проще говоря, при завозе материалов контролируется их соответствие проектно-сметной документации, она должна быть на руках СМКД.

Чтобы проверить проектную документацию на соответствие всем СНИПам и ГОСТам, надо положить на это отдельную жизнь уполномоченного собственниками лица. Но, если есть возможность, опыт и знания, можно уже при составлении проектной документации вмешиваться, опираясь на применяемые и сейчас советские ведомственные строительные нормы (ВСН) – своеобразный «Отче наш» для проектировщиков.

Примеры результирующей документации

В случае некачественного производства работ и оказания услуг по капитальному ремонту составляется акт проверки качества выполнения работ по капитальному ремонту. Такой акт СМКД может подготовить самостоятельно, но обязательно с привлечением специалистов УК и подрядчиков. Таких актов может быть несколько, или даже много, в зависимости от этапности и видов работ/услуг.

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

Главное – ответственное участие в приемке работ и услуг в составе представительной комиссии, возможно, с участием собственных специалистов – они могут подсказать важные вещи.

На работы по капитальному ремонту распространяются, в зависимости от определенных видов работ, различные гарантийные сроки, в основном от 3 до 5 лет. Здесь, при обнаружении дефектов, необходимы совместные действия СМКД и УК в отношении подрядчика, может быть, и с привлечением органов жилищного, технического надзора, организаций, осуществлявших строительный контроль.

Система контроля за проведением капитального ремонта

Кто имеет право контролировать качество работ по капитальному ремонту?

  • Контроль качества выполнения работ по капитальному ремонту осуществляет организация, осуществляющая строительный контроль, на основании договора, заключенного по итогам конкурса по выбору такой организации.
  • На любом этапе проведения капитального ремонта, собственник вправе обратиться к заказчику по всем интересующим вопросам.
  • Приемка выполненных работ по капремонту осуществляется путем подписания акта приемки выполненных работ комиссией, в состав которой входит лицо, уполномоченное действовать от имени собственников.
Читайте также:  Мотороллер муравей ремонт коробки передачи

В процессе проведения капитального ремонта подрядная организация обязана вести журнал производства работ, записи о ходе выполнения работ, в том числе замечания по качеству работ делают организация, осуществляющая строительный контроль, а также представители собственников.

При организации проведения капитального ремонта Региональный оператор обязан контролироватькачество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

В течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов. ч. 8 ст. 189 ЖК РФ.

Самое главное. Помимо специализированных организаций, полное право осуществлять контроль за процессом капитального ремонта имеют представители собственников – Советы МКД, Правления ТСЖ. Что и реально происходит, и происходит достаточно эффективно.

В качестве примера приводится «Акт проверки качества выполнения работ по капитальному ремонту», который можно использовать в качестве образца.

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Контроль выполнения и качества работ по капитальному ремонту многоквартирного дома

Акт проверки

качества выполнения работ по капитальному ремонту

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

г. ___________________ «____ »______________ 20__ г.

Комиссия в составе:

председателя и членов Совета многоквартирного дома №____ по ул. __________________(Ф.И.О.)

членов технической комиссии многоквартирного дома № ____ по ул. _______________ (Ф.И.О.) (при наличии такой комиссии в доме)

представителей управляющей компании (Ф.И.О., должность):

представителей подрядной организации (Ф.И.О., должность):

провели проверку качества выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № _____ по ул. _________________ .

В ходе проверки было выявлено следующее:

Комиссия осмотрела ремонтируемый объект — крышу многоквартирного дома № _____ по ул. _________________. Были проверены объемы выполненных работ, материалы, используемые при выполнении ремонтных работ, проверено соответствие выполненных работ и используемых материалов техническому заданию договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № _____ по ул. _________________.

Описание характеристик работ в процессе проверки (на основании технического задания договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № _____ по ул. __________________________): _________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ:

При выполнении работ по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома № ____ по ул. ___________ на основании технического задания к договору на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № _____ по ул. _________________ должен быть использован кровельный материал марки Техноэласт ЭКП-5,0, сланец серый. Установлено, что подрядчик для выполнения работ по капитальному ремонту крыши завез на объект кровельный материал марки, не соответствующей техническому заданию договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши.

В связи с выявленными в процессе проверки нарушениями ООО «Подрядная организация» должна заменить кровельный материал для капитального ремонта крыши в соответствии с техническим заданием договора на выполнение работ.

Другие условия: ________________________________________________________________________

Настоящий акт составили:

Председатель Совета МКД подпись ФИО
Члены Совета МКД подпись ФИО
подпись ФИО
Члены технической комиссии подпись ФИО
подпись ФИО
Представители управляющей организации подпись ФИО
подпись ФИО
МП
Представители подрядной организации подпись ФИО
подпись ФИО

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Источник

Оцените статью