Войсковой ремонт легкого многоцелевого транспортера-тягача
МТ-ЛБ.
Руководство.
Страница 15 | Страница 123 | Страница 145 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение Общие указания Указания по технике безопасности Указания по специальной обработке транспортера-тягача Указания по подготовке и проведению ремонта транспортера-тягача Часть первая Двигатель и его системы Часть вторая Двигатель и его системы Источник ЗРК «Стрела-10»Военная кафедра Казахского национального университета имени аль-Фараби 18. Ходовая часть и электрооборудование МТ-ЛБ1. Назначение и устройство гусеничного движетеля, подвески и корпуса Ходовая часть транспортера состоит из гусеничного движителя и подвески. Гусеничный движитель служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение транспортера. Гусеничный движитель состоит (рис.1) из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами и двенадцати опорных катков. Рис.1. Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ) Гусеницы с закрытым шарниром (рис 2). Каждая новая гусеница состоит из 108 звеньев. Звено представляет собой фасонную штамповку. Звенья пятипроушинные, гребневые. Звенья соединяются в гусеницу обрезиненными пальцами. Резиновые кольца пальцев служат для уплотнения шарниров от воздействия внешней среды, что улучшает ходовые качества гусеничных цепей. Рис.2. Гусеница с закрытым шарниром : 1 – звено; 2 – обрезиненный палец Ведущие колеса (рис. 3) служат для перематывания гусеничных лент. Колеса надеваются на шлицы хвостовика водила бортовой передачи. Рис.3. Ведущее колесо: 1 – венец; 2 – ступица; 3 – болт с гайкой Ведущее колесо состоит из двух зубчатых венцов и ступицы с приваренными к ней двумя дисками. Венцы ведущего колеса крепятся к дискам болтами с гайками и шплинтуются. Направляющие колеса с натяжными устройствами (рис.4) предназначены обеспечить требуемое натяжение гусениц и направление их во время движения транспортера. Они расположены в кормовой части транспортера. Направляющее колесо состоит из двух сварных ободьев. В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла. Рис.4. Направляющее колесо с натяжным устройством Натяжение гусеницы осуществляется поворотом коленчатой оси в кронштейне, приваренном к борту корпуса транспортера. Натяжной винт закреплен в шаровой опоре, установленной в кронштейне, вваренном в днище корпуса. Натяжной винт фиксируется стопорной планкой, которая крепится к кронштейну шаровой опоры болтом. Опорные катки (рис.5) служат для восприятия массы машины и распределения его по гусеничным лентам. Каток смонтирован на малой оси балансира на двух шарикоподшипниках. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава пустотелыми. Опорный каток состоит из ступицы, дисков и обода. Все детали соединены между собой сваркой. К ободу привулканизирована массивная шина. В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, для контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла. Рис.5. Опорный каток Подвеска (рис. 6) служит для смягчения толчков и ударов при движении машины. Подвеска — независимая, торсионная, состоит из 12 балансиров, 12 торсионных валов, 4 гидроамортизаторов и 4 пружинных упоров. Стальные балансиры (рис.7) свободно качаются в кронштейнах на текстолитовых втулках. Торсионные валы (рис.7) являются упругими элементами подвески. Они стальные, невзаимозаменяемые. Правые торсионные валы окрашены в серый цвет, левые валы — в синий цвет. С левой стороны машины устанавливаются пять левых валов и один правый (шестой), с правой — пять правых и один левый (шестой). С левой стороны транспортера устанавливается пять левых торсионных валов и одни правый (шестой), с правой — пять правых и один левый (шестой) (рис 7). Пружинные упоры (рис. 7) предназначены для ограничения хода опорного катка. Рис.7. Подвеска транспортера-тягача: 1 – гидроамортизатор; 2 – упор; 3 – правый торсионный вал; 4 – левый торсионный вал; 5 – опорный каток; 6 — балансир Гидроамортизаторы (рис.8) являются дополнительным агрегатом подвески и предназначены для гашения колебаний корпуса, возникающих при движении транспортера по неровностям пути, и повышения плавности хода. Гидроамортизаторами поршневого (телескопического) типа двустороннего действия оборудованы передние и задние балансиры транспортера. Корпус МТ-ЛБ (рис.9) из стали цельносварной, водонепроницаемый, обладает водоизмещением, позволяющим транспортеру держаться на плаву при номинальной грузоподъемности. Корпус состоит из носа рамы, днища, кормового листа, лобового листа и крыши. К носу рамы приварены два буксирных крюка (рис.9). К бортам носа рамы приварены накладки для крепления бортовых передач (рис.10). К днищу носа рамы припарены опоры главной передачи, кронштейны тормозных камер, кронштейны воздушных баллонов. Рис. 9. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ: 1 – вид спереди; 2 – вид сзади К днищу и нижним бортам корпуса приварены кронштейны подвесок (рис.10). К днищу и кронштейнам подвесок приварены торсионные балки. К днищу в кормовой части приварены кронштейны направляющих колес и кронштейны механизма натяжения. Рис. 10. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ: 1 – накладка бортовой передачи; 2 – буксирный крюк; 3 – кронштейн подвески В днище корпуса выполнены герметически закрывающиеся люки для слива масла из главной передачи, промежуточного редуктора, двигателя и масляного бака главной передачи и люки для слива топлива из топливных баков. Для слива воды после преодоления водных преград в носовой и кормовой частях днища имеется три кингстона. В носовой части на верхнем лобовом листе выполнен люк для монтажа и обслуживания главной передачи (рис.9.1). В отделении управления на лобовом листе имеются смотровые стекла, закрываемые крышками. В крыше отделения управления выполнены: справа — люк командира, слева — люк водителя. Над отделением двигателя в крыше имеется люк для монтажа и обслуживания двигателя. На кормовом листе корпуса имеется два люка для боеукладки (рис.9.2). Крышки люков открываются с помощью ключа запора, придаваемого в одиночный комплект ЗИП и размещенного в кармане спинки сиденья водителя. 2. Электрооборудование МТ-ЛБ Электрооборудование обеспечивает подготовку к пуску и пуск двигателя, контроль за его работой, освещение внутри и снаружи машины, сигнализацию и др. Электрооборудование состоит из источников электрической энергии, потребителей, контрольно-измерительных приборов, вспомогательной аппаратуры и проводов. Источниками электрической энергии являются две аккумуляторные батареи 6СТ-140 (рис.11), соединенные последовательно с трехфазным синхронным генератором Г-290 (рис.12) переменного тока со встроенным выпрямителем (мощность 3,75 кВт). Генератор установлен на блоке цилиндров, привод осуществляется ременной передачей с натяжным устройством (рис.12). Он работает с реле-регулятором РР-361 (рис.14). Рис. 11. Аккумуляторная батарея 6СТ-140: 1 – корпус; 2 – отрицательная пластина; 3 – положительная пластина; 4 – пробка заливного отверстия Рис. 12. Генератор Г-290 К потребителям электрической энергии (рис.14) относятся стартер (рис.13), электродвигатели системы подогрева двигателя, системы отопления и вентиляции, вентиляторы обдува и ФВУ (фильтровентиляционной установки), электромагнитный клапан, свечи подогревателя и отопителя, стеклоочистители, лампы фар и сигнализации. Рис. 14. Монтажная схема электрооборудования: 1 – датчик давления воздуха в пневмосистеме; 2 – щиток приборов; 3 – стеклоочиститель; 4 – фара-искатель (прожектор); 5 – регулятор температуры стекол; 6 – электрообогревное стекло; 7 – реле-регулятор; 8 — приемник термометра; 9 – фильтр радиопомех; 10 – электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем топлива; 11 – генератор; 12 — розетка внешнего пуска; 13 – аккумуляторная батарея; 14, 31 – плафоны; 15 – датчик загрязнения фильтра; 16 – фильтр радиопомех; 17 – датчик давления масла в двигателе; 18 – стартер; 19 – электродвигатель подогревателя; 20 – свеча накаливания; 21 – фильтровентиляционная установка; 22 – токосъемник; 23 – переключатель света фар; 24 – передний светильник; 25 – щиток командира; 26 – датчик давления масла в главной передаче; 27 – фара; 28 – выключатель сигнала «СТОП»; 29 – выключатель АКБ; 30 – вентилятор; 31 – дифманометр – тягонапоромер; 33 – звуковой сигнал; 34 – щиток подогревателя; 35 – щиток отопителя; 36 – отопительно-вентиляционная установка; 37 – розетка прицепа; 38 – задний светильник. В состав контрольно-измерительных приборов входят (рис.15): вольтамперметр для измерения силы тока и напряжения в сети; спидометр для определения скорости движения и пройденного пути; электротермометр для контроля температуры охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя; три электроманометра для измерения давления в системе смазки двигателя, в пневмосистеме и в системе смазки главной передачи. Рис.15 . Щиток приборов водителя: 1 – вольтамперметр; 2 – спидометр; 3 – термометр для воды; 4 – манометр давления масла в двигателе; 5 – манометр давления воздуха в пневмосистеме; 6 – манометр давления масла в главной передаче. К вспомогательной аппаратуре относятся выключатель батарей (рис.16), выключатели потребителей электроэнергии, штепсельные розетки, фильтр радиопомех (рис.17) и контактор включения реле стартера. Электросеть — экранированная, выполнена по однопроводной схеме, «минус» — корпус, подключен через выключатель батарей. По двухпроводной схеме выполнена проводка левой розетки отделения управления и плафонов. Номинальное напряжение сети 24 В. Рис.16 . Выключатель батарей Рис.17 . Фильтр радиопомех 3. Специальное оборудование К специальному оборудованию относятся пневмосистема, система обогрева кабины, фильтровентиляционная установка (ФВУ) и оборудование для плава. Пневмосистема (рис.18) обеспечивает работу пневматического привода остановочных тормозов и обмыв стекол. Рис. 18. Расположение пневмосистемы в передней части МТ-ЛБ В пневматическую систему входят компрессор (рис.19), регулятор давления, два воздушных баллона, тормозной кран, тормозные камеры, кран отбора воздуха, разобщительный кран, предохранительный клапан, соединительная головка, датчик манометра, манометр, трубопроводы. Кроме того, к пневмосистеме относится устройство для обмыва стекол, состоящее из бачка стеклоомывателя с ввертным краном и двух кранов, к которым прикреплены конечные трубы для смыва стекол. Для заправки бачка водой имеется заливная горловина, закрытая пробкой. Рис. 19. Расположение компрессора с регулятором давления на двигателе МТ-ЛБ Система обогрева предназначена для обогрева внутреннего объема корпуса машины отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 (рис.20), работающей независимо от работы двигателя и установленной в левой боковой полости машины. Управление ею осуществляется электроприборами, находящимися на щитке отопителя, расположенного на задней стенке отделения управления. Рис. 20. Отопительно-вентиляционная установка ОВ-65 и щиток отопителя Фильтровентиляционная установка (рис.21) предназначена для создания избыточного давления внутри корпуса машины и очистки забираемого снаружи воздуха в условиях применения противником оружия массового поражения и отравляющих веществ. ФВУ размещена на подкрылке в правой боковой полости корпуса. Воздух может подаваться внутрь машины и неочищенный, в этом случае нагнетатель ФВУ подает воздух, минуя фильтр (режим вентиляции). Необходимый режим работы устанавливается с помощью рукоятки привода управления. Рис. 21. Фильтровентиляционная установка Оборудование для плава обеспечивает преодоление водных преград на МТ-ЛБ. Движение машины на плаву осуществляется за счет перематывания гусеничных лент. Оборудование для плава включает (рис.23) гидродинамические щитки, дополнительные щитки, кормовую решетку (рис.22), волноотражательный щит (рис.24), удлинитель воздухозаборной трубы и ограждение радиатора. Оборудование для плава в походном положении укладывается в кормовой части МТ-ЛБ. Рис. 22. Кормовая решетка, обеспечивающая движение на плаву за счет перемотки гусениц Удаление воды из корпуса машины осуществляется водооткачивающим насосом. Насос приводится во вращение от редуктора отбора мощности. Рис. 23. Оборудование для плава: 1 – кормовая решетка; 2 – гидродинамические щитки; 3 – волноотражательный щит; 4 – удлинитель воздухозаборной трубы; 5 – ограждение радиатора Рис. 24. Оборудование для плава Для слива воды из корпуса машины на суше в днище МТ-ЛБ есть три клапана (кингстоны): первый — расположен в кормовой части, второй — в отделении управления, третий — в силовом отделении. После слива воды из корпуса машины клапаны должны быть надежно закрыты. Источник |