- Муниципальный контракт капитальный ремонт кровли
- У организации заключен контракт на ремонт кровли (выступает в роли заказчика). Согласно контракту работы должны быть исполнены до 10 августа 2020 года, срок действия контракта до 31 августа 2020 года. По факту — работы на сегодняшний день (26.08.2020) не исполнены в полном объёме, а что сделано — сделано с нарушениями. Независимая экспертиза выявила огромный перечень нарушений и несоответствий как контракту, так и СНиПам и ГОСТам. Подрядчик не отвечает ни на письма, ни на звонки, на объект не приезжает доделывать работу. Правильно ли, что организации необходимо написать письмо в банк с просьбой выплаты полной суммы по банковской гарантии, а затем расторгнуть в одностороннем порядке контракт с уведомлением ФАС? Какие ещё должны быть действия со стороны организации?
- Инструкция по госзакупке капремонта
- Что понимается под капремонтом
- Выбираем способ определения поставщика
- Составляем документацию
- Составляем техническое задание
- Проводим расчет НМЦК
- Формируем проект контракта
- Выбираем победителя
- Исполняем и изменяем контракт
- Закрываем контракт
- Разъяснения по теме
Муниципальный контракт капитальный ремонт кровли
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
У организации заключен контракт на ремонт кровли (выступает в роли заказчика). Согласно контракту работы должны быть исполнены до 10 августа 2020 года, срок действия контракта до 31 августа 2020 года. По факту — работы на сегодняшний день (26.08.2020) не исполнены в полном объёме, а что сделано — сделано с нарушениями. Независимая экспертиза выявила огромный перечень нарушений и несоответствий как контракту, так и СНиПам и ГОСТам. Подрядчик не отвечает ни на письма, ни на звонки, на объект не приезжает доделывать работу.
Правильно ли, что организации необходимо написать письмо в банк с просьбой выплаты полной суммы по банковской гарантии, а затем расторгнуть в одностороннем порядке контракт с уведомлением ФАС? Какие ещё должны быть действия со стороны организации?
1. В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В свою очередь, п. 2 ст. 405 ГК РФ указывает, что в случае, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, срок сдачи результата работ подрядчиком пропущен, причем часть работ выполнена подрядчиком некачественно и с нарушением требований условий контракта, ГОСТов, СНиПов. При таких обстоятельствах, по нашему мнению, заказчик, утративший интерес в принятии результата работ, вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке*(1).
Для одностороннего отказа от контакта заказчик должен соблюсти порядок, установленный ч.ч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Во-первых, принять письменное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Отметим, что до принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы (ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в ЕИС и направить подрядчику:
— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в контракте,
— телеграммой,
— посредством факсимильной связи,
— по адресу электронной почты,
— с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту*(2).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается:
— дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления либо
— дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо
— дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
— во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,
— во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2. Также в приведенной ситуации ввиду просрочки исполнения обязательств и выполнения работ ненадлежащего качества заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пеней и штрафов, предусмотренных контрактом (ч. 6-ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ),
В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017)*(3).
3. В случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в обеспечение которых выдана банковская гарантия, заказчик вправе требовать уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержден постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Сроки направления заказчиком банку-гаранту требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.
При предъявлении требования об уплате полной денежной суммы по банковской гарантии необходимо учитывать позицию Президиума Верховного Суда РФ, согласно которой положения ГК РФ и Закона о контрактной системе не содержат норм, согласно которым неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту является безусловным основанием для полного удержания заказчиком денежных средств, полученных в результате платежа по банковской гарантии. В силу ст.ст. 15, 375.1 ГК РФ бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным (п. 30 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.));
То есть в случае необоснованного требования заказчиком полной суммы, выплачиваемой по банковской гарантии, подрядчик вправе будет требовать возмещения убытков в виде разницы между суммой, выплаченной заказчику по банковской гарантии и размером имущественных требований, имевшихся у заказчика, в соответствии с обеспечиваемыми гарантией обязательствами. Однако в каждом конкретном случае окончательное решение по данному вопросу может принять только суд*(4).
4. В течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Как указано в ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728), информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. После получения и проверки необходимых информации и документов ФАС России включает информацию о контрагенте заказчика в РНП в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в РНП, размещается в ЕИС и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
В заключение отметим, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, если в связи с таким расторжением в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ ФАС России принял решение о включении информации о подрядчике в РНП, заказчик вправе заключить контракт со «вторым» участником конкурентной закупки (при согласии последнего) в порядке, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(5).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
28 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановления АС Московского округа от 20.12.2019 N Ф05-22460/19, АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2018 N Ф04-968/18, Семнадцатого ААС от 27.01.2020 N 17АП-3792/19, Двадцатого ААС от 13.06.2019 N 20АП-2725/19, Восьмого ААС от 21.12.2017 N 08АП-15112/17). Вместе с тем вопрос о правомерности расторжения контракта в случае спора окончательно может быть решен только судом исходя из конкретных обстоятельств.
*(2) Как указано в п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017), несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено контрагенту. В самом пункте речь идет о ситуации, когда заказчик известил контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты, но не разместил в ЕИС свое решение об одностороннем отказе в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.
*(3) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ. Для расчета суммы пени/штрафа рекомендуем воспользоваться калькуляторами пени/штрафа, начисляемого поставщику.
*(4) Смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 14.03.2019 N Ф07-16963/18 по делу N А56-25691/2017, постановление Пятнадцатого ААС от 29.01.2020 N 15АП-22125/19, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-5161/19, постановление Седьмого ААС от 04.10.2018 N 07АП-8095/18.
*(5) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.
Источник
Инструкция по госзакупке капремонта
Способы определения поставщика, с помощью которых можно провести закупку работ по капитальному ремонту:
- электронный аукцион;
- конкурс в электронной форме;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
- запрос котировок в электронной форме;
- у единственного источника;
- запрос предложений.
Скачать образец технического задания на капитальный ремонт помещения по 44-ФЗ |
Что понимается под капремонтом
Это работы, которые направлены на выборочное или комплексное восстановление объекта, перепланировку или полное изменение строения.
Основные отличия капитального ремонта от текущего, в соответствии с письмом Минстроя № 7026-АС/08 от 27.02.2018:
- Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
- Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.
Капитальный ремонт многоквартирных домов закупают по постановлению № 615 от 01.07.2016, но есть общие положения и с контрактным законодательством. Показали, как работают ПП РФ 615 и 44-ФЗ по капитальному ремонту, в сравнительной таблице:
Вот как закупщик объявляет аукцион на капитальный ремонт здания в 2021 году:
- Определяет, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
- Определяет способ размещения заказа.
- Готовит тендерную документацию.
- Составляет техзадание.
- Проводит расчет НМЦК.
- Формирует проект контракта.
- Определяет победителя.
- Оформляет исполнение контракта.
Контрактное законодательство разъясняет, капремонт — это обязательно 44-ФЗ или может быть и 223-ФЗ: закон, по которому проводят тендер, зависит от того, по какому из ФЗ работает заказчик, и от вида финансирования.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали практику разрешения проблем в строительных закупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Выбираем способ определения поставщика
Способ размещения заказа на строительство зависит от типа работ. При выборе способа проведения тендера на капремонт учитывайте особенности:
- Электронным аукционом закупают работы, когда главный критерий — цена.
- Конкурсом в электронной форме проводят работы, если важна квалификация и опыт подрядчика.
- Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — если проведение работ требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
- Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используют при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Запрос предложений проводят, если предыдущий тендер не состоялся или реализуют часть расторгнутого контракта (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83, п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
Распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016 разъясняет, обязательно ли проводить аукцион при капитальном ремонте дорог: нет, так как эти работы отсутствуют в аукционном перечне.
Составляем документацию
Вот какие нужны документы на проведение капитального ремонта в учебном заведении по 44-ФЗ в 2021 году:
- Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
- Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
- О том, какие дополнительные требования необходимы по капремонту по 44-ФЗ:
- наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
- наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с постановлением № 349 от 19.04.2012;
- аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений постановления № 99 от 04.02.2015.
Контрактное законодательство разъясняет, кто может участвовать в госзакупке на выполнение работ по капитальному ремонту: организация, которая соответствует:
- единым требованиям заказчика (ст. 31 44-ФЗ);
- дополнительным требованиям по постановлению № 99 от 04.02.2015.
Составляем техническое задание
Неотъемлемая часть технического задания на капремонт — проектно-сметная документация, которая содержит (ч. 12 ст. 48 ГрК):
- пояснительную записку с описанием объекта закупки при капремонте по 44-ФЗ для подрядчика;
- архитектурно-планировочные, конструктивные, технологические решения;
- рабочие чертежи, на которых изображен объект и его элементы до и после капремонта, эскизы и обмерные планы;
- требование к качеству и безопасности ремонта.
Также в техническом задании описываем объект закупки и прописываем:
- наименование объекта;
- сроки проведения строительства;
- условия работ (режим, порядок оформления пропусков и т. п.);
- требования к качеству (СНиПы, ГОСТы, СанПиНы и т. п.);
- требование о вывозе с территории объекта строительного мусора;
- гарантийные обязательства;
- параметры эквивалентности материалов.
Вот пример технического задания на капремонт помещения по 44-ФЗ из тендерной документации:
Проводим расчет НМЦК
Обоснование максимальной цены тендера проводим на основе проектно-сметного метода (ст. 22 ФЗ № 44) с учетом требований приказа № 841/пр от 23.12.2019, которые предполагают:
- Обязательный пересчет цен с даты составления смет на дату утверждения документации.
- Применение индексов-дефляторов.
Формируем проект контракта
Типовые условия строительного контракта утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 9/пр от 14.01.2020. По рекомендациям Минстроя, типовые условия содержат:
- график стройки;
- доставку и разгрузку строительных материалов силами подрядчика;
- наличие рабочей документации на объекте;
- график оплаты;
- определение стоимости этапа стройки.
При подготовке проекта договора на проведение выборочного или комплексного капитального ремонта включите в его положения:
- сроки и режим проведения стройки;
- обязанность подрядчика вести журнал ремонта;
- порядок проведения скрытых работ;
- возможность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от обязательств по договору, если в процессе его исполнения выявлен факт несоответствия подрядчика требованиям ФЗ № 44, в том числе дополнительным, которые прописаны в тендерной документации;
- право заказчика проводить технический надзор;
- непредвиденные расходы и их предельный размер;
- срок оформления результатов приемки;
- перечень документов, которые подрядчик предоставляет на оплату;
- гарантийные обязательства;
- порядок изменения и расторжения контракта.
Приложите к проекту контракта документы, в соответствии с которыми подрядчик проводит строительство:
- Техническое задание.
- Ведомость.
- Проект (при наличии).
- Сметы.
- График исполнения контракта.
Выбираем победителя
Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.
По итогам торгов и рассмотрения заявок от участников тендера заказчик формирует протокол подведения итогов, который содержит наименование организации-победителя.
Исполняем и изменяем контракт
Заказчик контролирует ход строительства и качество материалов во время всего срока исполнения контракта.
Если для строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик направляют в ведомство извещение о начале стройки (ч. 5 ст. 52 ГрК). Срок — не менее чем за семь рабочих дней до начала стройки.
Контрактное законодательство допускает продление сроков и изменение цены строительного контракта по соглашению сторон в таких случаях:
- изменение объема стройки не более чем на 10% от цены контракта (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ);
- возникновение непредвиденных обстоятельств во время проведения строительства, если срок исполнения договора — не менее года (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Обязательное условие для такого изменения — наличие разрешения от органов власти. Срок исполнения контракта и (или) его стоимость подлежат изменению не более чем на 30%;
- подрядчик не уложился в сроки, которые установлены заказчиком. В этом случае предусмотрено однократное продление срока на период, который не превышает прежний срок исполнения условий договора при условии, что у подрядчика отсутствует перед заказчиком задолженность по неустойке (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Закрываем контракт
Исполнение контракта подрядчик подтверждает документами:
- акт о приемке выполненных работ (КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3);
- счет на оплату, счет-фактура (при наличии);
- общий журнал работ (КС-6).
Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводит заказчик на основе документов, которые получены от подрядчика (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).
Разъяснения по теме
Об определении видов ремонта
Письмо Минстроя № 7026-АС/08 от 27.02.2018
О составе закупочной документации на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Письмо Минфина № 24-00-05/68205 от 04.09.2019
Источник
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|