- Надежность машины определяется наработкой до капитального ремонта
- Основные показатели надежности машины
- Автотранспорт — правила, нормы, положения
- эксплуатация автомобильного транспорта
- 1. Надежность, работоспособность, исправность автомобиля
- Понятия надежности, работоспособности, исправности и других терминов отражено в ГОСТах 13377-75 и 27.002-89 «Надежность в технике». В данной статье эти понятия приводятся применительно к автомобильному транспорту.
- 1. Надежность
- 2. Работоспособность автотранспортного средства (АТС)
- 3. Исправность автомобиля
- 4 . Безотказность
- 5. Отказ
- 6. Наработка
- 7. Долговечность
- 8. Ресурс автомобиля
- 9. Ремонтопригодность
- 10. Неисправности деталей, узлов и агрегатов автотранспортных средств
Надежность машины определяется наработкой до капитального ремонта
Техническая литература
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике
Основные понятия и показатели надежности машин
Основные понятия и показатели надежности машин
Основные понятия надежности.
Работоспособность и эффективность использования трактора или другой машины во многом зависят от надежности его агрегатов, сборочных единиц и деталей. Надежность важна как для новой машины, так и для капитально отремонтированной.
По мере эксплуатации под действием нагрузок и окружающей среды постепенно:
искажаются формы рабочих поверхностей деталей;
увеличиваются зазоры в подвижных и нарушаются натяги в неподвижных соединениях;
теряется упругость и другие свойства деталей;
нарушается взаимное расположение деталей, вследствие чего ухудшаются условия зацепления шестерен, возникают дополнительные нагрузки и вибрации;
образуются нагар и накипь, ухудшающие отвод тепла от теплонагруженных деталей, и т. п.
В результате снижается работоспособность и ухудшаются основные показатели надежности машин.
Надежностью называется свойство машины или ее составных частей выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих режимам и условиям их использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
В понятие надежность входят безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость как машины в целом, так и отдельных ее частей.
Безотказность — свойство трактора (машины) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность — свойство трактора (машины) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность — свойство трактора (машины), заключающееся в приспособлении его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Сохраняемость — свойство трактора (машины) непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние.
Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние трактора (машины), при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Заданными параметрами могут быть мощность двигателя, расход топлива или масла и др.
Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние трактора (машины), при котором хотя бы один заданный параметр не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Исправное состояние (исправность) — состояние трактора (машины), при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Неисправное состояние (неисправность) — состояние трактора (машины), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности трактора (машины). ( Нельзя путать отказ с неисправностью. ) Например, трещины, вмятины в кабине или оперении машины, подтекание охлаждающей жидкости из радиатора или масла через сальник и т. п. являются неисправностями, так как не нарушают работоспособности машины, а трещина или поломка питательной трубки, прокол шины и т. п. вызывают отказ.
Наработка — продолжительность или объем работы трактора (машины). Наработка измеряется в часах, километрах, гектарах и других единицах. В процессе эксплуатации различают суточную, сменную, месячную или годовую наработку, до первого отказа или между отказами, межремонтную и т. п.
Технический ресурс (ресурс) — наработка трактора (машины) от начала эксплуатации или ее возобновление после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации трактора (машины) или возобновление ее после капитального ремонта до наступления ремонтного состояния. ( Нельзя путать срок службы с ресурсом. ) Например, ресурс двух тракторов одной марки одинаков, а срок службы их будет разным, если один из них будет работать в две смены, а второй — в одну.
Показатели надежности.
Для оценки надежности трактора (машины) или другого объекта используются единичные и комплексные показатели.
К единичным показателям относят безотказность работы, наработку на отказ, среднюю наработку на отказ, интенсивность отказов и параметр потока отказов.
Комплексные показатели (коэффициент готовности, коэффициент технического использования, коэффициент оперативной готовности, средние суммарные и удельные суммарные трудоемкости и стоимость технического обслуживания и ремонта) применяют для более полной оценки надежности.
Единичные и комплексные показатели надежности определяют опытным путем. В заданных условиях проводят испытания партии тракторов и автомобилей с фиксацией всех показателей (наработки, отказов, неисправностей и т. п.).
Источник
Основные показатели надежности машины
Основные причины изменения технического состояния машины.
К вредным процессам, основным причинам возникновения неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей (износ деталей), усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабочих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его допустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образовываться на стенках головки блока цилиндров, на днище поршня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-технических документов, с содержанием в них механических примесей, температурное влияние окружающей среды и т.д.
(Одной из причин возникновения неисправностей в автомобиле является старение деталей, которое заключается в изменении физико-химических свойств материалов в процессе эксплуатации и при хранении автомобиля и его частей под действием нагрева или охлаждения, солнечной радиации, влажности. В результате старения резинотехнические изделия теряют эластичность и растрескиваются, в топливе, маслах и эксплуатационных жидкостях наблюдаются окислительные процессы, которые изменяют их химический состав и приводят к ухудшению эксплуатационных свойств, поэтому эксплуатационные свойства смазочных материалов, топлива, специальных жидкостей, таких как тормозные, амортизаторные, низкозамерзающие, и воды, применяемых в автомобилях, должны отвечать требованиям, соответствующим нормативно-техническим документам.)
Основные показатели надежности машины
Надежностью называется свойство машины или ее составных частей выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих режимам и условиям их использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Безотказность — свойство трактора (машины) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Долговечность — свойство трактора (машины) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность — свойство трактора (машины), заключающееся в приспособлении его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Сохраняемость — свойство трактора (машины) непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние. Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние трактора (машины), при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Заданными параметрами могут быть мощность двигателя, расход топлива или масла и др. Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние трактора (машины), при котором хотя бы один заданный параметр не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Исправное состояние (исправность) — состояние трактора (машины), при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Неисправное состояние (неисправность) — состояние трактора (машины), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией. Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности трактора (машины). (Нельзя путать отказ с неисправностью.) Например, трещины, вмятины в кабине или оперении машины, подтекание охлаждающей жидкости из радиатора или масла через сальник и т. п. являются неисправностями, так как не нарушают работоспособности машины, а трещина или поломка питательной трубки, прокол шины и т. п. вызывают отказ. Наработка — продолжительность или объем работы трактора (машины). Наработка измеряется в часах, километрах, гектарах и других единицах. В процессе эксплуатации различают суточную, сменную, месячную или годовую наработку, до первого отказа или между отказами, межремонтную и т. п. Технический ресурс (ресурс) — наработка трактора (машины) от начала эксплуатации или ее возобновление после капитального ремонта до наступления предельного состояния. Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации трактора (машины) или возобновление ее после капитального ремонта до наступления ремонтного состояния. (Нельзя путать срок службы с ресурсом.) Например, ресурс двух тракторов одной марки одинаков, а срок службы их будет разным, если один из них будет работать в две смены, а второй — в одну.
(Показатели надежности. Для оценки надежности трактора (машины) или другого объекта используются единичные и комплексные показатели. К единичным показателям относят безотказность работы, наработку на отказ, среднюю наработку на отказ, интенсивность отказов и параметр потока отказов. Комплексные показатели (коэффициент готовности, коэффициент технического использования, коэффициент оперативной готовности, средние суммарные и удельные суммарные трудоемкости и стоимость технического обслуживания и ремонта) применяют для более полной оценки надежности. Единичные и комплексные показатели надежности определяют опытным путем. В заданных условиях проводят испытания партии тракторов и автомобилей с фиксацией всех показателей (наработки, отказов, неисправностей и т. п.).)
Источник
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
1. Надежность, работоспособность, исправность автомобиля
Понятия надежности, работоспособности, исправности и других терминов отражено в ГОСТах 13377-75 и 27.002-89 «Надежность в технике». В данной статье эти понятия приводятся применительно к автомобильному транспорту.
1. Надежность
– это свойство автотранспортного средства выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течении требуемой наработки, выраженной километрами пробега или требуемого промежутка времени. Надежность представляет собой комплексное свойство, сочетающее в себе понятие работоспособности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности.
2. Работоспособность автотранспортного средства (АТС)
– такое состояние автомобиля, прицепа, полуприцепа, при котором он может работать с показателями, отвечающими техническим требованиям. Такими показателями являются мощность двигателя, скорость движения, тормозной путь, расход топлива, состояние и эффективность рулевого управления, внешних световых приборов, колес и шин, токсичность выхлопных газов.
Если состояние автомобиля не соответствует хотя бы одному из технических условий, то такой автомобиль считается неисправным. В тоже время не всякая неисправность связана с потерей работоспособности. Так, у автомобиля немного повреждена окраска, погнут бампер и т.д. Такой автомобиль неисправен, т.к. имеет место нарушение определенных технических требований к его внешнему виду, однако он остается работоспособным, т.к. эксплуатируемые качества (мощность, тормозной путь и т.д.) продолжают соответствовать техническим требованиям.
3. Исправность автомобиля
являются более широким понятием, чем работоспособность. Неисправность, вызывающая нарушение заданной работоспособности, называется отказом.
4 . Безотказность
– свойство АТС сохранять работоспособность в течение определенной наработки без вынужденных перерывов из-за отказов.
5. Отказ
– это событие, при котором в полной или частичной степени утрачивается работоспособность автомобиля, прицепа, полуприцепа.
6. Наработка
представляет собой продолжительность работы АТС, измеряемая в километрах пробега или часах работы.
7. Долговечность
– свойство АТС сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущего ремонта.
Предельное состояние определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации АТС без проведения капитального ремонта. Показатель долговечности — ресурс.
8. Ресурс автомобиля
– суммарная наработка автомобиля начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
9. Ремонтопригодность
– свойство АТС, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей или отказов путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
10. Неисправности деталей, узлов и агрегатов автотранспортных средств
10.1 На автомобили и прицепной состав в процессе эксплуатации воздействуют различные факторы (механические, физико-химические, тепловые, электрохимические), вызывающие возникновение необратимых процессов (истирание, смятие, коррозию, остаточные напряжения), приводящие к неисправностям АТС.
10.2. Возникновение неисправности ускоряется при нарушении правил эксплуатации АТС (работа с перегрузкой, нарушение условий смазки, охлаждения и т.д.), несоблюдение периодичности технического обслуживания и ремонта, невыполнения правил хранения.
10.3. Наиболее часто встречаются неисправности, возникающие в результате нарушения контакта соприкасающихся (сопряженных) поверхностей, потери жесткости соединений, деформации и разрушения, изменения свойств материалов и смазок.
10.4. Нарушение посадки – результат увеличения зазора в подвижных и уменьшение величины натяга в неподвижных сопряжениях.
10.5. Изменение взаимоположения агрегатов, узлов и деталей автомобилей приводит к нарушению соосности, параллельности и перпендикулярности, изменению расстояний между осями. Дополнительные усилия и напряжения, возникающие в результате изменения местоположения элементов, разрушают их.
10.6. Потеря жесткости соединений характеризуется ослаблением креплений отдельных элементов. Она может также нарушить герметичность в сопряжениях и вызвать течь топлива, масла, воды, пропуск воздуха и газов.
10.7. Деформации и разрушения происходят в результате возникновения высоких напряжений, появляющихся под воздействием температуры, длительных крутящих моментов и высоких динамических нагрузок. Проявляются в виде изгиба, коробления, скручивания, смятия.
10.8. Изменение свойств материала, приводящее к потере прочности и уменьшению износостойкости, возникает под воздействием окружающей среды, температуры и нагрузок.
10.9. Неисправности деталей или сопряжений могут возникать также из-за различных отложений (наносов), появляющихся на их поверхностях. Отложения образуются от разложения продуктов и материалов, используемых в автомобильной технике. Отложения – это смолы, нагар, накипь, а также накопления примесей в масле, топливе, воздухе и воде.
Источник