- Кто может прийти с проверкой в автосервис?
- Налоговая инспекция
- Инспекция труда
- Пожарная инспекция
- Роспотребнадзор
- Планируется исключить дублирующий надзор за юрлицами и ИП, осуществляющими техобслуживание и ремонт автомобилей
- Как проходит проверка Ространснадзора
- Плановые и внеплановые проверки
- Другие виды проверок
- Что именно проверяется
- Какие документы будут проверяться
- Как быстро подготовиться к проверке
- Для чего проводятся контрольные мероприятия
- Требования надзорных органов к автосервису
- С кем согласовывается деятельность
- Санитарные и экологические требования
- Документы, регламентирующие деятельность СТО в сфере санитарного и экологического благополучия населения
- Требования к территории
- Требования к помещению
- Требования к вентиляции
- Требования к отоплению
- Требование к воде
- Требования к атмосферному воздуху
- Требования к освещению
- Требования к уровню шума
- Требования к сотрудникам
- Требования к оборудованию
- Требования к обустройству уголка потребителя
- Требования пожарной службы и МЧС
- Регламентирующие документы
- Требования к документации
- Требования к помещению
- Требования к освещению и проводке
- Требования к вентиляции
- Требования к пожарной сигнализации
- Дополнительная информация
Кто может прийти с проверкой в автосервис?
Итак, в автосервис могут нагрянуть такие контролирующие органы.
Налоговая инспекция
Осуществляют два вида проверок: камерные и выездные. Первые проводятся по итогам сданных отчетов, и если найдут в них какие-то ошибки, то вам придется переделывать документы. А в отдельных случаях платить штрафы и делать доплаты, если они оказались меньше.
Камерная проверка обычно проводится в течение 3 месяцев (или меньше) после подачи отчета. На протяжении 3 дней после ее окончания вы узнаете об итогах.
На выездной проверке вам испугом отделаться не удастся. Обязательно что-то найдут, а если зацепиться окажется не за что, сдерут за каждую штучку непредоставленного документа.
Что проверяют? Помещения, документы, имущество, иногда даже контрагентов и опрашивают свидетелей.
Плановая проверка осуществляется один раз в год. Внепланово могут нагрянуть по чьей-нибудь жалобе. Вы попадаете в список риска, если 2-3 года кряду в декларации говорите об убытках, платите меньшую зарплату по региону в вашей сфере. Так что рекомендуем держать в порядке документы и следить за заработными платами сотрудников.
Инспекция труда
Этот орган следит за соблюдением прав работающих на предприятиях граждан. Периодичность плановых проверок — тоже раз в три года.
Должны быть в порядке:
При выявлении нарушений выписывают штраф от 1 000 до 5 000 рублей. При серьезных нарушениях руководителя привлекают к суду или вообще дисквалифицируют на 3 года.
Пожарная инспекция
В автосалоне есть чему гореть, так что эти гости тоже могут нагрянуть. Однако приезд инспекторов не будет неожиданностью. Уведомление приходит за 24 часа.
Минимальный штраф за нарушение 90 000 рублей. Максимальный ни много ни мало 500 000 рублей. Имеют право даже заморозить вашу деятельность на 1-3 месяца. Главным образом, проверяют пожарные документы и наличие предметов, обеспечивающих безопасность (кранов, огнетушителей и так далее). Естественно, все должно соответствовать пожарным нормам.
Роспотребнадзор
Поскольку автосервис предоставляет населению услуги, то государство обязано следить за качеством их выполнения, чем, собственно, и занимается служба. Это самая дорогая проверка. Размеры штрафов достигают 500 тысяч рублей. Нередко Роспотребнадзор приходит по жалобам покупателей. Если вы часто сталкиваетесь с недовольством клиентов, попадаете в зону риска. Постарайтесь уладить конфликты и исправить ситуацию.
Как видите, контролеров много, а предприниматель один. Чтобы стать в поле воином, нужно соблюдать законодательные требования и обзавестись хорошим юристом.
Источник
Планируется исключить дублирующий надзор за юрлицами и ИП, осуществляющими техобслуживание и ремонт автомобилей
IgorVetushko / Depositphotos.com |
МВД России приступило к разработке поправок в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», о чем сообщило на своем официальном сайте.
Документом 1 предлагается исключить из федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения надзор за юрлицами и ИП, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (ТС). Внесение такой поправки вызвано необходимостью разграничения полномочий по осуществлению федерального госнадзора в соответствующих областях. Отмечается, что деятельность юрлиц и ИП в рассматриваемой сфере является предметом федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, поэтому его осуществление дополнительно в рамках федерального госнадзора в области безопасности дорожного движения не требуется. Авторы инициативы отмечают, что ее разработка осуществляется в рамках плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины».
В свою очередь, другим законопроектом 2 МВД России планирует утвердить порядок осуществления государственного контроля (надзора) за специализированными организациями и изготовителями государственных регистрационных знаков ТС. Речь идет о контроле, направленном на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность по участию в госрегистрации изготовленных или реализуемых ими ТС, и изготовителями государственных регистрационных знаков ТС.
Согласно документу госконтроль в этой сфере предполагает организацию и проведение проверок, принятие мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении специализированными организациями и изготовителями регистрационных знаков своей деятельности. Он будет осуществляться посредством организации и проведения внеплановых документарных и выездных проверок, а также осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы госконтроля для осуществления специальных контрольных и надзорных функций в области госрегистрации ТС. На осуществление госконтроля уполномочено МВД России и его территориальные органы.
Перечислены права должностных лиц, уполномоченных на проведение госконтроля. Конкретизированы основания для проведения внеплановой проверки специализированных организаций и изготовителей регистрационных знаков (истечение срока устранения нарушения, содержащегося в ранее выданном предписании, поступление в регистрирующий орган информации от госорганов, органов местного самоуправления, граждан, юрлиц о допущенных специализированной организацией или изготовителем регистрационных знаков нарушениях требований закона и иных нормативных правовых актов, выявление информации о нарушении таких требований, наличие приказа руководителя уполномоченного органа госконтроля о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям). Оговорено, что результаты такого контроля, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальных сайтах уполномоченных органов госконтроля в интернете.
1 С паспортом законопроекта «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/10-19/00096010).
2 С текстом законопроекта «О государственном контроле (надзоре) за деятельностью специализированных организаций и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/10-19/00096057?).
Источник
Как проходит проверка Ространснадзора
Ространснадзор – это орган, который контролирует безопасность дорожного движения (БДД). Проверки его касаются ЮЛ и ИП, которые работают в соответствующей области. Для того чтобы благополучно пройти контрольные мероприятия, нужно хорошо к ним подготовиться.
Плановые и внеплановые проверки
Контрольные мероприятия могут быть внеплановыми и плановыми. Первые осуществляются только при наличии конкретных оснований. Их перечень зависит от того, является ли деятельность лицензированной или нет. Для лицензируемой работы предлагаются эти основания:
- Ранее компании было вынесено предписание об устранении нарушения. Исполнить его требования нужно в установленные сроки. Когда они заканчиваются, факт устранения нарушения проверяется с помощью внепланового мероприятия.
- В Ространснадзор поступили жалобы или обращения, в которых есть информация о грубых нарушениях. Проверка выполняется вне зависимости от того, кто был составителем жалобы.
- Действие лицензии было приостановлено.
- Лицо, предоставившее лицензию, направило ходатайство об осуществлении контрольных мероприятий. Направлены они будут на проверку выполнения предписания, которое было вынесено лицензиатом.
- Лицензиат вынес распоряжение на основании поручений Правительства.
Если деятельность организации не предполагает получения лицензии, предлагаются эти основания:
- Истек срок выполнения требований, которые были вынесены ранее.
- Жалобы на компанию, касающиеся угрозы вреда жизни и здоровью.
- Распоряжение руководителя Ространснадзора, оформленное на основании поручения Правительства.
Плановая проверка не определяется нарушениями, допущенными субъектами. Если деятельность ЮЛ не является лицензируемой, контрольные мероприятия проводятся по этим основаниям:
- Прошло 3 года с даты регистрации ЮЛ или ИП.
- Прошло 3 года с даты завершения предыдущей плановой проверки.
Если деятельность является лицензируемой, основания будут следующими:
- Прошел год с даты предоставлений или переоформления лицензии.
- Прошло 3 года с момента завершения последней плановой проверки.
Плановые мероприятия нужны для обнаружения нарушений, о которых нет никаких свидетельств со стороны внешних источников.
Другие виды проверок
Также различают документарную и выездную проверку. Первая осуществляется по месту нахождения Ространснадзора. В процессе проверяются различные документы. В частности, это такие бумаги:
- В которых прописана организационно-правовая форма ЮЛ, права и обязанности.
- Документы, сопутствующие исполнению ранее выданных предписаний.
- Акты проверок, которые были проведены ранее.
- Документы, связанные с административными нарушениями.
Если у органа возникли сомнения в достоверности предоставленных данных, он направляет запрос с требованием направить дополнительные документы. Запрос направляется вместе с копией соответствующего распоряжения от руководителя Ространснадзора. Документы должны быть предоставлены в течение 10 дней с даты получения запроса. Если в ходе мероприятия были обнаружены нарушения, назначается выездная проверка.
Выездная проверка – следующая ступень после документарного мероприятия. Ее предваряет направление уведомления за трое суток до мероприятия. В этом документе нужно прописать цели и задачи проверки, а также список документов, которые будут запрошены. Иногда проверка может проводиться Ространснадзором совместно с другими структурами: ГИБДД, МЧС.
Руководитель компании должен иметь в виду, что проверка будет касаться самых обширных областей. Это не состояние ТС, профессионализм водителей, состояние гаража. Это прежде всего документы, касающиеся БДД. Мероприятие осуществляется на основании Регламента ФС по надзору в транспортной сфере, установленного приказом Минтраса №144 от 29 апреля 2013 года.
Что именно проверяется
В рамках контрольного мероприятия проверяются эти направления:
- Наличие сотрудников, несущих ответственность за соблюдение БДД. У них должен быть документ о прохождении соответствующей аттестации.
- Проведение организационных действий касательно БДД.
- Наличие медицинского надзора за состоянием водителей.
- Организация условий для осуществления предрейсовых осмотров водителей.
- Надзор над профессионализмом сотрудников.
- Наличие технического осмотра.
- Поддержание эксплуатации ТС в исправном состоянии.
- Исполнение экологических норм относительно эксплуатации авто.
- Наличие журнала учета контрольных мероприятий.
Существует более 50-ти бумаг, касающихся БДД. Это и инструкции, и акты, и различные графики, и журналы.
Какие документы будут проверяться
В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:
- Уставные бумаги.
- Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
- Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
- Бумаги о назначении гендиректора.
- Штатное расписание.
- Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
- Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
- Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
- Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
- Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
- Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
- Документы, касающиеся учета путевых листов.
- Путевые листы за последние 3 месяца.
- Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
- Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
- Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
- Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
- Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
- Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
- Документы о том, что водители нарушали ПДД.
- Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
- Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
- Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.
Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.
Как быстро подготовиться к проверке
Что делать руководителю в том случае, если ему пришло уведомление, однако часть документов просто отсутствует? В ряде случаев можно быстро восполнить пробелы при помощи шаблонов. К примеру, это могут быть шаблоны о перечне сотрудников. Так можно быстро создать документы, которые нужны для проверки.
Однако эта схема работает не во всех случаях. К примеру, она не подойдет, если отсутствует справка о страховании гражданской ответственности. Для получения этого документа нужно обращаться в соответствующие органы. Это вопрос не одного дня.
Для чего проводятся контрольные мероприятия
Главная цель проведения контрольных мероприятий – это обеспечение БДД. К примеру, компания не проводит предрейсовые осмотры водителей. Если не пресечь это правонарушение, увеличивается риск ДТП, связанных с алкогольным опьянением.
Источник
Требования надзорных органов к автосервису
Если вы решили открыть автосервис, то вам обязательно необходимо понимать какие требования предъявляют к этому бизнесу надзорные органы. А требования достаточно существенные и их невыполнение может повлечь как штрафы, так и закрытие бизнес или даже уголовную ответственность (в случае если нарушения требований приведут к травме или гибели людей).
В этой статье мы рассмотрим наиболее важные требования Роспотребнадзора (и в частности санитарно-эпидемиологические и гигиенические), МЧС и Пожарной инспекции.
С кем согласовывается деятельность
Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:
- Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
- Пожарной инспекцией и МЧС.
Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.
Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:
- Шиномонтаж.
- Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
- Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
- Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
- Ремонтные сервисы общего назначения.
Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.
Санитарные и экологические требования
Согласовываются: территориальное расположение предприятия, его габариты, правила ухода за внутренними помещениями и территорий. Система вентиляции, качество воды и стоков строго контролируются Роспотребнадзором и СЭС. Так как от этих систем зависит здоровье и жизнь работников сервиса, его клиентов и жителей близлежащих домов.
Роспотребнадзор и экологи предъявляют требования и к другим системам:
- системе канализации;
- к материалу воздуховодов;
- загазованности атмосферы в районе мастерской;
- уровню шума;
- освещенности в рабочей зоне и защитной арматуре светильников.
Эти службы строго относятся к наличию договоров на утилизацию всех видов мусора, который может образовываться в результате профессиональной деятельности мастеров по ремонту и их жизнедеятельности.
Документы, регламентирующие деятельность СТО в сфере санитарного и экологического благополучия населения
Санитарная служба опирается в своей работе на следующие основные документы:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — о санитарно-защитных зонах;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 — о качестве воздуха в помещениях;
- СНиП 41-01-2003 — о вентиляции, кондиционировании и отоплении;
- СП 2.2.2.1327-03 — о требованиях к рабочему инструменту, оборудованию и организации технологического процесса;
- ФЗ РФ №7 от 10.01.02 — охрана окружающей среды;
- РД 152-001-94 — о требованиях к предприятиям дорожно-транспортного комплекса в части экологии
- СНиП (ІІ-4-79, глава 4) — об освещении;
- СНиП 23-05-95 — об освещении;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 — об освещении;
- СанПиН 2.1.5.980-00 — о водоотведении;
Требования к территории
Согласно требованиям санитарных и экологических служб данные предприятия не размещают в жилых домах и приспособленных для этого помещениям (цоколе, подвале) общественных и офисных зданий. Земля, отведенная под автосервис должна иметь промышленное назначение. Сооружение, используемое под сервисные работы для автомобилей должно располагаться не ближе, чем в 50 м от жилых кварталов, естественных водоемах и водохранилищ. Указанная зона называется — санитарно-защитной (СЗЗ). Ее размер оговорен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Территория, относящаяся к СТО, должна быть облагорожена и поддерживаться в чистоте.
Требования к помещению
Помещение должно соответствовать определенным стандартам:
- по габаритам;
- внутренней отделке.
Размеры/площадь помещения рассчитываются исходя из:
- видов работ;
- их объема;
- размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО.
Минимум рабочей площади составляет 5 квадратов на работника, без учета расположения оборудования. Кроме цеха по работе с ТС, предприятие должно иметь бытовые помещения, предназначенные для работников:
- санузел;
- душ для рабочих;
- раздевалка с вешалкой для верхней одежды и шкафчиками для рабочих комбинезонов.
Внутренняя отделка помещений проводится спецматериалами:
- устойчивыми к воздействию бензина, масел, дизтоплива и даже неагрессивным жидкостям (воде);
- проводится окраска стен масляными красками на высоту 2/3 от пола;
- пол выкладывается плиткой (метлахской);
- наличие смотровых ям требует отделки их керамической плиткой.
Помещение должно быть подключено к водопроводу, иметь горячую и холодную воду, канализацию, отопление. Обязательно наличие искусственного и естественного освещения.
При обустройстве лакокрасочных помещений с использованием пульверизаторов, такие помещения оборудуются приспособлениями для улавливания аэрозоля красящих веществ и растворителя. Вне помещения красить с помощью пульверизатора не разрешается.
При наличии оборудования по обработке металла, такие помещения оборудуются пылеуловителями. Если СТО имеет участок для мойки узлов и агрегатов ТС, сливать стоки не очищенными запрещено в канализацию и тем более в открытые водоемы или почву. Такие мойки оборудуются очистными конструкциями с такой мощностью, которая позволяет выдержать параметры ПДК.
Если автосервис проводит смазочные работы, для этих целей выделяется помещение, которое оснащается емкостями для сбора, хранения отработанных фильтров, масел. Масла не должны попадать в почву либо в воду в зоне автосервиса или около него.
Требования к вентиляции
Данные требования обоснованы размерами предприятия и количеством обслуживаемой техники, они обоснованы СНиП 41-01-2003. Можно выделить 3 основных варианта организации вентиляции на СТО:
- Для мастерских площадью менее 50 квадратов достаточно принудительной вытяжной системы с притоком, осуществляемым естественным путем.
- Для СТО габаритами от 50 квадратов нужно обустраивать приточно-вытяжную вентиляцию.
- Для цехов больших габаритов обязательно обустройство системы и подачи, и забора воздуха с механическим побуждением (приточно-вытяжной). Собственники таких предприятий установить система местного индивидуального забора выхлопных газов с возможностью присоединения их к трубе ТС.
В последнем случае объем воздуха который должна удалять местная отсосная установка зависит от объема двигателя автомобиля:
- Сверх 175 кВт, 240 л.с. — объем должен составлять 800 кубометров/чес.
- В промежутке 130-175 кВт, 180-240 л.с. — объем должен соответствовать 650 кубометрам/час.
- В диапазоне 90-130 кВт (120-180 л.с.) — порядка 500 кубометров/час.
- До 90 кВт, соответственно 120 л.с. потребуется удалять всего 350 кубометров/час.
Что касается обменной вентиляции общего назначения ее параметры должны быть следующими:
- Вытяжка организуется из смотровых ям (в объеме не меньше 120 кубометров/час) и потолочной зоны помещения.
- Поступление свежего воздуха должно быть обеспечены в смотровые ямы и рабочую часть помещения. Температура воздуха не может быть менее 16оС и не должна превышать 25оС.
- Воздухообмен должен быть 20-40 кратным.
Допустимым считается поступление в рабочее помещение выхлопных газов в объеме:
- 10% при шланговом отборе отработанного газа;
- 25% — при местном открытом их заборе.
В ряде случаев требуется оборудование дополнительной автономной вентиляции. При наличии в цехе отделений (боксов) или отдельных помещений для работы:
- предполагающей регенерацию масел;
- приготовление красок и собственно окраску и работу с лаками;
- по вулканизации;
- с примирением кузнечных, а также кузовных либо медницких работ.
При работе с генераторами на ацетилене выделяется отдельное помещение/бокс с обустройством механической приточной и естественной вытяжной вентиляции.
При проведении токарно-слесарных работ, то есть при наличии рабочих мест, оборудованных соответствующими станками, обустраивается местная вентиляция, пуск которой осуществляется одновременно с пуком оборудования. При отсутствии подобного оборудования соответствующая вентиляция не предусматривается.
При разработке плана вентиляции следует учесть, что точка забора воздуха для принудительной его подачи должна находиться на расстоянии 20 м от точки его сброса. При этом отверстия для забора и выведения загрязненного воздуха можно делать на одном уроне. Если такое расстояние выдержать не удается, отверстие для сброса грязного воздуха должно располагаться выше точки его забора. разница в высоте составляет 6 м. При естественной вентиляции и организации только вытяжки этот пункт не актуален.
В качестве оборудования можно использовать:
Обычно устанавливаются, как минимум, 2 приточных и 2 вытяжных вентилятора. Мощность системы вентиляции рассчитывается по нескольким параметрам, затем выбирается максимальный вариант. Проект на вентиляцию при условии ее работы в стандартном режиме рассчитывается согласно ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 41-01-2003.
Требования к отоплению
В любом автосервисе, независимо от размеров предприятия, должна быть предусмотрена система отопления, которая в холодный сезон обеспечит работникам нормальные рабочие условия. Рекомендуется дополнительное утепление входных ворот в зимнее время.
Отопление сервиса может быть централизованным либо необходимо устанавливать котлы. Они могут работать на отработанном масле, дровах, пропане, угле, природном газе. Независимо от вида топлива и от условий внешней среды, котел должен обеспечивать плюсовую температуру. Оптимумом считается 18оС в рабочей зоне. При обустройстве собственного отопления на твердом топливе, котлы должны быть оборудованы пылеуловителями.
Требование к воде
Вода для работы с узлами и агрегатами может использоваться техническая. Она должна быть безопасной для работников, как по содержащимся в ней химическим примесям, так и по наличию патогенной микрофлоры. При проведении моечных работ любого объема стоки не должны содержать нефтепродукты, моющие средства, механические элементы в количествах превышающих ПДК (ВК 167 и др).
Требования к атмосферному воздуху
СЭС и экологические службы следят за загрязнением воздушной среды на границе СЗЗ. Концентрация вредных веществ в месте забора не должна превышать предельные величины, допустимые по нормативам. При обнаружении отклонений даже небольших контролирующие органы будут проверять мощности предприятия, и установки, обеспечивающие очистку воздуха. Этот пункт особо актуален для крупных ремонтных мастерских. При организации мини-СТО проверка обычно проводится по жалобе населения.
Требования к освещению
Данные требования указаны в СНиП (ІІ-4-79, глава 4). Освещение автосервиса может быть:
- искусственным;
- комбинированным (естественное+искусственное).
Наличие искусственной подсветки считается обязательным требованием. Осветители (их количество, мощность) рассчитывается исходя из требований регламента, коэффициента рассеивания света покрытием пола, стен и потолка. Освещение в автомастерской должно быть:
- общим;
- локальным (боковым местным; нижним рабочим).
Нормируются мощности осветителей в зависимости от типа проводимых работ, лк:
- при выполнении ремонтных работ и монтажа шин — 200;
- в смотровых ямах — не менее 75;
- при выполнении ТО и мелкого ремонта — 200;
- для ежедневного обслуживания достаточно — 75;
- в помещении, где проводится сварка и кузовные работы — 200;
- в цехе по работе с электротехникой — 300;
- при уборке и мойке — 150;
- в помещении, где хранятся ТС и запасные части к ним — 20.
- открытые площадки для ТС — 5.
Следует отметить, что отечественные требования отличаются от европейских. Кроме этого, производители ТС иногда разрабатывают собственные требования к освещению на сервисах, обслуживающих их автомобили.
Для обустройства освещения на СТО разрешено применять на основе:
Газоразрядные источники тоже применяют, но их утилизация требует заключения специального договора с соответствующими структурами. Требования к осветителям в мастерской по ремонту машин довольно высоки:
- Влагозащита от IP53 и выше.
- Взрывозащищенный корпус.
- Устойчивость к агрессивным средам.
- Высокая цветопередача.
Осветители должны иметь светорассеивающие колпаки из непрозрачного материала.
Требования к уровню шума
Регламент по уровню шума можно посмотреть СП 2.2.1.1312-03 и СП 2.2.2.1327-03. Замеры обычно проводятся по жалобе населения. Правила проверки гостируются (ГОСТ 23337- 78). Методика проведения замеров описывается ГОСТ 23337- 78.
Требования к сотрудникам
При приеме на работу все мастера проходя медицинский осмотр. Учитывая их постоянный контакт с производственными вредностями, они обязаны проходить регулярные осмотры комиссией врачей и иметь санитарные книжки с записью о прохождении такого осмотра. Апеллировать контролирующие органы будут к СНиПу 23-05-95 и СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1278-03.
При работе каждый работник должен использовать средства личной защиты – очки, сварочные маски, перчатки и т.д. Средства защиты предоставляет работодатель.
Требования к оборудованию
Оборудование подбирается на усмотрение хозяина СТО. НО все оно должно быть приобретено официально. Иметь сертификаты и гарантию на обслуживание. Желательно иметь договора на техобслуживание данного вида оборудования с соответствующими организациями.
Требования к обустройству уголка потребителя
Уголок потребителя является неотъемлемой частью документации, которая должна быть на любом автосервисе. Это может быть стендовое размещение информации или специальная папка, если место для стенда выбрать не удалось.
Он содержит в обязательном порядке следующую информацию:
- сведения о предприятии (название, ООО/ИП, ИНН, адрес компании и ее телефон);
- регистрационные данные (ксерокопии св-в о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах);
- копия Закона о защите прав потребителя;
- книга жалоб, отзывов и предложений клиентов;
- график работы;
- цены на услуги (ценовое предложение заверяется первым руководителем СТО и печатью).
Требования пожарной службы и МЧС
Автомастерская считается пожаро- и взрывоопасным объектом. Уровень пожарной опасности рассчитывается индивидуально, в зависимости от объема работ и характеристик помещения. Но даже к самым маленьким СТО по части вентиляции и пожарной безопасности требования довольно строги.
Регламентирующие документы
- ВСН 01-89
- СП 7.13130.2009.
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года.
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994..
- СП 5.13130.2009.
- ПП N 390 от 25.04.12.
- НПБ 88-2001.
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г и НПБ по обучению мерам ППБ.
Требования к документации
Любое предприятие по обслуживанию ТС должно иметь инструкцию по пожарной безопасности (ПБ). Причем для административного комплекса (при его наличии), складской зоны, предназначенной для хранения запасных частей и материалов, а также рабочей зоны разрабатывается отдельная инструкция. Помимо этого автомастерская должна иметь:
- Инструкцию по действиям при пожаре, распечатанною в цветном исполнении в формате А3.
- График инструктажей по ППБ (противопожарной безопасности): вводного, текущего (первичного и повторных).
- Правила пользования огнетушителями в формате А4 (размещаются у каждого средства тушения пожара).
- Приказ о назначении ответственного лица по ППБ.
- Номер вызова бригады для тушения пожара с мобильного и стационарного телефона.
- Знаки, определяющие категорию опасности пожарных помещений в цветном исполнении в формате А4 и знак жесткой сцепки для эвакуации ТС.
- Журналы: учета стандартных средств тушения пожара и инструктажа персонала.
Журналы регистрируются в соответствующих органах.
Требования к помещению
Основные требования к помещению указаны в разделе о требованиях санитарных служб. Дополнительно можно сказать, что помещение автосервиса обязательно должно иметь пожарный выход. На пути эвакуации персонала стены помещения нельзя отделывать материалом легко возгорающимся или плавящимся (деревом, обоями, пластиком, горящим с испусканием ядовитого дыма).
Требования к освещению и проводке
Электрика в пожароопасных зонах монтируется во взрывозащищенном исполнении. Осветители монтируются во взрывозащитной арматуре. Перед началом работы исправность электрооборудования должна быть проверена. работать с неисправным оборудованием запрещено.
Требования к вентиляции
Все вентиляционные ходы, рукава, кожухи, защитные короба должны быть выполнены из материала:
- негорючего;
- устойчивого к воздействию агрессивных факторов внешней среды (влаги, коррозирующих веществ и т.п.);
- огнеупорного.
Все швы и стыки обрабатываются герметиком и не должны пропускать загрязненный воздух. По ТБ все элементы вентиляционной системы монтируются в защитном коробе. Однако доступ ремонтникам к ней не должен быть затруднен.
Помещения с высокой пожаро- взрывоопасностью (например, для работы с генератором на ацетилене) требуют монтажа вентиляции во взрывобезопасном исполнении.
Требования к пожарной сигнализации
Требования зависят от размеров помещения и количества обслуживаемых автомобилей.
Согласно СП 113.13330.2012 любое помещение, ориентированное на сервисное обслуживание ТС должно быть оснащено АУПС согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.5). Если:
- Здание более 50 квадратов устанавливают АУПС и СОУЭ 2(СО+ЗО) (при количестве машиномест до 100 шт)
- При обслуживание более 3 автомобилей должна быть установлена система автоматического тушения пожара (АУПТ) согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.3), СОУЭ 2.
Для крупных предприятий, обслуживающих от 100 машин рекомендуется установка СЛУЭ 1.Если автомастерская использует лакокрасочные изделия, то все оборудование монтируется через «искрозащиту». То есть в пожаро- и взрывобезопасном исполнении.
Основные компоненты системы ППБ для ремонтно-монтажных предприятий следующие:
- Извещатели: дымовые, тепловые, ручные. Для предприятий, обслуживающие более 3 автомобилей одновременно рекомендуемы датчики пламени.
- Оповещатели: световые (знак выход, с указанием пути эвакуации) и звуковые/сирены. Для крупных предприятий рекомендуются голосовые оповещатели.
- КП (панель контроля, принимающая сигнал и транслирующая его пожарной службе).
Большое значение при пожаре имеет оперативность вывода людей из зоны возгорания. В этом помогает СОУЭ (система, управляющая эвакуацией).
Дополнительная информация
Если в аренду берется или покупается капитальное сооружение согласно ст. 36 Кодекса градостроителей РФ работа на этом участке должна подчиняться градостроительному регламенту. Все проводимые работы должны быть этим регламентом разрешены.
Источник