- Нарушение сроков капитального ремонта подрядчиком
- По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20). Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?
- О подрядных организациях, нарушивших сроки выполнения работ по капитальному ремонту
Нарушение сроков капитального ремонта подрядчиком
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20).
Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачисление на основной лицевой счет бюджетного учреждения суммы удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141). Выбытие с отдельного лицевого счета денежных средств в сумме удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 18 (КВР 244).
Если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке.
Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
— особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
— соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292).
Средства, полученные (удержанные из суммы предстоящей оплаты) бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Вместе с тем отметим, что согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливается местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
— целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
— порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
— порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов, поступивших (удержанных из суммы предстоящей оплаты) бюджетному учреждению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).
В соответствии с положениями п. 109 Инструкции N 174н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете в корреспонденции со счетом 2 401 10 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».
Бюджетные учреждения при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) могут применять бухгалтерские записи с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Таким образом, рассматриваемые хозяйственные операции могут отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
— контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
Дебет 5 302 ХХ 83Х Кредит 5 304 06 732
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 244, КОСГУ исходя из экономического содержания расходов)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
О подрядных организациях, нарушивших сроки выполнения работ по капитальному ремонту
Подрядчик затягивает выполнение работ по договору? Кто несет ответственность за нарушение срока выполнения работы, и какие меры применяются для борьбы с нарушителями? С какими еще проблемами могут столкнуться жильцы многоквартирных домов, ответит руководитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики — главный государственный жилищный инспектор Чувашской Республики Виктор Владимирович Кочетков.
— Виктор Владимирович, скажите, по какой программе проводится капитальный ремонт в многоквартирных домах в 2017 -2018 году?
— Ремонт многоквартирных домов проводится согласно Республиканскому краткосрочному плану реализации в 2017 — 2018 годах Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 — 2043 годы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.12.2016 № 499. В рамках данной программы капитальный ремонт общего имущества собственников помещений был проведен в 285 многоквартирных домах, в которых проживают 32857 граждан.
— Кто и как определяет подрядчиков для выполнения услуг?
— Региональный оператор, в соответствии с правилами порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту, проводит процедуру конкурсного отбора подрядных организаций на разработку проектносметной документации и на выполнение работ по капитальному ремонту. Также в соответствии с изменениями в законодательстве проектно-сметная документация на капитальный ремонт проходит оценку достоверности сметной стоимости в Центре экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики.
— Расскажите, с какими проблемами сталкивались жильцы многоквартирных домов? Какова основная причина обращений?
— К сожалению, жалобы на некачественное выполнение работ по капитальному ремонту или нарушение сроков их выполнения периодически поступают в адрес Инспекции.
Наибольшее количество обращений граждан пришлось на октябрь 2017 года, т.е. на начало отопительного сезона, когда в рамках реализации краткосрочного плана на 2017-2018 году подрядными организациями проводились работы по замене систем теплоснабжения многоквартирных и подача тепла в квартиры не осуществлялась.
Так, с такой проблемой отсутствия отопления в квартирах столкнулись жильцы многоквартирных домов №№ 34, 38 по проспекту Ленина и № 27 по улице Ленинградская города Чебоксары, где подрядчиками выступали ООО «Евро Технологии» и ООО «Стройремсерсвис», а также дома № 2 по улице Щорса в городе Шумерля, работы в котором осуществляло ООО «ТПК ПремьеР».
Не простая ситуация была и с ремонтом кровель, выполняемых из рулонных наплавляемых материалов.
В рамках рассмотрения заявлений от жильцов многоквартирных домов №№ 15, 27 микрорайона Стрелка в города Алатырь были проведены неоднократные выездные мероприятия.
Было установлено, что работы по ремонту кровель были начаты, но в связи с установившимися неблагоприятными погодными условиями (обильное выпадение атмосферных осадков в виде дождя и отрицательная температура наружного воздуха) и состоявшимся фактом затопления 23 квартир работы были приостановлены. В качестве подрядной организации выступало ООО «ЗП-Диана».
При обсуждении вопроса целесообразности дальнейшего проведения работ по замене кровельного покрытия из рулонных наплавляемых материалов, при участии председателей Советов многоквартирных домов, представителей администрации города Алатырь и управляющей организации ООО «Управление ЖКХ», а также руководителя НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Епифановой О.И., было принято решение о замене кровельного покрытия из наплавляемых материалов на мембранную кровлю.
С вопросом затопления квартир столкнулись и жильцы дома № 2 по улице 40 лет Победы в деревне Новые Яхакасы Вурнарского района. При отсутствии квалифицированных специалистов подрядной организацией ООО «Арматура 12» в сентябре — октябре 2017 года были проведены лишь работы по демонтажу мягкой кровли над первым подъездом дома, в связи с чем при выпадении атмосферных осадков в виде дождя были затоплены три верхние квартиры одного из подъездов. Работы были завершены только в ноябре месяце.
При этом стоит отметить, что вышеперечисленные факты ненадлежащего исполнения подрядными организациями обязанности по выполнению работ по капитальному ремонту являются не единичными случаями.
Если же говорить о нарушении технологии производства работ, то самым распространенным нарушением является заделка технологических отверстий и штроб, после прокладки инженерных сетей, строительной монтажной пеной, вместо предусмотренного проектом цементно-песчаного раствора.
— Почему подрядные организации не справляются с поставленными темпами?
— Как правило, подрядные организации набирают большое количество заказов и не справляются с объемом работ. Отсутствие квалифицированных работников также влияет на сроки выполнения, когда на устранение недоделок затрачивается значительная часть времени.
— А могут ли сами жильцы стать причиной задержки сроков выполнения работ?
— Да, имеют место и факты не допуска в занимаемое жилое помещение самими собственниками помещений дома для проведения работ по замене общедомовых инженерных коммуникаций. В данном случае, уходит время на проведение претензионных работ (отправка заказных писем, созыв комиссии для составления акта и т.п.).
Например, в 2016 году собственник квартиры № 2 в доме № 27 по улице Ленина в городе Канаш отказал в доступе в квартиру для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества и часть вертикального трубопровода холодного водоснабжения в техническом подполье заменена не была. А уже летом в 2017 года на этом участке произошла протечка, в связи с чем произошло подмывание оснований конструкции пола с последующим проседанием деревянного напольного покрытия и деформацией ограждающих конструкций.
— Какие меры применяются касательно нарушителей?
— При выявлении нарушений региональным оператором НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ведется претензионная работа с подрядчиком, в том числе о необходимости оплаты неустойки. Возможно также расторжение договоров, с последующим включением подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций.
— Виктор Владимирович, а много таких подрядчиков нарушителей?
— Инспекцией в рамках контрольных мероприятий были выявлены подрядные организации, нарушившие сроки исполнения работ, в 41 многоквартирном доме. Это порядка 16 подрядчиков, такие как ООО «ТПК «ПремьеР», ООО «Строй- сантех», ООО «СК «Стройэффект», ООО «Евро Технологии), ООО «Арматура 12», ООО «Полимермонтаж», ООО «СК «Виком», ООО «Премиум Строй», ООО «ЗП- Диана», ООО «Нечерноземстройснаб», ООО «Мастер кровли», ООО «ВолгаРем- Строй», ООО «Алстрой», ООО «Честрой», ООО «СК-Лерон», ООО «Мидгард».
По данному факту Инспекций для принятия мер административного характера информация направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
Согласно данным У ФАС по Чувашской Республике в рамках предоставленной информации по подрядным организациям, нарушившим сроки исполнения работ, направлено 22 уведомления.
Источник