Нарушение сроков контракта капитального ремонта

Содержание
  1. Нарушение сроков контракта капитального ремонта
  2. По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20). Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?
  3. Нарушение сроков контракта капитального ремонта
  4. Был заключен контракт на проведение подрядных работ по капитальному ремонту объекта, финансируется за счет средств краевого бюджета по программе. Муниципальный контракт заключен до 01.07.2019, срок контракта — 2 мес., срок выполнения работ истек, но контракт продолжает исполняться с начислением неустойки. На сегодняшний день просрочка подрядчика по выполнению всего объема работ по контракту составляет 8 месяцев. При каждом платеже заказчик вычитает сумму неустойки за просрочку выполнения работ. Объем работ уже увеличен дополнительным соглашением по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Можно ли в рамках этого контракта заключить дополнительное соглашение, в котором будет сделан взаимозачет работ, не требующих выполнения (например, стяжка пола), но присутствующих в проектной документации, на работы, требующие увеличения объема (например, проектом предусмотрена одна дверь, а требуется установить 8 штук), и не начислять пени подрядчику за невыполнение работ, не предусмотренных проектной документацией? Существует ли возможность продления срока контракта?

Нарушение сроков контракта капитального ремонта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20).
Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачисление на основной лицевой счет бюджетного учреждения суммы удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141). Выбытие с отдельного лицевого счета денежных средств в сумме удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 18 (КВР 244).
Если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
— особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
— соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292).
Средства, полученные (удержанные из суммы предстоящей оплаты) бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Вместе с тем отметим, что согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливается местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
— целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
— порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
— порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов, поступивших (удержанных из суммы предстоящей оплаты) бюджетному учреждению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).
В соответствии с положениями п. 109 Инструкции N 174н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете в корреспонденции со счетом 2 401 10 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».
Бюджетные учреждения при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) могут применять бухгалтерские записи с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Таким образом, рассматриваемые хозяйственные операции могут отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
— контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
Дебет 5 302 ХХ 83Х Кредит 5 304 06 732
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 244, КОСГУ исходя из экономического содержания расходов)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения.

Читайте также:  Ремонт тормозных кранов вабко

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Нарушение сроков контракта капитального ремонта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Был заключен контракт на проведение подрядных работ по капитальному ремонту объекта, финансируется за счет средств краевого бюджета по программе. Муниципальный контракт заключен до 01.07.2019, срок контракта — 2 мес., срок выполнения работ истек, но контракт продолжает исполняться с начислением неустойки. На сегодняшний день просрочка подрядчика по выполнению всего объема работ по контракту составляет 8 месяцев. При каждом платеже заказчик вычитает сумму неустойки за просрочку выполнения работ. Объем работ уже увеличен дополнительным соглашением по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Можно ли в рамках этого контракта заключить дополнительное соглашение, в котором будет сделан взаимозачет работ, не требующих выполнения (например, стяжка пола), но присутствующих в проектной документации, на работы, требующие увеличения объема (например, проектом предусмотрена одна дверь, а требуется установить 8 штук), и не начислять пени подрядчику за невыполнение работ, не предусмотренных проектной документацией?
Существует ли возможность продления срока контракта?

Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не предусмотрена возможность произвольного изменения по соглашению сторон условий контракта, в том числе с целью освобождения подрядчика от уплаты неустойки. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Одним из таких случаев, позволяющих изменить по соглашению сторон в ходе исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, объем и (или) виды выполняемых работ, а также с учетом положений бюджетного законодательства РФ не более чем на 10% цены контракта, является изменение контракта на основании пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, как следует из формулировки п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможность такого изменения допускается, только если она была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика контрактом; возможность изменения условий действующих контрактов, заключенных с единственным подрядчиком, путем внесения такого условия не предусмотрена. Соответственно, замена видов работ, предусмотренных контрактом, на основании пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть произведена только в ходе исполнения контрактов, заключенных по итогам процедур определения подрядчика, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года. Что к рассматриваемой ситуации не относится.
Иные случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при которых принципиально допустима одновременная замена объема и видов работ, предусмотренных муниципальным контрактом, касаются контрактов, заключенных на срок более года (п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что также не относится к рассматриваемому случаю.
Таким образом, в приведенной ситуации стороны не вправе заключить соглашение о замене видов работ, предусмотренных контрактом. На данный момент не ясным остается вопрос о возможности изменения объема работ, предусмотренных контрактом, заключенным до 1 июля 2019 года, в пределах 10% на основании пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. В отсутствие разъяснений и правоприменительной практики однозначно оценить правомерность такого изменения мы не можем*(1).
Однако, если считать возможным в данном случае изменение контракта на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2019 года), заказчик вправе исключить из контракта одни виды работ и увеличить объем по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы*(2).
Тем не менее, полагаем, в приведенной ситуации стороны не лишены возможности продлить на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом, если такое изменение происходит по вине подрядчика, изменение срока допускается только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта. Напомним, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, в указанном случае по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Очевидно, что до внесения соответствующих изменений в контракт заказчик обязан начислять неустойку за просрочку выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Отметим, что подрядчик может быть освобожден от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Так, например, суды приходят к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ и, соответственно, отсутствии оснований для взыскания неустойки, если ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, произошло по причине наличия ошибок в проектной документации (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 04.10.2018 N 17АП-12616/18, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-7459/19, постановление Тринадцатого ААС от 24.08.217 N 13АП-12092/17).
Более того, если неисполнение работ, предусмотренных контрактом, стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, заказчик не вправе начислять неустойку ввиду отсутствия вины подрядчика, а подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (п. 2 ст. 718 ГК РФ, смотрите также постановление АС Дальневосточного округа от 26.06.2019 N Ф03-2314/19 по делу N А73-13356/2018, постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 N Ф08-1054/19 по делу N А53-11186/2018). Поэтому, если в приведенной ситуации отсутствует вина подрядчика в просрочке либо невыполнении работ, предусмотренных контрактом, предъявление требований об уплате неустойки неправомерно. Однако окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
Напомним, что в случае невозможности приобретения дополнительного объема работ в рамках упомянутого в вопросе контракта заказчик вправе осуществить новую закупку недостающего объема работ, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.

Читайте также:  Ремонт коричневый с зеленым

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите по данному вопросу материал:
— Вопрос: Муниципальное казенное учреждение работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2018 г. был подписан контракт на строительство детского сада. В настоящее время возникла необходимость увеличить цену контракта на 10% в связи с дополнительными объемами работ (условие указано в контракте). Имеет ли право учреждение в соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в дальнейшем увеличить цену контракта до 30%? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.).
*(2) По данному вопросу смотрите, например, Энциклопедию решений. Изменение объемов и (или) содержания работ по контракту по Закону N 44-ФЗ с твердой ценой за весь объем работ.

Источник

Оцените статью