- ГУР КамАЗ — Гидроусилитель руля, устройство, ремонт, характеристики
- Предназначение
- Задачи, которые решает ГУР
- Устройство
- Характеристика ГУР
- Ремонт гидроусилителя руля
- Распространенные неисправности
- Как удалить воздушную пробку из системы
- Замена деталей при ремонте гидроусилителя руля
- Регулировка рулевого механизма
- Ремонт и регулировка гидроусилителя рулевого управления автомобилей Камаз-4310, Камаз-5320
- Трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления автомобилей Камаз
- Операции по ремонту ГУР Камаз
- Проверка, регулировка и ремонт предохранительного клапана рулевого механизма Камаз
- Гидроусилитель рулевого управления
ГУР КамАЗ — Гидроусилитель руля, устройство, ремонт, характеристики
ГУР КамАЗ – неотъемлемый компонент грузовика, но для корректной его работы требуется периодическое техническое обслуживание с заменой деталей при необходимости. Давайте рассмотрим, для чего нужен гидроусилитель руля на КамАЗ, какое у него устройство, характеристики и основные неисправности, а также тонкости ремонта и регулировки механизма.
Предназначение
Основная функция механизма – снижение усилия, необходимого для поворота руля во время движения грузовика. То есть, узел обеспечивает комфортное управление и выполнение поворотов. При неисправной системе даже на небольшой скорости приходится прикладывать значительные усилия, а на большой скорости, особенно, при выполнении маневров, управление и вовсе может быть невозможным (вплоть до заклинивания руля).
Задачи, которые решает ГУР
Основная задача любого гидроусилителя руля – упрощение поворота руля. Без него даже при незначительных поворотах рулевого колеса требовались бы существенные физические усилия.
Другая задача гидроусилителя рулевого управления КамАЗ – гарантия нормальной управляемости транспортного средства. Другими словами, это элемент, необходимый для обеспечения достаточного уровня безопасности при эксплуатации машины.
Устройство
Гидроусилитель руля КамАЗ включает следующие компоненты:
- Распределительный механизм. Применяется для направления потоков рабочих сред, в том числе, масла гидросистемы, в узлы и отсеки системы ГУР.
- Гидравлический цилиндр. Используется в качестве преобразователя гидравлического давления в механические импульсы, необходимые для движения поршней и штоков.
- Гидравлическая жидкость. Это рабочая среда, передающая усилие от насосной установки гидроцилиндру. Жидкость выполняет смазывание соприкасающихся элементов и узлов.
- Насос гидроусилителя руля КамАЗ. Поддерживает требуемое для корректной работы системы давление. Также насос ГУР КамАЗ осуществляет циркуляцию рабочей жидкости.
- Элементы соединения узлов или магистрали. Необходимы для объединения в единый механизм всех частей системы.
- Фильтрующий механизм.
- Устройство управления или электронный модуль. Используется для направления и регулировки работы.
Устройство ГУР КамАЗ у разных моделей Камского автозавода может незначительно отличаться.
Характеристика ГУР
- Рулевой механизм – имеет гидроусилитель, установленный в том же картере, что и рулевой механизм. Устройство предусматривает наличие винта с гайкой на вращающихся валах и поршня, который соприкасается с зубчатой частью вала сошки.
- Передаточное число – 20
- Клапан управления – золотниковый, выполнен с предохранительным и перепускным клапанами.
- Насос – роторный механизм с лопастями и шестеренчатым приводом, передаточное число 1,25.
- Привод руля и гидравлического усилителя – карданный вал, соединенный скользящим шлицем, угловая передача оснащена шестеренками конической формы.
- Радиатор – алюминиевая конструкция с оребрением, установленная перед радиатором охлаждающей системы.
- Привод руля – имеет две тяги (поперечного и продольного типов) с шавровыми шарнирами без возможности регулировки.
Общую схему ГУР КамАЗ Вы можете посмотреть на картинке в начале раздела.
Ремонт гидроусилителя руля
Ремонт ГУР КамАЗ должен выполняться специалистами, имеющими нужные навыки. Лучше всего заказывать услугу в специализированных автосервисах, где занимаются обслуживанием автомобилей КамАЗ или грузовой техники.
Распространенные неисправности
Вообще, ремонт гидравлического усилителя руля на КамАЗах требуется на очень часто, так как это довольно надежная система. Особенно, если соблюдаются правила использования узла и выполняется плановое его обслуживание.
Обычно перебои в работе ГУР возникают при отрицательных температурах воздуха, зимой, при перепадах температур. Все поломки гидроусилителя руля КамАЗ можно поделить на две категории: механические и гидравлические (оба типа неисправностей могут образовываться в любой части узла).
Основная проблема связана с насосом на ГУР КамАЗ: повышается вязкость смазочных веществ, что способствует выдавливанию сальников и утечке масла. Такая неисправность особенно часто появляется на машинах, которые эксплуатируются неправильно, например, оставляются на автостоянке с выкрученными колесами. При пуске мотора давление возрастает только на одной из сторон, и сальник выдавливается.
При плюсовых температурах перебои в работе механизма возникают из-за грязи и пыли, которые задуваются в систему. Это приводит к разгерметизации отдельных элементов, отчего увеличивается износ втулок и штоков. На последних довольно быстро образуется ржавчина, что способствует и быстрому стиранию втулок. При использовании грузовика через 200-300 км пробега между этими деталями появляется люфт, от этого возникает стук рулевой рейки. Также нередко требуется регулировка зубчатого зацепления.
Важно: восстановление и ремонт ГУР КамАЗ должны осуществляться только профессионалами, с использованием специализированного оборудования.
Как удалить воздушную пробку из системы
При выполнении заправки смазочными веществами или после ремонта требуется убрать воздух из системы (прокачать ГУР на КамАЗе).
Последовательность действий такая:
- Вывешивание переднего моста таким образом, чтобы колеса не соприкасались с землей. Выполняется подъем грузовика домкратом и подкладывание козелков под балку с обеих сторон.
Прокачку ГУР КамАЗ нельзя начинать, если колеса расположены на земле. В качестве альтернативы можно отсоединить продольную тягу от гидравлического усилителя.
Лучше, если данную работу будут выполнять специалисты, которые знают, как прокачать гидроусилитель руля на КамАЗе правильно, чтобы в системе точно не осталось воздуха.
Замена деталей при ремонте гидроусилителя руля
Начиная ремонт гидроусилителя, корпуса насоса ГУР и прочих элементов системы, нужно понимать, что детали, исчерпавшие свой ресурс, нельзя восстановить, их можно только заменить на новые. Изготовление запчастей с высокой точностью и гладкостью поверхностей возможно только на производствах, которые специализируются на создании таких деталей. Именно поэтому покупать комплектующие для КамАЗа необходимо у надежных компаний, которые выполняют поставку от официальных производителей.
Регулировка рулевого механизма
Проверять и регулировать рулевой механизм можно только в положении, когда мотор отключен, а продольная рулевая тяга отсоединена.
Перед началом работ нужно проверить балансировку колес, уровень давления, присутствие масла в рулевом управлении и на ступицах, настройки ступичных подшипников и тяг, функционирование амортизаторов, качество установки передних колес, уровень масла в насосе.
Для проверки усилия рулевой колонки используется динамометр, закрепленный на ободе колеса. Усилие проверяется при разных положениях рулевого колеса: при повороте на 2 и более оборота от начального положения, при повороте на три четверти оборота, при прохождении колесом начального положения.
Усилия, которые не соответствуют в нужных положениях заданным значениям, необходимо отрегулировать. Для этого может потребоваться демонтаж узла, его частичная или полная разборка:
- Сначала выполняется настройка при третьем положении, регулировка выполняется посредством винта вала сошки;
- Затем отлаживается первое положение – нужно выполнить подтяжку или ослабление места крепления упорных подшипников (требуется частичная разборка механизма);
- Регулировка во втором положении осуществляется при полной разборке гидравлического усилителя.
Источник
Ремонт и регулировка гидроусилителя рулевого управления автомобилей Камаз-4310, Камаз-5320
Работа гидроусилителя руля (ГУР) автомобилей Камаз осуществляется следующим образом. При прямолинейном движении винт 15 (рис.1) и золотник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 гидроцилиндра соединены.
Рис.1. Схема работы гидроусилителя рулевого управления Камаз-4310, 5320
1 — колесо рулевое; 2 — пружина предо-хранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 — фильтр; 4 — насос гидроусилителя руля; 5 — клапан перепускной; 6 — вал сошки с зубчатым сектором; 7 — полость задняя гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10 — тяга продольная; 11 -Тяга поперечная; 12 — колесо переднее автомобиля; 13 – пробка магнитная; 14 — гайка шариковая; 15 — винт; 16 — картер рулевого механизма; 17 — клапан обратный; 18 — клапан предохранительный рулевого механизма; 19 — клапан управления гидроусилителем; 20 — золотник; 21 — подшипник упорный; 22 — плунжер реактивный; 23 — пружина центрирующая; 24 — редуктор угловой; 25 — полость передняя гидроусилителя; 26 — линия нагнетания; 27 — вал карданный; 28 — радиатор; 29 — колонка рулевая; 30 — фильтр заливочный; 31 — бачок насоса (гидроусилителя); 32 -линия слива; 33 — пружина перепускного клапана; 34 — клапан предохранительный насоса; 35 — клапан перепускной; А и В — дросселирующие отверстия; I — движение прямо или нейтраль; II — поворот направо; III — поворот налево
Масло свободно проходит от насоса ГУР Камаз-4310, 5320 через клапан 19 управления и возвращается в бачок 31 гидросистемы. При поворачивании водителем рулевого колеса 1 винт 15 вращается.
Вследствие сопротивления повороту колес, первоначально удерживающего колеса 12 и поршень-рейку 8 на месте, возникает сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону.
Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 23, винт перемещается и смещает жестко связанный с ним золотник.
При этом одна полость цилиндра гидроусилителя рулевого управления Камаз сообщается с линией нагнетания и отключается от линии слива, другая – наоборот, оставаясь соединенной со сливом, отключается от линии нагнетания.
Рабочая жидкость, поступающая от насоса ГУР Камаз в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует повороту управляемых колес.
Давление в рабочей полости цилиндра ГУР Камаз-4310, 5320 устанавливается пропорциональным величине сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами 22.
Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создается «чувство дороги».
При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находящийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных полостях, сдвигается к среднему положению. При этом золотник не доходит до среднего положения.
Размер щели для прохода масла в возвратную линию установится таким, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра, поддерживалось давление, необходимое для удерживания управляемых колес в повернутом положении.
Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку ГУР Камаз.
Поскольку винт не может вращаться (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), он тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником.
При этом полость цилиндра гидроусилителя рулевого управления Камаз-4310, 5320, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса и отделена от возвратной линии. Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим давлением.
Винт, гайка, шарики, упорные подшипники, а также угловая передача, карданный вал и колонка рулевого управления при работе гидроусилителя руля ГУР Камаз нагружены относительно небольшими силами.
В то же время зубчатое зацепление рулевого механизма, вал сошки и картер воспринимают основное усилие, создаваемое давлением масла на поршень-рейку.
Насос ГУР грузовых автомобилей Камаз
Насос ГУР Камаз-4310, 5320 с бачком для масла (рис.2) установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя. Шестерня 1 зафиксирована на валу 5 насоса шпонкой 6 и закреплена гайкой 2 со шплинтом 3.
Рис.2. Насос гидроусилителя руля ГУР Камаз
1 -шестерня привода; 2 — гайка крепления шестерни; 3 -шплинт; 4, 15 — шайбы; 5 — вал насоса; 6 — шпонка сегментная; 7, 10 — кольца упорные; 8 — подшипник шариковый; 9 — кольцо маслосъемное; 11 — манжета: 12 — подшипник игольчатый; 13 — крышка заливной горловины; 14 — фильтр заливной; 16 — болт; 17, 36, 39 -кольца уплотнительные; 18 — труба фильтра; 19 — клапан предохранительный; 20 — крышка бачка с пружиной; 21, 27, 28 — прокладки уплотнительные; 22 — бачок насоса; 23 — фильтр; 24 — коллектор; 25 — трубка бачка; 26 -штуцер; 29 — крышка насоса; 30 — пружина перепускного клапана; 31 — седло предохранительного клапана; 32 -прокладки регулировочные; 33 — клапан комбинированный; 34 — диск распределительный; 35 -пластина
насоса; 37- статор; 38 — ротор; 40 — корпус насоса; А и В — отверстия дросселирующие
Насос ГУР Камаз пластинчатого типа, двойного действия, то есть за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и два – нагнетания. В роторе 38 насоса ГУР Камаз, который размещен внутри статора 37 и приводится в движение шлицованным концом вала насоса, имеются десять пазов, в которых перемещаются пластины 35.
Статор насоса ГУР Камаз-4310, 5320 с одной стороны прижимается к точно обработанному торцу корпуса 40 насоса, с другой стороны к статору прилегает распределительный диск 34.
Положение статора относительно корпуса и распределительного диска зафиксировано штифтами. Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.
При вращении вала насоса гидроусилителя руля Камаз-4310, 5320 пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости крышки насоса по каналам в распределительном диске.
Между внешней поверхностью ротора, пластинами и внутренней поверхностью статора образуются камеры переменного объема. Объем указанных камер при прохождении зон всасывания увеличивается и они заполняются маслом.
Для более полного заполнения камер масло подводится как со стороны корпуса насоса ГУР Камаз через два окна, так и со стороны углублений в распределительном диске через шесть отверстий, выполненных в статоре и расположенных по три против окон всасывания.
При прохождении зон нагнетания объем между пластинами уменьшается, масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие А с линией нагнетания.
На участках поверхности статора насоса ГУР Камаз с постоянным радиусом (между зонами всасывания и нагнетания) объем камер не изменяется. Эти участки необходимы для того, чтобы обеспечить минимальные утечки рабочей жидкости (перетекание масла между зонами).
Во избежание «запирания» масла, которое препятствовало бы перемещению пластин, пространство под ними связано посредством дополнительных малых каналов в распределительном диске с полостью в крышке 29 насоса.
Вал насоса ГУР Камаз вращается в корпусе на игольчатом 12 и шариковом 8 подшипниках, которые в принятой конструкции качающей сборочной единицы насоса разгружены от радиальных сил.
Насос ГУР Камаз снабжен расположенным в крышке комбинированным клапаном 33, совмещающим в себе предохранительный и перепускной клапаны.
Первый в данном случае является дополнительным (резервным) предохранительным клапаном в гидросистеме. Регулируется на давление 8336. 8826 кПа (85. 90 кгс/см2). Второй ограничивает количество масла, поступающего в систему.
Работа перепускного клапана насоса ГУР Камаз осуществляется следующим образом. При минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 30 (см. рис.2) к распределительному диску.
Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие А поступает в линию нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 30, сообщается с линией нагнетания отверстием малого диаметра.
С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя, а значит и подачи насоса ГУР Камаз, за счет сопротивления отверстия А образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и канале нагнетания насоса (за клапаном).
Перепад давлений тем больше, чем большее количество масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от величины давления.
Избыточное давление в полости крышки насоса ГУР Камаз, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается, и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход части масла из полости крышки в бачок.
Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Таким образом, увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.
Работа перепускного клапана насоса ГУР Камаз при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана осуществляется аналогичным образом.
Открываясь, шариковый клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия в перепускном клапане. При этом давление на правый торец перепускного клапана насоса ГУР Камаз падает, поскольку поток масла, идущий через шариковый клапан, ограничен отверстием В.
Клапан в этом случае, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок большей части перепускаемого масла. Настройка предохранительного клапана должна осуществляться только с применением регулировочных шайб 32, подкладываемых под седло 31 клапана.
Для предотвращения шума и уменьшения износа деталей насоса насоса ГУР Камаз при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя предусмотрен коллектор 24, который принудительно направляет сливаемое перепускным клапаном масло во внутреннюю полость корпуса насоса, обеспечивая таким образом избыточное давление в зонах всасывания.
Это необходимо во избежание образования чрезмерного разрежения и, как следствие, появления кавитации. Специально подобранное переменное сечение внутренней полости коллектора до и после отверстий в нем способствует тому, что потоком масла в коллекторе одновременно в нужном количестве захватывается масло из бачка гидросистемы.
Бачок 22 гидросистемы Камаз, отштампованный из листовой стали, крепится непосредственно к корпусу и крышке насоса с помощью четырех болтов через промежуточные резиновые прокладки 28.
В бачке гидросистемы насоса ГУР Камаз размещены разборный сетчатый фильтр 23, представляющий собой пакет отдельных фильтрующих элементов, который при значительном засорении отжимается вверх возросшим давлением.
При этом масло непосредственно поступает в бачок. Кроме того, в бачке имеется заливной фильтр 14 и предохранительный клапан 19, препятствующий увеличению давления в полости бачка над маслом больше чем на 19,6. 29,4 кПа (0,2. .0,3 кгс/см2).
Крышка 20 бачка уплотняется резиновыми прокладками 21 и кольцом 17. Уплотнение торцовых поверхностей корпуса и крышки со статором обеспечивается резиновыми кольцами 36 и 39 круглого сечения.
Трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления автомобилей Камаз
Для трубопроводов в системе гидроусилителя руля Камаз применяют стальные цельнотянутые трубы и резиновые рукава оплеточной конструкции.
Рукава высокого давления имеют две внутренние комбинированные оплетки, состоящие из хлопчатобумажных и лавсановых нитей. Концы рукава заделываются в специальные наконечники, обжимаемые при сборке.
Рукава низкого давления имеют одну внутреннюю нитяную (лавсановую) оплетку и крепятся на трубопроводах гидросистемы с помощью хомутиков.
Соединение труб между собой и крепление их к насосу и клапану управления гидроусилителем осуществляется накидными гайками и штуцерами с наружной резьбой.
Уплотнение трубопроводов обеспечивается тем, что концы труб, выполненные с двойной развальцовкой, прижимаются к коническим поверхностям соответствующих деталей.
Момент затяжки гаек в соединениях трубопроводов должен быть в пределах 78,5. 98,1 Нм (8 . 10 кг/см).
Радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя руля Камаз и представляет собой алюминиевую оребренную трубу, установленную перед радиатором охлаждения двигателя.
Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится по резиновым рукавам.
Операции по ремонту ГУР Камаз
Приступая к ремонту ГУР Камаз, насоса гидроусилителя руля и других сборочных единиц рулевого управления, имейте в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих сборочных единицах недопустимо.
Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства.
Проверяйте и регулируйте ГУР Камаз на автомобиле при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.
Предварительно проверьте балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес.
Кроме того, проверьте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя Камаз, убедитесь в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.
Усилие на рулевом колесе измеряйте пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в следующих его положениях:
Рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения. Усилие на рулевом колесе должно быть 5,9. 15,7 Н (0,6. 1,6 кгс).
В этом случае зацепление и шарико-винтовая пара выведены в положение, близкое к крайнему, где трение в этих узлах практически исключено, а величина усилия определяется преимущественно моментом трения в упорных подшипниках, уплотнениях и втулках гидроусилителя Камаз.
Несоответствие усилия на ободе рулевого колеса указанной величине свидетельствует о неправильной (недостаточной или чрезмерной) затяжке упорных подшипников винта, либо означает, что повреждены детали узла шариковой гайки.
Недостаточная затяжка упорных подшипников приводит к нарушению курсовой устойчивости автомобиля; чрезмерная, наряду с повреждением деталей узла шариковой гайки, — к заклиниванию рулевого механизма.
Рулевое колесо повернуто на 3/4 оборота от среднего положения. Усилие не должно превышать19,6. 22,6 Н (2 . 2,3 кгс). При этом положении добавляется трение в шарико-винтовой паре за счет предварительного натяга шариков.
Отклонение величины усилия на ободе рулевого колеса от указанных значений вызывается повреждением деталей узла шарико-винтовой пары.
Рулевое колесо проходит среднее положение. Усилие на рулевом колесе должно быть на 3,9. 5,9 Н (0,4. 0,6 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 21,8 Н (2,2 кгс).
В этом случае проверяется регулировка зубчатого зацепления гидроусилителя Камаз. Если усилие меньше указанной величины, зазор в зубчатом зацеплении больше допустимого.
Если усилие больше — зацепление слишком затянуто, что может являться, наряду с другими факторами, причиной плохого самовозврата управляемых колес в среднее положение.
Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, отрегулируйте ГУР.
При необходимости, снимите механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.
Регулировку ГУР Камаз начинайте с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки доведите усилие до нормы.
При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.
Для регулировки усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников.
Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка гидроусилителя.
При проверке давления в гидросистеме рулевого управления Камаз в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом установите приспособление (рис.3), имеющее манометр 2 со шкалой до 9810 кПа (100 кгс/см2) и вентиль 1, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.
Рис.3. Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления Камаз
1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — магистраль высокого давления; 4 — насос; 5 — магистраль низкого давления; 6 — механизм рулевой
При проверке давления откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 98,1 Н (10 кгс). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин-1 должно быть не менее 7355 кПа (75 кгс/см2).
Если давление масла будет меньше 7355 кПa (75 кгс/см2), то медленно заверните вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно подниматься и быть не менее 8336 кПa (85 кгс/см2).
В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки). Если давление не увеличивается, то неисправен насос.
Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 7355 кПa (75 кгс/см2), то неисправными могут быть оба агрегата.
Для проверки правильности работы клапана управления гидроусилителем Камаз отсоедините продольную рулевую тягу, откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора с приложением усилия не менее 98,1 Н (10 кгс) при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1.
При прекращении действия усилия на рулевое колесо давление должно понизиться до 294. 490 кПa (3. 5 кгс/см2). Такую проверку проведите в двух крайних положениях. Если давление не понизится, то это свидетельствует о заедании золотника или реактивных плунжеров клапана.
При проверке нельзя держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 15 с. Проверку проводите при температуре масла в бачке 65. 75°С. При необходимости масло можно нагреть, поворачивая колесо до упоров в обе стороны и удерживая их в крайних положениях не более 15 с.
Регулировка затяжки подшипников вала рулевой колонки Камаз проводите, если ощущается осевое перемещение вала, а момент вращения вала менее 29,4. 78,5 Нcм (3. 8 кгс/см), что соответствует усилию 1,15. 3,08 Н (0,118. 0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм, при отсоединенном карданном вале.
Отрегулируйте затяжку подшипников вращением регулировочной гайки, предварительно разогнув ус стопорной шайбы. При регулировании, подтягивая гайку, поворачивайте вал 1 за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.
Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки Камаз, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки.
После окончания регулирования один из усиков стопорной шайбы вновь загните в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложите свежую смазку.
При сборке карданного вала Камаз следите за тем чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях.
Карданный вал руля Камаз устанавливайте таким образом, чтобы вилка со шлицевой втулкой была обращена вверх. При этом заложенная в полость втулки смазка обеспечивает лучшее смазывание шлицев.
Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, используйте съемник.
Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, введите крюки захвата в отверстия ступицы рулевого колеса и поверните по часовой стрелке до упора. Упирая наконечник в торец вала, вворачивайте винт в захват до полного снятия рулевого колеса.
При установке рулевого колеса затяните гайку крепления его, обеспечив момент затяжки 59. 79 Нм (6. 8 кг/см).
Для проверки, регулировки и ремонта предохранительного клапана ГУР Камаз при отказе или нестабильной работе:
— слейте масло из системы гидроусилителя руля Камаз;
— сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промойте ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителем, в которой размещен предохранительный клапан;
— отверните пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закройте отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;
— промойте клапан керосином и проверьте отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы удалите. Проверьте также целостность резинового уплотнительного кольца и пружины клапана;
При давлении масла до 6377 кПa (65 кгс/см2) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы. Если утечки имеются, клапан осторожно разберите и продуйте детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5. 7848 кПa (75 . 80 кгс/см2).
При отсутствии специального приспособления допускается проверку правильности регулирования предохранительного клапана проводить на автомобиле.
Клапан ГУР Камаз отрегулируйте вращением резьбовой пробки. После регулирования резьбовую пробку законтрите. Зашплинтуйте контргайку проволокой и поставьте пломбу.
Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смажьте смазкой ПВК ГОСТ 19537—74;
Проверка, регулировка и ремонт предохранительного клапана рулевого механизма Камаз
Для проверки, регулирования и ремонта предохранительного клапана рулевого механизма при отказе или нестабильной работе:
- слейте масло из системы гидроусилителя рулевого управления;
- сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промойте ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителем, в которой размещен предохранительный клапан;
- отверните пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закройте отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;
- промойте клапан керосином и проверьте отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы удалите. Проверьте также целостность резинового уплотнительного кольца и пружины клапана;
- если внешним осмотром клапана неисправность выявить не удается, проверьте предохранительный клапан (эту проверку можно выполнять только в специализированных мастерских, приспособленных для работ с гидроаппаратурой) в специальном приспособлении, позволяющем подвести масло под давлением к входному отверстию предохранительного клапана, таком, как, например, нагрузочно-измерительный стенд МТ-60 производства «STOLECZNE ZAKLADY BYDOWY MASZYN I KI» (Польша). При давлении масла до 6377 кПа (65 кгс/см2) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы. Если утечки имеются, клапан осторожно разберите и продуйте детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5. 7848 кПа (75. 80 кгс/см2).
При отсутствии специального приспособления допускается проверку правильности регулирования предохранительного клапана проводить на автомобиле. Клапан отрегулируйте вращением резьбовой пробки. После регулирования резьбовую пробку законтрите. Зашплинтуйте контргайку проволокой и поставьте пломбу.
Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смажьте смазкой ПВК ГОСТ 19537—74; - промойте и заправьте систему.
Гидроусилитель рулевого управления
Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, передающиеся от неровностей дороги, а также повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.
На модернизированных автомобилях КАМАЗ изменено крепление рулевой сошки (рис. 271). Вместо стяжных болтов, гаек и шплинтов для крепления применяется гайка со стопорной шайбой.
Рулевой механизм | объединен с гидравлическим усилителем. Рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки |
Передаточное число рулевого механизма | 20 |
Привод от вала рулевой колонки с рулевым колесом крулевому механизму. | через карданный вал и угловую передачу |
Передаточное число угловой передачи | 1 |
Насос гидроусилителя рулевого управления | пластинчатый, двойного действия, левого вращения |
Привод насоса гидроусилителя рулевого управления | шестереночный, от коленчатого вала двигателя |
Передаточное число привода насоса | 1,25 |
Для снятия ГУР Камаз:
— наклоните кабину в первое положение (42°);
— расшплинтовав и отвернув гайки, выньте стяжные болты сошки или отогнув усики стопорной щайбы, отверните гайку верхней головки сошки;
— съемником снимите сошку, вворачивая винт в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);
— выверните магнитную пробку и слейте масло из картера рулевого механизма Камаз, для более полного слива поверните рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;
— отсоедините трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в насосе масло;
— отсоедините карданный вал рулевого управления Камаз от рулевого механизма, для этого выньте шплинт, отверните гайку клина и выбейте клин;
— выверните болты, крепящие картер рулевого механизма к кронштейну передней рессоры, и снимите рулевой механизм;
— очистите и промойте наружную поверхность рулевого механизма;
— слейте остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущей шестерни углового редуктора два-три раза из одного крайнего положения в другое.
При установке гидроусилителя Камаз:
— установите механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом затяжки 275. 314 Нм (28. 32 кг/см);
— подсоедините нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;
— присоедините карданный вал рулевого управления Камаз к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущей шестерни, забейте клин, заверните и зашплинтуйте гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7. 16,7 Нм (1,4. 1,7 кг/см);
— залейте масло и прокачайте систему гидроусилителя Камаз
— предварительно разжав клином прорезь верхней головки сошки, наденьте сошку рулевого управления на вал рулевого механизма Камаз, вставьте стяжные болты, наверните на болты гайки, затяните их и зашплинтуйте с моментом затяжки 177. 196 Нм (18. 20 кг/см). Гайки болтов должны быть расположены с противоположных сторон головки сошки;
— проверьте герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускайте.
Разборку и проверку ГУР Камаз проводите в следующем порядке:
Вывернув болты крепления, снимите боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно очистите его шлицевой конец.
Проверьте осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, отрегулируйте осевой зазор путем подбора регулировочной шайбы.
Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02. 0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий. Стопорное кольцо должно полностью входить в канавку вала сошки. Это необходимо для надежного соединения деталей данного узла. При необходимости замените уплотнительное кольцо регулировочного винта, применяя оправку.
После сборки с боковой крышкой вал сошки должен свободно проворачиваться от руки, а регулировочный винт оставаться неподвижным (проверять без контргайки).
Вывернув болты крепления, снимите переднюю крышку. При всех последующих операциях разборки и сборки помните, что выворачивание винта рулевого механизма из шариковой гайки более чем на два оборота от среднего положения может привести к выпаданию шариков и заклиниванию винта.
Отверните гайки крепления корпуса клапана управления гидроусилителем Камаз и осторожно выдвиньте корпус вперед настолько, чтобы его можно было провернуть относительно винта, не касаясь шпилек корпуса углового редуктора.
Проверьте затяжку гайки упорных подшипников и плавность вращения корпуса клапана управления относительно винта. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления, должен быть равен 98,1. 122,6 Нcм (10. 12,5 кгс/см) (в ходе эксплуатации допускается падение момента вращения до 34,3 Нcм (3,5 кгс/см). При несоответствии момента указанной величине отрегулируйте затяжку гайки упорных подшипников.
Если вращение корпуса клапана не плавное (сопротивление вращению переменно), замените подшипники. Для регулировки затяжки или замены подшипников необходимо отжать буртик гайки, вдавленный в паз винта, и отвернуть гайку, удерживая от проворота ведущую шестерню углового редуктора.
Источник