Не освоенные средства капитального ремонта

Не освоенные средства капитального ремонта

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Управляющая компания вправе взыскать с предыдущей УК неосвоенные средства на ремонт дома

Управляющая компания вправе взыскать с предыдущей управляющей компании неосвоенные средства на ремонт дома. Содержание публикации :

  • Полномочия на обращение в суд. Решение общего собрания
  • Примеры из судебной практики
  • Когда в иске о взыскании неизрасходованных средств суд откажет
  • Отказ в иске к управляющей компании. Примеры из судебной практики

Разрешая подобные споры, суды руководствуются, прежде всего, тем постулатом, что средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании.

Поэтому, при смене управляющей компании или смене способа управления, собранные с собственников помещений средства, оставшиеся неизрасходованными, должны быть возвращены.

Истцом по делу о взыскании неосвоенных (неизрасходованных) средств с прежней управляющей компании может выступить не только ТСЖ, или уполномоченный собственник помещения дома, но и вновь избранная управляющая компания.

Полномочия на обращение в суд.
Решение общего собрания

Если ТСЖ имеет право обращаться в суд с иском о взыскании и без дополнительного одобрения на то собственников, то у управляющей компании такого права нет. Для обращения в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения управляющая компания должна быть наделена собственниками соответствующими полномочиями.

Собственники помещений дома на общем собрании должны принять следующие решения:

  • о расторжении договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией «А» и о выборе управляющей компании «Б», заключении с ней договора управления многоквартирными домами;
  • о взыскании с управляющей компании «А» неосвоенных (неизрасходованных) денежных средств собственников помещений дома № …, процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • о поручении управляющей компании «Б» принять меры, направленные на взыскание неосновательного обогащения, в том числе, наделении полномочиями управляющей компании «Б» на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с управляющей компании «А» неосновательного обогащения — неосвоенных (неизрасходованных) денежных средств собственников помещений дома № …, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Примеры из судебной практики

1. Управляющая компания обязана вернуть неизрасходованные денежные средства на ремонт дома при расторжении договора управления

Судом удовлетворен иск о взыскании с прежней управляющей компании неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Установлено, что прежняя управляющая компания проигнорировала требования истца (вновь избранной управляющей компании) вернуть собственникам помещений дома неизрасходованные средства на капитальный ремонт путем перечисления на расчетный счет истца.

Суд указал, что по смыслу действующего законодательства, регулирующего управление многоквартирными домами, при избрании собственниками жилого дома новой управляющей организации у прежней отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в виде накоплений на капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не израсходованных по назначению.

Собственники помещений многоквартирных домов делегировали новой управляющей компании право на взыскание оставшихся в распоряжении ответчика денежных средств, что подтверждено представленными протоколами собраний (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2015 года по делу N А11-10777/2014).

2. Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома. Решение суда

Суд удовлетворил требования вновь избранной управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами с прежней управляющей компании, которая уклонилась от возврата денежных средств.

Собственниками помещений в многоквартирном жилом доме было принято решение о выборе непосредственного способа управления собственниками многоквартирного жилого дома и заключен договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома с управляющей компанией – истцом по делу.

На общем собрании собственники помещений в доме приняли решение об истребовании денежных средств, накопленных и не расходованных по их целевому назначению, с прежней управляющей компании в судебном порядке и решение о поручении новой управляющей компании организовать взыскание незаконно удерживаемых сбереженных денежных средств.

Суд указал, что при заключении собственниками жилого дома договора управления с новой управляющей организации у прежней отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в виде накоплений на капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не израсходованных по назначению.

Оплата жильцами и невыполнение управляющей компанией работ по текущему ремонту многоквартирного дома при замене управляющей компании влечет получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения в виде средств, переданных для исполнения прекратившегося обязательства, поскольку обязательства по проведению текущего ремонта спорного дома с момента расторжения договора управления многоквартирным домом прекращаются (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2016 года N Ф03-148/2016).

Читайте также:  Ремонт iphone замена стекол

3. Суд взыскал с управляющей компании неосновательное обогащение в виде накоплений на капитальный и текущий ремонт МКД

Суд удовлетворил исковые требования о взыскании с прежней управляющей компании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что полученные ответчиком от жильцов дома не израсходованные в полном объеме денежные средства за текущий и капитальный ремонт не были переданы вновь избранной управляющей компании и являются неосновательным обогащением ответчика.

Судом установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома принято решение о создании ТСЖ для управления домом, а также принято решение о передаче полномочий по управлению спорным домом от ответчика ООО «МППХ».

Протоколом общего собрания собственники решили поручить управляющей компании предъявить исковые требования к прежней управляющей компании ООО УК «Город Сосенский» о взыскании денежных средств, накопленных и не израсходованных по статье «Ремонт и содержание» и «Капитальный ремонт».

Требования удовлетворены по следующим основаниям.

Средства, получаемые управляющей компанией от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей на содержание, текущий и капитальные ремонты, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании, которая распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников в соответствии с целевым назначением.

Ввиду прекращения у прежней управляющей компании полномочий, у ответчика возникла обязанность по перечислению вновь избранной управляющей компании денежных средств, накопленных на капитальный и текущий ремонт (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2015 г. N Ф10-3471/2015 по делу N А23-4362/2014)

Когда в иске о взыскании
неизрасходованных средств суд откажет

Иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению при установлении судом следующих обстоятельств:

  • факта сбережения управляющей компанией денежных средств собственников помещений дома (доказательства перечисления и получения денег на счета управляющей компании);
  • отсутствие оснований для приобретения (невыполнение работ или услуг для целей оплаты которых перечислялись денежные средства);
  • размер неосновательного обогащения.

Необходимо представить суду доказательства наличия всех указанных условий. При отсутствии доказательств любого из приведенных условий суд откажет в удовлетворении иска.

Отказ в иске к управляющей компании.
Примеры из судебной практики

1. Суд отказал во взыскании с прежней управляющей компании неизрасходованных денежных средств на капитальный ремонт

Суд отказал в иске вновь избранной управляющей компании о взыскании с предыдущей управляющей компании неосновательного обогащения в виде полученных от собственников жилых помещений денежных средств по статье «капитальный ремонт».

Суд пришел к следующим выводам.

Капитальный и текущий ремонт — это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного времени. При избрании собственниками жилого дома новой управляющей компании, у прежней отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в виде накоплений на капитальный и текущий ремонт многоквартирного жилого дома.

Однако ответчик представил суду доказательства проведения работ по ремонту дома на сумму иска: акты формы КС-2, справки формы КС-3, акты выполненных работ, акты о списании материальных ценностей, оборотно-сальдовую ведомость, пояснения общества о том, что собственниками помещений спорного дома по статье «капитальный ремонт» перечислено 300 457,96 рублей.

Суд принял во внимание отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих наличие на счете ответчика остатка денежных средств, перечисленных собственниками по статье «капитальный ремонт».

Таким образом, в иске отказано за недоказанностью оснований для взыскания с прежней управляющей компании неизрасходованных денежных средств на капитальный ремонт (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2016 г. по делу N А27-5006/2015).

2. Суд отказал в иске о взыскании неизрасходованных средств на текущий и капитальный ремонт с прежней управляющей компании

Управляющая компания «Жилой Дом» обратилось в Арбитражный суд с иском к Управляющей компании «Твой Дом», ранее обслуживающей жилой дом о взыскании неизрасходованных денежных средств, собранных ответчиком по статьям «текущий ремонт», «капитальный ремонт».. в период управления многоквартирным жилым домом (МКД).

Судом отказано в иске по следующим основаниям.

Истец не представил суду соответствующих доказательств о начислениях и поступивших от собственников оплат, тогда как ответчиком представлены в дело отчеты по расходованию соответствующих средств (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф06-26785/2015 по делу N А55-25760/2014).

Вернуться к началу обзора: Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика

Источник

Как осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

Губин Виталий

Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.

Читайте также:  Ремонт зрительной трубы yukon 6 100x100

Что такое капитальный ремонт

Капитальный ремонт – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Согласно пунктам 5.1 и 5.2 ВСН 58-88(р) Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:

  • сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
  • сведения о размере остатка средств на специальном счете;
  • сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:

  • ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
  • ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.
Читайте также:  Ремонт замка кэмз личинка

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

  • наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
  • наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
  • наличие и условия договоров с подрядными организациями;
  • порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
  • фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
  • качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.

В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.

По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля, с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).

Решение всех вопросов о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е. ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.

Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету. А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.

Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.

Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.

Источник

Оцените статью