- Жалоба на капитальный ремонт дома: правила оформления и подачи в уполномоченные контролирующие органы
- Ответственные организации при проведении капитального ремонта
- Жалоба в управляющую компанию и фонд капитального ремонта
- В жилищную инспекцию
- В Роспотребнадзор
- В Прокуратуру РФ
- Правила составления жалобы на капитальный ремонт
- Способы и порядок подачи
- Капремонт: проблемы и пути их решения
- Капремонт: проблемы и пути их решения
- Нововведения в ЖК РФ по капремонту
- Основные проблемы
- Борьба с должниками
- Перенос сроков капремонта
- Неудовлетворительное качество ремонта
- Несоблюдение сроков по ремонту
- Дефицит квалифицированных специалистов
- Недостаточно средств: почему мало денег
- Нарушение законов и должностные преступления
Жалоба на капитальный ремонт дома: правила оформления и подачи в уполномоченные контролирующие органы
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение различного рода ремонтных работ общедомового имущества, расположенного в многоквартирных домах, для того, чтобы такое имущество правильно функционировало и не создавало угроз для проживания в таком доме.
Одним из основных видов таких ремонтных работ является проведение капитального ремонта. Проведение капитального ремонта предусмотрено Жилищным Кодексом Российской Федерации как вид специальных работ, в ходе которых проводится полномасштабная реконструкция инженерных и коммуникационных сетей, придомовой территории ремонтируемого дома. Кроме того, в рамках работ по капитальному ремонту проводятся также и работы по реконструкции фасадов, кровельных покрытий всего дома или какой-либо его части.
Проведение капитального ремонта как вида работ, предусмотренных в рамках соответствующих положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с установленным графиком, а также на основании данных об истечении гарантированного срока эксплуатации инженерно-коммуникационных сетей или кровли.
Ответственные организации при проведении капитального ремонта
Ответственность за проведение капитального ремонта ложится на плечи управляющей компании либо регионального оператора в зависимости от того, куда направляются денежные средства, собираемые собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме. Однако этот уровень ответственных организаций является первым, на который можно обратиться для того, чтобы подать жалобу на итоги проведенного ремонта.
Кроме указанных организаций, подать жалобу можно также:
- в жилищную инспекцию региона, в котором расположен ремонтируемый многоквартирный дом;
- в прокуратуру района или иного территориального подразделения, в котором находится рассматриваемый дом;
- в Роспотребнадзор в лице территориального управления по конкретному региону расположения отремонтированного многоквартирного дома.
В какой именно контролирующий орган следует подавать жалобу, зависит от того, были ли рассмотрены предыдущие жалобы.
Жалоба в управляющую компанию и фонд капитального ремонта
Данный уровень подачи жалоб на проведение капитального ремонта является первым в том случае, если по итогам проведенных ремонтных работ выявлены какие-либо недостатки, либо сами работы выполнены на ненадлежащем уровне.
Подавать жалобу в данном случае следует на имя руководителя указанных организаций в зависимости от того, кто именно является юридическим лицом, осуществившим выбор подрядчика для выполнения ремонтных работ.
Направление жалобы в управляющую компанию или к региональному оператору, выступившим заказчиками ремонтных работ, возможно в том случае, если количество пострадавших от некачественных работ невелико.
В жилищную инспекцию
В жилищную инспекцию жалоба на капитальный ремонт, который был проведён в многоквартирном жилом доме, подаётся в нескольких случаях, предусмотренных действующим законодательством:
- если количество пострадавших от некачественного ремонта велико (например, при замене кровли некачественно выполненные работы принесли ущерб в виде затопления квартир, расположенных на верхних этажах в одном или нескольких подъездах);
- если жалоба, поданная в управляющую компанию или в адрес регионального оператора капитального ремонта, не была рассмотрена, либо результат рассмотрения не устраивает пострадавших от некачественных работ.
В случае если жалоба подаётся в жилищную инспекцию именно по второму основанию, необходимо предоставить доказательства, в том числе документального типа, которые подтвердят правомерность его использования, например, полученный в письменной форме отказ от проведения гарантийного ремонта кровли.
В Роспотребнадзор
Роспотребнадзор принимает жалобы на некачественно проведенный капитальный ремонт в многоквартирных домах в тех случаях, когда речь идет о бездействии иных ответственных и контролирующих организаций, куда были направлены обращения по факту ненадлежащим образом исполненных обязательств по проведению ремонтных работ.
Роспотребнадзор выступает в качестве не только предпоследней инстанции досудебного разрешения спора по качеству выполненных работ, но также и тем контролирующим органом, куда можно подать заявление на качество результатов капитального ремонта, если речь идет о выявлении допущенных нарушений спустя определенный период времени, но не более пяти лет, с момента принятия работ по такому ремонту. Как правило, в Роспотребнадзор обращение происходит в том случае, если некачественные результаты капремонта проявили себя после истечения установленного гарантийного срока для такого вида работ.
В данном случае, однако, ответственным лицом по итогам проведенных ремонтных работ следует считать регионального оператора, который ответственен за выбор подрядчика и финансирование работ, либо управляющую компанию. Они в случае вынесения в их адрес соответствующего предписания со стороны Роспотребнадзора будут обязаны провести работы, направленные на устранение выявленных недостатков, но уже с использованием собственных средств, а не средств, которые жильцы многоквартирного дома перечисляют в качестве взносов на капитальный ремонт.
В Прокуратуру РФ
Прокуратура Российской Федерации при разрешении возникающих спорных конфликтов является той инстанцией, обращение к которой происходит в последнюю очередь, так как в случае неисполнения вынесенного предписания прокурора итоговой инстанцией являются судебные органы.
В то же время жалоба, в том числе коллективного характера, на проведенный в многоквартирном доме капитальный ремонт, независимо от того, идет ли речь о ремонтных работах относительно инженерно-коммуникационных сетей или относительно фасадов, кровли, перекрытий или благоустройства придомовой территории, может быть подана в том случае, если при приемке итоговых результатов ремонтных работ у всех собственников помещений в многоквартирном доме или у их части возникли сомнения в том, что средства со специальных счетов были потрачены должным образом и не применялись какие-либо мошеннические схемы.
На основании поданной жалобы прокурор проводит проверку всех фактов, которые касаются проведенного ремонта, и выносит предписание либо об устранении выявленных нарушений, либо о возбуждении уголовного или административного дела в случаях, если при проведении ремонта были выявлены какие-либо нарушения, которые имеют под собой преступный характер.
Правила составления жалобы на капитальный ремонт
Для того чтобы составленная жалоба на капитальный ремонт дома была принята к рассмотрению в тех инстанциях, куда она направляется, необходимо тщательным образом соблюсти правила ее составления. К числу основных правил в этом случае относятся:
- необходимость точного указания данных о том, куда именно направляется жалоба (без правильно указанного адресата она не будет принята и рассматриваться);
- ссылка на нормативные акты, которыми руководствуется лицо, подающее жалобу, при ее составлении, в том числе для того, чтобы отстоять свое право на качественное оказание услуг по капитальному ремонту;
- описание фактической информации о том, когда и в каком объеме происходили ремонтные работы в конкретном многоквартирном доме по программе капремонта, указание правовой информации о том, на основании каких документов происходит пользование конкретным жилым или нежилым помещением и другой информации, которая может подтвердить право направлять жалобу в различные инстанции;
- указание на конкретные недостатки по итогам выполненных работ, в том числе подтвержденные фото- и видеоматериалами, а также актами независимых экспертиз;
- формулирование требований о необходимости устранения выявленных нарушений, в том числе с указанием конкретных сроков выполнения таких работ (если речь идет о жалобе в управляющую компанию или в фонд капитального ремонта, выступающего региональным оператором).
Кроме того, в качестве приложений к жалобе следует указать информацию обо всех тех документах, которые будут приложены к письму о досудебном урегулировании конфликта. В частности, к числу таких приложений могут быть отнесены:
- заключения независимой экспертизы, акты осмотров и другие документы, которые были получены собственником помещения, пострадавшего от некачественных результатов проведенного капитального ремонта;
- фотографии и видеозаписи, подтверждающие некачественно выполненные работы по капитальному ремонту помещений;
- в случае если результаты капремонта принесли какой-либо материальный ущерб собственнику помещения, потребуется приложить также документы, подтверждающие финансовые затраты на устранение негативных последствий (кассовые чеки на предметы быта и отделочные материалы, испорченные после наступления последствий капитального ремонта, сметы на выполнение работ для устранения негативных последствий и т.д.);
- если данная жалоба является не первой, а ранее подавались аналогичные письма в другие инстанции, потребуется предоставить документальное подтверждение ведения досудебной претензионной работы с другими инстанциями (копии направленных туда писем и приложений к ним, а также документы-ответы на такие письма).
В том случае, если жалоба соответствует указанным требованиям, она должна быть рассмотрена, и по ее итогам выносится какое-либо решение, содержание которого обосновывается с правовой точки зрения.
Способы и порядок подачи
В соответствии с положениями жилищного законодательства, в ведении которого находятся вопросы капитального ремонта многоквартирных домов, в настоящее время для подачи жалобы на итоги таких ремонтных работ действуют определенные правила, к числу которых относится:
- подача жалобы только в строгом соответствии с иерархией ответственных и контролирующих органов, где сначала жалоба подаётся заказчику капитального ремонта — управляющей компании или региональным оператором — и только после этого — в контролирующие и проверяющие органы, а также в Прокуратуру Российской Федерации;
- направлять жалобу на результат проведённого капитального ремонта в вышестоящую инстанцию только после полного ее рассмотрения в нижестоящей инстанции (одновременно подать жалобу в жилинспекцию и Прокуратуру нельзя по закону);
- подавать повторную жалобу в вышестоящую инстанцию в случае, если в нижестоящей инстанции она была рассмотрена, и результат рассмотрения является положительным, запрещено.
Что касается способов, которыми можно направить жалобу в ответственные и контролирующие органы, то в настоящее время используются следующие:
- посредством личной передачи в секретариат или иные ответственные подразделения тех органов, в которые направляется жалоба;
- с помощью использования специальной формы, которые расположены на сайтах контролирующих органов;
- посредством использования ресурсов различных почтовых операторов, в том числе с использованием заказных писем с описью вложения, а также уведомления о вручении.
Жалоба на результат капитального ремонта может быть подана в различные инстанции, но только при условии, что соблюдены правила ее составления и подачи. Подача жалобы на результат проведённого капремонта возможна на основании положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Источник
Капремонт: проблемы и пути их решения
Зачастую после окончания капремонта у собственников возникают логичные вопросы: а что конкретно было сделано и почему стало хуже? Что делать, если в результате капитального ремонта начали течь трубы или появилась плесень?
Капремонт: проблемы и пути их решения
Говорят, что нет ничего хуже ремонта в квартире, ведь его невозможно закончить, а можно только прекратить. Это не так, ведь существует капремонт дома. И жильцам многоэтажек приходится несладко, когда начинают срезать зимой трубы, менять в рабочее время стояки и убирают на несколько недель мусоропровод.
Много проблем возникает не только на этапе определения фонда, куда будут ежемесячно на специальный счет отчисляться деньги, но и при проведении самого капремонта. Связано это с некачественным выполнением своих обязательств со стороны государства (региональных органов власти и/или операторов с подрядчиками). Минимизировать спорные ситуации помогает Закон №498-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2016г., в котором регулируются некоторые вопросы капремонтов общего имущества.
Нововведения в ЖК РФ по капремонту
Закон был подписан Президентом РФ и предназначен для регулирования интересов граждан, декларируя их права, а также обязанности, касающиеся сбора средств в фонд капремонта. Основные вопросы, которые затрагиваются документом, можно сгруппировать таким образом:
— на собраниях собственников многоквартирных домов жильцы могут большинством голосов выбирать способ накопления фонда на капремонт, а также конкретное лицо, на которого будет оформляться соответствующий спецсчет. Подобные платежи являются обязательными, а их размер определяется на усмотрение региональных властей (например, в Москве самый большой размер отчислений — 17 руб. за м2, а в Санкт-Петербурге – самый маленький – 3-4 руб. за м2). Допускается оплата таких платежей как на счета краевых региональных операторов Фонда, так и на определенный спецсчет конкретного дома, открытый на уполномоченного собранием гражданина. Изменить способ накопления этого фонда можно в любой момент, собрав более половины подписей всех собственников;
— также на собраниях собственников определяется и утверждается максимальная стоимость работ с услугами по капремонту и уполномоченное лицо, которое будет принимать соответствующие работы (подпишет акт приемки);
— расширяется список работ, которые могут быть включены в капитальный ремонт. То есть, к латанию кровли, замене коммуникаций, а также окон в подъездах и так далее, могут добавить работы по установке на дом систем автоматизированного учета потребленных коммунальных ресурсов;
— расположенные на первых этажах нежилые помещения (кафе, аптеки, парикмахерские и подобные) также должные оплачивать капремонт либо одноразово за весь будущий год, либо равными частями помесячно;
— по неуплате взносов на капремонт определены два момента. Первый – рычаг давления на неплательщиков передан в руки управляющих компаний, которые по письменному извещению от регионального оператора (а тот, в свою очередь, от Госжилинспекции) непосредственно воздействуют на должника. Второй – при смене собственника, такие долги наследует новый хозяин помещения (если вопрос не был решен с продавцом жилья до заключения сделки). В этом случае исключение составляют только долги на капремонт, которые остаются в наследство от собственника муниципальной (государственной) квартиры;
— дополнился список вне очередников при формировании краткосрочных планов по осуществлению капремонта. Сюда вошли многоквартирные дома, которые пострадали от аварий либо чрезвычайных ситуаций;
— узаконена возможность перенесения сроков оказания услуг по капремонту (изменяя всю программу) при невозможности попасть в определенные помещения дома, что препятствует ремонту.
Таким образом, в этом Законе были зафиксированы возможные пути решения многих проблем, возникающих при капремонте. Так как внимание Президента РФ осветило конфликтные ситуации данного вопроса, имела место проверка Генпрокуратуры, которая выявила более 9 тысяч нарушений законодательства, возбудила более 60 уголовных дел, привлекла к ответственности около 1,5 тыс. чиновников и юридических лиц.
Основные проблемы
Жильцы многоквартирных домов, которые дождались своей очереди на капремонт, сталкиваются со множеством серьезных проблем и конфликтных ситуаций. Часто подобное происходит еще до прихода очереди, что связано с переносом сроков.
Борьба с должниками
Зачастую причины затягивания и переноса сроков по капитальному ремонту дома связаны со злостными неплательщиками целевых отчислений. Такими собственниками, как правило, являются хозяева инвестиционной недвижимости (то есть те, которые вложениями в квартиры спасают свои денежные накопления), а также асоциальные собственники (алкоголики, наркоманы и так далее), зачастую не имеющие доходов.
Согласно новому законодательству, механизм борьбы с должниками – физическими лицами ужесточен. Так, при наличии задолженности, Госжилинспекция направляет письмо региональному оператору, а тот – управляющей компании. Если в течение 60 дней у последней не получается убедить неплательщика погасить долг, то она вправе инициировать общие собрания жильцов, на которых будет приниматься решение о мерах погашения задолженности вплоть до суда и выселения.
Стоит отметить, что 3-х летняя практика (с 2014 года, когда были введены обязательные отчисления жильцов многоквартирных домов на капремонт) показала, что должниками являются не собственники приватизированного жилья, а муниципалитеты. Но и к ним будут применены более жесткие взыскательные меры на уровне региональных органов власти.
Перенос сроков капремонта
Часто приходится сталкиваться с переносами сроков капремонта без видимой на то причины. Местные чиновники при этом ссылаются на разрешенные Жилищным Кодексом ежегодные актуализации региональных программ капремонтов, которые осуществляются без уведомления и согласия собственников квартир. В основном этот процесс связывают со стремлением госслужащих собрать больше денег в соответствующий фонд для удобства коррупционных схем. Поэтому, если, согласно обновленной Законодательной базе, причины перенося сроков не оправдывают такого действия, необходимо обращаться в соответствующие органы.
Имеют место случаи планирования всех работ, связанных с капремонтом, в одной краткосрочной трехлетке (например – 2018-2020гг), а в действительности – госслужащие растягивают каждый вид работ на трехлетку (получается примерно до 2040г). Причиной этого считают возможное падение поступлений в Фонд на капремонт со стороны тех жильцов, чей дом уже отремонтировали. Насколько такая процедура соответствует законодательным нормам в конкретном регионе, может подсказать юрист, как и меры противодействия в возникшей ситуации.
Неудовлетворительное качество ремонта
Наиболее распространенная проблема капитальных ремонтов в домах – неудовлетворительное их качество и вред личному имуществу владельцев квартир: залив жилья, подтеки отделки, лужи на крыше, не полная замена газовых либо других труб и подобные жалобы. На самом деле, на сегодня нет четких нормативов и стандартов, регламентирующих работы, относящиеся к капитальному либо текущему ремонту. Минстрой только готовит конкретный документ. А это понятие является определяющим при разграничении ответственности между региональным оператором, отвечающим за капитальные ремонты, и управляющей компанией, обязанной проводить текущие.
На данный момент в капремонт включены работы по замене (восстановлению) строительной конструкции, инженерных коммуникаций либо их элементов, а все остальное – это текущий ремонт. Поэтому, ремонт и утепление фасадов, кровли, подвалов и коммуникаций обязаны проводить региональные операторы (выбранные ими подрядчики), а ремонтировать подъезд и подобные работы – управляющие компании.
В такой ситуации следует уточнить, какие именно работы планируются и контролировать именно их качество. Для этого по окончании капремонта предусмотрено создание специальных комиссий, которые представлены:
— управлением капремонта;
— департаментом городских хозяйств;
— региональным департаментом ЖКХ;
— региональным Фондом содействия реформированию ЖКХ;
— городским жилищным фондом;
— Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ;
— управляющей компанией МКД;
— конкретной подрядной организацией;
— собственниками жилья конкретного МКД.
Все члены комиссии должны подписать акт приемки выполненных работ. А при выявлении нарушений, составляют дефектную ведомость со сроками их устранения.
«Подрядчик обязан предоставить пятилетнюю гарантию на свои работы, которую ежегодно проверяет специально созданная Фондом комиссия. Если в ходе этих проверок выявляются дефекты, то подрядчику выписывается предписание на их устранение со сроками. Поэтому, для контроля качества капремонта, жильцы могут затребовать у управляющей компании дефектную ведомость по дому, а также смету с актом выполненных работ к ней и сравнить с фактическим результатом. Если не пройден акт приемки, подрядчик не получит оплату от Регионального Фонда содействия капремонту» – рассказывает Алексей Шмонов, генеральный директор и сооснователь интернет-портала о недвижимости Move.ru.
Нередко низкое качество ремонта вызвано тем, что из-за отсутствия компаний, которые допускаются к участию в конкурсах на проведение капремонтов, на одно юридическое лицо возлагается большой объем работ. Так как отремонтировать в срок взятое на себя количество домов невозможно, то эта компания вынуждена прибегать к услугам субподрядчиков, что приводит к уменьшению суммы на ремонт и, соответственно, экономии на стройматериалах и квалификации непосредственно работников.
Несоблюдение сроков по ремонту
Еще одной проблемой при капремонте МКД является затягивание его выполнения. Причинами этого чаще всего выступают:
— нехватка материального ресурса, который возникает в процессе ремонта. То есть, при установленных региональными властями минимальных взносах на капремонт (за квадратный метр), реальный объем работ значительно превышает собранную сумму. Это влечет остановку работ, что является нарушением законодательства;
— неполный допуск рабочих подрядчика к помещениям, задействованным в ходе капремонта. Например, при замене стояков не во все квартиры добровольно пускают строителей сознательно либо по причине отсутствия хозяев. В этой ситуации получить допуск можно исключительно через суд, но подрядчик с этим связываться не желает. В этом случае либо региональные власти на своем уровне определяют административную ответственность для таких несознательных жильцов, либо владельцы квартир на собрании разбираются в своем кругу самостоятельно.
Подобные казусы зачастую связаны с несовершенством законодательства и требуют устранения на региональном уровне.
Дефицит квалифицированных специалистов
Распространенной отговоркой на претензии жильцов к капремонту является отсутствие квалифицированных специалистов. Тут следует уточнить:
— Если речь идет о квалификации рабочих строительных специальностей, то возникают вопросы к подрядчику и региональному оператору: как компания с такой кадровой проблемой была допущена к участию в государственных аукционах по программе капремонтов. Хотя стоит отметить определенную специфику проведения ремонта/строительства в присутствии жильцов, на что пойдет не каждый специалист;
— При отсутствии квалифицированных кадров непосредственно в Фонде, должны возникнуть вопросы к региональному оператору либо контролирующему его органу, учитывая среднюю заработную плату таких специалистов (около 60 тыс.руб.).
В любом из приведенных случаев, отсутствие специалистов является лишь отговоркой.
Недостаточно средств: почему мало денег
Достаточно часто отсутствие либо низкое качество капремонта объясняют дефицитом денежных средств. Но согласно статистике, в начале 2017г. плановая собираемость (средняя) по регионам составляет 80%, а в некоторых субъектах РФ достигает 85%. При этом, собственники приватизированного жилья оплачивают взносы в полном объеме, а показатель занижают долги муниципалитетов. Но и эти средства во многих областях осваиваются лишь на 50%. Поэтому подобная причина кроется в другом, и, возможно, нужна проверка на предмет нарушений законодательства.
Нарушение законов и должностные преступления
Как видно, на всех уровнях выполнения программы по капремонту МКД возникают проблемы и трудности. Некоторые их них связаны с несовершенством законодательной базы, которая не учла всех нюансов. Но большинство претензий имеет под собой основу нарушения прав граждан на проживание в безопасных и благоприятных условиях, которое возникает при злоупотреблении сластью, незаконной растрате финансов и несоблюдении установленных сроков. А это уже должностные преступления, которые выявляются и наказываются согласно Закону.
Источник