Некоммерческая специализированная организация для проведения капитального ремонта

Содержание
  1. Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?
  2. Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.
  3. 1. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
  4. 2. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.
  5. Резюме:
  6. Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?
  7. Чем занимается такая НКО?
  8. Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации
  9. Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД
  10. Региональный оператор
  11. Специальный счет
  12. Кому подчиняется?
  13. Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?
  14. Досудебное разбирательство
  15. Куда жаловаться?
  16. Необходимые документы и доказательства
  17. Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?
  18. Как подать в суд?
  19. Исковое заявление
  20. Сроки рассмотрения
  21. Госпошлина и прочие финансовые траты
  22. На каком основании могут отказать и что тогда делать?

Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?

Могут ли собственники дома самостоятельно выбрать подрядчика для проведения капремонта?

На вопрос:

Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.

Сообщаю:

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  3. Приказ Минстроя России от 07.09.2016 N 624;
  4. Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04;
  5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»;
  6. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 об утверждении Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  7. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция);
  8. Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016;
  9. Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016;
  10. Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016.

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта. Два основных варианта: открытие специального счета многоквартирного дома (далее МКД) или услуги регионального оператора. Таким образом, собственники определяют не только способ формирования фонда капитального ремонта, но и ответственность за его своевременное проведение, целевое расходование средств и качество работ. Рассмотрим обе ситуации более подробно:

1. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.

В данном случае следует понимать, что прямыми заказчиками работ выступают собственники МКД, поэтому и выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта они осуществляют самостоятельно. Такой подход подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П, в котором указано, что «порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта, определяется собственниками помещений в этом доме».

В зависимости от способа управления МКД (жилищный кооператив, товарищество собственников жилья, управляющая организация) между собственниками и подрядной организацией в качестве посредника будет выступать юридическое лицо, управляющее МКД (ст.161 ЖК РФ), поскольку именно на нем лежит обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Таким образом, управляющая организация несет на себе функции «технического заказчика». Стоит отдельно отметить, что «техническим заказчиком» могут также быть отдельное физическое лицо, действующее на профессиональной основе, и специализированная организация, привлеченные решением общего собрания собственников МКД (п.22 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ).

Читайте также:  Биметаллический регулятор температуры ремонт

Договоры с подрядными организациями будут заключаться от имени «технического заказчика», который будет не только контролировать проведение работ, но и в случае их несоответствия заявленному качеству, обращаться в суд (Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016, Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016).

Выбор подрядной организации может быть оформлен решением общего собрания либо его осуществляет специально созданная комиссия, куда в обязательном порядке войдут представители собственников жилья, представители технического заказчика и представители управляющей организации (при несовпадении двух последних). Критерии отбора при желании собственников можно утвердить на общем собрании. В таком случае необходимо составить протокол, который будет определять основные требования к подрядной организации, например членство в СРО, хорошая репутация и наиболее выгодная цена.

Более того, стоит отдельно отметить распространенное заблуждение, когда считается, что выбор подрядной организации это обязанность управляющей компании, но возможно так полагать только в том случае, если собственники жилья специальным решением общего собрания делегировали свои полномочия управляющей компании. При отсутствии надлежаще оформленного согласия выбор подрядной организации право и обязанность собственников (Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04, Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016).

Условия договора с подрядными организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе условия о стоимости таких услуг и (или) работ, гарантийном сроке, иных существенных условиях, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, также должны утверждаться решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с компетенцией такого собрания, установленной п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

При этом нужно отметить, что расходование средств со специального счета будет возможно только после подписания акта выполненных работ, что значительно усложняет выбор подрядной организации, поскольку более предпочтительна авансовая система расчетов.

Таким образом, при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, способ выбора подрядной организации напрямую зависит от собственников жилья, это может быть прямое указание на заключение договора с конкретным подрядчиком, принятое на общем собрании, либо выбор подрядной организации на конкурсной основе

2. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.

В данном случае решение о проведении капитального ремонта, сроках, выбор подрядной организации и контроль качества осуществляют представители регионального оператора. Регламент отбора подрядных организаций определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и предусматривает проведение электронного аукциона. Контролирует процедуру в Москве Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Региональный оператор формирует комиссию по рассмотрению заявок, при этом не менее 1/3 членов комиссии по предварительному отбору от ее общего численного состава должны являться представителями регионального оператора.

Остальные члены комиссии это:

а) представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если указанный орган не уполномочен субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалицированных подрядных организаций;

б) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае проведения предварительного отбора на право участия в электронных аукционах в отношении общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) уполномоченный представитель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации;

г) представители иных общественных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае собственники жилья не могут влиять на выбор подрядной организации.

Договора на проведение работ по капитальному ремонту заключаются от имени регионального оператора. Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными подрядными организациями лежит также на региональном операторе (статья 182 ЖК РФ).

Читайте также:  Как получить деньги с заказчика за ремонт если нет договора

За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств субъект РФ несет субсидиарную ответственность перед собственниками.

Резюме:

Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта.

При формировании средств на специальном счете решение о выборе подрядной организации принимают собственники жилья. В данном случае допустима и конкурсная основа, и выбор конкретного подрядчика на общем собрании. Единственное, на что стоит обратить особое внимание, это обязательное членство подрядной организации в СРО при заключении договора на сумму более 3 млн рублей (подп. «б» п. 8 ст. 1 Закона № 372-ФЗ). Проверить членство подрядной организации в СРО можно на сайте Ростехнадзора.

При формировании фонда капитального ремонта у регионального оператора решение о выборе подрядной организации принимается уполномоченной комиссией по итогам электронного аукциона.

Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!

Источник

Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?

Фонд капитального ремонта, это не только деньги, которые жильцы собрали для проведения восстановительных работ в своем доме. Под этим термином также понимают и некоммерческую организацию, которая создана конкретно для управления и распоряжения данными финансами.

Капитальный ремонт рано или поздно необходим каждому многоквартирному дому. Поэтому всем собственникам рекомендуется заранее изучить вопрос образования Фонда капремонта и взаимодействия с таковым.

Чем занимается такая НКО?

Фонд капитального ремонта – это некоммерческие организации, которые функционируют отдельно в каждом регионе и являются официально зарегистрированными. Именно эта организация занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в конкретном доме.

Полностью под термином Фонд капитального ремонта понимается вся денежная масса, которая собрана на банковском счету собственниками квартир. Доступ к этим средствам имеют представители ТСЖ и ЖСК. При этом Управляющая компания не имеет права помогать создавать жильцам Фонд капремонта.

Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации

В первую очередь это ст. 170 ЖК РФ, где дано само понятие Фонда капитального ремонта. В 2012 году после принятия Федерального закона 25.12.2012 № 271-ФЗ, Жилищный кодекс был пополнен 9 разделом, в котором подробно указывается все подробности существования Фонда и его формирования.

Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД

Собственники квартир сами могут выбрать вариант формирования Фонда капремонта МКД. Всего есть 2 законных варианта, каждый из которых имеет ряд достоинств и недостатков.

Региональный оператор

Поскольку организация определена как некоммерческая, она создана исключительно для выполнения определенных функций, а не для получения прибыли. Это означает, что все взносы, которые жильцы платят на капитальный ремонт, должны идти в денежную массу, которая будет потрачена четко по обозначенным целям.

Многие собственники считают минусом такой организации тот факт, что деньги идут в копилку не конкретного дома, а всего города и на момент, когда именно данному дому необходимо будет восстановление, накопленных средств может не оказаться. Но организация устанавливает ориентировочные сроки каждого дома и планирование ремонта в своем доме жильцы могут проследить на официальном сайте регионального Фонда Капремонта. Подробно о том, как узнать по адресу, когда планируется капитальный ремонт, читайте в этой статье.

Специальный счет

Если собственники на общем собрании выбрали специальный счет в качестве способа формирования Фонда капремонта, то им придется определить следующие нюансы:

  • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
  • кто будет являться владельцем специального счета;
  • конкретную кредитную организацию, где спецсчет будет открыт.

При этом кредитная организация должна отвечать определенным правилам. Специалисты советуют выбирать второй способ формирования Фонда капремонта для домов, где ремонт был проведен недавно или новостройкам. Значительное количество времени, которое есть в запасе, поможет накопить собственникам достаточное количество денежных средств на восстановительные работы в будущем.

Кому подчиняется?

Фонд капитального ремонта МКД является самостоятельным органом Исполнительной власти. Подчиняется он Правительству РФ, а на региональном уровне – соответствующему Департаменту. Например, в Москве, это Департамент Капитального ремонта.

Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?

Больше о том, что подразумевает под собой капитальный ремонт и каких видов бывает, читайте тут.

Читайте также:  Гладильная система jeanselit ремонт

Если у собственников протекла крыша по вине подрядчиков, которые делали в доме ремонт, то выплату всех ущербов, штрафов и компенсаций осуществляет Фонд капитального ремонта. Подробно о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома мы рассказывали здесь.

Если он не сделает это в добровольном порядке, то собственники могут смело идти в суд. Но на первом этапе лучше начать решение вопроса с досудебных разбирательств.

Досудебное разбирательство

Если в доме проведены работы, качество которых собственников не устраивает, то им необходимо в первую очередь выяснить, были ли эти работы капитальным ремонтом. Затем можно подавать жалобы в определенные инстанции.

Куда жаловаться?

Если ответственной организацией за проведением ремонта считается Региональный оператор, то в первую очередь жаловаться нужно ему. Если реакции нет, затем идут следующие организации в порядке обращения:

  1. Государственная Жилищная инспекция.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура.

Только затем можно идти в суд.

Необходимые документы и доказательства

В первую очередь необходимо составить претензию на некачественный ремонт или его полное отсутствие. В качестве доказательств можно использовать:

  • фотографии недоделок или мест, требующих срочного восстановления;
  • акты независимых экспертов;
  • письменные показания других жильцов;
  • видеоматериалы.

Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?

Неважно, в какую организацию составляется претензия. Шаблон примерно одинаков:

  • в «шапке» обращения необходимо написать кому адресована претензия;
  • контактные данные заявителя;
  • название документа «Жалоба»;
  • подробный текст с описанием проблемы, здесь важно как можно больше доказательств и деталей;
  • просьба об устранении проблемы или проведении проверки (зависит от того, куда обращена жалоба);
  • дата и подпись заявителя;
  • список документов, прилагающихся к жалобе, в том числе и доказательных.

Жалобу можно подать лично, с помощью заказного письма через почту, а также через Интернет на официальном сайте организации, куда обращена жалоба. Срок реагирования на жалобу – 30 дней с момента подачи заявления. Если реакции нет – можно смело обращаться в следующую инстанцию вплоть до суда.

Как подать в суд?

Если досудебные разбирательства не принесли успеха, то собственники квартир имеют полное право обратиться с исковым заявлением в суд.

Исковое заявление

Иск должен содержать следующую информацию:

  1. Указать свои Ф. И. О, а также уточнить, что истец является собственником квартиры по определенному адресу.
  2. Указать, что нарушены права потребителя. В таком случае необходимо будет доказать, что денежные средства на оплату фонда капитального ремонта вносились регулярно.
  3. Подробно описать проблему, привести доказательства вины Фонда капремонта.
  4. Выставить требования по возмещению материального, морального и физического вреда от действия или бездействия регионального оператора.

Сроки рассмотрения

Общий срок рассмотрения дела в суде не должен превышать 2 месяца. Это указано в Гражданско-процессулаьном кодексе ст. 157. За это время представители суда должны рассмотреть заявление и вынести решение. Если истца это решение не устраивает, он может обратиться в высшие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда.

Госпошлина и прочие финансовые траты

Подавать в суд это не только хлопотное дело, но и финансово затратное. Но в данном случае речь идет о делах по защите прав потребителя. Если сумма иска о защите прав потребителя меньше 1 млн рублей, то госпошлина не оплачивается в соответсвии с ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ.

На каком основании могут отказать и что тогда делать?

Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.

Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.

Источник

Оцените статью