- Необходимость проведения капитального ремонта квартиры собственником
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2020 г. № 9852-АО/06 О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
- Обзор документа
- Капремонт: на что могут влиять собственники квартир
- Несмотря на то, что графа расходов «капитальный ремонт» и взносы на него появились уже относительно давно (2014-2015 гг.), этот пункт до сих пор вызывает жаркие споры и вопросы. Какие права есть у жителей многоквартирных домов (МКД), можно ли избежать оплаты капремонта и на что могут влиять собственники квартир, читайте в материале.
- Как оплачивается капремонт?
- Вариант 1
- Вариант 2
- Что выбрать?
- Можно ли не платить за капремонт?
Необходимость проведения капитального ремонта квартиры собственником
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2020 г. № 9852-АО/06 О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение, направленное в форме электронного документа от 10.02.2020 N 133017 (вх. Минстроя России от 10.02.2020 N 11813/МС) и сообщает следующее.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
В городе Санкт-Петербурге порядок принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или об отсутствии такой необходимости, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 N 799 (далее — Постановление N 799).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 799 решение принимается с учетом рекомендательного решения Комиссии по вопросам принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости (далее — Комиссия), созданной Жилищным комитетом коллегиального совещательного органа.
В состав Комиссии включаются представители Жилищного комитета включаются# представители Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, администрации района Санкт-Петербурга, на территории которого находится многоквартирный дом, в отношении которого принимается решение, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга», некоммерческой организации «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» с привлечением депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и представителя объединения (ассоциации, союза) товариществ собственников жилья.
Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в рамках реализации региональной программы устанавливается указанной Комиссией, созданной в соответствии с Постановлением N 799, в которую следует обращаться.
Перед проведением работ по капитальному ремонту проводится обследование технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем здания. На основании технического заключения о состоянии конструктивных элементов и инженерных систем МКД, разработанного специализированной организацией, разрабатывается проектно-сметная документация и определяются необходимые виды работ по ремонту конструктивных элементов и инженерных систем, а также стоимость этих работ и необходимые для этого материалы. Проектная документация разрабатывается индивидуально в отношении каждого отдельного МКД с учетом конструктивных элементов и особенностей внутридомовых инженерных систем конкретного МКД.
Согласно статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, которые в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в МКД возлагается на собственников в рамках полномочий по управлению МКД, которые, в частности, должны обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности МКД, безопасности жизни и здоровья граждан.
В случае выбора собственниками в качестве способа управления МКД — управление управляющей организацией, такая организация в соответствии с договором управления обязана обеспечивать исполнение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных постановлением Правительством Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» в обязанность такой организации входит регулярная проверка технического состояния всех конструктивных элементов и инженерных систем, определение их физического износа и необходимых для восстановления и надлежащего состояния мероприятий.
Из изложенного следует, что установление фактического состояния МКД и его обследование на предмет выявления отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств и иных параметров, влияющих на безопасность возложена на собственников помещений и реализуется в соответствии с выбранным способом управления МКД.
До наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией за счет средств, которые ежемесячно вносятся в виде платы за содержание и ремонт жилья.
Вместе с тем, пунктом 4.4 Свода Правил СП 368.1325800.2017 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (утвержден приказом Минстроя России от 25.11.2017 N 1582/пр) установлено, что необходимость выполнения капитального ремонта определяют на основании результатов обследования технического состояния МКД в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, который устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также следует обратить внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» установлены Правила противопожарного режима (далее — Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. Правилами предусмотрен перечень мероприятий, которые необходимо провести в целях обеспечения исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта.
Необходимо отметить, что частью 3 статьи 170 ЖК РФ предусмотрены два способа формирования фонда капитального ремонта — на счете регионального оператора и на специальном счете.
При формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора проведение капитального ремонта осуществляется в соответствии со сроками, установленными в региональной программе капитального ремонта.
Уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется при подготовке и утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Собственники помещений в МКД, выбрав на общем собрании в качестве способа формирования фонда капитального ремонта специальный счет, вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с организацией и проведением капитального ремонта (часть 5.1 статьи 189 ЖК РФ), в том числе утверждать размер взноса на капитальный ремонт, который не может быть ниже минимального взноса, установленного субъектом Российской Федерации, самостоятельно контролировать процесс формирования фонда капитального ремонта, определять сроки его проведения, размер стоимости выполняемых работ, какую подрядную организацию и в каком порядке привлечь, как контролировать качество проводимого ремонта, как осуществлять приемку работ и другие вопросы.
В указанном случае собственники помещений в МКД вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Инструкция по эксплуатации и ремонту автоматизированных систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности, утвержденная Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 07.02.1985 N 83, вступила в силу с 1 января 1986 года и действует по настоящее время.
В случае, если собственники помещений в МКД считают, что их права и законные интересы нарушены принятыми актами или решениями органов государственной власти, должностными лицами, то в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» они вправе обратиться в органы прокуратуры по месту жительства с заявлением, жалобой и иным обращением, содержащим сведения о нарушении законов, либо обратиться в суд с жалобой на действия, решения органов власти или должностных лиц, которые, на взгляд собственников помещений в МКД, нарушили их права и свободы.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента стратегических проектов | А.Н. Огурцова |
Обзор документа
— каким образом решается вопрос о проведении капремонта общего имущества в многоквартирном доме;
— кто определяет фактическое состояние дома;
— как формируется фонд капремонта;
— куда собственникам помещений следует обращаться, если они считают, что их права и законные интересы нарушены.
Источник
Капремонт: на что могут влиять собственники квартир
Несмотря на то, что графа расходов «капитальный ремонт» и взносы на него появились уже относительно давно (2014-2015 гг.), этот пункт до сих пор вызывает жаркие споры и вопросы. Какие права есть у жителей многоквартирных домов (МКД), можно ли избежать оплаты капремонта и на что могут влиять собственники квартир, читайте в материале.
Согласно действующему законодательству, капитальный ремонт МКД должен производиться один раз в 30 лет. Курирует ситуацию специально созданный фонд – Фонд капитального ремонта РФ – у которого в каждом российском регионе есть свое представительство. Сотрудники этих ведомств составляют список домов, где требуется провести ремонтные работы, и график их исполнения.
Как оплачивается капремонт?
Как рассказал Domofond.ru руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов, ЖК РФ предусмотрено перечисление денег на капитальный ремонт общедомового имущества двумя способами:
- взносы собственников помещений перечисляются непосредственно в Фонд капремонта;
- деньги отправляются на специальный счет, открытый собственниками на ремонт своего дома.
Вариант 1
«В первом случае деньги поступают на счет Фонда. Оттуда средства направляются на ремонт всех домов, входящих в программу. В этом случае минимальная величина взноса определяется постановлением субъекта РФ», – рассказывает Владислав Фролов.
При этом вы выбираете «услугу под ключ»: и счет для сбора средств, и исполнителя работ – все определяет и организует региональный оператор.
Вариант 2
Во втором случае собственники всех помещений в МКД (жилых и нежилых) должны провести общее собрание собственников (ОСС). На нем большинством голосов должно быть принято решение об открытии спецсчета в банке, на который будут перечисляться и накапливаться денежные средства на проведение капремонта.
«Решение протоколируется. Оригинал протокола передается в Госжилинспекцию, где и хранится. Это официальный документ, который подлежит обязательному исполнению. Таким образом, влиять на условия программы капитального ремонта можно посредством таких протоколов», – отмечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
При выборе такого способа собственники самостоятельно занимаются всеми вопросами, связанными с капремонтом: они должны сами организовать начисление и сбор средств (обычно это поручают управляющей компании), определить сроки проведения капремонта (если необходимо, можно приступить к работам раньше сроков, указанных в Региональной программе, но в случае, когда на счету уже накоплена необходимая сумма), выбрать подрядчика, отслеживать выполнение работ, а также оценивать качество и принимать выполненные работы.
«Что касается взносов – их сумма не может быть меньше тарифа, установленного для данного региона. Размер взносов корректируется только в большую сторону», – комментирует генеральный директор сервиса «Синица» Наталья Шаталина. Тогда здесь может быть применен метод: выше взносы – ближе срок проведения работ.
Сложность этого варианта в первую очередь – в организации ОСС. Как правило, для принятия решений достаточно 2/3 голосов присутствующих собственников. На практике многие владельцы квартир не знают о проведении собрания или не имеют возможности явиться на него.
«В итоге люди оказываются поставлены перед фактом: кому, сколько, за что платить. Но и явившись, собственники не представляют, какой именно организации доверить ремонт своего дома. Поэтому часто определение всех параметров капремонта находится в ведении «просвещенного меньшинства» ТСЖ», – комментирует председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Что выбрать?
В каждой из вышеназванных схем есть свои сложности. При стандартной оплате сложно добиться проведения самого ремонта, так как решение принимает только комиссия регионального оператора, считает руководитель офиса МИЭЛЬ «В Крылатском» Ирина Бербенева. А если есть специальный счет, нет уверенности, что все граждане будут делать на него отчисления: часть денег может просто не поступать на него. Вместе с тем, для многоквартирных домов, скорее всего, больше подойдет первый вариант оплаты капремонта, тогда как для небольших клубных домов удобнее будет второй, заключает Ирина Бербенева.
Можно ли не платить за капремонт?
Оплата капремонта – прямая обязанность граждан, установленная жилищным законодательством. Однако, как отмечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева, из этого правила есть ряд исключений. Не производить взносы за капитальный ремонт можно, если
- дом признан аварийным;
- дом изъят местными органами власти;
- вы не являетесь собственником жилого помещения (например, проживаете в квартире по договору социального найма. В этом случае за вас платит государство в силу ст. 65 ЖК РФ и ст. 681 ГК РФ);
- размер этого взноса был чересчур и необоснованно завышен. Это доказано в суде, произведен перерасчет. Однако в случае нормализации суммы за капитальный ремонт у вас вновь появляется обязанность по ее уплате.
Помимо этого, есть и льготы для определенных категорий лиц. Так, в соответствии со ст. 169 ЖК РФ, государство будет платить полную сумму выплат на капремонт за граждан, достигших возраста 80 лет, продолжает Оксана Васильева. Льгота в 50% предусмотрена для:
- одиноких пенсионеров;
- лиц с ограниченными возможностями;
- семей с детьми-инвалидами;
- лиц, достигших возраста 70 лет;
- многодетных семей.
«Оформляется данная льгота в органе соцзащиты по месту жительства. К пакету необходимых документов следует приложить квитанции с суммой уже произведенных выплат на капремонт», – дополняет Оксана Васильева.
При продаже квартиры долг по оплате взносов на капитальный ремонт переходит на нового собственника. Поэтому, готовясь к покупке жилья, обязательно уточните данную информацию, чтобы в последующем не возникло непредвиденных сюрпризов.
Источник