Норма численности рабочих по ремонту
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ СОДЕРЖАНИЕМ И РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Настоящие рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников предприятий жилищного хозяйства, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных расходов на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативных расходов и экономически обоснованных цен на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Рекомендации разработаны ОАО «Научно-исследовательским центром муниципальной экономики» (ранее ФГУП «ЦНИС») при участии Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова (Вавуло Н.М.), а также ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства (МУП ГЖУ г.Фрязино Московская область, МУ ЖКХ г.Кременки Калужская область, МУП «Трест жилищного хозяйства» г.Магнитогорск Челябинская обл., МП «Заречье» г.Балашиха Московская область, МУ «Управление муниципального заказа» г.Электросталь Московская область, МУП «Жилкомлекс» г.Королев Московская область, Управление городского хозяйства г.Дзержинский Московская область, МУП «Муниципальное управление заказа» г.Ногинск Московская область, МУ «Жилищно-производственное предприятие» г.Кола Мурманская обл., МУП «Дирекция единого заказчика» г.Кашира Московская область и др.).
Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утверждены приказом Госстроя России от 09.12.99 г. N 139.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. О содержании и ремонте жилищного фонда
1.1.1. Законодательство Российской Федерации закрепило направление жилищной политики, предусматривающее демонополизацию и развитие конкуренции в сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда через привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций любых форм собственности, включая муниципальные.
Создание конкурентной среды зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
1.1.2. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения текущего обслуживания жилья и проведения текущего ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом предприятия, выполняющие работы по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйственные объекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией.
1.1.3. Главные условия успешного проведения конкурсов:
— квалифицированный подбор группы домов, выставляемых на конкурс;
— объективное определение стартовой цены выставляемых на конкурс работ;
— проведение активной информационной компании;
— конкретные критерии отбора подрядчиков;
— постоянно действующие комиссии по конкурсному отбору подрядчиков.
Договорная цена на выполнение подрядных работ, полученная конкурсным путем, должна являться ориентиром стоимости услуг по содержанию жилищного фонда, который обслуживается без конкурсного отбора подрядчика.
Развитие конкурентных принципов обслуживания жилья создает предпосылки для приватизации муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда. Причем, чем больше конкуренции будет в сфере обслуживания жилья, тем меньше ограничений должно быть в приватизации муниципальных предприятий.
1.1.4. В малых городах и муниципальных образованиях, включая сельские населенные пункты, подходы к проблемам демонополизации и формирования конкурентной среды могут существенно отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах.
Главным критерием в выборе той или иной структуры управления должна быть экономическая целесообразность и минимизация стоимости услуг ЖКХ.
1.1.5. Основной функцией подрядной организации является качественное выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. В состав основных работ по договору подряда входят:
— проведение профилактических осмотров (обследований) жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;
— наладка инженерного оборудования обслуживаемых зданий;
— работы аварийного характера в жилых зданиях;
— подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;
— выполнение планово-предупредительных (профилактических) ремонтов;
— работы по санитарному содержанию придомовых территорий.
Подрядные организации необходимо освобождать от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформление льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения. Учитывая, что во многих городах функция регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства возложена на муниципальные предприятия, занятые содержанием и ремонтом жилищного фонда, нормативную численность паспортистов рекомендуется устанавливать из расчета 1 человек на 6500 человек (учитывается численность постоянно проживающего населения и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан).
1.1.6. При заключении конкретного договора состав выполняемых подрядчиком работ уточняется. Чем четче и конкретнее будут сформулированы требования к составу, качеству, периодичности, срокам выполнения тех или иных видов работ, тем легче будет контролировать реальный объем и качество их выполнения подрядной организацией.
Порученные подрядчику работы должны выполняться согласно утверждаемому плану-графику. Оценка качества выполнения работ производится путем плановых и внеплановых проверок. Результаты проверок оформляются двусторонними актами.
1.2. О нормировании труда работников предприятий-подрядчиков, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда
1.2.1. Сборник предназначен для определения численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих предприятий-подрядчиков, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, на основании которых в свою очередь рассчитываются нормативные расходы на оплату труда в нормативных расходах, и соответственно, в экономически обоснованной цене. Такой подход устанавливает цельную методику формирования расходов на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в разрезе основных статей.
1.2.2. В сборник включены нормы времени, нормы обслуживания и нормативы численности (далее «нормы труда»):
— руководителей, специалистов и служащих;
— на работы по санитарному содержанию домовладений (уборку территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, уборку лестничных клеток);
— на работы по ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования (систем отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, вентиляции, дымоудаления);
— на работы по ремонту конструктивных элементов жилых зданий (фундаменты, подвальные помещения, стены, перегородки, перекрытия, крыши, кровли, оконные и дверные проемы, лестницы, полы);
— которые являются составными частями единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
1.2.3. Приведенные в сборнике нормативы численности руководителей, специалистов и служащих определены с учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда. Службами заказчика (управляющими компаниями) и подрядными организациями.
1.2.4. Нормы труда носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно-методических материалов.
1.2.5. В основу разработки норм труда положены: действующие нормативно-правовые акты, включая Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170; фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно-технических условий выполнения работ; технические характеристики применяемых машин и оборудования.
1.2.6. Понятие «норма времени» означает величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях, понятие «норма обслуживания» — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
1.2.7. Нормы времени установлены в человеко-часах на единицу объема работы для исполнителей, численный и квалификационный состав которых приведен в каждом параграфе нормативной части сборника при обеспечении необходимыми материалами, инструментом и приспособлениями.
1.2.8. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности рабочей недели 40 часов и соблюдением других законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени и обеспечении необходимыми приспособлениями и средствами уборки.
1.2.9. Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы или общего объема работ в определенных организационно-технических условиях.
1.2.10. Нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих — списочная численность; для рабочих — явочная численность. Для определения списочной численности необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, принимающий во внимание ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д.
1.2.11. В составах работ перечислены основные элементы работ. Второстепенные элементы, вытекающие из характера и содержания самой работы — доставка средств уборки и приспособлений к месту работы и в конце смены — в установленное место, дежурство (наблюдение за санитарным состоянием территории и за сохранностью всего наружного домового оборудования и т.п.), не упоминаются, но их выполнение нормами учтено.
1.2.12. Нормами труда учтены затраты времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, получение материалов, инструмента и приспособлений, погрузку на транспортные средства и выгрузку на объекте (рабочей зоне) со складированием, установку и перестановку подмостей и приспособлений, периодическую очистку рабочего места от мусора и отходов и транспортировку в установленное место на расстояние до 50 м, перемещение и подноску материалов и приспособлений в пределах зоны производства работ на расстояние до 50 м.
1.2.13. Затраты времени на переезды (переходы) рабочих от участка до объекта и с объекта на объект нормами не учтены и устанавливаются на местах с учетом рациональных маршрутных схем, обеспечивающих минимальные затраты времени на передвижение рабочих.
1.2.14. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с правилами техники безопасности.
1.2.15. Нормами времени на работы по ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования и ремонту конструктивных элементов жилых зданий предусмотрено выполнение работ при положительной температуре. При производстве работ на открытом воздухе при отрицательной температуре к нормам времени применяются следующие поправочные коэффициенты:
Источник
Норма численности рабочих по ремонту
1.1. Сборник нормативов предназначен для расчета численности рабочих по обслуживанию зданий управлений и зданий конструкторских и проектных организаций по профессиям: гардеробщик, слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, столяр, лифтер, сторож, уборщик служебных помещений.
Наименование зданий управлений принято в соответствии со СНиП II-84-78, конструкторских и проектных организаций — со СНиП II-83-78. Характеристика групп зданий управлений, на которые распространяются данные нормативы, приведена в приложении 1.
Если организационно-технические условия выполнения работ по обслуживанию других общественных зданий совпадают с запроектированными в настоящем сборнике, то для них могут применяться данные нормативы.
1.2. Нормативы численности установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ по обслуживанию зданий (высотой до 10 этажей) в соответствии с действующим Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий, а также с учетом обеспечения обслуживающего персонала необходимым инструментом, инвентарем и приспособлениями. Конкретная организация труда приведена в каждом параграфе нормативной части сборника.
1.3. В основу разработки нормативов численности положены: фотохронометражные наблюдения, данные организаций о фактической численности рабочих и объемах выполняемых ими работ, а также материалы изучения организационно-технических условий выполнения работ и организации труда рабочих, методические рекомендации НИИ труда по разработке нормативных материалов по труду и другая справочная литература.
1.4. Наименования профессий в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1, 2, 3), утвержденным постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 года N 24, от 21 января 1969 года N 22, от 28 января 1969 года N 8/34, а также в соответствии с Квалификационным справочником профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС работ и профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденные постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 июля 1971 года N 289, от 30 июня 1970 года N 207.
1.5. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать «включительно».
1.6. При внедрении (при обслуживании зданий) более прогрессивной, чем предусмотрено в нормативах, организации труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т. п.следует устанавливать местные нормативы.
1.7. Если оборудование, участок, рабочее место обслуживается меньшим количеством рабочих, чем это предусмотрено настоящими нормативами, и при этом соблюдаются требования правил техники безопасности, технологии и качество работ, то сохраняется фактическая численность рабочих.
1.8. На основе нормативов определяется численность рабочих по каждой профессии в целом по зданию. При этом округление численности, выраженной дробной величиной, до ближайшего целого числа производится в следующем порядке: в случае совмещения двух или нескольких профессий — в целом по совмещаемым профессиям, при невозможности совмещения — по каждой профессии отдельно. Численность рабочих по участкам обслуживания распределяется администрацией здания, исходя из производственной необходимости, а также в целях рациональной загрузки рабочих с учетом экономической целесообразности и обеспечения соответствующего качества выполняемых работ.
1.9. В сборнике приводятся следующие приложения:
характеристика зданий, относящихся к зданиям управлений (приложение 1);
периодичность выполнения основных работ по уборке помещений зданий (приложение 2);
перечень нормативных материалов, которые могут быть использованы для нормирования труда профессий рабочих, обслуживающих здания, но не вошедших в настоящий сборник (приложение 3).
2. Нормативная часть
2.1. Нормативы численности гардеробщиков
В обязанности гардеробщиков входит прием, хранение и выдача верхней одежды и других мелких личных вещей работников и посетителей, приходящих в находящиеся в здании организации. Перед началом работы при смене дежурства гардеробщик принимает под расписку все вещи, находящиеся в гардеробе, а также оборудование гардероба и номерные знаки. В течение смены гардеробщик постоянно находится в гардеробе.
При приеме верхней одежды и вещей гардеробщик выдает владельцу жетон, выдача вещей производится по его предъявлении.
Рабочим местом гардеробщика является помещение гардероба, которое оборудуется вешалками, стеллажами для хранения мелких вещей, шкафом для хранения средств уборки. По окончании работы гардеробщик производит уборку гардероба.
Нормативы численности гардеробщиков
Количество мест в гардеробе
Нормативы численности на один гардероб, человек в смену
Источник