Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики — Нормы трудоемкости ремонта электрических машин
Содержание материала
Нормы трудоемкости текущего и капитального ремонтов и технического обслуживания электрических машин определены типовым объемом — каждого вида профилактических работ и параметрами машины: мощностью, частотой вращения, исполнением. При этом учтено несовпадение степени износа отдельных элементов электрической машины к моменту планового ремонта. Так, при капитальном ремонте машины определенная часть ее узлов и деталей требует лишь текущего ремонта, а другая Часть деталей и даже узлов не будет ремонтироваться, а заменится готовыми. Для электрических машин мощностью свыше 100 кВт, а также всех машин с невсыпной обмоткой нормы составлены исходя из обеспечения их готовыми секциями заводского изготовления. Помимо материалов ЕС ГЛ. 6], различных отраслевых систем ППР и опыта электроремонтных цехов ряда предприятий при разработке данного раздела использованы нормы электроремонтных заводов Союзэлектроремонта Министерства электротехнической промышленности СССР, Союзсельхозтехники и Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Нормы трудоемкости приведены в табл, 3-3, Таблица 3-3 Нормы трудоемкости ремонта
Мощность. кВт
Норма трудоемкости, чел-ч
Норма трудоемкости, чел-ч
капитального ремонта с полной перемоткой обмоток
капитального ремонта без перемотки обмоток
капитального ремонта с полной перемоткой обмоток
капитального ремонта без перемотки обмоток
Вследствие разнообразия параметров, типов, исполнений и назначений электрических машин, оказывающих влияние на трудоемкость ремонта, нормы составлены для наиболее распространенных (потребляющих свыше 40% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране) односкоростных трехфазных асинхронных электрических двигателей напряжением до 660 В включительно с короткозамкнутым ротором. Увеличение (уменьшение) трудоемкости ремонта различного вида машин, отражающее их конструктивную специфику, учитывается введением следующих коэффициентов. Для электромашин с частотой вращения, об/мин:
3000 0,8 1500 1,0 1000 . 1,1 750 1,2 600 1,4 500 и ниже 1,5 Для коллекторных машин постоянного и переменного тока 1,8 Для синхронных машин 1,2 Для электродвигателей с фазным ротором, взрывозащищенных, крановых, погружных и многоскоростных электродвигателей 1,3 Для электромашин напряжением до: 3,3 кВ . 1,7 6,6 кВ 2,1 При наличии нескольких показателей, осложняющих ремонт, вводятся соответствующие поправочные коэффициенты. Так, например, для взрывозащищенного электродвигателя с фазным ротором дважды вводится коэффициент 1,3. Таким образом, плановая трудоемкость определяется как произведение трудоемкости, взятой из табл. 3-3, на соответствующие поправочные коэффициенты. В трудоемкость ремонта и технического обслуживания не входят трудоемкость ремонта пускорегулирующих устройств и регуляторов частоты вращения, напряжения и частоты, а также другой коммутационной аппаратуры, трудоемкость ремонта которых принимается по нормативам, приведенным в гл. 5. Для отраслей народного хозяйства, имеющих в действующем парке помимо асинхронных двигателей напряжением до 660 В значительное количество других видов электромашин, в отраслевых системах ППР вместо поправочных коэффициентов должны приводиться нормы на ремонт соответствующих видов электромашин. Следует иметь в виду, что нормы, приведенные в табл. 3-3, могут применяться лишь в целях планирования рабочей силы и мощностей ремонтных служб. При непосредственном нормировании трудовых затрат для оплаты рабочих они могут приниматься лишь в случае, если они не превышают достигнутых на предприятии норм выработки. При планировании трудоемкости капитальных ремонтов должны применяться нормы, указанные для полной перемотки обмоток. Это является вполне оправданным, так как отражает среднюю потребность в трудовых затратах на производство капитального ремонта. Календарный сдвиг по времени фактической перемотки конкретных единиц парка машин не отражается на общих плановых затратах. Оплата внепланового капитального ремонта, вызванного выходом из строя обмоток, не замененных при плановом ремонте, и не явившегося следствием плохой эксплуатации (что должно быть отражено в акте о выходе из строя машины), производится из средств капитального ремонта, так как практически они не были использованы при очередном плановом ремонте. Нормы не предусматривают трудовых затрат на восстановление обмоточного провода. В трудоемкость всех видов ремонта заложена трудоемкость станочных работ, составляющая 10% общей трудоемкости. В таком же объеме в нормах учтена трудоемкость прочих работ — сварочных, кузнечных и малярных. Межцеховая транспортировка машин нормами не предусматривается; предполагается, что она должна быть полностью механизирована. Коэффициент сложности ремонта для технического обслуживания принят равным 0,1. Таким образом, для технического обслуживания ежемесячно на каждую рабочую смену планируется 10% табличной трудоемкости текущего ремонта всех установленных на предприятии (в корпусе, цехе, на участке) электрических машин. Норма времени на техническое обслуживание увеличивается для машин, работающих в условиях, оговоренных в п. 2 табл. 3-1 — на 10%, в п. 3 — на 5%, работающих в условиях высокой влажности и в масле (электропривод насосного оборудования, стирального оборудования, автоматных и револьверных станков и т, п.) — на 10%.
Источник
Система обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промпредприятий — Нормативы технического обслуживания и ремонта электрических машин
Содержание материала
Глава одиннадцатая НОРМАТИВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
На промышленных предприятиях страны в эксплуатации находится много различных электрических машин, что требует при разработке нормативов ремонта выбора широкой номенклатуры электрических машин. В качестве таких электрических машин предлагаются следующие: электродвигатели трехфазного переменного тока с короткозамкнутым ротором на напряжение 660 В предельной мощностью 630 кВт, многоскоростные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, электродвигатели взрывозащищенного исполнения, электродвигатели трехфазного тока с фазным ротором мощностью до 400 кВт, двигатели и генераторы коллекторные постоянного и переменного тока, крановые электродвигатели. Нормативы разработаны на группы электрических машин по мощностям таким образом, чтобы колебание нормируемых показателей группы не выходило за допустимые пределы точности планирования затрат, как трудовых, так и материальных. В каждом диапазоне предельные мощности соответствуют ряду мощностей, регламентируемых ГОСТ 12139—84 «Машины электрические мощностью до 10 000 кВт. Ряды номинальных мощностей», а также диапазону мощностей, принятому по прейскуранту цен на электродвигатели за 1982 г. 15—0,1 и 02. В соответствии с ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей (см. гл. Э2.5) для всех электрических машин приняты кроме технического обслуживания текущий и капитальный ремонты, которые приняты за основу не только при определении структуры и продолжительности ремонтного цикла, но и при определении основного объема ремонтных работ для всех электрических машин. Осмотры, испытания, проверка как самостоятельные операции вне принятых видов ремонта и технического обслуживания не планируются, за исключением электрических машин, когда эти операции предусмотрены правилами технической эксплуатации или инструкциями заводов-изготовителей. Текущий ремонт машин не требует их транспортировки в электроремонтный цех и производится на месте установки без демонтажа с фундамента. Капитальный ремонт, как правило, производится в электроремонтном цехе или на специализированном ремонтном предприятии. Ремонт взрывобезопасных электрических машин, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывобезопасности, разрешается проводить ремонтным предприятиям, имеющим специальное разрешение министерства, ведомства и зарегистрированным в местных органах Госгортехнадзора.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Техническое обслуживание проводится для всех электрических машин, находящихся в эксплуатации, и включает следующие работы: а) нерегламентированное техническое обслуживание: мелкий ремонт, требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок в целях своевременного исправления незначительных дефектов машин, подтяжки контактов и креплений, смены щеток, регулировки траверс, устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, регулировки защиты, протирки и очистки доступных частей машины — наружных поверхностей, колец, коллекторов и т. п.; повседневное наблюдение за выполнением правил эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей за нагрузкой, за температурой подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции наблюдение за температурой входящего и выходящего воздуха, контроль наличия смазки, проверка отсутствия анормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах; контроль за соблюдением правил техники безопасности операторами или мотористами, работающими на оборудовании; повседневный контроль за исправностью заземления; отключение электрических машин в аварийных ситуациях, регламентированных п. Э2.4.20 и местными инструкциями; участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления; б) осмотры эксплуатируемых машин, включая систему их управления и защиты, по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия, с заполнением карты осмотра. Осмотры проводятся в порядке регламентированного технического обслуживания.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ
Текущий ремонт производится для электрических машин, находящихся в эксплуатации, в том числе в резерве. Для электрических машин, находящихся в ненагруженном складском резерве, вместо текущего ремонта проводится в те же сроки осмотр и переконсервация. Типовой объем текущего ремонта включает: техническое обслуживание; отключение от питающей сети в соответствии с требованиями, изложенным в гл. Б3.1; очистку наружных поверхностей от грязи, пыли и масел; разборку машины в нужном для производства ремонта объеме; проверку состояния, промывку подшипников, замену подшипников качения при превышении максимально допустимых радиальных зазоров; проверку работы смазочных колец для электродвигателей с подшипниками скольжения; проверку, ремонт системы принудительной смазки и отключающей блокировки при прекращении подачи смазки, замену смазки; осмотр и очистку вентиляционных устройств; проверку и ремонт крепления вентилятора; проверку и ремонт у машин с принудительной вентиляцией (продуваемых электромашин) шиберов, заслонок и их приводных механизмов; осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом статорных и роторных (якорных) обмоток, коллекторов, а также вентиляционных каналов; проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток и устранение дефектов; устранение местных повреждений изоляции обмоток статора и ротора (якоря); сушку обмоток и покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком (при необходимости); проверку и подтяжку крепежных соединений (крепление к фундаменту, к салазкам, крепление шкивов, муфт, конструктивных креплений узлов самой машины) и контактов, при необходимости — замену крепежных деталей; зачистку и шлифовку колец и коллекторов, продороживание коллектора (при необходимости); проверку и регулировку щеткодержателей, траверс, щеткоподъемных и закорачивающих механизмов; проверку состояния и правильности обозначений (маркировки) выводных концов обмоток, зажимных щитков с необходимым ремонтом, замену фланцевых прокладок и уплотнений; проверку и восстановление герметичности взрывозащищенных машин; сборку; проверку защитного заземления; подсоединение к электросети; проверку работы на холостом ходу и под нагрузкой; проверку работающих машин при разных частотах вращения, правильности работы в различных режимах; проверку для генераторов, преобразователей, умформеров, индукционных регуляторов, фазорегуляторов выходных параметров; устранение повреждений окраски; проведение приемо-сдаточных испытаний и оформление сдачи после ремонта.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ
Вопрос о ремонте электрических машин решается в каждом отдельном случае в зависимости от технических, экономических и производственных факторов, определяющих целесообразность ремонта. Электрические машины, поступающие в плановый капитальный ремонт, могут иметь хорошую изоляцию обмоток и не полностью изношенные коллекторы. В большинстве случаев заменять исправные обмотки и коллекторы только в целях профилактики нецелесообразно. Замена обмотки производится в случае аварийного выхода обмотки из строя (обмотка полностью или частично сгорела), пробоя обмотки при профилактическом испытании ее повышенным напряжением, поступления в плановый ремонт особо ответственных электрических машин, не имеющих резерва и включенных в состав основного оборудования, выход из строя которых ведет к производственным потерям, превышающим за время пребывания машины во внеплановом ремонте стоимость капитального ремонта в полном объеме. Коллекторы меняются в случае пробоя изоляции, связанного с выгоранием изоляции и повреждением пяти и боле коллекторных пластин, и износа коллектора, не гарантирующего плановой наработки машины до очередного планового капитального ремонта. Основной объем капитального ремонта машин включает: операции текущего ремонта; внешний осмотр; проверку целостности обмоток; проверку осевого разбега ротора (якоря) с подшипниками скольжения; проверку зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника у электрических машин с подшипниками скольжения; перезаливку вкладышей (при необходимости); проверку воздушных зазоров между сталью ротора (якоря) и статора (сталью полюсов), если конструкция электрической машины позволяет выполнить эти измерения; регулировку зазоров полюсов машин постоянного тока и синхронных машин, если конструкция их позволяет ее выполнить; полную разработку машины, очистку и промывку всех механических узлов и деталей; очистку, продувку, протирку сохраняемых обмоток, изоляционных деталей, коллекторов, колец, щеточных механизмов; дефектовку узлов и деталей; ремонт деталей узла корпуса и магнитопровода — заварку трещин, приварку лап, перенарезку изношенных и забитых резьбовых отверстий, установку рым-болтов, зачистку заточек корпуса под подшипниковые щиты; ремонт сердечника активной стали статора и ротора — вырубку или фрезерование выгоревших и оплавленных мест, удаление замыканий (мостиков) между отдельными листами, устранение распушения зубцов пакета, ликвидацию осевого сдвига сердечника активной стали ротора, замену и установку новых прокладок под полюсные башмаки, устранение сдвига отдельных листов активной стали; ремонт подшипниковых щитов и крышек — заварку мелких трещин, восстановление размеров посадочных мест; ремонт вала — торцовку, исправление центральных отверстий, устранение прогиба, восстановление диаметра шеек вала и посадочных мест под шкивы, муфты, вентилятор и сердечник стали, зачистку забоин, заусенец, восстановление шпоночных канавок; ремонт или замену вентилятора: ремонт коллектора — перепайку соединений обмотки с петушками, проточку коллектора, продороживание межламельной изоляции, шлифовку коллектора, при необходимости замену коллектора с перепайкой обмоток; ремонт ротора (якоря) — перезаливку или замену стержней и замыкающих колец короткозамкнутой обмотки, ремонт и пропайку старых и установку новых бандажей, балансировку; проверку и при необходимости замену неисправных пазовых клиньев, изоляционных втулок, проводов внутренних соединений схемы статорной и роторной обмоток, обмоток возбуждения и выводных концов; напайку кабельных наконечников; замену обмоток (в случае необходимости); укладку обмоток, соединение схемы, сушку, пропитку, покрытие лобовых частей обмоток и внешних поверхностей полюсных катушек покровным лаком или эмалью; профилактическую сушку обмоток при значительном снижении сопротивления изоляции; сборку и окраску машины; проведение приемо-сдаточных испытаний и оформление сдачи ее в эксплуатацию. Частичная перемотка катушек машины применяется при повреждении нескольких катушек преимущественно стержневой и однослойной обмоток статоров асинхронных и синхронных машин, а также полюсных катушек машин постоянного тока и синхронных машин, когда есть уверенность, что остальные катушки обмотки имеют достаточно прочную и эластичную изоляцию. Частичная замена двухслойных обмоток, как правило, не производится из-за необходимости выемки из пазов помимо поврежденных также и исправных катушек; при последующей укладке изоляции этих исправных катушек, как правило, повреждается.
СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЦИКЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Структура и продолжительность ремонтного цикла, а также продолжительность межремонтного периода для электрических машин зависят от условий окружающей среды, сменности работы машин, конструктивного исполнения машин, стационарности установки, степени загрузки машины, а также соблюдения правил технической эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей. Таблица 11.1. Структура и продолжительность ремонтного цикла, межремонтного и межосмотрового периодов