«IT-революция — 2020»: цифровизация в автосервисе — плюсы и минусы
Цифровые решения сегодня меняют бизнес, в том числе автомобильный и сервисный. Но как именно это происходит? В какой момент руководитель сервиса, к примеру, принимает решение внедрить у себя в компании новый IT-продукт? Почему именно этот? Чем он может облегчить жизнь сервисменам и их клиентам? Что еще можно оцифровать в сервисном бизнесе?
Разобраться в тонкостях этих процессов помогут участники форума «IT-революция в автобизнесе — 2020» — основатель сети умных сервисов «Вилгуд» Барно Турсунова и директор по развитию FITSERVICE Александр Гараньков. Они готовы не только поделиться удачным опытом внедрения IT-кейсов, но и рассказать о том, почему иногда годные решения не находят применения в реальной жизни, и в каком направлении движется цифровизация отрасли в целом.
Если вы — представитель сервисного рынка, то вам будет интересно послушать наших докладчиков. А нам будет очень интересно мнение франчайзи и простых клиентов о том, чего им не хватает в автосервисе «сегодня», чтобы наступило «цифровое завтра».
Здесь можно пройти бесплатную регистрацию и принять участие в форуме «IT-революция в автобизнесе — 2020», который аналитическое агентство «АВТОСТАТ» проведет 27 — 28 октября в онлайн-формате.
Источник
Академия современных технологий автосервиса
«Автомобиль не роскошь и не средство передвижения… Автомобиль – это объект диагностики и технического обслуживания».
Л.В. Мирошников, д.т.н., МАДИ
История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания.
С тех пор конструкции автомобилей постоянно совершенствовались и усложнялись. В сегодняшнем автомобиле вряд ли кому-нибудь удастся найти сходство с его прапрадедушкой – первым серийным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания.
По мере усложнения конструкции автомобилей менялись и требования к оборудованию, используемому при их ремонте и обслуживании. Современный газоанализатор даже отдаленно не похож на первый газоанализатор фирмы SUN 1931 года рождения, напоминавший паровозный прожектор на треноге. Технический прогресс позволяет постоянно повышать точность измерительных приборов, но это сопряжено с усложнением их конструкции и, как следствие, с повышением требований к квалификации специалистов, работающих с современным оборудованием. Многие приборы созданы с применением самых современных технологий, пришедших из космических отраслей. Где же взять специалистов, способных эффективно использовать современное оборудование?
Многие официальные автомобильные дилеры оборудовали учебные центры по подготовке специалистов для собственных подразделений. В этих центрах проводится обучение по технологиям ремонта марок автомобилей, представленных официальным дилером. Навыков практического использования современного оборудования у таких специалистов нет, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых авторемонтным предприятием услуг.
Выпускники ВУЗов по специальностям, связанным с обслуживанием и ремонтом автомобилей, имея какие-то теоретические знания, зачастую не обладают достаточными практическими навыками и знаниями современного технологического оборудования, что ограничивает их востребованность в современных условиях.
Для подготовки специалистов высочайшего уровня, до тонкостей знающих принципы и технологии обслуживания современных автомобилей с применением самого высокотехнологичного оборудования, нами создан учебный центр, оснащенный современными приборами, работающими по самым передовым технологиям. Успешно прошедшим обучение будет выдаваться документ, подтверждающий уровень квалификации выпускника, достаточный для правильного и эффективного использования оборудования при диагностике, обслуживании и ремонте современных автотранспортных средств.
Наверное, каждому руководителю автосервиса приходилось выслушивать недовольство клиента качеством полученной услуги. Это и биение колес после выполненной балансировки, и увод автомобиля, и увеличенный износ шин после регулировки сход-развала, и вибрация при интенсивном торможении. На моей практике был один очень яркий и, к сожалению, типичный для нашей действительности, случай. В одном из сибирских городов к официальному дилеру VW приехал владелец автомобиля Touareg с 5-литровым дизельным двигателем и на пневматической подвеске.
Он обратил внимание руководства техцентра на состояние шин, которые за 6 тыс. км пробега после регулировки сход-развала у этого дилера практически превратились в слики. После этого клиент положил ключи от авто на стол директора сервисной службы и сказал, что вернется вечером и хотел бы видеть на автомобиле новые шины. Специалисты, конечно же, сразу начали грешить на стенд для измерения и регулировки геометрии подвески (сход-развал). В результате проверки выяснилось, что стенд 3D абсолютно исправен и измерения производятся с точностью до 1 угловой минуты. В чем же дело? А дело в том, что механик, во-первых, не выполнил требование сервисной документации по условиям измерения геометрии, а во-вторых, выполняя процедуры измерения и регулировки углов, он недостаточно ясно понимал для чего нужно то или иное действие. Для чего, например, автомобиль прокатывается на определенную дистанцию, для чего колеса автомобиля нужно поворачивать сначала в одну, затем в другую сторону, какие условия проведения измерений необходимо строго выполнять. Механик шаг за шагом, чисто механически, прошелся по всем этапам процедуры и получил какой-то результат. Его не насторожили чудовищные отклонения в показаниях прибора по отношению к стандартам. И то, что пришлось менять углы на очень большие значения, тоже не встревожило. Если бы он понимал, что происходит при его манипуляциях, то смог бы мысленно «раскрутить» всю процедуру в обратную сторону и понять, где допустил ошибку или небрежность. Но этого не произошло. В результате автосервис вынужден был заменить шины за свой счет. Вылилось это в 68 тысяч рублей, не считая стоимости работ по «переобувке». А как оценить моральные потери клиента и руководителя автосервиса? Что делать с потерянным имиджем?
Другой пример. Шиномонтажник «обвиняет» балансировочный стенд: «Клиенты возвращаются с жалобой на вибрацию. Станок врет!». Устанавливаем на вал балансировочного стенда тестовый ротор и проводим измерения. Стенд выдает результат с точностью до одного грамма. Спрашиваем: «Все ли клиенты возвращаются с рекламацией?» Ответ: «Нет, не все, некоторые однозначно удовлетворены.» Такой ответ всегда настораживает. Если оборудование неисправно, то возвращаться должны абсолютно все клиенты, эффект дисбаланса колеса ощущают все автомобилисты без исключения. В противном случае, следует говорить о пресловутом человеческом факторе. Поэтому просим повторить балансировку колеса на наших глазах. Ошибка механика выявляется на самом первом и главном этапе процедуры. Устанавливая колесо на вал, «специалист» правой рукой затягивает прижимную гайку вала балансировочного станка, одновременно опираясь левой на верхнюю часть объекта измерений. Понятно, что этим он обеспечил себе устойчивое равновесие. Но вот на положении колеса на валу это отразилось катастрофическим образом. Центровочный конус не занял своего места, а гайка зафиксировала измеряемое колесо в положении, бесконечно далеком от идеального для замера. Чтобы отбалансировать зафиксированное таким способом колесо, наверное, пришлось бы навесить не десятки, а сотни грамм балансировочных грузиков. Попробуйте отрезать начало у измерительной рулетки и потом произвести точные измерения. Получите какие-то цифры, но о чем они вам скажут? То же самое происходит и при подобных описанным случаях измерений с применением современного высокоточного оборудования. Только оборудование, по сравнению с обычной рулеткой, предъявляет еще более высокие требования к персоналу.
Учебный центр мы оснастили самым современным оборудованием John BEAN (Snap-on). Это стенды сход-развал, работающие с применением технологии пространственной визуализации – 3D. Балансировочные машины оснащены измерительными лазерными технологиями. Это позволяет, кроме устранения дисбаланса колеса, проводить полную диагностику дисков и шин. Шиномонтажные стенды самого последнего поколения работают в автоматическом режиме практически без участия оператора. Учебные мероприятия опираются и на другие современные ремонтные и диагностические инструменты: системные сканеры и приборы для обслуживания систем кондиционирования SUN (Snap-on). Учтены и современные агрегаты, применяемые в ремонтных технологиях, такие как установки MAD для проточки тормозных дисков без снятия их с автомобиля и многое другое.
Серьезная теоретическая база, имеющаяся в распоряжении консультантов и тренеров центра, должна стать основой в глубоком понимании авторемонтного ремесла учащимися.
Главную задачу учебного центра мы видим в повышении уровня знаний и практических навыков специалистов автосервисной отрасли. На базе новейшего ремонтно-диагностического оборудования мы хотели бы научить эксплуатантов думать и понимать, для чего выполняется любая технологическая операция. Ведь любой самый современный и точный измерительный прибор – лишь инструмент в руках человека. А наша философия – не только предоставить этот инструмент, но и научить правильно им пользоваться!
- Александр Смеян, директор компании «ГАРДИА»
Источник
Автосервис будущего: как будут ремонтировать автомобили завтра
Раз в два года во Франкфурте собирается крупнейшая выставка автосервиса и автотехнологий Automechanika Frankfurt. Подборку самых интересных устройств для СТО завтрашнего дня наш корреспондент лицезрел буквально несколько дней назад.
Очки дополненной реальности
Для экономии времени диагност и механик будет пользоваться очками с подсказками, такими как предлагает итальянская компания Texa. Заранее «проинформированные», с какой моделью авто собирается работать использующий их автомеханик, очки сами «узнают» узел и подают на встроенные линзы меню подсказок и управления ремонтируемой системой авто. Вместо компьютерной мыши у сервисмена — портативная тач-панель мини-компьютера Epson, который соединен по Bluetooth с диагностическим разъемом (OBD) автомобиля.
При помощи тачпада «эстэошник» кликает по нужным пунктам спроецированного перед его глазами меню. Таким образом, очки с тач-панелью и специальный софт помогают ремонтнику не отвлекаться от проблемного узла на стоящий на верстаке экран компьютера или справочник-мануал по ремонту.
Это особенно важно во время работы в стесненных условиях — с климатической установкой под торпедо, в багажнике или укромной уголке подкапотного пространства. Устройство обещает быть вполне доступным для СТО средней руки, хотя Texa как разработчик софта пока не сообщает его цену, известна хотя бы стоимость «железа», которое по сути является геймерскими очками Epson Moverio BT-200 с ценой около $700.
Удаленный автосервис
Для устранения технических проблем совсем необязательно будет ехать на СТО — ее специалисты могут сами, даже не дожидаясь вызова, приехать на место поломки со всем необходимым. Уже в недалеком будущем все автомобили могут быть оснащены таким полезным «черным ящиком», как TMD MK3 Pnp, разработки, кстати, той же итальянской Texa.
В отличие от известных самописцев в авиации, это устройство — не только немой свидетель событий, но и их активный участник. Этот самый продвинутый на сегодня вариант дистанционного контроля за транспортным средством и удаленной диагностики его систем, помимо прочего, отличается особой компактностью.
Установленный прямо в диагностический разъем OBD модуль также собирает информацию от собственных встроенных датчиков (пара акселерометров, высотометр, гироскоп, GPS/ГЛОНАСС/Galileo) и располагает точнейшими данными о местоположение контролируемой машины, скорости и режиме движения, наклонах кузова и прочее. По каналу мобильной связи GSM/2G/3G/4G поддерживается контакт с диспетчерским центром, так что TMD MK3 Pnp дает ему возможность следить за работой систем автомобиля, а то и вмешиваться в них.
Такое дистанционное участие диспетчера в работе подвижного состава позволяет оперативно реагировать на ДТП, задержки в пути, отказы, направлять ремонтные бригады и запчасти к месту поломки машины и снимать ошибки систем управления в удаленном режиме.
Меньше хлопот с шинами
Одним из самых слабых мест автомобиля на сегодня остаются шины. Уменьшить хлопоты по их обслуживанию владельцам недорогих автомобилей поможет новый шинный датчик VDO REDI-Sensor. Его «фишка» — в универсальности и лучшей защищенности.
Во-первых, датчик предназначен для работы со штатными системами контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitoring System) автомобиля и поставляется уже запрограммированным под одну из трех групп брендов.
Во-вторых, он не крепится традиционно к вентилю шины, а клеится на ее внутреннюю поверхность в районе беговой дорожки, где лучше защищен от механических повреждений. К тому же применение данной шины с датчиком становится независимым от типа колесного диска. При замене резины датчик может быть использован повторно — его несложно снять со старой покрышки и приклеить на новую. Цена нового датчика пока не названа, но она будет ниже прежних аналогов за счет уменьшения номенклатуры моделей до трех, снижения затрат на хранение и логистику и отсутствия необходимости перепрограммирования.
Контроль над электронными ассистентами
Системы, которые помогают водителю контролировать автомобиль на дороге (ABS, ESP, Brake Assist, противобуксовочные, противоскольжения и пр.) со временем требуют обслуживания и ремонта. До настоящего дня их диагностировали методом дорожных испытаний или путем замены поочередно всех «подозрительных» узлов. Немецкий производитель сервисного оборудования Maha создал стенд, который позволяет проверить электронных ассистентов прямо в комфортных условиях теплого бокса СТО.
Беговые барабаны особой конструкции помогают сымитировать не только такие привычные режими, как линейное ускорение и торможение авто, но и движение автомобиля в повороте, маневрирование на кривых любой траектории, причем на скорости до 80 км/ч. Результаты испытаний, например, касательно каждого колеса, в виде цифр и графиков выдаются на экран любых устройств, базирующихся на Windows.
Цена стенда Maha MFP 3000 не будет доступной. Дорог сам подъемник Maha, на базе которого сооружена система, дорого программное обеспечение и все дополнительные модули. По мнению разработчиков, стенд будут покупать СТО в США и богатых странах Европы и учебные заведения автомобильного профиля.
Источник