- Президиум Верховного суда: неправомерная замена страховщиком ОСАГО ремонта на выплату даёт потребителю право на полное возмещение ущерба (без учёта износа)
- Новости ремонта по осаго
- ВС РФ дал право по ОСАГО получать возмещение без износа. Новости для автомобилистов от 02.07.2021г.
- Как получить полную стоимость ремонта без учёта износа по ОСАГО
- Если страховщик отказал в ремонте
- Новый подход
- «Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
- Страховщики требуют доказать реальные убытки
- «Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Президиум Верховного суда: неправомерная замена страховщиком ОСАГО ремонта на выплату даёт потребителю право на полное возмещение ущерба (без учёта износа)
В обзор практики Верховного суда включено резонансное определение о выплате потребителю «без учёта износа» по ОСАГО — при нарушении страховщиком процедуры замены ремонта на выплату.
Как уже сообщало АСН, Верховный суд за 2021 г. уже два раза высказался за взыскание со страховщика, неправомерно заменившего ремонт на выплату, стоимости запчастей без учёта износа.
Суть проблемы в том, что если страховщик вместо ремонта отдаёт потребителю деньги, то он выплачивает «с учётом износа» — то есть меньшую сумму, которую часто потребителю не хватает для ремонта автомобиля. Обычно разница выплат «с учётом износа» и «без учёта износа» составляет около 30%.
Одно из описанных АСН определений вошло в обзор судебной практики Верховного суда РФ, утверждённый Президиумом Верховного Суда 30 июня этого года.
Юрист Юлия Севастьянова прокомментировала АСН, что включение конкретного кейса в обзор практики ВС означает, что правовой подход, высказанный ВС РФ в индивидуальном споре, должен распространяться на иные аналогичные случаи. «Нижестоящие суда должны ориентироваться именно на такой правовой подход, тем самым обеспечивая единство правоприменения», — отметила Юлия Севастьянова.
В «преамбуле» к описанию указанного определения Президиум Верховного суда жирным шрифтом повторил суть:
- страховщик в одностороннем порядке может менять ремонт на выплату только при наличии ряда оснований, предусмотренных законом об ОСАГО. Среди них полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и нескольких иных причин (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).
- если страховщик заменил ремонт на выплату по ОСАГО в отсутствие указанных выше оснований, то потерпевший вправе требовать полного возмещения убытков в виде стоимости такого ремонта без учёта износа транспортного средства.
Далее описывается спор и выводы коллегии Верховного суда, которые ранее уже описывало АСН.
Также в обзор практики включён и довод коллегии ВС о том, что в законе об ОСАГО отсутствует спецнорма о последствиях неисполнения страховщиком ремонта по ОСАГО в натуре. Поэтому в силу общих положений Гражданского кодекса потерпевший вправе по своему усмотрению требовать необходимых на проведение такого ремонта расходов и других убытков на основании статьи 397 ГК РФ («Исполнение обязательства за счёт должника»).
Ранее в «Росгосстрахе» (участник спора, на примере которого было принято резонансное определение) прокомментировали АСН, что в определении ВС не проведено разграничение между реальными убытками и страховой выплатой.
В апелляции (дело было возвращено на новое рассмотрение — АСН) будет поддерживаться позиция о том, что страховое возмещение со страховщика должно взыскиваться с учётом износа — так как суды не оценили тот факт, что истец только на стадии судебного урегулирования представил доказательства понесённых расходов на ремонт, отметили тогда в РГС.
С конца апреля 2021 г. вслед за коллегией Верховного суда и финомбудсмен начал методично взыскивать со страховщиков без учёта износа (при наличии неправомерной замены ремонта на выплату).
Источник
Новости ремонта по осаго
Опубликованная Банком России обновленная “Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Он отметил, что новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были проработаны РСА уже давно и применение которых, как ожидается, повысит качество страховых услуг. Так, при формировании справочника средней стоимости запасных частей, используемого при расчете стоимости ремонта поврежденного автомобиля, РСА предложил использовать цены из интернет-магазинов для формирования региональных коэффициентов – это повысит качество данного справочника и актуальность внесенных в него цен на запасные части.
Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.
Ранее предусматривалось формирование справочников по 13 экономическим регионам, при этом РСА, в строгом соответствии с Единой методикой, проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации. Теперь средние стоимости запасных частей и нормочаса ремонтных работ будут формироваться в каждом субъект Российской Федерации.
Также методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников, в ходе которого на сайте РСА будут опубликованы вновь сформированные средние стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, а РСА должен будет собрать и обработать замечания и предложения по ним, после чего внести корректировку или сообщить о причине отклонения замечания.
Кроме того, методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, предоставленного на осмотр. Очень важно, что фотографии поврежденного автомобиля, выполненные при его осмотре, теперь должны быть представлены и в цифровом виде, поэтому больше не будет споров из-за плохо различимых «копий с копии», которые сегодня иногда приходится использовать при рассмотрении жалоб и претензий.
“Мы признательны Банку России за конструктивный диалог при разработке обновленной версии методики. Мы видим, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается: так, в 1 квартале 2021 года количество судебных споров по ОСАГО снизилось почти в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Ключевое новшество обновленной методики, которое всецело поддерживает РСА — публичность и открытость проверки источников цен на запчасти, в том числе — региональных, и широкое общественное обсуждение справочников перед введением их в действие. Это позволит сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, а значит — позволит еще уменьшить количество судебных споров”, — сказал Игорь Юргенс.
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.
Применение Единой методики является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств.
Источник
ВС РФ дал право по ОСАГО получать возмещение без износа. Новости для автомобилистов от 02.07.2021г.
Верховный суд РФ счел законным правом автомобилисту получить денежную компенсацию по договору ОСАГО без учета износа транспортного средства.
В очередной раз ВС РФ рассмотрев иск на страховую компанию принял достаточно резонансное решение в пользу автомобилиста по возмещению убытка по полису ОСАГО.
Суть решения суда состоит в том, что если страховая компания изменила порядок возмещения по страховому событию с ремонта автомобиля на выплату денежной компенсации, то автомобилист имеет право требовать со страховой компании полную стоимость ремонта-без учета износа.
Напоминаем нашим читателям, что согласно закону об ОСАГО, если потерпевший сам не попросил в заявлении получить денежную компенсацию, а изъявил желание отправить авто на ремонт, то страховая компания не может в одностороннем порядке изменить это.
Выплата производится только в нескольких случаях:
страховщик в одностороннем порядке может менять ремонт на выплату только при наличии ряда оснований, предусмотренных законом об ОСАГО. Среди них полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и нескольких иных причин (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Также в обзор практики включён и довод коллегии ВС о том, что в законе об ОСАГО отсутствует спецнорма о последствиях неисполнения страховщиком ремонта по ОСАГО в натуре. Поэтому в силу общих положений Гражданского кодекса потерпевший вправе по своему усмотрению требовать необходимых на проведение такого ремонта расходов и других убытков на основании статьи 397 ГК РФ («Исполнение обязательства за счёт должника»).
Страховые компании пока никак не комментирую решение Верховного суда. Юристы же надеются, что после данного определения ВС РФ нижестоящие суды будут ориентироваться на правовой подход, что обеспечит единство правоприменения.
Ну от себя могу добавить, что я в шоке от последних решений ВС РФ, который последнее время методично встают на сторону автомобилиста по спорам договоров ОСАГО.
Более подробно можно прочитать в обзоре судебной практики №2 (2021) на сайте Верховного суда РФ.
Мы следим за новостями, а вы следите за нами!
Источник
Как получить полную стоимость ремонта без учёта износа по ОСАГО
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения – взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», – рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», – объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, – в зависимости от этого и формируется решение», – пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», – привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, – сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», – сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», – сообщили в РГС.
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, – объяснили свою позицию в РГС. – В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», – подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, – просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», – отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
– Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.
Источник