Объем капитального ремонта автомобиля

Производственная программа и годовой объем работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ГОДОВОЙ ОБЪЕМ
РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
АВТОМОБИЛЕЙ

Производственная программа предприятия – количество услуг различных видов по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, выполняемых на предприятии в течение планируемого периода (года или суток). Годовой объем работ – годовая трудоемкость этих воздействий.

В результате технологических расчетов указанных показателей определяют необходимые для организации работ на производственном участке численность рабочих, количество оборудования и рабочих мест, размер производственной площади и расход производственных ресурсов. Эти сведения используют для разработки производственных участков и зон, а затем – производственного корпуса, а данные о расходе производственных ресурсов – для расчета экономической эффективности принятых технических решений.

Система технической эксплуатации автомобилей, приведенная в ТКП 248-2010 «Технический кодекс устоявшейся практики. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения» предусматривает такие виды ремонтно-обслуживающих воздействий:

– ежедневное обслуживание (ЕО);

– техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

– техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

– сезонное обслуживание (СО);

– текущий ремонт (ТР);

– ремонт малой трудоемкости, выполняемый совместно с ТО;

– планово-предупредительный ремонт (ППР), выполняемый с установленной периодичностью и в объеме, определяемом по результатам технического диагностирования;

– регламентированный ремонт (РР), выполняемый с периодичностью, установленной техническим кодексом, независимо от технического состояния транспортного средства в момент начала ремонта;

– восстановительный ремонт (ВР).

Эта система с учетом нормативной документацией заводов-изготовителей устанавливает также нормативную периодичность ТО и капитальных ремонтов, которая уточняется в зависимости от условий эксплуатации, модификации подвижного состава, организации его работы и природно-климатических условий.

Нормативная база. Нормативы, регламентирующие периодичность и трудоемкость ТО и ремонта ТС, корректируются с помощью коэффициентов, которые зависят от следующих факторов:

– условий эксплуатации (дорожного покрытия, типа рельефа местности и условий движения – k1 (приложение Б и В);

– модификации ТС и организации их работы – k2 (приложение Г);

– природно-климатических условий (климата в регионе эксплуатации – и агрессивности окружающей среды ) – (приложение Д);

– пробега ТС с начала эксплуатации – k4: при корректировании удельной трудоемкости ТР используют коэффициент k4, продолжительности простоя в ТО и ремонте – и трудоемкости ТО – (приложение Е);

– количества обслуживаемых и ремонтируемых ТС на предприятии и количество групп технологически однородных ТС – k5 (приложение Ж);

– периода эксплуатации – k6 (приложение И).

Цикл ремонтно-обслуживающих воздействий. За длительность цикла работы автомобиля принимается установленный пробег до списания или капитального ремонта Lк. р, который корректируется с помощью поправочных коэффициентов

, (4.1)

где – нормативное значение пробега автомобиля до списания или капитального ремонта, установленного заводом-изготовителем, тыс. км (для транспортных средств конкретных моделей изменяется от 150 до 800 тыс. км, приложение К).

Пробеги автомобиля L1 и L2 между смежными одноименными воздействиями ТО-1 и ТО-2 определяют по формулам

, (4.2)

, (4.3)

где и – нормативные значения пробега автомобиля до ТО-1 и ТО-2, тыс. км (табл. 4.1 и приложение Л).

Нормативные пробеги ТС между ТО-1 и ТО-2, тыс. км

Легковые и автобусы

Грузовые и автобусы на их базе, прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы

Пробеги Lк. р, L2 и L1 корректируют (как правило в большую сторону) из расчета, чтобы они были кратными среднесуточному пробегу автомобиля Lс.-с и округлены до целых сотен километров. Фактическая периодичность проведения ТО может отличаться от нормативной не более чем на
15 %.

Результирующий коэффициент корректирования периодичности ТО и пробега до КР, получаемый перемножением частных коэффициентов, должен быть не меньше 0,5.

Читайте также:  Методические указания по практическим работам по ремонту автомобилей

ЕО выполняют один раз в рабочие сутки независимо от числа рабочих смен, а также перед ТО-1, ТО-2 и ТР, связанным с заменой агрегата.

Сезонное обслуживание выполняют два раза в год (весной и осенью), совмещая его с ближайшим ТО-2. Объем работ при этом увеличивают на 20 % от плановой трудоемкости ТО-2 (для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации – на 30 %).

Количество восстановительных ремонтов и их периодичность не нормируют.

Количество капитальных ремонтов автомобиля и ТО в одном цикле на один автомобиль определяют из выражений

; ; ; . (4.4)

где Nк. р, N2, N1 и NЕО – количество капитальных ремонтов (если они предусмотрены), ТО-2, ТО-1 и ЕО в одном цикле ремонтно-обслуживающих воздействий, соответственно.

Годовая и суточная программа ТО и ТР. Потребность в ТО и текущих ремонтах определяют, исходя из количества автомобилей на предприятии, их пробегов за сутки и год и нормативных сведений о частоте (трудоемкости) воздействий. Так как пробеги автомобиля за цикл и год отличается друг от друга, а производственную программу рассчитывают на год, то необходимо привести ранее полученные сведения к году эксплуатации с помощью коэффициента перехода от цикла к году ηг

, (4.5)

где Lг – годовой пробег автомобиля, тыс. км.

Годовой пробег автомобиля Lг равен

где Др. г – количество дней работы предприятия в году, в зависимости от режима может быть 253, 305 или 365; αт – коэффициент технической готовности автомобиля.

Значение коэффициента технической готовности автомобиля αт определяют по формуле

, (4.7)

где Ди. ц – количество дней использования автомобиля за цикл; Дп. ц – количество дней простоя автомобиля в ремонтах и ТО за цикл.

Количество дней использования автомобиля за цикл равно

. (4.8)

Количество дней простоя автомобиля в ремонтах и ТО за цикл равно

, (4.9)

где Дк. р – простой автомобиля в КР, дни; – нормативный простой автомобиля в ТО и ТР, дней на 1000 км пробега (табл. 4.2).

Продолжительность простоя транспортных средств в

техническом обслуживании и ремонте

Продолжительность простоя, дней на 1000 км пробега

Легковые автомобили категории М1

Автобусы классов III, II категорий М2, М3

Автобусы класса I

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т

от 0,3 до 5,0 включительно категорий N1, N2

св. 5 до 12 категории N2

св. 12 до 24 категории N3

Прицепы и полуприцепы категорий О1, О2, О3

Годовая программа Nгi воздействий в виде отдельных КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на автомобиль определяется из выражения

где Ni – количество воздействий i-го вида за цикл; i – вид воздействия (КР, ТО-2, ТО-1 или ЕО).

Количество воздействий на весь парк автомобилей в год ΣNгi составляет

где Ас – списочное количество автомобилей на предприятии.

Суточная программа i-го воздействия Nci определяется из выражения

, (4.12)

где Др. гi – число рабочих дней в году i-го подразделения, выполняющего данный вид работ.

Техническое обслуживание автопоездов обычно производят без расцепки тягача и прицепа (полуприцепа), поэтому расчет программы для автопоезда производят как для целой единицы подвижного состава, аналогично расчету для одиночных автомобилей.

Содержание и объем диагностических работ. Диагностические работы включают общее (Д-1), поэлементное (Д-2) и сопутствующее ремонту (Др) диагностирование. Диагностирование Д-1 выполняют с периодичностью ТО-1, оно служит для определения технического состояния узлов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Диагностирование
Д-2 с периодичностью ТО-2 выполняют за 1–2 дня до него, оно предназначено для определения технического состояния всех элементов автомобиля с целью прогнозирования потенциальных отказов и повреждений и подготовки к их устранению. Диагностирование Др проводят перед ремонтом автомобиля и после него с целью определения вида и объема ремонта и контроля его качества, соответственно.

Читайте также:  Проект по заводу ремонта строительных машин

Диагностические работы включают в общий объем работ ТО и ТР. В зависимости от метода организации ремонтно-обслуживающих работ диагностирование выполняют или на рабочих местах ТО и ТР предприятий с числом автомобилей до 200 единиц, или на отдельных рабочих местах более крупных предприятий.

Годовой объем работ предприятия, цеха, участка или зоны представляет собой затраты труда производственными рабочими, необходимые для выполнения годовой производственной программы.

Годовой объем работ Тгi по ТО и ТР выражают их трудоемкостью, определяемой на основании производственной программы с учетом скорректированной трудоемкости ti каждого i-го вида технического воздействия

Тгi = ΣNгiti = , (4.13)

где – нормативная трудоемкость i-го воздействия (приложение Л).

С помощью коэффициента k6 корректируют нормативы трудоемкости ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации.

Годовую трудоемкость диагностических работ определяют по формулам

где а, b и c – доли диагностических работ в объеме работ ТО-1 (4–15 %), ТО-2 (2–12 %) и ТР (1–2 %), соответственно.

Поскольку содержание отдельного текущего ремонта и момент потребности в нем прогнозировать трудно, то годовой объем текущих ремонтов ТТРг определяют по удельным показателям на 1000 км пробега автомобилей

, (4.15)

где – нормативная трудоемкость ТР, отнесенная к 1000 км пробега (приложение Л).

Использование корректирующих коэффициентов при определении значений различных показателей во время технологических расчетов предприятий показано в таблице 4.3.

Распределение объема работ ТО и ТР автомобилей по их видам дано в приложении М.

При ТО-1 и ТО-2 может выполняться ремонт малой трудоемкости. Суммарная трудоемкость ремонтных работ в виде замены составных частей ограниченной номенклатуры принимается в объеме не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО.

Применение корректирующих коэффициентов при технологических
расчетах

Источник

Что относится к капитальному ремонту автомобиля?

Полезная информация на тему: «что относится к капитальному ремонту автомобиля?». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.

Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления рабо­тоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспо­собности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполня­ется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значи­тельный запас ресурса.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно по­ложению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт вы­полняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании

и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по ре­зультатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуа­тационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или преду­преждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрега­тов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капи­тальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрега­тов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных ра­бот (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества за­меняемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.

Читайте также:  Ремонт пластикового радиатора охлаждения автомобилей своими руками

Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстанов­ления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса из­делия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе ба­зовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт со­ставных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.

При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на со­ставные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулиро­ванию, обкатке, окраске, испытаниям.

Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.

Капитальный ремонт машин и их составных частей должен выполняться, как правило, на специализированных предприятиях, оснащенных соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной техноло­гичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.

Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от по­казателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного произ­водства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допус­тимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактический ремонт производится по рекомендации главного кон­структора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.

По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ре­монта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восста­навливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восста­навливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.

Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа об­менного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.

Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:

• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов

узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в про­цессе ее ремонта;

• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет ис­пользования менее сложного оборудования; сокращаются производст­венные площади за счет увеличения их пропускной способности и сни­жения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качест­во ремонта агрегатов и узлов автомобиля.

При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенно­сти которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).

Источник

Оцените статью