Классификация оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей
Затраты на поддержание автомобиля в техническом состоянии, порой превышает в несколько раз затраты на изготовление новых автомобилей, поэтому одним из наиболее важных направлений по повышению производительности труда ремонтных рабочих и подразделений ремонтных служб АТП с одновременным повышением качества работ и эффективности всего производства является внедрение новейших технологий с использованием современного высокопроизводительного оборудования, комплексной механизацией и автоматизированному процессу ТО и Р автомобиля.
Технология – это последовательность действий по изменению состояния объекта и его физико-механических свойств.
Технологическое оборудование – это оборудование, которое непосредственно взаимодействует с объектом.
Все оборудование классифицируется:
1. По функциональному назначению.
2. По степени специализации.
3. По степени подвижности.
4. По технологическому назначению.
5. По виду рабочего вещества (воздух, вода, пар).
6. По типу рабочего органа.
7. По типу привода рабочего органа.
8. По степени автоматизации.
Оборудование для выполнения уборочно-моечных работ. (УМР)
Работа автомобиля в различных погодных и дорожных условиях сопровождается различного рода загрязнениями кузова и шасси. Под влиянием загрязнений происходит необратимые изменения химических и физических свойств лакокрасочных покрытий. Как результат лаковая пленка кузова постепенно разрушается и тускнеет вследствие действия окислителя термических и фотохимических процессов.
В городских условиях в близи движущегося транспорта концентрация пыли 0,05-0,5 г/м 3 . Прочность удерживать частицу на поверхности зависит от ее чистоты, размера частиц и влажности воздуха.
Пылинка 1-2 мкм осевшие на поверхности, невозможно удалить струей сжатого воздуха, поэтому после высыхания поверхности, вымытая струей воды, на ней остается осадок из пылинок, удалить которые можно механически.
1. Механический метод основан на удалении загрязнений путем приложения к ним сил воздействий.
2. Физико-химический метод предполагает удаление или преобразование загрязнений за счет молекулярных превращений, растворения, создания эмульсий и др.
3. Биологический метод основан на разрушении загрязнений микроорганизмами.
Часто совмещают механические и физико-химические способы очистки.
Например: мойка автомобилей производится водой с добавками щелочных составов моющих средств, вследствие чего значительно увеличивается скорость мойки и повышается ее качество.
Это объясняется тем, что жирные кислоты нефтяных загрязнений вступают в реакцию со щелочью моющего средства, в результате которой образуется легко растворимые вещества, мыло или соль.
Молекулы мыла обладают гидрофобными (гидрофильными) свойствами, т.е. одна часть молекулы мыла ориентируется в сторону молекулы воды, а другая в сторону молекулы жира, благодаря этому происходит интенсивное смачивание, снижается поверхностное натяжение раствора, он хорошо проникает в трещины и в поры, создавая раскисливающее давление и открывает загрязнение с очищаемой поверхности.
Особенно активно моющий раствор действует при добавлении ПАВ (поверхностно активных веществ). Для усиления очищаемой способности применяют механическое воздействие струи и щеток.
По способу выполнения уборочно-моечных работ различают: ручную, полумеханическую, автоматическую.
Способ мойки выбирают в зависимости от мощности предприятия, суточной программы.
С небольшой программой преобладает ручная мойка, на средних и крупных предприятиях появляется возможность установки автоматических установок различного типа. Так же могут применятся поточные линии с использованием высокопроизводительных сооружений для очистки воды в целях ее многократного использования при мойки.
На крупных АТП применяют механизированные моечные установки, которые классифицируют по следующим признакам:
По конструкции рабочего органа.
По относительному перемещению автомобиля и рабочих органов установки.
б) подвижные (с перемещением рабочих органов вдоль установки автомобиля).
По условиям применения.
Механизированная моечная установка состоит из двух систем – гидравлической и механической.
Гидравлическая система состоит из душевого устройства, трубопроводов и насоса.
Рабочим органом струйных установок является насадки виде сопел, вмонтированные в систему трубопровода для подачи воды и моющего раствора.
Механическая система состоит из привода для качения или вращения труб с соплами и ротационных щеток с приводом.
Рабочим органом щеточных установок является ротационные щетки, к которым подается вода или раствор под давлением 0,2-0,4 МПа.
Щеточные установки применяются для мойки легковых автомобилей, автобусов и фургонов.
Струйные установки применяются для мойки грузовых автомобилей и специализированного транспорта.
Комбинированные установки имеют, как сопла, так и щетки.
В процессе мойки, окрашенные части кузова смачивают струей воды, иногда с моющим раствором. После этого кузов протирается ротационными волосяными щетками с непрерывным подводом воды. За тем кузов ополаскивается и сохнет.
При использовании струйных установок операция смачивания и мойки совмещены, но иногда для смачивания устанавливают отдельные рамки.
Нижнюю часть шасси в любом случае моют струей воды свыше 0,8 МПа. Процесс мойки занимает 1-3 минуты.
Для обеспечения удобного доступа к автомобилю могут быть оборудованы боковые канавы или эстакады. Площадки или канавы должны иметь водонепроницаемый пол с уклоном 2-3 0 в сторону стекания воды. Автомобиль может перемещаться с помощью конвейера или самоходно, между двумя постами устанавливают водонепроницаемую перегородку.
Преимущества и недостатки отдельных видов установок.
(+) Струйные установки просты, компактны и небольшая металлоемкость, универсальны.
(-) Большой расход воды и низкое качество мойки.
(+) Щеточные установки обеспечивают более качественную мойку, значит сокращается расход воды, в два раза возрастает производительность.
(-) Сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия нитями щеток, невозможность применения для грузовых автомобилей.
Струйно-щеточные установки совмещают + и — струйных и щеточных установок.
Источник
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН
На рис. III. 1 приведена схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструментов, составляющих современный комплекс технических средств для текущего ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. По этой схеме группы оборудования подразделены на подгруппы, без дифференциации их на типы и типоразмеры оборудования.
На рис. III.2 показана схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструмента для капитального ремонта скважин, необходимых для выполнения групп операций. Здесь техника также подразделена лишь на подгруппы, без дифференциации на отдельные типы оборудования. Видно, что и это оборудование так же, как и оборудование для текущего ремонта скважин, в основном не универсально, а специализировано для выполнения строго определенных операций. Более того, такое оборудование применяют только в одной отрасли промышленности — нефтегазодобывающей.
Главное отличие техники капитального ремонта скважин от техники текущего ремонта заключается в широком использовании комплекса бурового оборудования.
Классификация оборудования по назначению показывает, что по номенклатуре оно отличается большим числом подгрупп и разнообразием. Технологическая специфика обоих процессов превратила их к настоящему времени в сложную и многообразную область техники, сформировавшуюся в самостоятельные службы текущего и капитального ремонтов скважин.
В состав комплекса оборудования входят: вышка с рабочей площадкой и мостками; талевая система; подъемная лебедка или установка (агрегат); насосная установка; ротор; вертлюг; противовыбросовое оборудование; устьевой и подземный инструмент.
В зависимости от вида и сложности производимого ремонта, аварийных ситуаций, возникающих в процессе ремонта скважин, оборудование может поставляться отдельными комплектами или узлами (например, в виде подъемника, вышки или мачты, элементов талевой системы и т. д.), частично укомплектованными (лебедка, вышка, талевая система в комплекте, роторная установка с индивидуальным приводом, насосная установка и т. д.) и полностью укомплектованными механизмами, позволяющими осуществлять весь цикл ремонта скважин.
|
Вышки и мачты
Вышки и мачты — стационарные или передвижные сооружения (телескопические, транспортируемые на подъемных установках), предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.
Вышки и мачты различают по грузоподъемности, высоте и конструкции. По системе опор и передачи на фундамент основной нагрузки, а также по степени разборности и методу сборки вышки подразделены на два типа: башенные и мачтовые. А-образные вышки секционные мачтового типа по сравнению с вышками башенного типа обладают меньшей металлоемкостью при равной грузоподъемности, более удобны для размещения на рабочей площадке подъемного и вспомогательного оборудования.
Мачты используют в качестве подъемного сооружения при ремонте неглубоких скважин. Подразделены они на стационарные и передвижные. Конструктивное их исполнение зависит от максимально действующей на нее нагрузки.
Передвижные мачты предназначены для ремонта скважин, не имеющих стационарных вышек и мачт. Применя-
гот их на участках безвышечной эксплуатации скважин с большим межремонтным периодом их работы и при наличии заранее подготовленных площадок и подъездных путей. В восточных нефтяных районах Советского Союза наиболее распространена мачта ПТМТ-40 (передвижная телескопическая мачта трубная грузоподъемностью 400 кН), смонтированная на гусеничной тележке «Восток» и перевозимая с помощью трактора-подъемника. Мачта состоит из двух секций, для подъема которых и выдвижения верхней секции используют лебедку подъемника.
Рабочая площадка у устья скважины, оборудованная стационарной вышкой, должна иметь размеры не менее 4X6 м, мачтой-—3X4 м. При работе с использованием самоходных подъемных установок размеры площадок составляют 4X12, м. Высота площадки от поверхности земли в зависимости от высоты устья и наличия противовыбросозого оборудования может быть от одного до четырех метров.
Площадки сооружают из бутобетона с деревянным настилом толщиной не менее 70 мм с уклоном четырех сторон к а устью, равным 0,03°, а со стороны мостков — 0,015° для обеспечения стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной колонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее
Приемные мостки и стеллажи, сооружаемые у вышки или мачты на уровне рабочей площадки с наклоном от ног вышки, служат для укладки труб при спуско-подъемных операциях. Конструкция их в зависимости от применяемого материала бывает различной.
В последнее время в ряде нефтяных районов применяют переносные приемные мостки, выполненные в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора.
Эксплуатация вышек и мачт. Вышки и мачты периодически осматривают: после их сборки и подъема; до и после транспортирования в собранном виде; перед производством сложных работ (ловильных, расхаживание прихваченного инструмента, спуск обсадной колонны и т. п.); после сильного ветра (на открытой местности свыше 8 баллов и в лесистой — 10 баллов) и открытых нефтегазопроявлений.
При осмотрах вышки (мачты) особое внимание следует обращать на прямолинейность ног и зазоры в стыках труб, состояние фундаментов (деформацию, трещины, коррозию и другие дефекты); состояние сварных швов, диагональных тяг, балконов, лестниц, ограждений и оттяжек. Так как во время ремонтных работ вышка подвергается воздействию различных нагрузок и вибрациям, необходимо следить за тем, чтобы болтовые соединения на всех узлах были надежно затянуты и укреплены контргайками.
Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять.
Источник
Классификация технологического оборудования АТП
Технологическое оборудование в АТП – предназначено для обеспечения возможности выполнения всего комплекса профилактических и восстановительных работ по автомобилям, повышения производительности и качества труда, повышение безопасности труда и уменьшение влияния предприятия на окружающую среду.
Большое разнообразие проводимых по автомобилю работ требует применения специализированного и универсального оборудования широкой номенклатуры.
Технологическое оборудование АТП подразделяется на основное, вспомогательное и специальное. К вспомогательному оборудованию относят: разные тележки, шкафы, ванны, столы, стеллажи, ящики.
К специальному оборудованию относятся инструменты для ТО и ремонта автомобилей: ключи; оправки; съемники; манометры; щупы; динамометры; технологическая оснастка и др.
Основное технологическое оборудование общетехнического назначения делится на такие группы:
– оборудование для проведения сборочных операций.
– оборудование для уборки и мытья автомобилей.
– оборудование для проведения окрасочно-сушильных работ и антикоррозийной обработки.
– оборудование для проведения работ по ремонту кузовов.
– шиномонтажное и шиноремонтное оборудование.
– оборудование для проведения диагностических работ.
На АТП широко применяют подъемное оборудование. К подъемному оборудованию относятся: подъемные механизмы, тали и лебедки; краны пролетные и стреловые; различные типы подъемников.
Это оборудование применяют для подъема, перемещение и подачи в нужное место автомобилей и их агрегатов, а также для подъема и удержания в поднятом состоянии автомобиля с целью обеспечения свободного доступа ко всем узлам и агрегатам при осмотре и ремонте.
Рисунок 7.1 – Классификация технологического оборудования АТП
К транспортному оборудованию относятся гаражные цепные конвейеры: несущие, толкающие и ведущие – подвесные и напольные. Это оборудование применяется для транспортировки автомобилей и их агрегатов при ТО и ремонте. Конвейеры обеспечивают постоянную скорость движения автомобилей и их агрегатов и уменьшают загрязнение воздуха рабочей зоны.
Оборудование для проведения сборочных операций предназначено для обеспечения механизации сборочно-разборочных операций при ТО и ремонте автомобилей. К этому оборудованию относятся: ручные инструменты, гайковерты, автоматы и полуавтоматы для сборки резьбовых соединений.
Оборудование для уборки и мойки автомобилей предназначено для удаления мусора и пыли из салона, кузова, платформы автомобиля и мытья автомобиля в целом. К этому оборудованию относятся разные пылесосы, струйные, струйно-щеточные установки, линии для мытья и сушки автомобилей и оборудование для очистки отработанной воды.
К смазочно-заправочному оборудованию относится: маслораздаточное оборудование, оборудование для смазки пластическими смазками, комбинированное смазочное и масло-заправочное оборудование, оборудование для заправки тормозной жидкостью и компрессорное оборудование. Это оборудование предназначено для обеспечения заправки смазочными маслами, тормозной жидкостью агрегатов и узлов автомобиля и накачки шин и контроля давления у них.
К покрасочно-сушильному оборудованию относятся: покрасочные и сушильные камеры, установки для нанесения лакокрасочных материалов, краскораспылители и краскоперемешиватели.
Оборудование для нанесения антикоррозийных покрытий предусматривает подачу и распыление покрытия с помощью сжатого воздуха непосредственно на днище, в колесные ниши и в закрытые пустоты кузова.
Оборудование для проведения работ по ремонту кузовов применяется для восстановления геометрических размеров кузова после его повреждения. К этому оборудованию относят специальные стенды разных конструкций и механизированный инструмент.
Шиномонтажное и шиноремонтное оборудование применяется для монтажа и демонтажа шин колес автомобилей и ремонта камер и шин. К этому оборудованию относят разные стенды, вулканизаторы.
Передвижные средства для технического обслуживания, ремонта и диагностирование автомобилей применяются для проверки и регулировки узлов, систем и агрегатов автомобиля; ТО и ограниченного объема ремонтных работ; буксировка неисправного автомобиля. Такие передвижные средства изготовляются в виде автомастерских смонтированных, как правило, на базе грузового автомобиля.
Источник