Технология ремонта тепловозов: Учебник для техникумов ж.-д. трансп./В. П. Иванов, И. Н. Вождаев, Ю. И. Дьяков, А. Я. Углинский; Под ред. В. П. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт, 1987. 336 с.
В книге рассмотрена технологня ремонта дизелей, вспомогательного оборудования, экипажа, электрических машин и аппаратов магистральных и маневровых тепловозов в локомотивных депо и на тепловозоремонтных заводах. В основу положена технология ремонта основных магистральных тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ116, ТЭП60, типа ТЭ10, маневровых ТЭМ1, ТЭМ2 и др.; освещены особенности ремонта новых тепловозов 2ТЭ121, ТЭП70. Первое издание вышло в 1980 г. Для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство»
ОТ АВТОРОВ Непрерывное развитие на основе научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства нашей страны, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределяет необходимость совершенствования подготовки квалифицированных кадров. Наряду со знаниями, опытом и мастерством преподавателей учебных заведений важное значение для эффективного обучения имеет качество учебников и учебных пособий, так как они в самостоятельной работе учащихся призваны помочь усвоить и глубже изучить изложенный преподавателем материал. Поэтому авторы учебника в соответствии с утвержденной программой по курсу «Технология ремонта тепловозов» для техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство» старались в сжатой и доходчивой для учащихся техникумов форме изложить основы современной технологии ремонта тепловозов. Все разделы и главы учебника, в которых описан ремонт отдельных деталей, построены по единой схеме. Вначале приводятся виды неисправностей деталей и причины их возникновения, далее описываются способы предупреждения и устранения неисправностей, а затем — технология ремонта и методы испытаний. При описании отдельных, наиболее важных, ответственных сборочных единиц и деталей, таких, например, как блок и коленчатый вал дизеля, газораспределительный механизм и топливная аппаратура, система очистки воздуха и масла и др., кратко изложены основные особенности устройства и работы данных сборочных единиц и деталей разных серий тепловозов. В некоторых случаях рассмотрены подробно последствия нарушения работоспособности отдельных деталей. Авторы считают, что такой системный и в то же время дифференцированный подход к изложению учебного материала позволит учащимся глубже понять физические явления в деталях и их сопряжениях и причины, приводящие к неисправности тепловозов, грамотно подходить к выбору способов их предотвращения и устранения. В конечном итоге будет достигнута главная цель: научить молодых специалистов быстро и точно определять место и причину неисправности в сложных сборочных единицах тепловоза, выбирать наиболее рациональный и эффективный способ ее устранения, тем самым поддерживая тепловозы в исправном состоянии и обеспечивая устойчивую их работу по перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров. Авторы выражают надежду, что данный учебник поможет учащимся овладеть основами ремонта тепловозов, изучить его технологию. Правила, методы и технология ремонта, как и конструкция тепловоза, постоянно изменяются, совершенствуются. Однако общие принципы организации и технологии ремонта сохраняются длительное время. Материал изложен в соответствии с утвержденными и действующими правилами технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов тепловозов, приказами и технологическими инструкциями МПС. Во втором издании авторы учли замечания предметных комиссий некоторых техникумов и отдельных преподавателей и учащихся, высказанные по содержанию первого издания. Кроме того, отражены основные направления научно-технического прогресса в области ремонта тепловозов.
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов Введение
Раздел первый ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМОНТЕ ТЕПЛОВОЗОВ Глава 1 Современная система организации ремонта 1. Условия работы тепловозов, их сборочных единиц и деталей 2. Виды и причины износов. Определение их величины. Понятие о надежности и долговечности деталей 3. Виды осмотров и ремонтов тепловозов и их краткие характеристики 4. Краткие сведения о Правилах ремонта тепловозов Глава 2. Подготовка тепловоза к ремонту 5. Сдача и прием в ремонт 6. Клейма и метки спаренности 7. Механизация процессов снятия и разборки деталей и сборочных единиц 8. Способы очистки деталей 9. Способы выявления дефектов Глава 3. Ремонт и восстановление деталей 10. Способы устранения дефектов 11. Сварочно-наплавочные способы восстановления деталей 12. Электроэрозионное наращивание и металлизация 13. Нанесения электрохимических покрытий 14. Применение полимерных материалов 15. Упрочнение поверхностей деталей Глава 4. Зубчатые колеса 16. Основные неисправности и контроль зацепления 17. Замена зубчатых колес и регулирование зацепления Глава 5. Подшипники 18. Ремонт подшипников скольжения 19. Ремонт подшипников качения Глава 6. Валы, корпуса, пружины 20. Ремонт валов 21. Ремонт корпусов 22. Ремонт пружин Глава 7. Сборка и монтаж сборочных единиц 23. Комплектовка деталей 24. Узловая и общая сборка. Контроль качества ремонта
Раздел второй РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ Глава 8. Основные положения по ремонту дизелей 25. Краткая характеристика работ, выполняемых при технических обслуживаниях, текущих и капитальных ремонтах тепловозов 26. Ремонт дизелей на потоке Глава 9. Блок цилиндров, картер, поддизельная рама, коллекторы 27. Неисправности и ремонт блока и рамы дизеля 28. Проверка блока 29. Ремонт коллекторов и глушителей Глава 10. Цилиндровые крышки и клапаны 30. Основные неисправности и их устранение 31. Порядок затяжки крышек Глава 11. Вертикальная передача 32. Причины повреждений деталей передачи. Контроль их состояния 33. Разборка, ремонт и сборка вертикальной передачи Глава 12. Втулки цилиндров 34. Основные неисправности втулок и их причины 35. Выемка втулок из блока и их ремонт Глава 13. Коленчатые валы, привод насосов и антивибратор 36. Ремонт коленчатых валов 37. Ремонт привода насосов 38. Ремонт антивибратора Глава 14. Коренные и шатунные подшипники 39. Основные неисправности подшипников и их причины 40. Порядок замены вкладышей Глава 15. Шатунно-поршневая группа 41. Основные неисправности деталей и их причины 42. Осмотр и ремонт поршней 43. Ремонт шатунов 44. Комплектование поршня с шатуном и сборка Глава 16. Воздуходувки и турбокомпрессоры 45. Основные неисправности агрегатов наддува и их причины 46. Ремонт воздуходувки дизеля 10Д100 с редуктором. Ремонт турбокомпрессора Глава 17. Газораспределительный механизм и привод топливных насосов 47. Неисправности и ремонт газораспределительного механизма 48. Ремонт привода топливных насосов дизеля типа Д100 Глава 18. Топливная аппаратура 49. Влияние качества ремонта и регулирования топливной аппаратуры на работу дизеля 50. Ремонт топливного насоса 51. Ремонт форсунок 52. Ремонт регулятора частоты вращения коленчатого вала 53. Ремонт привода регулятора частоты вращения коленчатого вала 54. Ремонт механизма управления дизелем Глава 19. Регулирование дизелей при сборке 55. Общие положения по регулированию 56. Методика определения верхней (внутренней) мертвой точки поршня 57. Проверка и регулирование положения кулачковых валов газораспределения и зазора в приводе клапанов 58. Проверка и регулирование положения кулачковых валов привода топливных насосов 59. Регулирование угла опережения подачи топлива 60. Регулирование механизма управления топливными насосами
Раздел третий РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 20. Редукторы и гидропередача 61. Основные неисправности редукторов 62. Ремонт редукторов и муфт 63. Ремонт фрикционной муфты вентилятора холодильника тепловоза ТЭЗ 64. Ремонт магнитно-порошковой муфты 65. Ремонт приводов вспомогательных механизмов 66. Автоматический привод гидромуфты вентилятора холодильника тепловоза 2ТЭ10Л 67. Ремонт гидропередачи Глава 21. Насосы 68. Неисправности насосов 69. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 70. Ремонт масляных насосов маслопрокачивающего агрегата и центробежного фильтра 71. Ремонт водяных насосов 72. Ремонт топливоподкачивающего насоса Глава 22. Фильтры, баки, трубопроводы, клапаны 73. Неисправности фильтров 74. Ремонт топливных фильтров 75. Ремонт масляных фильтров 76. Ремонт воздушных фильтров 77. Ремонт баков, трубопроводов, клапанов Глава 23. Вентиляторы, холодильники, теплообменники 78. Ремонт вентиляторов 79. Ремонт холодильников 80. Ремонт водомасляного теплообменника и воздухоохладителя
Раздел четвертый РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 24. Электрические машины 81. Выявление неисправностей электрических машин без их разборки при ремонте тепловозов 82. Демонтаж электрических машин с тепловоза 83. Разборка и очистка электрических машин 84. Ремонт и контроль деталей электрических машин 85. Пропитка и компаундирование обмоток электрических машин 86. Сборка электрических машин 87. Контроль качества ремонта электрических машин 88. Монтаж электрических машин на тепловоз 89. Меры безопасности при ремонте электрических машин Глава 25. Электроаппаратура 90. Ремонт электрических аппаратов 91. Регулировка и испытание электроаппаратуры Глава 26. Вспомогательное электрооборудование 92. Ремонт резисторов и конденсаторов 93. Ремонт полупроводниковых приборов 94. Неисправности электрических цепей и способы их обнаружения Глава 27. Измерительная аппаратура 95. Сроки и виды ремонтов и проверок 96. Ремонт электроизмерительных приборов Глава 28. Аккумуляторные батареи 97. Общие условия работы 98. Неисправности и ремонт кислотных батарей 99. Ремонт щелочных батарей 100. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Раздел пятый РЕМОНТ ЭКИПАЖА Глава 29. Рамы тепловоза и тележек 101. Возможные неисправности и ремонт рамы тепловоза 102. Ремонт рамы тележки 103. Особенности ремонта бесчелюстных тележек тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 104. Проверка рамы тележки тепловоза оптическими приборами Глава 30. Ударно-тяговые устройства 105. Основные неисправности и уход за автосцепкой 106. Ремонт автосцепки 107. Сборка и установка ударно-тягового устройства Глава 31. Рессорное подвешивание 108. Неисправности и ремонт рессорного подвешивания 109. Сборка и регулировка рессорного подвешивания 110. Особенности сборки и регулировки рессорного подвешивания тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 Глава 32. Колесные пары 111. Неисправности колесных пар и уход за ними 112. Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются к эксплуатации 113. Осмотр и освидетельствование колесных пар 114. Ремонт колесных пар Глава 33. Буксы 115. Ревизия и ремонт букс 116. Регулирование свободного разбега колесных пар челюстных тележек Глава 34 Зубчатая передача, детали подвешивания тягового двигателя, кузов и песочница 117. Ремонт зубчатой передачи и деталей подвешивания тягового двигателя 118. Ремонт кузова 119. Ремонт песочницы
Раздел шестой ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА Глава 35. Подготовка к испытаниям 120. Виды и назначение испытаний 121. Подготовка тепловоза к испытаниям Глава 36. Обкаточные и сдаточные испытания 122. Режимы обкатки и наладочные работы по дизелям 123. Проверка работы электрической схемы на холостом ходу генератора 124. Настройка селективной характеристики генератора 125. Настройка внешних характеристик генераторов 126. Настройка схемы плавного трогания, аварийных схем и реле Список литературы Предметный указатель
Источник
Организация ремонта
В локомотивных депо ремонт тепловозов выполняют комплексные и специализированные бригады слесарей. Комплексные бригады, куда входят слесари большинства специальностей по ремонту локомотивов: дизелисты, электрики, экипажники и др., производят такие работы, как демонтаж агрегатов с тепловоза для ремонта, передачу их на специализированные участки, монтаж на тепловозы новых или отремонтированных агрегатов, а также обслуживание (смазывание, регулировка, контроль состояния) и ремонт неснимаемого с тепловоза оборудования. Работы по ремонту и испытанию агрегатов выполняют специализированные бригады в соответствующих отделениях или участках по ремонту электрических машин, электрических аппаратов, аккумуляторных батарей, контрольно- и электроизмерительных приборов и др.
В депо для технических обслуживаний ТО-2 и ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 организуют, как правило, одну бригаду на каждый вид технического обслуживания или текущего ремонта (часто ТО-3 и ТР-1 выполняются одной комплексной бригадой) на весь фронт ремонта в одну смену. На участках текущего ремонта ТР-2 и ТР-3 имеются также комплексные бригады. Численный состав бригады устанавливают в соответствии с графиком технологических процессор. Специализированные бригады в зависимости от числа слесарей могут возглавляться мастером, бригадиром или старшим слесарем. Несколько бригад объединяются в участок (например, электромашинный и др.), который возглавляет старший мастер. Каждая комплексная бригада возглавляется мастером, задачей которого является правильная организация работы слесарей. При необходимости он может, сохраняя в основном внутрибригадную специализацию, переставить слесарей из одной группы в другую. Если на участке работает несколько бригад, то назначают старшего мастера, который (как и у специализированных бригад) планирует работу, подготавливает производство, следит за качественным выполнением ремонтных работ в установленные сроки.
В основе системы сетевого планирования и управления (СПУ) лежит сетевой график, который позволяет наглядно представить последовательность и взаимную связь работ, что дает возможность наилучшим образом расставить рабочую силу, обеспечить ее равномерную загрузку и наиболее эффективно использовать деповское оборудование и инструмент. Одним из основных достоинств сетевого графика является нахождение критического пути, т. е. такого перечня технологических операций, которые определяют общую продолжительность ремонта тепловоза или какого-либо его агрегата, что позволяет разработать мероприятия по сокращению общей продолжительности ремонта и сосредоточить внимание руководителей не на всех операциях, а только на определяющих критический путь.
Исходные данные для составления сетевого графика — технологические карты и графики технологического процесса ремонта, точно регламентирующие последовательность и продолжительность всех ремонтных операций в зависимости от состояния поступивших в ремонт агрегатов.
Крупноагрегатный метод ремонта. Агрегатный метод ремонта — это прогрессивная система организации ремонта, при которой ремонт выполняют путем замены исправных агрегатов заранее отремонтированными и испытанными, взятыми из оборотного фонда. При этом методе разборочно-сборочные операции на локомотиве отделены от работ по ремонту, заготовке и испытанию отдельных деталей, т. е. на ремонтных позициях неисправные агрегаты снимают с тепловоза, отправляют на ремонт в специализированные цехи, а на локомотив монтируют исправный агрегат.
Агрегатный метод ремонта дает возможность, не ожидая окончания ремонта снятых с тепловоза агрегатов, собирать очередной тепловоз, что создает условия для ритмичной работы, сокращает простой и повышает производительность труда.
Агрегат — это сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенных функций (например, электродвигатель, генератор, контактор и др.).
Наиболее существенное сокращение продолжительности нахождения тепловоза в ремонте дает замена дизель-генератора. Такой метод ремонта получил название крупноагрегатный.
Основным условием агрегатного метода является взаимозаменяемость агрегатов. При таком ремонте агрегаты обезличиваются, т. е. не сохраняют принадлежность за определенным локомотивом, и после ремонта могут монтироваться на любой тепловоз данной серии.
При текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 предусматривают целый ряд операций, для выполнения которых требуется специальное оборудование и оснастка, например, подъемно-транспортное оборудование (мостовой и козловые краны, кран-балки, тельферы, укосины, домкраты, поточные линии, испытательные стенды и станции, кантователи и т.д.). Использование такого оборудования и оснастки позволяет существенно поднять качество, повысить производительность труда и уменьшить продолжительность ремонта тепловозов. Однако использование такого дорогостоящего оборудования и оснастки в каждом депо нецелесообразно, так как потребность в таких видах деповского ремонта (ТР-2 и ТР-3) даже для самых крупных тепловозных депо не превышает нескольких десятков в год. При такой программе загрузка дорогостоящего оборудования мала и установка его в депо экономически невыгодна. Поэтому в локомотивном хозяйстве нашла широкое применение специализация депо по видам выполнения текущих ремонтов. Каждое депо для приписного парка тепловозов выполняет техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1, а в некоторых сконцентрировано еще и выполнение текущего ремонта ТР-2 или ТР-3 (бывает и то и другое вместе) одной или двух однотипных серий локомотивов для какого-либо региона сети железных дорог. Такая концентрация ремонта позволяет внедрить в депо наиболее эффективные технслогические процессы, крупноагрегатный и поточный методы, обеспечить высокий уровень механизации, хорошее использование рабочей силы и оборудования.
При ремонте тепловозов поточная организация производства находит широкое применение. Она применяется для сборочных процессов, а также для ремонта основных агрегатов тепловозов. Внедрение поточных методов в ремонтном производстве имеет свои особенности по сравнению с производством новых изделий. Однотипные детали и сборочные единицы тепловоза даже одной серии имеют разные величины и характер изнашивания. Поэтому при их ремонте различны не только затраты рабочей силы и материала, но и технологические процессы. В таких условиях необходимо стремиться организовать на потоке ремонт таких деталей и узлов, объем и характер износа у которых не имеет больших отклонений. Известно, что наименьшие отклонения в объемах и характере работ наблюдаются в сборочных процессах. Именно поэтому поточные методы ремонта тепловозов в первую очередь нашли широкое применение при сборке и разборке тепловоза, дизеля, тележек и других агрегатов. Кроме сборочных процесов, в депо применяют поточные линии по ремонту рессорного подвешивания, якорей тяговых электродвигателей и др.
1. Какие виды технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов установлены для тепловозов?
2. Какова периодичность постановки на техническое обслуживание и текущие ремонты основных серий тепловозов?
3. Какие отделения депо и их оборудование предназначены для ремонта электрических машин, аппаратов и аккумуляторных батарей?
4. Как организована работа бригад в депо?
5. Какие существуют системы организации ремонта тепловозов?