- Обоснование закупки ремонта помещения
- В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой. В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона: — метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы; — нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов; — тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами; — проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений; — затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли. Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
- Новости
- Обоснование закупки ремонта помещения
- Заказчик проводит электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на закупку текущего ремонта помещений. В стоимость ремонта включена стоимость работ, строительных материалов, оборудования и прочие необходимые расходы. По результатам приемки подписываются акты выполненных работ. Какие требования к составу первых частей заявок должен установить заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ: согласие на выполнение работ либо согласие на выполнение работ и конкретные показатели товара (используемых строительных материалов и оборудования), страна происхождения товара?
Обоснование закупки ремонта помещения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой.
В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона:
— метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы;
— нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
— тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами;
— проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений;
— затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта или контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обосновав невозможность применения методов, указанных в законе. Степень обоснованности при этом относится к оценочным категориям.
В рассматриваемом случае возможность применения проектно-сметного метода прямо предусмотрена законом, а отсутствие необходимости подготовки проекта следует из закона.
Обоснование вывода:
Согласно ч.ч. 1, 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), а в случаях, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), также начальная цена единицы товара, работы, услуги (далее — НЦЕ) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Впрочем, из ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае невозможности применения методов, указанных в законе, для определения НМЦК применяются иные методы, можно видеть, что перечень методов определения и обоснования НМЦК в ст. 22 Закона N 44-ФЗ не является закрытым, исчерпывающим.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Данный метод является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта, применяемым по умолчанию, использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Анализ вышеуказанных норм приводит к выводу, что нормативный, тарифный и — по общему правилу — проектно-сметный метод должны применяться в случаях, указанных в ч. 7, ч. 8 и ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, затратный метод применяется как основной при невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен в случаях, не подпадающих под применение нормативного, тарифного и проектно-сметного методов (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), а иные методы — в случае невозможности применения и затратного метода. В последнем случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в законе.
Таким образом, в случае невозможности применения указанных в законе применение иных методов определения и обоснования НМЦК, равно как и подготовка представленного в вопросе проекта обоснования указанной невозможности, безусловно, соответствует закону. Однако поскольку закон не дает никакого перечня причин невозможности применения указанных в законе методов определения и обоснования НМЦК или признаков таких причин, то степень обоснованности, убедительность обоснования относится к оценочной категории, а потому не может быть предметом рассмотрения.
При этом поскольку закон не дает никакого перечня иных методов, любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования НМЦК и условия их применения. Среди таких методов может быть и «сметный метод», то есть метод определения и обоснования НМЦК путем составления сметы без составления проектной документации в случаях, когда это не обязательно в силу закона (смотрите об этом также в материале: Энциклопедия решений. Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ).
Вместе с тем должны заметить, что, как указывалось выше, применение проектно-сметного метода определения и обоснования НМЦК в обязательном порядке в указанном в Законе N 44-ФЗ случаях — это только общее правило. Исключение из этого общего правила установлено ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Как видим, возможность применения проектно-сметного метода в рассматриваемом случае прямо предусмотрена законом.
Проведение текущего ремонта ни гражданским, ни градостроительным законодательством, ни Законом N 44-ФЗ особо не регулируется. В частности, нормы об обязательности составления проектной (технической) документации прямо говорят о том, что это обязательно при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, относительно же текущего ремонта никаких указаний нет. Причем из ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ можно сделать вывод, что смета также может рассматриваться как часть проектной документации — единственная часть, составление которой обязательно для проведения работ по капитальному ремонту, осуществляемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или средств юридических лиц, указанных в данной норме (смотрите также п. 4 ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Очевидно, именно поэтому правоприменительная практика еще до введения в Закон N 44-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ вышеприведенных норм признавала правомерным обоснование заказчиком НМЦК на проведение текущего ремонта путем составления только одной сметы, без составления «собственно проектной документации», ее «архитектурно-конструктивной» части (решения УФАС по Республике Северная Осетия — Алания от 18.06.2018 N А178-06/18, УФАС по Иркутской области от 28.05.2015 N 264, УФАС по Омской области от 31.07.2018 N 03-10.1/241-2018, УФАС по Москве от 23.10.2018 N 2-57-13109/77-18, УФАС по Ленинградской области от 24.07.2018 N Р/03/879).
Еще раз обратим внимание на то, что закон прямо допускает применение нескольких методов для определения и обоснования НМЦК. Соответственно, заказчик вправе рассчитать НМЦК проектно-сметным методом и проверить достоверность, точнее — реалистичность, расчета анализом рынка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
2 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Новости
07.12.2020 13:37 Просмотров: 953 Как закупить текущий ремонт по 44-ФЗ
Чем текущий ремонт, отличается от капитального:
Текущим ремонтом называются мероприятия по поддержке параметров устойчивости и надежности сооружений. Капитальным ремонтом будут называться мероприятия, которые имеют под собой цель восстановить и/или заменить изношенные конструкции (включая несущие), или же вовсе изменить параметры здания (см. письмо Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08 (https://t.me/zakupki44fz/926)).
Каким образом можно обосновать начальную максимальную цену контракта:
Есть пять основных методов определения НМЦК: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы (статья 22 Закона № 44-ФЗ). Чтобы закупить ремонтные работы подойдут далеко не все из указанных методов. Для капитального ремонта требуется оформление проектной документации, так что для определения НМЦК контракта необходимо будет использовать исключительно проектно-сметный метод. Об этом нам также говорит часть 9 статьи 22 44-ФЗ.
Проектно-сметный метод также можно использовать в качестве обоснования НМЦК (часть 9.1 статьи 22 44-ФЗ). Также для определения НМЦК вполне подходит метод анализа рынка (см. Письмо Минфина России от 23.06.2020 N 24-01-08/54017 ).
Как правильно закупить работы по текущему ремонту:
Для начала нужно выбрать способ определения поставщика. В большинстве случаев это электронный аукцион. После выбора способа закупки нужно выбрать то, каким образом заказчик будет обосновывать НМЦК. Заказчику будет необходимо либо не менее трех коммерческих предложений (анализ рынка), либо дефектная ведомость и смета. После этого закупка вносится в план-график, и заказчик начинает заниматься разработкой закупочной документации.
Теперь перейдем к требованиям, которые заказчик может или не может предъявлять к участникам. Градостроительный кодекс отдельно не регламентирует текущий ремонт. Заказчик не может требовать от участника членство в саморегулируемой организации. Также заказчик не может устанавливать доптребования к участникам, так как данный вид закупок не попадает под действие постановления №99 от 04.02.2015 (см. письмо ФАС России от 17.04.2017 N ИА/25494/17 ).
После разработки «рыбы» закупочной документации заказчику необходимо заняться описанием объекта закупки. Описание состоит из нескольких частей. Вне таблицы указываются ссылки на ГОСТы, СанПиНы, СНиПы, которыми удовлетворяют выполняемые работы. Далее идет таблица, в которой указаны объемы работ, которые нужно выполнить (составляется на основании дефектной ведомости). Финальный штрих – описание оборудования и материалов, которые будут использоваться при выполнении указанных работ. При описании таких материалов и оборудования также нужно следовать ГОСТам.
При таком описании объекта закупки участнику недостаточно предоставить только согласие на выполнение работ, оказание услуг. Участник должен будет приложить конкретные характеристики товара, а также указать страну происхождения поставленного товара.
см. также альтернативное мнение: УФАС: госзаказчику нельзя требовать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (Решение Московского областного УФАС России от 05.03.2020 по делу N 50/06/7362эп/20, 50/06/7365эп/20, 50/06/7363эп/20, 50/06/7364эп/20).
Контракт будет заключен по цене, предложенной победителем закупочной процедуры. Если в качестве обоснования НМЦК использовался метод анализа рынка, то вопросов быть не должно. Если в качестве обоснования использовалась смета, необходимо добавить:
● величину понижающего коэффициента (разница НМЦК и процента снижения НМЦК);
● итоговую цену контракта с учетом понижающего коэффициента.
Источник
Обоснование закупки ремонта помещения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заказчик проводит электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на закупку текущего ремонта помещений. В стоимость ремонта включена стоимость работ, строительных материалов, оборудования и прочие необходимые расходы. По результатам приемки подписываются акты выполненных работ.
Какие требования к составу первых частей заявок должен установить заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ: согласие на выполнение работ либо согласие на выполнение работ и конкретные показатели товара (используемых строительных материалов и оборудования), страна происхождения товара?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При закупке работ по осуществлению текущего ремонта заказчик не вправе требовать от участников закупки включения в первую часть заявки на участие в электронном аукционе только согласия выполнить работы в соответствии с условиями, установленными документацией.
Обоснование позиции:
По общему правилу, установленному п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), первая часть заявки на участие в электронном аукционе (далее — заявка) должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (далее — документация) и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В качестве «общего исключения» при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, согласно действующей редакции п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (данный пункт изменен с 1 января 2020 года, смотрите п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ), первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Эта информация включается в заявку в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.
Кроме того, ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ установлено «исключение из исключения»: в случае, если в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проектной документации она должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Согласно же п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ включение в документацию о закупке проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, обязательно при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки для заключения контрактов жизненного цикла и контрактов на проектирование и строительство объектов капитального строительства (ч.ч. 16, 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, текущий ремонт объектов капитального строительства среди случаев, когда заказчик должен включить в документацию о закупке проектную документацию, подготовленную в соответствии с градостроительным законодательством, не упомянут. Соответственно, заказчик и не вправе требовать от участника закупки включения в первую часть заявки только согласия на выполнение работ в соответствии с такой проектной документацией.
Таким образом, при закупке работ по текущему ремонту объектов капитального строительства следует руководствоваться общим правилом, установленным п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, и общим исключением, установленным п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, участник закупки, помимо согласия на выполнение указанных работ, может и даже должен включить в первую часть заявки наименование и характеристики, а также наименование страны происхождения товара, поставляемого при выполнении работ, если условие о такой поставке предусмотрено документацией о закупке.
Данный вывод подтверждается материалами, пусть и немногочисленными, правоприменительной практики (смотрите Тему 2 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика. ФАС России, октябрь 2019 г.).
Строго говоря, на наш взгляд, говорить о закупке (поставке) товара при выполнении работ можно только в том случае, если заключаемый контракт может быть квалифицирован как «смешанный договор» — договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в данном случае — договора на выполнение работ (подряда) и договора поставки, когда одновременно с выполнением работ по созданию или преобразованию вещи (помещения) к ней прилагаются (в нем устанавливаются) вещи, не являющиеся ее частью. Учитывая, что целью подряда является создание вещи либо выполнение другой работы, имеющей материальный результат (п. 1 ст. 703 ГК РФ), что неизбежно требует использования материалов, то есть других вещей, которые также могут рассматриваться как товары (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 455 ГК РФ (например, при выполнении строительных работ, песок, бетон и т. п.)), включение их в качестве составной части в результат работ вещи не должно рассматриваться как их отдельная передача по иному гражданско-правовому договору. Иными словами, буквальная формулировка п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании. Такое возможно, если объектом закупки является, например, «реконструкция помещения с оборудованием рентген-кабинета». С этой точки зрения само по себе упоминание в локальном сметном расчете, входящем в состав документации о закупке работ по текущему ремонту, тех или иных материалов, предполагаемых для использования в ходе выполнения работ для создания их материального результата, не может однозначно свидетельствовать о поставке данного товара заказчику, если контрактом и документацией о за
С описанной позиции при осуществлении закупки работ по текущему ремонту первая часть заявки участников должна содержать наименование и характеристики, а также наименование страны происхождения товара, только если документацией о закупке предусмотрено приобретение товара, поставляемого заказчику при выполнении данных работ. Например, если для выполнения таких работ подрядчиком поставляются материалы или оборудование, принадлежащие ему на момент заключения контракта или приобретаемые впоследствии, и которые влияют на качество выполняемых работ, соответственно, к которым по этой причине заказчиком могут предъявляться определенные требования (к их функциональным, техническим характеристикам).
Вместе с тем отметим, что прежняя редакция п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ содержала формулировку «закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар «, что явно не тождественно «поставке заказчику товара при выполнении работ, оказании услуг». Учитывая, что при включении приобретенных в качестве товаров материалов, включаемых в состав результата работ, в том числе — именно для такого включения, используется также и оборудование (например, грузовые машины, кран, экскаватор и т.п.), которое также может рассматриваться как товар, при неизменности прежней формулировки п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ участникам в первой части заявки формально следовало бы указывать наименование, характеристики, страну происхождения также и такого оборудования. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод, что изменение данного пункта можно считать направленным на исключение данного очевидно абсурдного с позиции здравого смысла его прочтения и обеспечения однозначности наложения на участников закупки обязанности указывать в первой части заявки наименование, характеристики и наименование страны происхождения только тех товаров (материалов), которые передаются в собственность (поставляются) заказчику, в том числе в составе результата работ и (или) в качестве обеспечения возможности эксплуатации такого результата либо для обеспечения возможности оказания услуг.
В связи с этим особо отметим, что Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ предусмотрена замена формулировки «закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар» словами «товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг», либо дополнение слов «закупка товара» последней из упомянутых фраз, в иных случаях (смотрите п. 2 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 4 ст. 54.4, ч. 8 ст. 78, п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ и пр.). Что, на наш взгляд, свидетельствует о воле законодателя избежать неопределенности формулировки «закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
20 апреля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник