Обслуживание ремонт буровых станков

Техническое обслуживание буровых установок

Удаленность объектов, где производятся работы по бурению скважин, обуславливает дополнительные требования по техническому обслуживанию буровых установок. Очень часто удаленный ремонт буровых либо очень сложно, либо просто невозможно организовать ввиду ограниченного оснащения передвижных мастерских. Для экономии средств и поддержания оборудования в рабочем состоянии владельцам или арендаторам буровых установок рекомендуется производить техническое обслуживание точно в рамках регламентированного графика. Значительно сократить расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом, поможет использование передвижных буровых установок.

Применение буровых установок

Передвижные установки способны пробуривать скважины глубиной от нескольких метров до полукилометра. В связи с этим область их применение довольна обширна:

  • Бурение скважин под воду;
  • Отбор керна;
  • Решение строительных задач.

Самая простая задача в этом списке: бурение скважин под воду. Для этого не требуется бурить глубокие скважины, что уменьшит нагрузку на насосы и места соединений буровых труб. Однако, такой вид работ чаще всего происходит на большом удалении от ремонтных мастерских, что делает обслуживание оборудования затруднительным.

Работы по отбору керна и бурению скважин под строительные нужды имеют свои риски. Как правило, отбор керна производят для исследования геологического строения пластов породы. Неисследованное строение пробуриваемых пластов может послужить причиной поломки бурильного долота или выхода из строя системы промывки скважины. Резкий переход на более твердые породы при неизменных параметрах бурения может вывести из строя плохо подготовленное оборудование.

Сервисное обслуживание и ремонт оборудования может происходить по следующим сценариям:

  • Работы на территории сервисной организации;
  • Выезд специалистов на место работ для ремонта;
  • Замена крупных частей с последующим их ремонтом.

Первый вариант является наиболее оптимальным. В этом случае обслуживание проводится строго по нормативным документам сервисного обслуживания. При своевременной замене расходных материалов, диагностике частей буровых установок согласно инструкциям, процент поломок при бурении стремится к нулю. Своевременный осмотр выявит изношенные детали, которые необходимо заменить. Если же не произвести их замену вовремя, они могут вызвать выход из строя целых узлов и агрегатов.

Для поломок, ремонт которых не требует заводских условий, может быть вызвана специальная ремонтная машина. Такие машины оборудованы гидравлической рукой-манипулятором, набором слесарных инструментов, необходимым количеством расходных материалов.

Если из строя вышел крупный агрегат, либо деталь, требующая заводского ремонта, то ее можно временно заменить. В этом случае на буровую приезжают представители сервисной компании, заменяют неисправную деталь и увозят ее для дальнейшего ремонта. Этот случай наиболее материально затратный.

Источник

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

3.1 Буровые станки

Техническое обслуживание

Для поддержания буровых станков в работоспособном со­стоянии служба механика и экипаж станка должны постоянно заботиться о правильной эксплуатации и своевременном про­ведении технических обслуживании и ремонтов машины. Тех­ническое обслуживание буровых станков включает следующие виды работ: чистку механизмов, смазку сборочных единиц, ре­гулировку и наладку тормозных и прочих элементов, устранение мелких неисправностей, а также осмотры приводов, электрообо­рудования, пневмо- и гидросистем, металлоконструкций, грузо­подъемных средств и сосудов под давлением для определения объемов и характера предстоящих ремонтов.

Системой технического обслуживания буровых станков предусматривают проведение ежесменного (ЕО), ежесуточно­го (СО), еженедельного (НО) и сезонного (30) обслуживании. Ежемесячно предусматривают ремонтный осмотр (РО).

Следует тщательно проводить комплекс мероприятий по се­зонному обслуживанию (30) при подготовке машин к зимней эксплуатации. Для смазки механизмов станков в зимнее время используют зимние смазочные материалы, предусмотренные картой смазки. Необходимо помнить, что зимой в станках могут возникать дополнительные напряжения, приводящие к полом­кам и, как следствие, к простоям.

Согласно правилам безопасности открытых горных работ, машинист должен осматривать станки ежесменно, механик уча­стка — еженедельно и главный механик разреза или его замести­тель — ежемесячно.

Во время этих осмотров осуществляют техническую диагно­стику сборочных единиц с соответствующей записью в журнале приема и сдачи смены. На основании этих записей составляют ведомость дефектов и определяют объем работ, который вместе с регламенти-рованными работами по техническому обслужива­нию составляет программу ежемесячного ремонта.

Сокращение объема технического обслуживания не допус­кается. С разрешения главного инженера предприятию в зависи­мости от состояния машины разрешают отступления от указан­ной выше периодичности обслуживания в пределах 10%, кроме ежесменного технического обслуживания. Работы по техниче­скому обслуживанию выполняет бригада под руководством стар­шего машиниста. Соблюдение графика проведения техническо­го обслуживания должен контролировать главный механик экс­плуатирующей организации. На буровом станке, не прошедшем очередное техническое обслуживание, запрещается работать.

Содержание работ по техническому обслуживанию буровых станков устанавливается заводом-изготовителем и приводится в соответствующих инструкциях.

Ремонтные осмотры буровых станков выполняют силами экипажа по специальным инструкциям в выходные или ремонт­ные дни. На горных предприятиях, работающих без выходных дней, для ремонтных осмотров выделяют специальное время. Во время ремонтных осмотров редукторы вскрывают, устраняют не­исправности, станок проверяют на ходу и производят его налад­ку. Все работы выполняют в забое под руководством механика участка.

Читайте также:  Двигатель z13dtj руководство по ремонту

Особое внимание необходимо уделять фрикционным муф­там, так как в процессе работы у них изнашиваются фрикцион­ные накладки, и муфты следует систематически регулировать. Нужно следить за заклепками, крепящими к тормозной ленте фрикционные накладки, и не допускать износа тормозного шки­ва головками заклепок, для этого они должны быть утоплены.

При ремонтных осмотрах гусеничные ленты натягивают на­тяжными устройствами, а при цепных передачах проверяют сте­пень натяжения втулочно-роликовых цепей. Эксплуатация стан­ка с ненатянутыми цепями приводит к их разрыву.

Большое значение имеет уход за канатами. Необходимо ре­гулярно очищать канаты щетками, тряпками, ветошью и смазы­вать канатной смазкой.

Не реже одного раза в месяц электродвигатели нужно проду­вать сухим сжатым воздухом. Максимальная температура нагре­ва электродвигателя не должна превышать 85°С.

Ремонт

Капитальные и текущие ремонты буровых станков выполня­ют на временных полевых ремонтных площадках или на монтаж­ных и ремонтных площадках в пределах горного предприятия.

Ремонтный цикл буровых станков включает текущие 1, Т2, Т3) и капитальный К ремонты.

Во время текущего ремонта буровых станков Т1, в течение одной-двух смен заменяют быстроизнашивающиеся детали, сва­ривают места, где обнаружены трещины, регулируют тяги и тор­моза.

Текущий ремонт Т2 выполняют в течение суток бригадой из четырех человек, и он предусматривает замену изношенных де­талей с разборкой некоторых сборочных единиц. При этом вы­полняют работы, предусмотренные ремонтом T1, а также заме­няют износившиеся втулки, катки, траки и пальцы, тяги и вилки систем управления, болты, промывают шарикоподшипники.

Текущий ремонт Т3 предусматривает полную разборку ос­новных сборочных единиц станка или их замену. Во время этого ремонта выполняют работы, определенные ремонтами Т1 и Т2, а также заменяют все диски фрикционных муфт и тормозных лент, кулачки и вкладыши фрикционных муфт, втулки опорных катков, наплавляют кулаки ведущих звездочек, промывают под­шипники электродвигателей.

При капитальном ремонте полностью разбирают станок, ре­монтируют или заменяют основные сборочные единицы и ме­ханизмы (головку мачты, фрикционные муфты, валы в сборе, барабаны). У гусеничного ходового оборудования заменяют все опорные и поддерживающие катки, втулки, звездочки, колеса и гусеничные ленты. Иногда заменяют все ходовое оборудование, подшипники качения, валы и шестерни редукторов и др.

Капитальный ремонт станков выполняют в ремонтных мас­терских или на рудоремонтных предприятиях. Продолжительность и трудоемкость ремонтов буровых стан­ков приведены в таблице 4

Таблица 4 — Продолжительность (числитель, сут) и трудоемкость (знаменатель, чел.-смен) ремонтов буровых станков

Вид и периодичность ремонтов, ч

РО Т1 Т2 Т3 К СБУ-125 0,25/4 1,5/63 3/165 5/300 7/700 СБР-160 0,3/6 1/80 4/200 6/320 15/800 2СБШ-200Н 1/80 3/160 7/400 9/640 23/1600 СБШ-250МН 1/90 3,5/180 7,5/450 9,5/710 24/1800 СБШ-320 1/105 4/210 8/525 10/840 25/2100

Экскаваторы

Для одноковшовых экскаваторов предусмотрены следующие виды технических обслуживаний: ежесменное (ЕО), еженедель­ное (НО), ежемесячное (МО) и сезонное (30).

В качестве примера приведено содержание работ по техни­ческому обслуживанию экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-4У.

Ежесменное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . При ежесменном техническом обслу­живании экскаватора особое внимание обращают на состояние корпуса и днища ковша, целостность и степень износа зубьев ковша, состояние рукояти и стрелы (отсутствие деформаций, трещин в сварных швах и в основном металле).

В ковше проверяют наличие штифтов на осях, соединяю­щих его с рукоятью, днищем и коромыслом, надежность дейст­вия механизма открывания днища ковша и ограничителя подъ­ема ковша; смазывают направляющие, шарниры и засов днища ковша.

На рукояти проверяют надежность ее шарнирных соедине­ний с ковшом, креплений амортизаторов. Смазывают втулки седлового подшипника, боковых поверхностей балки рукояти, оси уравнительного блока.

Оборудование на поворотной платформе . При ежесменном техническом обслуживании механизмов напора, подъема, по­ворота экскаваторов проверяют уровень масла в редукторах, на­дежность работы тормозов и системы смазки редукторов, надеж­ность крепления канатов на барабанах, смазывают канаты и зуб­чатый венец. Устраняют все обнаруженные неисправности. Не приступая к копанию, машинист экскаватора обязан опробовать действие тормозов, которые должны обеспечивать надежное торможение всех механизмов экскаватора; проверить на холостом ходу работу механизмов подъема, напора и поворота. Для этого необходимо на пониженных скоростях поднять и опустить ковш, выдвинуть и втянуть рукоять, несколько раз повернуть по­воротную платформу экскаватора вправо и влево на угол 80—90°. При этом в зубчатых передачах не должно быть ненормальных стуков и шумов.

Ходовое оборудование . При ежесменном техническом обслу­живании ходового оборудования проверяют уровень масла в ре­дукторах, исправность роликового круга и надежность работы тормозов механизма хода. Смазывают валы ведущих опорных и натяжных колес, подшипников балансиров. Один раз в два дня смазывают оси роликов роликового круга и оси вращения внут­реннего кольца сепаратора. Один раз в сутки — внутренние по­верхности обойм, поверхности катания роликов, нижнего и верхнего рельсов, ступицы и цапф, втулок токоприемника. Про­веряют работу механизма хода, натяжение гусеничных цепей и износ рабочих граней кулаков ведущих колес.

Пневмосистема. При приемке смены осуществляется выпуск конденсата из воздухо- и маслосборников, проверка закрытия вентилей магистрали обдува механизмов, осмотр компрессор­ной установки, проверка уровня масла в картере и доливка его до верхней отметки стержня маслоуказателя. С пульта управле­ния экскаватора проверяют включение двигателя компрессора в следующей последовательности: включают двигатель компрес­сора; действуя спускным краном на воздухосборнике, понижают давление в нем и убеждаются в правильной работе автоматиче­ского реле давления на включение и выключение компрессора. Визуально проверяют состояние шлангов пневмосистемы.

Читайте также:  Ремонт фекального насоса беламос своими руками

Передают смену с записью в журнале о состоянии узлов, ме­ханизмов и данных о произведенных ремонтах.

Еженедельное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . Еженедельное техническое обслужи­вание предусматривает проверку состояния стенок ковша и их сварных соединений, а также состояние зубьев ковша и их кре­пление. Проверяют состояние крепления осей стрелы к крон­штейнам поворотной платформы; осей седлового подшипника и головных блоков; осей блоков подвески стрелы, а также равно­мерность натяжения правой и левой ветвей подвески стрелы; состояние каната подвески стрелы и его заделку; крепление и со­стояние каната открывания днища ковша на барабане и в клино­вой втулке; наличие шплинтов и штифтов в шарнирных и паль­цевых соединениях.

Оборудование на поворотной платформе . Еженедельное тех­ническое обслуживание предусматривает выполнение провероч­но-контрольных работ. Тщательно осматривают и контролиру­ют болты крепления двигателей, тормоза, редукторы и крышки подшипников; надежность работы муфты предельного момента; отсутствие утечек масла в редукторах. Смазывают валы и шар­ниры тормозов. В механизме открывания днища ковша прове­ряют наличие всех шплинтов в шарнирных соединениях и цело­стность прядей тросика.

Ходовое оборудование . Еженедельное техническое обслужива­ние заключается в смазке шарниров и валиков тормоза ходово­го механизма и проверке затяжки болтов на ходовых тележках, исправности состояния гусеничных цепей, величины суммарно­го зазора между пальцами и внутренними поверхностями смеж­ных проушин при натянутой цепи, натяжения гусениц, величи­ны раскатки обода опорных и натяжных колес.

Пневмосистема. При еженедельном обслуживании в летнее время очищают воздушный фильтр и маслосборник.

Ежемесячное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . Ежемесячное техническое обслужива­ние рабочего оборудования предусматривает выполнение всех работ, осуществляемых при ежесменном и еженедельном техни­ческих обслуживаниях. Кроме этих работ, не реже двух раз в ме­сяц осматривают все сварные швы на рукояти и стреле, прове­ряют надежность крепления перил и лестниц стрелы. Два раза в месяц смазывают роликоподшипники головных блоков и бло­ков на седле. На рис. 3.1 приведены сорта смазочного материа­ла и периодичность смазки рабочего оборудования, роликового круга и зубчатого венца. При необходимости коронки или зубья ковша, подъемный и напорный канаты заменяют.

Передняя стенка ковша может быть изношена в отдельных местах на 80—85%. Для ее замены корпус ковша подвергают га­зовой резке. Место разреза должно проходить по вставкам на расстоянии 20—30 мм от старого шва.

Рисунок 6 — Сорта смазочных материалов и периодичность смазки механиз­мов рабочего оборудования, роликового круга и зубчатого венца экскава­тора ЭКГ-8И:

литол 24: 1 — роликоподшипники блоков подвески ковша; 2 — роли­коподшипники головных блоков; 3 — роликоподшипники двухручьевых блоков; 4 — втулки роликов седлового подшипника; 5 — вклады­ши седлового подшипника; 6 — ось соединения ковша с коромыслом подвески; 7 — ось крепления коромысла с обоймой подвески ковша; 8 — ось блока подвески ковша; 3 — оси блоков подвески стрелы; 10 — оси блоков на двуногой стойке; 11 — ось блока механизма открывания днища ковша; 12— ось качания щеки блока механизма открывания днища ковша; 13 — ось рычага механизма открывания днища; 14 — оси роликов поворотного круга; 15 — зубья поворотной шестерни и зубча­того венца;

ТАП-15В: 16 — шарниры механизма торможения днища; 17— шарни­ры петель днища; 18 — шарниры днища; 19 — валики рычага механиз­ма открывания днища; 20— направляющие засова;

УСс А: 21— балка рукояти; 22— поверхности качения роликового круга;

канатная 39у: 23 — канаты (подъемный, напорный, возвратный и от­крывания днища); 24 — канат подвески стрелы

Запрещается по передней стенке производить газовую резку, поскольку она может вызвать появление трещин. Новые стенки сваривают только аустенитными электродами с соблюдением технологии сварки высокомарганцевистых и легированных сталей. При обнаружении трещин в швах или основном металле рукояти, стрелы дефектное место следует вырубить и заварить качественными электродами.

Оборудование на поворотной платформе . При ежемесячном техническом обслуживании проверяют и подтягивают креп­ления в закрытых и недоступных местах, связанных с частич­ной разборкой узлов. Заменяют пришедшие в негодность бол­ты, шплинты, гайки и т. п. Два раза в месяц смазывают ступицы разъемных барабанов и роликоподшипники выходного вала ре­дуктора поворота. Проверяют состояние зубчатых зацеплений и степень износа зубьев передач всех механизмов. Степень изно­са не должна превышать 12—15% толщины зуба. Обнаруженные при осмотре задиры, наплывы на поверхностях зубьев должны быть своевременно зачищены без искажения профиля зубьев. Не реже одного раза в три месяца заменяют масло в редукторах.

Проверяют степень изношенности накладок на тормозных колодках (износ не должен превышать 50% первоначальной тол­щины накладок) и износ поверхности тормозных шкивов (на ра­бочей поверхности не должно быть задиров и рисок). Мелкие риски и задиры необходимо устранять наждачной бумагой. При более крупных дефектах шкив протачивают на станке.

Читайте также:  Ремонт буксовых узлов пассажирских вагонов

На рисунке 7 приведены сорта и периодичность смазки обо­рудования, располо-женного на поворотной платформе.

Проверяют состояние стопорных планок крепления цен­тральной цапфы на поворотной платформе и стопорение гай­ки на оси центральной цапфы. При необходимости центральная цапфа может быть выведена из поворотной платформы с помо­щью подъемного крана.

Ходовое оборудование . Ежемесячное техническое обслужива­ние ходового оборудования предусматривает профилактическую разборку некоторых сборочных единиц, мелкий ремонт и заме­ну быстроизнашивающихся деталей. Проверяют и подтягива­ют крепежные оси роликов и стыков нижней рамы. Определяют степень износа зубьев в передачах и степень износа тормозных дисков. Два раза в месяц смазывают роликоподшипники веду­щего и тихоходного валов.

При необходимости заменяют гусеничные звенья, ведущие, натяжные и опорные колеса, гусеничную раму, верхний или нижний рельсы, ролики поворотного круга.

Рисунок 7 — Сорта смазочных материалов и периодичность смазки оборудо­вания на поворотной платформе экскаватора ЭКГ-8И:

ТАП-15В : 1— валики и шарниры тормозов подъемной лебедки; 2 — валики и шарниры тормозов напорной лебедки; 3 — валики и шарни­ры тормозов механизма поворота; 4 — зубчатые передачи редуктора подъемной лебедки; 5— подшипники редуктора подъемной лебедки; 6 — зубчатые передачи редуктора напорной лебедки; 7— подшипник редуктора напорной лебедки; 8 — зубчатые передачи редукторов по­ворота; 9 — подшипники промежуточного вала редукторов поворота; 16 — зубчатые передачи привода насоса нагнетателя; 17— подшипни­ки плунжерного насоса;

литол 24: 10— верхний и нижний подшипники главного вала редукто­ров поворота; 11 — штоки цилиндров тормозов подъемной и напорной лебедок; механизма поворота и входной лестницы; 12— ступица разъ­емного барабана напорной лебедки; 15 — подшипники трубы кольце­вого токоприемника;

УссА: 13— цепь привода командоаппарата напорной лебедки;

компрессорное масло К. 19 летом (КД2 — зимой): 14— компрессор

Пневмосистема. Ежемесячное техническое обслуживание пневмосистемы предусматривает проверку плотности всей сис­темы на возможные утечки воздуха с помощью обмыливания мест соединения системы. Проверяют действие обратного клапана, очищают наполнители воздушного фильтра и маслосбор­ника.

Для обеспечения длительной и надежной работы компрес­соров необходимо очищать поступающий в них воздух. Для этой цели на компрессорах должны устанавливать фильтры для очи­стки всасываемого воздуха, а их работу тщательно контролиро­вать не реже одного раза в месяц. В условиях большой запылен­ности чистить фильтры необходимо ежедневно.

Воздухосборник компрессора подвергают внутреннему ос­мотру один раз в год и один раз в три года гидравлическому ис­пытанию.

Манометры для указания давления проверяют и пломбиру­ют не реже одного раза в год. Кроме того, каждое полугодие их должны проверять контрольным эталонным манометром. Рабо­тать при давлениях, превышающих допустимое, запрещается.

Устранение утечек производят путем обжима шлангов стяж­ными хомутиками, а также путем ревизии, исправления или за­мены пневматических распределителей. Воздухосборник являет­ся элементом, подведомственным Ростехнадзору, и при эксплуа­тации следует руководствоваться инструкциями и требованиями Ростехнадзора.

Сезонное обслуживание

Сезонное обслуживание проводится для подготовки машин к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды и включает замену смазочных масел на зимние сорта, утепление машин и комплекс мероприятий по ограничению нагрузок при работе в зимний период.

Ремонты

Врамках ремонтного цикла экскаваторов проводят теку­щий (годовой) (Т), средний (С) и капитальный (К) ремонты (табл. 5, табл. 11.3).

При техническом обслуживании, ремонте, смазке механиз­мов и текущих ремонтах буровых экскаваторов широко исполь­зуют передвижные ремонтные мастерские.

Капитальные, средние и годовые ремонты выполняют на временных полевых площадках или на постоянных монтажных и ремонтных площадках в пределах горного предприятия.

Таблица 5 — Переработанный объем горной массы (числитель, млн м 3 ) и продол-жительность (знаменатель, сут) ремонтов экскаваторов на угольных разрезах

Марка Т С К
ЭКГ-5А 1,2/12 3,6/25 7,2/40
ЭКГ-4У; ЭВГ-4И 1,1/17 3,3/28 6,6/60
ЭКГ-8; ЭКГ-8И; ЭКГ-10И 1,8/17 5,4/28 10,8/60
ЭКГ-12,5; ЭКГ-15И 2,5/26 7,5/35 15,0/70
ЭКГ-16; 20Ш; РН-2300 3,2/26 9,6/36 19,2/70
ЭКГ-20; 204М; ЭГ-20 4,0/28 12,0/40 24,0/90
ЭШ-5/45 1,4/12 2,8/25 5,6/40
ЭШ-10/70А; ЭШ-10/60 2,5/35 7,5/35 15,0/62
ЭШ-25/100 4,5/35 13,5/60 27,0/130
ЭШ-100/100 12,0/4 48,0/75 96,0/150
ЭВГ-35/65М 5,5/35 16,5/60 33,0/120
ЭР-1250; ЭРП-1250 3,0/30 6,0/45 12,0/70
ЭРШР-1600 10,0/40 30,0/50 60,0/100
ЭРП-2500 3,5/40 10,5/55 21,0/90
ЭРШРД-5000 9,0/45 27,0/80 54,0/110

Таблица 6 — Периодичность (числитель, сут (годы)) и продолжительность (знаменатель, ч) ремонтов экскаваторов предприятий металлургии

Марка Т1 Т2 Т3 К
ЭКГ-5А, ЭВГ-4И 30/36 180/72 360/120 (4)/25
ЭКГ-8И 30/48 180/120 360/216 (6)/30
ЗКГ-12,5, 30/72 270/168 540/264 (6)/40
ЭШ-5/45 30/48 180/72 360/216 (4)/45
ЭШ-10/70 30/72 180/144 360/240 (6)/40
ЭШ-15/90 30/96 270/168 540/312 (6)/50
ЭР-1250 30/96 270/168 540/288 (6)/50
ЭРГ-1600 30/120 270/216 540/360 (6)/62
ЭРГ-5000 30/144 270/264 540/456 (6)/75

Перечень работ и объемы по каждому виду ремонтов приво­дятся в нормативно технической документации.

Источник

Оцените статью