Техническое обслуживание и ремонт судов
Техническое обслуживание (ТО) двигателей и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей.
Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в контрольно — диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы.
Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).
Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ.
Примерный объем работ при ТО-1:
— проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов;
— проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя);
— проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.
Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется:
— проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи,
— произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме,
— заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя),
— отрегулировать число оборотов холостого хода,
— проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе,
— продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора,- проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.
Выявленные в процессе проверки неисправности устранить. Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей.
По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.
Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоемкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно-поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п.
При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьезных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна.
В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объему выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты.
Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно.
Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов.
Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации:
Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание:
— наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.;
— наружный осмотр двигателя, систем и устройств;
— проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;
— устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре;
— наличие на судне судовой документации;
— наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования;
— исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем;
— исправность сигнально — отличительных огней;
— уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения;
— наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса;
— правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости.
После возвращения из рейса необходимо:
— надежно пришвартовать судно в отведенном для него месте;
— произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств;
— при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение;
— обеспечить защиту судна от атмосферных осадков;
— сдать судно под охрану.
Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре:
— выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром;
— опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут.
— проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт;
— осмотр систем, устройств и электрооборудования;
— осмотр леечных ограждений и фальшборта;
— проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок;
— устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре.
Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре:
— выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром;
— проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест;
— смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.);
— проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса;
— проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием;
— проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность);
— проверка сальников трубопроводов, кабелей.
Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев ее необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный.
Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования.
В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия.
Типовой перечень работ, выполняемых при навигационном ремонте:
— переборка двигателя а соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
— очистка, ремонт и окраска корпуса;
— замена частей такелажа и мелких частей рангоута;
— замена дефектных резиновых прокладок дверей, люков, горловин;
— замена дефектных барашков на люковых крышках;
— мелкий ремонт отдельных предметов мебели, решеток;
— переборка и чистка обтекателей гребных валов и винтов;
— замена деталей лееров, тентов;
— очистка и регулировка электродвигателей, генераторов, замена дефектных электрощёток;
— проверка сопротивления изоляции электрооборудования, аккумуляторов;
— ремонт и замена дефектного электрооборудования;
— проверка аккумуляторов в соответствии с «Краткими правилами эксплуатации и ухода за стартерными батареями»;
— проверка и ремонт контрольно-измерительных приборов.
Источник
Обслуживание судна при его ремонте
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта
РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ
Директор института В.Г.Фомин
Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин
УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.
1. Общие положения
1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.
1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.
1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.
1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.
2. Определения и понятия
2.1. Гарантийный срок — период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.
2.2. Инспекторский осмотр судна — проверка содержания судна специалистами судовладельца.
2.3. Испытание судна (судовой техники) — натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).
2.4. Оценка качества технической эксплуатации — оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.
2.5. Освидетельствование судна — определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.
2.6. Ремонт судна — элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.
2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) — документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.
2.8. Техническое использование — эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.
2.9. Техническое обслуживание судна — комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.
Техническое управление — управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.
2.10. Эксплуатационная готовность — состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.
3. Основные требования
3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:
— безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;
— безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;
— сохранность перевозимых грузов;
— заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;
— постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;
— предотвращение загрязнения окружающей среды;
— соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.
3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.
4. Организация технической эксплуатации судов
Техническая эксплуатация — комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.
4.1. Задачи и функции судовладельца
4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.
4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.
4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.
4.1.4. Организация освидетельствования судов.
4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.
4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.
4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.
4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.
4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.
4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.
4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.
4.2. Задачи и функции экипажа
4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.
4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.
4.2.4. Члены экипажа должны:
4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;
4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;
4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;
4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;
4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;
4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.
4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания — старшего механика.
4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:
4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);
4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;
4.2.6.3. проверить наличие снабжения;
4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.
4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).
4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.
4.3. Техническое использование судов
Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.
4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления — с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов — без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.
4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.
4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.
4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.
4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.
4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.
4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).
4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.
4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.
4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.
4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.
4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.
Источник