Обучение ремонту гибридных автомобилей
Каталог
По моему многолетнему опыту работы с гибридами,
могу сделать такой вывод: «гибридный автомобиль — это очень надежный автомобиль».
Сам он выходит из строя очень и очень редко, несмотря на сложное — с первого взгляда, устройство. На фото справа это видно. Поставить рядом два автомобиля — не гибридный и гибридный, и сразу же начинаешь удивляться и задумываться: «Какой он сложный . а если вдруг что-то сломается . а как ремонтировать. «.
А на самом деле выход из строя узлов и агрегатов гибридного автомобиля происходит по двум основным причинам:
1. Попытка владельца автомобиля что-то самостоятельно улучшить в своем автомобиле или установить какое-то нештатное устройство.
2. Это неграмотное и неквалифицированное обслуживание автомобиля.
Если с первым пунктом, надеюсь, все более-менее ясно, то со
вторым дело обстоит гораздо хуже.
Увы, но у нас в России практически нет специалистов, которые могут грамотно диагностировать, обслуживать и ремонтировать гибриды. По печальной статистике 80% поломок гибридов приходится именно на неграмотное и неквалифицированное обслуживание машины.
Хотите простой пример? Например, замена масла в коробке Приуса в 10-11 кузове. Казалось бы простая операция: слил старое масло, залил новое и вперед… Увы, не все так просто. Во-первых, масло меняется с обязательным снятием поддона коробки. Конструкция поддона выполнена таким образом, что вся самая страшная грязь и мусор, при простом сливе масла остаются в поддоне. И если в этот «мусор» залить свежее масло, то это значит просто выкинуть деньги на ветер… Но и это еще не все! Раз в месяц (сейчас уже
значительно реже) к нам в сервис привозят на эвакуаторе машину со сгоревшим инвертором. Догадались причем тут замена масла? Ответ простой: «сервисмены», при замене масла в коробке, заливают его не в коробку, а в расширительный бачок инвертора, так как заливную пробку на коробке они найти просто не могут!
И это всего лишь такая простая операция, как замена масла в коробке… Про «обучение» коробки на Эстиме-гибрид в 10 кузове, я вообще молчу, так как для подавляющего количества «мастеров»- это вообще «темный лес»…
Ремонт высоковольтной батареи на гибриде — это не тупая замена неисправного элемента, а целый комплекс по РЕМОНТУ батареи:
* замер остаточной емкости элементов
* подбор элементов в пары по
ёмкости
* очистка контактных пластин и т.д.
Научиться этому в России на сегодняшний день можно только в одном месте — У НАС!
За 5 дней вы можете научиться грамотно обслуживать и ремонтировать практически любой гибридный автомобиль, выпускаемый на сегодняшний день в мире. При этом, занятия будут не «сухой теорией», которую вы забудете через месяц, а настоящими практическими ремонтами. Вы своими руками отремонтируете высоковольтную батарею на Приусе, Хонде и на Лексусе, отремонтируете инвертора на Эстиме-гибрид и Хайлендере, научитесь менять ремень вариатора на Эстиме и трехходовую муфту на Приусах! Ремонтировать конверторы на гибридных Хондах, включать эквализацию на тех видах машин, на которых такая функция не предусмотрена в блоке управления.
То, что вы сделаете своими руками- вы уже ни когда не забудете.
Занятия проводятся практически индивидуально, так как группы состоят всего из 3 человек.
Проживание, на время обучения- бесплатное в нашей комфортабельной гостинице прямо при сервисе.
Бесплатный трансферт из аэропорта и ж/д вокзала до места обучения и обратно.
Вкусные обеды и кофе-брейк в перерывах- так же бесплатны.
По окончании обучения, вы сдаете экзамен. Если вы успешно сдали экзамен, то получаете настоящий сертификат о прохождении курса обучения по работе и обслуживанию гибридных автомобилей.
Прошу обратить внимание на слова: «если вы успешно сдали экзамен». Только в этом случае вы получите сертификат, потому что наш принцип обучения: «Честность и эффективность». Мы не даем и никогда не будем давать «бумажки о том, что такой-то ФИО . прослушал курс или побывал на семинаре». Не надо никому лгать!
Этот сертификат вам будет нужен, если вы собираетесь официально сертифицировать ваш сервис для работы с электромобилями и гибридными автомобилями.
Кроме сертификата вы получите методические материалы (в бумажном виде) и ремонтные мануалы по ремонту всех самых распространенных гибридных автомобилей (на диске). И здесь опять прошу обратить внимание на эти слова: мало где после обучения даются «материалы для вспомнить». А мы даем. Потому что это — надо.
Курс обучения занимает 5 дней (с понедельника по пятницу).
Вот его примерный план:
1 день (понедельник) : с 9 до 18 часов.
Перерыв на обед с 12 до 13 часов.
-все виды и типы гибридных автомобилей: их устройство и основные принципы работы (теория)
-правила безопасности при работе с гибридными автомобилями (теория + практические занятия)
-общие принципы диагностики гибридных автомобилей. (теория + практические занятия)
-виды оборудования применяемого
для диагностики и ремонта гибридных
автомобилей (теория + практические занятия):
-работа со сканерами на различных моделях гибридов.
-работа с пневмотестером и компрессометром
-работа с разрядником и осциллографом
-работа с мегомметром и ультразвуковым тестером обрыва проводки
-работа с видеоэндоскопом и дымомашиной
-работа с тестером давления топлива и многими другими диагностическими приборами
2 день (вторник): с 9 до 18 часов.
Перерыв на обед с 12 до 13 часов.
-виды и типы Высоковольтных батарей (ВВБ) на гибридах. (теория)
-устройство и ремонт ВВБ следующих автомобилей: Тойота-Приус в 10, 11, 20, 30, 35, 40 и 50 кузовах, Эстима-гибрид в 10 и 20 кузове, Лексус400Н и RX450H (Хайлендер, Клюгер, Харриер), Лексус GS450H, Хонда-Цивик (дорестайл и рестайл), Кадиллак-гибрид, BMW X6 (теория + практические занятия).
За один учебный день вы научитесь самостоятельно ремонтировать все типы и виды гибридных высоковольтных батарей. Ремонт высоковольтной батареи – это целый комплекс работ, который включает в себя: определение остаточной емкости каждого элемента ВВБ, выявление неисправных элементов, подбор элементов в пары равной емкости, инициализация и эквализация батареи.
Плюс к этому научитесь, как самостоятельно из купленных на рынке за 2000 рублей деталей изготовить такой диагностический прибор, как диагностическо-нагрузочный аппарат, без которого выполнить ремонт высоковольтной батареи просто невозможно.
После этого учебного дня вы будете считать себя ассом по ремонту гибридов.
Но это еще не все:
3 день (среда): с 9 до 18 часов.
Перерыв на обед с 12 до 13 часов.
-продолжение практических занятий по ремонту ВВБ следующих автомобилей: Тойота-Приус в 10, 11, 20, 30, 35, 40 и 50 кузовах, Эстима-гибрид в 10 и 20 кузове, Лексус400Н и RX450H (Хайлендер, Клюгер, Харриер), Лексус GS450H, Хонда-Цивик (дорестайл и рестайл), Кадиллак-гибрид, BMW X6
-устройство и ремонт коробок следующих видов гибридных автомобилей: Тойота-Приус в 10, 11, 20, 30, 35, 40 и 50 кузовах, Эстима-гибрид в 10 и 20 кузове, Лексус400Н и RX450H (Хайлендер, Клюгер, Харриер), Лексус GS450H, Хонда-Цивик (дорестайл и рестайл), Кадиллак-гибрид, BMW X6 (теория + практические занятия).
По окончании этого учебного дня, вы будете уверенно устранять любую неисправность (механическую и электрическую) в коробках передач перечисленных выше автомобилей. Такие термины, как трехходовая муфта, планетарная передача, резольвер и паразитная шестерня будут вам понятны. Вы увидите, как довольно легко можно зарабатывать серьезные деньги на устранении неисправностей в коробках передач гибридных автомобилей.
4 день (четверг): с 9 до 18 часов.
Перерыв на обед с 12 до 13 часов.
-устройство и ремонт инверторов следующих видов гибридных автомобилей: Тойота-Приус в 10, 11, 20, 30, 35, 40 и 50 кузовах, Эстима-гибрид в 10 и 20 кузове, Лексус400Н и RX450H (Хайлендер, Клюгер, Харриер), Лексус GS450H, Хонда-Цивик (дорестайл и рестайл), Кадиллак-гибрид, BMW X6 (теория + практические занятия).
Даже если вы до этого дня не знали основ электроники и не представляли, что такое силовой и полевой транзистор, вы будете уверенно устранять все неисправности в инверторах и конверторах перечисленных выше автомобилей. Крутые специалисты по электронике, которые имеют высшее техническое образование и всю жизнь проработали с электроникой, будут с удивлением смотреть, как легко вы находите неисправность в таком сложном автомобильном приборе, как инвертор и конвертор, и как легко вы ее устраняете.
5 день (пятница): с 8 до 17 часов.
Перерыв на обед с 12 до 13 часов.
-техническое обслуживание гибридных автомобилей
следующих марок:
Тойота-Приус в 10, 11, 20, 30, 35, 40 и 50 кузовах, Эстима-гибрид в 10 и 20 кузове, Лексус400Н и RX450H (Хайлендер, Клюгер, Харриер), Лексус GS450H, Хонда-Цивик (дорестайл и рестайл), Кадиллак-гибрид, BMW X6 и X7. (теория + практические занятия).
-все типовые неисправности встречающиеся на гибридных автомобилях и способы их устранения
(теория + практические занятия).
-разбор всех возможных ошибок различных электронных и механических систем гибридных автомобилей и способы их устранения.
Современные автомобили стали настоько сложны в обслуживании, что, например, если заменить масло в коробке передач Тойоты-Эстимы-гибрид в 10 кузове, и не провести после этого «обучение» коробки, то скорее всего это приведет к обрыву ремня вариатора.
Или такая простая операция, как замена задних тормозных колодок на Тойоте-Приус в 30 кузове приводит к выводу из строя всего тормозного механизма…
Будут подробно рассмотрены и «косяки» программного обеспечения, и ошибки в ремонтных мануалах, которые сильно затрудняют ремонт гибридных автомобилей.
экзамены.
Экзамены представляют собой не простую формальность, а построены в виде дальнейшего процесса обучения и проверки полученных во время обучения навыков и умений на практике: курсанты должны самостоятельно найти и устранить неисправности, которые мы смоделировали на нескольких реальных автомобилях. Это уже настоящее «боевое крещение», так как неисправности довольно сложные.
После практических экзаменов идет теоретическая часть. Но тут тоже не сухая теория, а вопросы в билетах построены таким образом, что нужно найти решение по устранению какой-то типовой неисправности на гибридном автомобиле.
Только успешно сдавшие теоретическую и практическую части экзамена получат сертификат, дающий право работать со всеми типами и видами гибридных автомобилей, электромобилей и автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива.
Все вопросы вы можете задавать по телефону: 8 902 444 23 32 Сергей Николаевич
Источник
Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 18
Вернемся ненадолго к прошлому уроку (№ 17) и вспомним, что мы его заканчивали следующими словами: «Внимательно рассмотрите каждое место соединения контрольного провода с контактной пластинкой. Слегка подергивая за провод, убедитесь в надежности соединения. Не так страшно оторвать провод от пластинки, как не заметить сгнивший контакт, который отпадет в самый неподходящий для вас или вашего клиента момент.
Еще одной часто встречающейся проблемой является высоковольтный оранжевый разъем. Его контакты иногда окисляются до такой степени, что происходит замыкание нескольких связок элементов между собой, с их последующей разрядкой и выделением большого количества тепла в месте замыкания».
Теперь пойдем дальше.
Часто от нагрева разъем трескается либо оплавляется. Контакты выгорают. Иногда выгорают и ответные «папы» в блоке управления высоковольтной батареей. Напряжение на элементах замкнувших связок опускается до 0–1 В.
Чаще всего это происходит во время длительного простоя автомобиля на открытом воздухе при большой влажности или частых перепадах температур. Поэтому рекомендуем снимать и заносить в сухое помещение ВВБ, если предвидится длительная стоянка авто (например, при восстановлении ТС после ДТП). В помещении обязательно должно быть сухо, так как даже исправная, демонтированная с автомобиля ВВБ без размыкателя под действием влаги способна на полное «самоуничтожение».
Теперь остановимся на еще одной проблеме ВВБ Prius 11? и Estima 10 – утечке тока. А что такое вообще «утечка тока»?
Сейчас об этой проблеме мы поговорим совсем коротко в связи с ограниченными возможностями журнальной статьи. Вернемся к этой весьма существенной неисправности в книге, на которую уже не раз ссылались и которая готовится к публикации в этом году.
Фото 30. Целая контактная пластинка
Фото 31. Оранжевый разъем с замкнутыми контактами
Итак, утечка тока. Это понижение сопротивления изоляции высоковольтной системы до определенного уровня, когда блок управления гибридной установки замечает это и выдает соответствующий код неисправности: P3009.
Каким образом проявляет себя эта неисправность в Prius 11. На дисплее высвечиваются сигналы: автомобильчик с восклицательным знаком и треугольник на панели приборов. Автомобиль не теряет в динамике и сохраняет полную дееспособность. При стойком установлении погодных температур воздуха (все равно, отрицательных или положительных) сигналы на дисплее могут самостоятельно погаснуть без всяких последствий. Эти ошибки сохранятся лишь в историях блоков управления гибридной установки и ВВБ.
Утечка тока может быть в любом месте высоковольтной системы: ВВБ, силовой кабель, инвертор, трансмиссия. Но мы сейчас рассмотрим пути устранения утечки тока именно в ВВБ.
Как проверить, имеется ли утечка тока ВВБ на ее корпус? Для этого достаточно промерить мультиметром напряжение между металлическим корпусом ВВБ и элементами в нескольких местах. Соединительная шина должна быть прикручена на место. Если на экране мультиметра вы увидите десятки вольт – это будет означать, что утечка есть. Это совсем не значит, что как только вы установите батарею на автомобиль, то сразу же загорится соответствующий код неисправности. Но если не устранить ее сразу, то с огромной долей вероятности клиент вернется к вам в скором будущем.
Что делать с повышенным сопротивлением медных соединительных пластинок? Думаю, что многих этот вопрос начинает волновать сразу после снятия черных пластмассовых кожухов. Если вид пластинок близок к образцам на фотографии (фото 33), то работать, как положено, ВВБ не будет.
Фото 32. Коды неисправности со сканера
Фото 33. Окислившиеся медные пластинки
Фото 34. Чистые и грязные медные пластинки
Пластинки необходимо очистить от различных оксидов, которые могут иметь разные цвета. Но делать это нужно очень осторожно. С помощью чего? Ответ прост – с помощью химии. Ни в коем случае не использовать механические приспособления для чистки пластин, так как через некоторое время результат будет еще хуже. Химию можно купить практически в любом супермаркете. Очень хорошо с данной задачей справляется «Кумкумит» – кухонное средство для удаления накипи в чайниках. Пол-литровой баночки хватит на десяток батарей. По времени процедура очистки пластинок длится не более получаса. Неплохой эффект получается от воздействия концентрированной уксусной кислотой.
Вытаскиваем пластинки из пластиковой шины. Делать это нужно очень аккуратно, потому что если их погнуть, разгибания без поломки, скорее всего, не получится. Раскладываем снятые медные пластинки в металлической емкости таким образом, чтобы они минимально перекрывали свои рабочие поверхности. Заливаем химией и, подогревая емкость, помешиваем химический состав до тех пор, пока идет реакция с выделением пузырьков воздуха. После того как пузырьки появляться перестали, промываем пластинки водой и насухо вытираем ветошью.
Фото 36. Оплавленный размыкатель
Фото 37. Пронумерованные элементы
Фото 35. Диагностический лист ВВБ
Чтобы не тратить время на этот процесс во время ремонта ВВБ, полезно иметь определенный запас соединительных пластинок, уже отмытых и готовых к установке.
Вставляем соединительные пластинки на место. Проверяем, чтобы во время установки не надломились контактные пластинки. Шины готовы к установке. Поговорим еще раз про диагностику состояния элементов. В ВВБ Prius 11, как и в большинстве других гибридов, оценить состояние элементов проще, чем на Prius 10. На таких гибридах нет смысла делить ВВБ на секции и нагрузка идет на все элементы одинаковая и одновременно. Диагностический лист при этом может быть универсальным для всех остальных ВВБ (меняется лишь количество элементов).
Нагрузочный аппарат подключаем либо к системе главных реле, либо непосредственно к крайним элементам. Не забываем, что необходимо вставить штатный размыкатель на место, прежде чем включать нагрузочный аппарат. Иначе вы просто «подпалите» размыкатель на автомобиле вашего клиента.
С какой стороны начинаем промерять элементы ВВБ? Ориентируемся на провод нагрузочного аппарата, который подключен к плюсу. Для чего? Чтобы можно было сравнить полученные результаты с датой по сканеру. Маркировка элементов производится с этого же элемента обязательно с двух сторон. Не забываем отмечать 6-й и 9-й элемент точками, чтобы не возникла путаница. Нумеруем с двух сторон, предохраняя себя от случайно стершегося номера элемента.
Фото 38. Съемная крышка, стягивающая элементы
Фото 39. Раздутый элемент
Фото 40. Крепление элементов снизу к корпусу ВВБ
На сегодня достаточно. В следующий раз будем разбирать, как снимаются пронумерованные элементы, изучать компоненты гибрида, которые влияют на работу ВВБ, и многое другое.
Как снять элементы? Они стянуты в батарею двумя металлическими крышками. Рядом с блоком управления ВВБ крышка приварена к корпусу, поэтому нет смысла ее трогать. Откручиваем противоположную крышку. Не забываем, что перед этим мы отцепили все температурные датчики с элементов и с этой самой крышки.
Еще одно обязательное условие – открученные винты крепления самих элементов к корпусу ВВБ. Если элементы горячие, то, ослабляя крышку, вы увидите, что расстояние между элементами начинает увеличиваться. Элементы начнут как бы раздуваться изнутри. Они становятся полукруглыми.
В некоторых случаях при этом они могут выйти из строя из-за разрушения кристаллической решетки внутри элемента. Поэтому перед разборкой ВВБ лучше немного охладить (до комнатной температуры). Как только температура спадет – элементы вновь приобретут прежний плоский вид. Также при снятии «горячих» элементов, если винты крепления элементов к корпусу не были заранее откручены, то элементы начинает выгибать «лодочкой» и некоторые винтики может просто срезать. Откручивать в таком состоянии элементы не рекомендуется, так как есть вероятность испортить резьбу на винтиках.
Причиной раздутых и вышедших из строя элементов часто является забитый или неисправный вентилятор охлаждения ВВБ. Соответственно, он требует к себе особого внимания. Расположен он в заднем левом крыле автомобиля. Проверить его работоспособность можно сканером в режиме активных тестов исполнительных механизмов.
- Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель
Источник